СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Фрагмент содержания рабочей программы УМК "Гармония" по окружающему миру.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа «Гармония» разрабатывалась под ФГОС-2009. В редакцию федерального стандарта 2016 года она не вошла, преподавание по ней в государственных школах не ведётся с 2021 года.

Просмотр содержимого документа
«Фрагмент содержания рабочей программы УМК "Гармония" по окружающему миру.»

Пояснительная записка

 Данная рабочая программа  разработана на основе учебной программы по окружающему миру в соответствии с учебно- методическим комплектом «Гармония» ( автор – кадидат пед. наук, доцент О.Т.Поглазова), с учетом  федерального государственного стандарта  начального общего образования.

     Курс «Окружающий мир» является интегрированным, объединяющим знания о природе, человеке и обществе, об истории России.

     Изучение окружающего мира направлено на достижение следующих целей:

- создание условий для продолжения разностороннего развития личности ребенка; развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

- последовательное формирование у учащихся целостной картины окружающего мира; освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;

- формирование пропедевтической базы для дальнейшего успешного изучения в основной школе естественнонаучных и гуманитарных курсов; воспитание позитивного эмоционально- ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно- нравственной культуры, патриотических чувств;

- выработка нравственно- этических и безопасных норм взаимодействия с окружающим миром. формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

     При этом решаются следующие развивающие, образовательные, воспитательные задачи:

- развитие познавательной активности и самостоятельности в получении знаний об окружающем мире;

- ознакомление с взаимосвязями человека и природы, человека и общества;

- усвоение учащимися знаний об объектах, явлениях, закономерностях и взаимосвязях окружающего мира;

- освоение общенаучных и специфических методов познания окружающего мира и разных видов учебной деятельности;

- воспитание у учащихся любви к природе и своему Отечеству, бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других людей, уважения к прошлому своих предков;

-формирование навыков безопасного, культурного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе.

    В процессе изучения данного предмета школьники получают знания об окружающем мире из различных источников, используя разные способы познания; начинают осмысливать окружающий мир, ориентироваться в нем, понимать роль человека в мире; осознают, что мир красив, многообразен, един, изменчив; приобретают разнообразные навыки и умения: наблюдать и сопоставлять, спрашивать и доказывать, выявлять взаимосвязи, причины и следствия, отражать полученную информацию в виде рисунка, схемы, таблицы, проводить несложные опыты, пользоваться приборами. Ориентироваться на местности, приобщаться к творческому труду; приобретают желание осваивать новые виды учебной деятельности, познавать глубже окружающий мир, активно действовать в нем.

    В качестве комплекса средств, реализующих задачи курса, выступают: содержание обучения, методы и методические приемы, средства обучения и формы организации учебно-познавательной деятельности школьников.

    Формы организации учебного процесса при реализации интегрированного курса «Окружающий мир» могут быть разнообразными: дидактические игры, уроки в музеях, на пришкольном участке, в парке, на улицах города, уроки-исследования и экспериментальной проверки каких-то гипотез, уроки-путешествия, уроки-заседания экологического совета, уроки-конференции. Учебно-познавательная деятельность учащихся на уроке может быть индивидуальной, групповой, фронтальной.

    В 4 классе полученные учащимися представления о многообразии объектов природы и их изменчивости дополняются пространственными и временными представлениями об окружающем мире. Дается представление о природных сообществах и природных зонах, о Земле как планете Солнечной системы. Ученики узнают о трудном и славном историческом пути России, о богатом культурном наследии Родины, о государственных деятелях, повлиявших на ее судьбу, о знаменитых соотечественниках, которыми гордится Россия. Перед учащимися на исторической карте и исторической «ленте времени» разворачиваются наиболее значительные вехи российской истории. После завершения знакомства со своей страной предстоит познакомиться с материками и океанами Земли, с историей их открытия. Особое внимание уделяется тому, что природа планеты — это общее достояние человечества, а ее охрана — важнейшая задача всех народов Земли.

    Основной задачей в выпускном классе является обобщение и систематизация полученных ранее знаний. Закрепляется умение работать с научно-популярным текстом и другими видами информации: с планом, географической и исторической картами, с более сложными схемами, таблицами, алгоритмами. Продолжает формироваться экологическое мышление. При этом внимание акцентируется на нахождение взаимосвязей между живой и неживой природой, деятельностью человека и изменениями в окружающей среде, приводя учащихся к пониманию закона экологии «Все связано со всем».

    У учеников постепенно формируются представления об историческом пути нашего Отечества, о месте и роли родного края в судьбе Родины, о созидательной деятельности многих поколений наших предков. Получаемые в течение учебного года представления о природе и истории России ученики закрепляют и дополняют конкретными сведениями о богатстве природы, занятиях людей, историческом прошлом, достопримечательностях и культурных ценностях своего края.

       Таким образом, изучение окружающего мира осуществляется по трем стержневым    линиям: окружающий мир многогранен, интересен и все время изменяется — наблюдай и познавай его, интересуйся тем, каким он был; опыт человечества и твоих предков богат и пригодится тебе в жизни — уважай и изучай его; природа жизненно необходима тебе и ранима- знай об этом и береги ее красоту и гармонию.

                                    Место предмета в учебном плане

В Федеральном базисном образовательном плане на изучение окружающего мира в 4 классе отводится 2 часа в неделю, всего 68 часов, в том числе на обобщение и проведение контрольных работ отводится 6 часов, которые проводятся как письменные работы в виде тестов.

Содержание учебного курса

№п/п

Раздел

Количество часов

Контрольные работы

Практические работы

1.

Ориентирование в пространстве и во времени

13 часов

1

1

2.

Путешествие в космос

5 часов

1

1

3.

Путешествие по поверхности и недрам России

9 часов

1

1

4.

Путешествие по экосистемам

11 часов

1

1

5.

Путешествие в прошлое России

18 часов

1

1

6.        

Путешествие по океанам и материкам Земли

12 часов

1

1

Итого: 68 часов


1.Ориентирование в пространстве и во времени (13 ч)

Путешествия — источник знаний об окружающем мире. Путешествия в пространстве и «путешествия» во времени. Профессия археолог. Археологические раскопки — источник знаний о прошлом.

Движение Земли, Луны и счет времени. Сутки, неделя, месяц, год. Устройства для счета времени. Разнообразие часов. Историческое время: век, тысячелетие, эра. Дата. Календарь. «Лента времени».

Важность умения ориентироваться. Горизонт, стороны горизонта. Ориентирование на местности по Солнцу, местным признакам. Компас, его устройство, использование для ориентирования на местности.

Наблюдения, практические и творческие работы: освоение приемов ориентирования на местности с помощью компаса.

Рисунок, чертеж, план предмета. Измерение расстояний в старину и в наше время. Масштаб. План местности. Условные знаки на плане городской и сельской местности.

Географическая карта, ее отличие от плана местности. Условные знаки физической карты. Историческая карта, ее отличие от физической карты. Изображение исторических событий на исторической карте.

Практические и творческие работы: составление плана комнаты, школьного двора (по выбору); чтение плана местности и физической карты.

Представления древних о форме Земли. Земля — шарообразное космическое тело. Глобус — модель Земли. Условные линии и точки на глобусе (полюса, экватор, меридианы, параллели). Материки и океаны на глобусе. Карта полушарий Земли.

2. Путешествие в космос (5 ч).

Солнечная система. Земля в Солнечной системе. Естественный и искусственные спутники Земли. Первые космические полеты вокруг Земли и на Луну. Вид Земли из космоса. Использование искусственных спутников Земли.

Практические и творческие работы: работа с глобусом и картой полушарий; сравнение размеров материков; составление аппликации «Солнечная система».

Экскурсия в планетарий.

3.Путешествие по поверхности и недрам России (9 ч)

Россия на глобусе и карте полушарий. Физическая карта России. Моря, омывающие территорию России. Крупнейшие равнины и горные системы, реки и озера России. Родной край на глобусе и на карте России. Особенности рельефа и крупнейшие водоемы родного края.

Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их добыча, перевозка и использование. Полезные ископаемые, используемые в строительстве. Металлические руды. Использование металлов в технике и в быту, Горючие полезные ископаемые. Роль древних растений в образовании торфа и угля. Богатства недр родного края. Экологические проблемы, обусловленные добычей, перевозкой и переработкой полезных ископаемых. Проблемы рационального использования полезных ископаемых.

Практические и творческие работы: раскраска контурной карты России и нанесение на неё условных знаков и названий; составление маршрута путешествия по карте; работа с коллекциями образцов горных порол и минералов.

 

4.Путешествие по экосистемам (11 ч)

Природная зона. Зона арктических пустынь, тундра, лесная зона, степь, пустыня на территории России. Особенности неживой природы разных зон и приспособляемость растений и животных к условиям обитания. Условия жизни и занятия коренного населения. Экологические проблемы, возникающие в результате деятельности человека, и пути их решения. Организация заповедников, заказников, национальных парков в природных зонах. Горные районы на карте России. Разнообразие растений и животных на разных высотах в горах. Занятия жителей гор. Природная зона и особенности природы родного края, экологические проблемы и возможные пути их решения.

Лес — природное сообщество. Значение леса для природы и человека. Жизнь в воде и у воды. Природные сообщества моря, озера, болота. Разнообразие растений и животных водоемов, их приспособляемость к условиям обитания и взаимосвязи. Опасность путешествий по болотистой местности. Экологические проблемы, возникающие в связи с загрязнением морей, озер и осушением болот. Местные водоемы и особенности их природы. Природное сообщество луга. Значение лугов для сельского хозяйства. Природоохранные меры по сохранению лесов и лугов.

Практические и творческие работы: работа с картой природных зон России; оформление аппликаций, иллюстрирующих растительный и животный мир природных зон или природных сообществ.

Экскурсии к реке Дон.

5. Путешествие в прошлое России (18 ч)

Славянские племена и образование Древней Руси. Первые русские князья. Крещение Руси. Старинные русские города — памятники культуры Древней Руси.

Распад Древней Руси на отдельные княжества. Нашествия на Русь в XIII веке. Александр Невский. Подчинение Руси Золотой Орде.

Объединение русских князей вокруг Москвы в XIV веке. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Образование Московского государства. Освобождение от ига Орды. Московский Кремль и его соборы — памятники культуры России XV века.

Иван Грозный. Нашествие на Русь поляков и шведов в начале XVII века. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Закрепощение крестьян. Исторические памятники Красной площади Москвы, памятники истории родного края XIV—XVII веков.

Петр I — первый император Российской империи, его деятельность по укреплению и расширению Российского государства. Санкт-Петербург — новая столица России. Изменения в жизни дворян и простых людей во время правления Петра I. Россия времен Екатерины II. Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение. Михаил Кутузов. Освобождение крестьян. Отражение исторических событий России и родного края XVIII—XIX веков в памятниках архитектуры и произведениях искусства.

Революции в России в начале XX века. Образование Советской России. Гражданская война. Образование Советского Союза. Успехи и трудности строительства социалистического хозяйства. Великая Отечественная война 1941 — 1945 гг. Ратный и трудовой подвиг народа в годы войны. Г.К. Жуков. 9 мая — День Победы, память о Великой Отечественной войне. Ветераны войны и тыла, памятные места боев (памятники воинам) родного края.

Успехи и неудачи в развитии Советского Союза после войны. Распад Советского Союза. Образование современной России. Государственное устройство современной России: Президент, Государственная дума. Совет федерации.

Практические и творческие работы: рассматривание семейных реликвий, вещественных и письменных исторических источников; работа с исторической картой; ролевая игра – «Я экскурсовод» по историческим местам родного края.

6.Путешествие по океанам и материкам Земли (12ч)

Открытие материков Земли. Роль путешественников и купцов в открытии новых земель. Первооткрыватели и исследователи Азии, Африки, Америки, Австралии, Антарктиды. Кругосветные путешествия. Имена российских путешественников на карте мира, России и родного края. Растения и животные материков и океанов. Коренные народы континентов (одежда, жилища, занятия). Проблемы сохранения природных богатств материков и океанов, чистоты морей. Международная Красная книга.

Практические и творческие работы: работа с картой полушарий и глобусом; прокладывание маршрутов путешествий; изготовление аппликаций «Растительный и животный мир континентов» (по выбору).

Планируемые предметные результаты

освоения программы 4-го класса

Блок «Человек и природа»

Выпускник начальной школы научится:

         различать на основе наблюдений, с помощью иллюстраций, учебного текста объекты природы и изделия человека, явления живой и неживой природы, формы суши и виды водоёмов, космические тела (звёзда, планета, спутник, созвездие на примере Солнца, Земли, Луны, Большой Медведицы);

         приводить примеры представителей разных групп растений (дикорастущих и культурных, хвойных и лиственных деревьев, кустарников и трав), грибов (съедобных, ядовитых, пластинчатых, трубчатых), животных (зверей, птиц, насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся);

         описывать, характеризовать изученные природные объекты и явления, называя их существенные признаки, характеризуя особенности внешнего вида (на примере своей местности);

         сравнивать и классифицировать объекты окружающего мира, выявлять их сходства и различия, выделять существенные и несущественные признаки, распределять растения, животных, формы суши, водоёмы на группы по выделенным основаниям;

         различать части тела зверей, птиц, насекомых, рыб, цветкового растения, части холма, реки;

         различать части тела человека, называть внутренние органы и органы чувств, основные системы органов, объяснять их значение и меры по сохранению их здоровья;

         различать на физической карте с помощью окраски и условных знаков формы суши (горы, равнины) виды водоёмов (реки, озёра, моря), залежи разных полезных ископаемых;

         характеризовать признаки времён года, сезонные изменения в живой и неживой природе; условия, необходимые для жизни растений и животных, способы их питания и размножения;

         определять с помощью наблюдений и опытов свойства воздуха, воды, полезных ископаемых, почвы;

         использовать условные знаки для обозначения природных объектов и явлений, полезных ископаемых, для характеристики погодных условий (температуры воздуха, степени облачности, силы и направления ветра);

         находить и показывать на карте и глобусе материки и океаны Земли; горы и равнины, крупные реки и озёра России;

         объяснять связь движения Земли вокруг своей оси со сменой дня и ночи, обращения Земли вокруг Солнца со сменой времён года;

         объяснять роль растений, животных в природе и в жизни человека;

         выявлять связи живых организмов в природных зонах и сообществах;

         находить факты экологического неблагополучия в окружающей среде, оценивать положительное и отрицательное влияние человеческой деятельности на природу, участвовать в природоохранной деятельности (всё на примере своей местности);

         вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, сезонными изменениями в природе, погодой, за последовательностью развития из семени цветкового растения;

         выполнять простые опыты по изучению свойств воздуха, воды, снега и льда, полезных ископаемых, соблюдая технику безопасности, пользуясь простейшим оборудованием, делать выводы по результатам исследования и фиксировать их в предложенной форме;

         использовать готовые модели (глобусы, карты, рисунки-схемы, муляжи, рельефные макеты холма, оврага и др.) для изучения строения изучаемых объектов, объяснения природных явлений, нахождения географических объектов и др.;

         исследовать связи растений и животных с неживой природой (на основе наблюдений);

         измерять температуру (воздуха, воды, своего тела), пульс, рост человека;

         выращивать растения одним из способов (из семян, стеблевого черенка, листа).

 

       Выпускник получит возможность научиться:

         рассказывать о форме и движении Земли, об изображении её на карте, о климатических условиях, растительном и животном мире природных зон, о труде и быте людей в природных зонах;

         вести фенологические наблюдения и предсказывать погоду по местным признакам;

         объяснять отличия человека от животных; круговорот веществ и воды в природе; причины разных климатических условий на Земле, приспособляемость растений и животных к разным природным условиям;

         готовить сообщения о небесных телах, о Солнечной системе, о необычных явлениях природы; о способах сохранения чистоты водоёмов, суши, защиты растений и животных и др.;

         пользоваться масштабом при чтении карт;

         обобщать и систематизировать полученные знания (информацию из разных источников об изучаемых объектах и природных процессах, результаты наблюдений за объектами природы, результаты эксперимента);

         ставить познавательную задачу перед проведением наблюдения и опыта, подбирать необходимое оборудование и измерительные приборы, планировать ход работы, проводить нужные измерения, фиксировать результаты в предложенной форме (страницы дневника фенологических наблюдений, таблица, схема, рисунок, словесный вывод);

         моделировать природные объекты и явления (дерево, цветковое растение, гриб, гору, реку, круговорот воды в природе и др.);

         участвовать в проектной деятельности (предложенной автором учебника и собственных вариантов), проводя исследования с использованием дополнительной литературы, включая Интернет, собственные наблюдения; презентовать результаты своей работы.

 

Блок «Человек и общество»

Выпускник научится:

         воспринимать окружающий мир целостно в единстве природы, человека и общества; в единстве народов, культур, религий;

         ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми;

         рассказывать о своей семье, о домашнем хозяйстве, о профессиях членов семьи, о внимательном и заботливом отношении друг к другу, о традициях и реликвиях семьи на основе информации, собранной из собственных наблюдений, по рассказам старших членов семьи, из фотографических альбомов и др.;

         использовать элементарные обществоведческие и исторические понятия для решения учебно-познавательных задач;

         узнавать государственную символику РФ, отличать флаг и герб России от флагов и гербов других стран мира;

         находить на карте Российскую Федерацию, её столицу город Москву, свой регион и его административный центр; показывать на отдельных исторических картах места изученных исторических событий;

         понимать, что такое Родина, родной край, малая родина;

         анализировать иллюстрации, сопоставлять их со словесным описанием в тексте, реконструировать исторические события по отражающим их репродукциям картин; описывать (пересказывать) изученные события из истории России;

         готовить небольшие сообщения о достопримечательностях Москвы и Санкт-Петербурга, демонстрируя фотографии (репродукции картин, открытки) государственных зданий, исторических памятников, театров и других объектов культуры;

          рассказывать об исторических деятелях; приводить примеры открытий, фактов и событий культуры, истории общества, оценивая их значимость в жизни людей и государства;

         объяснять, что такое Конституция, приводить примеры прав и обязанностей граждан России, называть права детей;

         различать прошлое и настоящее; соотносить исторические события с датами, конкретную дату с веком; определять последовательность важнейших событий в истории России;

         рассказывать по результатам экскурсий о достопримечательностях, памятных местах, исторических памятниках, известных людях родного города (села, районного центра).

 

Выпускник получит возможность научиться:

         оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников и т.д.); физическую и духовную красоту человека, его поступков, трудолюбие и мастерство;

         соблюдать морально-этические нормы поведения в семье, школе, учреждениях культуры и других общественных местах; заботливо относиться к младшим, уважать старших, быть внимательным к людям с нарушением здоровья;

         различать нравственные и безнравственные поступки, давать адекватную оценку своим поступкам;

         составлять родословную своей семьи;

         объяснять символический смысл цветных полос российского флага, изображений на гербе России, Москвы, своего региона;

         рассказывать по рисункам, схематическому плану об устройстве старинной избы, старинного города, о предметах быта, одежды, о военных действиях известных полководцев (по материалам учебника и экскурсиям в краеведческий, исторический музеи, на местном материале);

         рассуждать о прошлом, настоящем и будущем Родины и родного края; отражать важнейшие события в истории Отечества на «ленте времени»;

         находить и показывать на глобусе, карте полушарий, политической карте мира изученные страны мира, пути великих путешественников, открывателей новых земель; рассказывать о достопримечательностях изученных стран, особенностях народов, проживающих в них;

         находить дополнительную информацию об исторических деятелях, князьях, царях, императорах, полководцах, учёных, изобретателях и других выдающихся деятелях России; оценивать их вклад в сохранение независимости нашего государства, в развитие культуры и благосостояния народов, населяющих её;

         использовать дополнительную литературу (словари, энциклопедии, детскую художественную литературу) с целью поиска ответов на вопросы, извлечения познавательной информации об образе жизни, обычаях и верованиях наших предков, о религиозных и светских праздниках народов, населяющих родной край, для создания собственных устных и письменных сообщений;

         изображать предметы с осевой, центральной, переносной симметрией;

         моделировать (по желанию) из бумаги, пластилина, глины и других материалов старинные городища, старинную одежду, предметы быта, военные доспехи дружинников и др.

В результате изучения правил безопасной жизни выпускник научится:

         осознавать ценность здоровья и здорового образа жизни;

         оценивать опасность некоторых природных явлений, общения с незнакомыми людьми;

         соблюдать правила личной гигиены, безопасные нормы поведения в школе и других общественных местах;

         соблюдать нормы безопасного и культурного поведения в транспорте и на улицах города;

         объяснять безопасные правила обращения с электричеством, газом, водой;

         составлять и выполнять режим дня.

 

Выпускник получит возможность научиться:

         сохранять здоровье своего организма, его внутренних органов и органов чувств;

         следовать правилам здорового образа жизни;

         соблюдать правила противопожарной безопасности;

         оказывать первую помощь при лёгких травмах (порез, ушиб, ожог).

Планируемые результаты формирования УУД

средствами предмета «Окружающий мир» на конец 4-го класса

 

            В процессе изучения окружающего мира, учащиеся получат возможность развить свои способности, освоить элементарные естественнонаучные, обществоведческие и исторические знания, научиться наблюдать, экспериментировать, измерять, моделировать. В результате поисковой, экспериментальной, исследовательской деятельности у младших школьников сформируются не только предметные знания и умения, но и универсальные учебные умения, коммуникативные, регулятивные, познавательные.

 

Личностные результаты изучения курса «Окружающий мир»:

У выпускника будут сформированы:

         положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения;

         готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей;

         осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества с ориентацией на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам;

         понимание ценности семьи в жизни человека и важности заботливого отношения между её членами;

         осознание себя как гражданина своего Отечества, обретение чувства любви к родной стране, к её природе, культуре, интереса к её истории, уважительное отношение к другим странам, народам, их традициям;

         умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки и события с принятыми в обществе морально-этическими принципами;

         навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе;

         осознание ценности природы не только как источника удовлетворения потребностей человека, но и её значение для здоровья человека, развития эстетического восприятия мира и творческих способностей;

         понимание важности здорового образа жизни.

 

У выпускника могут быть сформированы:

         стремление к саморазвитию, желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения и адекватно оценивать свои успехи и неудачи, умение сотрудничать;

         зарождение элементов гражданского самосознания (российской идентичности), гордости за свою Родину, российский народ, интерес к образу жизни народов, населяющих родной край, уважения к прошлому своих предков, желания продолжить их добрые дела;

         стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми другой национальности, с нарушениями здоровья;

         эстетическое восприятие природы и объектов культуры, стремление к красоте, желание участвовать в её сохранении;

         осознание личной ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих.

 

 

 

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

         организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, эксперимента, практической работы с гербарием, коллекцией, с контурными картами и др.)

         принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;

         планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими, экспериментальными задачами;

         действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или данным в учебнике, рабочей тетради;

         контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя);

         оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.

 

Выпускник получит возможность научиться:

         оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием и умением по изучаемой теме;

         ставить учебно-познавательные задачи перед чтением учебного текста и выполнением разных заданий (перед выполнением наблюдения и опыта, практической работы с гербарием, коллекцией, географической и исторической картой и др.);

         проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения;

         адекватно оценивать результаты учебной деятельности, осознавать причины неуспеха и обдумывать план восполнения пробелов в знаниях и умениях.

 

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

         осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую, экспериментальную задачи;

         осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника (текстов и иллюстраций), рабочей тетради, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми;

         понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др., определять основную и второстепенную информацию;

         применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов;

         подводить под понятие (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками) на основе выделения существенных признаков природных и социальных объектов;

         наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимосвязи и зависимости, отражать полученную при наблюдении информацию в виде рисунка, схемы, таблицы;

         использовать готовые модели для изучения строения природных объектов и объяснения природных явлений;

         осуществлять кодирование и декодирование информации в знаково-символической форме.

 

Выпускник получит возможность научиться:

         осмысливать цель чтения, выбор вида чтения в зависимости от цели;

         сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения исследовательских задач, включая Интернет;

         обобщать и систематизировать информацию, переводить её из одной формы в другую (принятую в словесной форме, переводить в изобразительную, схематическую, табличную);

         дополнять готовые информационные объекты (тексты, таблицы, схемы, диаграммы), создавать собственные;

         осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых в рамках урока или внеурочных занятиях.

 

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

  • аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог);

  • вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;

 

  Выпускник получит возможность научиться:

         оперировать в речи предметным языком – правильно (адекватно) использовать естественнонаучные, исторические, обществоведческие понятия, полно и точно излагать свои мысли, строить монологическую речь, вести диалог;

         планировать, сотрудничая с взрослыми (учитель, родитель) и сверстниками, общие дела, распределять функции участников и определять способы их взаимодействия;

         проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной работы, желая помочь взрослым и сверстникам;

         уважать позицию партнёра, предотвращать конфликтную ситуацию при сотрудничестве, стараясь найти варианты её разрешения ради общего дела.

         участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения, презентации).


Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема урока

Элементы обязательного минимума содержания

Домашнее задание

Характеристика основных видов  деятельности ученика

Сроки

   план      факт


Ориентирование в пространстве и во времени (13 ч)


1

Путешествия – источник знаний.

 Систематизировать знания, полученные в 1-3 классах; сформировать представление о путешествии как способе познания окружающего мира, о науках, использующих результаты путешествий: геологии, географии, археологии.

 Раб.тетр.№2, уч.с.5-11

Работа со схемами и моделями, беседа по картине, групповая работа

04.09.18


2

Как человек научился считать время.

Систематизировать знания о начале сезонов по календарю, по солнцу, по фенологическим признакам.

Раб.тетр. № 5, 6, 7, 8, учебник с. 11-17

Групповая работа.

Практическая работа №1, наблюдение, рассуждение

06.09.18


3.

Устройство для счета времени.

познакомить с разными видами часов, созданных человеком

Учебник с.18-21

Практическая работа. Познавательная деятельность

11.09.18


 4.

Как считают время в истории.

Закрепить знание единиц времени, познакомить с солнечным и лунным календарем. Ввести понятие «век», «тысячелетие», «эра». Сформировать представление об историческом времени.

Раб.тетр. №12, 13, 14, 16, учебник с. 22- 27 

 Тестовая работа. Практическая работа. Самонаблюдения. Составление кроссворда

13.09.18


5.

Ориентирование на местности.

Проверка усвоения знаний по теме 
«Ориентирование во времени».

Различие ориентиров – городской 
и сельской местностей, космонавтам, лесникам.

Заповеди путешественника

Творческое задание: составить секретное письмо пирата, по которому можно будет найти клад, спрятанный когда-то давно.

Проверочная  работа № 1, работа с учебником

18.09.18


6.

Путешествие с компасом.

Сформировать знания о горизонте, сторонах горизонта. Познакомить учащихся с устройством компаса и механизмом его действия

Раб.тетр.№ 3, 4. 6, учебник с.34-37

Решение проблемной ситуации, исследовательская работа

20.09.18


7.

Как изображают предметы и местность

Сформировать знания учащихся о способе изображения предметов ( с рисунком, разрезом, чертежом, планом)

Раб.тетр. №10, учебник с.38-39

Графический диктант, беседа по вопросам, практическая работа

25.09.18


8.

Что такое масштаб.

Знакомство с понятием «масштаб», старинными мерами длины.

Учебник с. 40-42 Раб.тетр.№ 15

Индивидуальная работа по карточкам. Составление плана предмета, используя масштаб. Практическая работа.

27.09.18


9.

План местности.

Сформировать знания учащихся о способах изображения местности, познакомить с условными знаками плана местности, учить читать план местности и составлять его.

Учебник с. 43-47

Групповая работа, разгадывание ребусов. Составление плана местности, практическая работа в тетради

02.10.18


10.

Что изображают на картах.

Сформировать представление о физической и исторической карте, показать отличие карты от плана, учить читать карту, показывать географические объекты, познакомить детей с профессией картографа.

Раб.тетр. №19, 23, учебник с.48-54.

Чтение плана местности, работа с картой, сравнение карты и плана. Решение кроссворда.

04.10.18


11.

Представление о земле древних народов. Модель Земли.

Познакомить с представлениями древних народов о форме и движении Земли, формировать представление о глобусе как модели Земли

Раб.тетр.№28, учебник с.55-57

Работа по физической карте России, работа по карточкам, решение кроссворда

09.10.18


12.

Что можно увидеть на глобусе и карте полушарий.

Закрепление знаний о глобусе как модели Земли. Знакомство с понятием «карта полушарий».

Раб.тетр. № 27, 32, 34, учебник с. 58- 60

Работа с глобусом. Работа по карте полушарий.

11.10.18


13.

Обобщающий урок по теме: «                                         Ориентирование в пространстве и во времени»

Повторить и закрепить основные понятия по теме. Обобщение полученных знаний.  Элементарные приемы чтения карты


Контрольная работа №1

16.10.18


Путешествие в космос (5 ч)


14.

Солнце и звезды

Дать представление о Солнечной системе, ее составе, о месте Земли в Солнечной системе, познакомить с учениями древних астрономов о составе Солнечной системы

Учебник с. 62-65

Наблюдение, работа в группах

18.10.19


15-16.

Земля- планета Солнечной системы

Что входит в Солнечную систему. Как древние люди представляли Землю. Когда впервые увидели Землю из космоса. Как влияет Солнце на Землю.

Учебник с.66- 74

Тестовая работа. Сообщения учащихся о планетах Солнечной системы. Познавательная деятельность.

23.10.18

25.10.18


17.

Урок- закрепление по теме: «Путешествие в космос»

Повторить и закрепить основные понятия по теме. Обобщение полученных знаний. 

Раб. тетр. № 36, 40, 41

Контрольная работа №2

06.11.18


18.

Экскурсия в планетарий.

Получить углубленные знания по изученной теме.


Познавательная деятельность

08.11.18



Путешествие по поверхности и недрам России (9ч)


19-20.

Россия на географической карте.

Знакомство с природой России, с крупнейшими равнинами и горными системами, реками, озерами, омывающими ее морями.

Учебник с. 77-81

Работа по физической карте России. Работа с контурной картой.

13.11.18

15.11.18


21.

Кладовые Земли

Представление о разнообразии горных пород Земли. Условные обозначения вулканических и осадочных горных пород. Знакомство с понятием «окаменелости».

Учебник с.82- 84

Проверочный тест по теме: «Россия на географической карте»

20.11.18


22.

Полезные ископаемые. Их добыча.

Разнообразие полезных ископаемых, со способами их добычи.

Учебник с. 85- 87

Раб. тетр .№13,14

Составление таблицы «Полезные ископаемые и способы их добычи». Работа по физической карте России.. Обсуждение экономических проблем.

22.11.18


23.

Как используют

полезные ископаемые

Использование полезных ископаемых. Знакомство с профессией геолога.

Учебник с.88-91 Раб. тетр.№18

Тест «Добыча полезных ископаемых», решение кроссвордов по условным знакам полезных ископаемых .Практическая работа.

27.11.18


24.

Из чего и как делают металлы.

Из чего и как делают металлы.

Учебник с.92-93

Практическая работа

29.11.18


25.

Где и как используют горючие ископаемые.

Свойства горючих ископаемых, их использование.

Учебник с. 94- 97 Раб.тетр№ 10, 12, 21

Работа по индивидуальным карточкам. Практическая работа

04.12.18


26.

Безграничны ли запасы полезных ископаемых.

Закрепление знаний по изученной теме, развитие познавательного интереса, воспитание бережного отношения к использованию полезных ископаемых.

Учебник с. 98-100

Защита проекта. Решение экологических проблем.

06.12.18


27.

Обобщающий урок по теме: «Путешествие по поверхности и недрам России»

Закрепление знаний по изученной теме


Работа в группах.  Контрольная работа №3

11.12.18



Путешествие по экосистемам (11 ч)



28.

Природа России.

Знакомство с понятием «экосистема»

Учебник с. 103- 105

Работа по карте.

13.12.18


29.

Суровая Арктика.

Климатические условия, характерные растения и животные, занятия людей в Арктике.

Учебник с. 106-113

Обсуждение экологических проблем, возникающих по вине человека

18.12.18


30.

Ранимая тундра.

Климатические условия, характерные растения и животные, занятия людей в тундре.

Учебник с. 114-123 Раб.тетр.№ 10, 11, 13

Графический диктант. Групповая работа. Практическая работа. Работа по карте.

20.12.18


31.

Россия- страна лесов.

Формирование знаний о климатических условиях, характерных растениях и животных леса. Отличие тайги, смешанных и широколиственных лесов. Роль грибов в лесу.

Учебник с. 124-133

Тетрадь с. 50 №  19, 20, 21

Работа по карте. Беседа по презентации. Работа с дополнительной литературой.

25.12.18


32.

Степные просторы.

Природная зона – степь. Знакомство с географическим положением зоны степей, ее особенностями, животным и растительным миром.

Учебник с.135-142

Тетрадь с. 53 № 28

Работа по карте. Работа с гербарием.

27.12.18


33.

Жаркие пустыни.

Представление о природной зоне пустынь, ее географическое положение, особенности зоны пустынь, растительный и животный мир

Учебник с.143-149

Тетрадь с. 56 № 35

Работа по карте. Работа с гербарием, графический диктант, фронтальная работа

10.01.19


34.

Путешествие в

горы.

Знакомство с особенностями природы гор, с изменением температуры воздуха от подножия к вершине, сменяемость видов растений на разных высотах, животный мир гор, занятия людей.

Учебник с.151-155

Тестовая работа, фронтальная работа, беседа, работа с картой

15.01.19


35.

Жизнь в пресных водоемах.

Ознакомление с разнообразием растений и животных небольших водоемов, взаимосвязями между ними, пищевыми цепями,

Учебник с.156-163

Тетрадь с. 58 № 38, 39

работа с картой, графический диктант, фронтальная работа

17.01.19


36.

Богатство болот.

Ознакомление с разнообразием растений и животных болота. взаимосвязями между ними, пищевыми цепями,

Учебник с.164-168

Тетрадь с. 59 № 40, 41, 42

работа с картой фронтальная работа

22.01.19


37.

Как живет луг.

Ознакомление с разнообразием растений и животных луга, взаимосвязями между ними, пищевыми цепями,

Учебник с.169-173

Тетрадь с. 60 № 43, 44, 45

Работа с гербарием,

фронтальная работа

24.01.19


38.

Обобщение по теме «Путешествие по природным сообществам». Контрольная работа.

Взаимосвязь в природе. Повторение изученного о природных сообществах


Контрольная работа №4

29.01.19


Путешествие в прошлое России (18 ч)


39.

Откуда пошла Русь.

Ознакомление с племенами, образовавшими Древнюю Русь. Восточные славяне и их соседи

Физическая карта России

Учебник с.4-9

Фронтальная работа, работа с исторической картой

31.01.19


40.

Древняя Русь.

Когда и как образовалось Древнерусское государство. Русь при первых князьях. Какими были древние города

Исторические карты, иллюстрации старинных городов, родословное древо первых русских князей

Учебник с.10- 18

Фронтальная работа, работа с историческими картами

05.02.19


41.

Как менялась Древняя Русь.

Ознакомление с историческими фактами, как на смену язычеству пришло христианство, как развивалась культура после крещения Руси.

Фотографии старинных храмов, икон

Учебник с.20-25

Фронтальная работа, работа с контурной картой

07.02.19


42.

Как распалась Русь.

Причины распада Киевской Руси, установление монголо-татарского ига. Знакомство с выдающимися победами наших предков под руководством Александра Невского.

Исторические планы и карты, картина П.Корина «Александр Невский»

Учебник с.26-33

Фронтальная работа, работа с планами и картами, групповая работа

12.02.19


43.

Борьба Руси с иноземными захватчиками в 8 веке.

Монгольское нашествие. Кто пытался захватить Русь с запада.

Историческая карта, родословное древо московских князей

Учебник с.34-41

Фронтальная работа, работа с исторической картой

14.02.19


44.

Как объединяли и освобождали Русь.

Освободительная борьба русского народа против монголо-татарского ига. Куликовская битва.

Историческая карта,

Тетрадь с. 11 № 22, 23

Фронтальная работа, работа с исторической картой

19.02.19


45.

Московское государство.

Формирование представления о времени царствования Ивана Грозного (борьба за выход к морям, расширение границ на востоке и юге, покорение Сибирского ханства). Развитие культуры.

Историческая карта, слайды памятников архитектуры.

Учебник с. 50- 53

Фронтальная работа, работа с исторической картой, составление схемы

21.02.19


46.

Россия в 17 веке.

Знакомство с началом правления династии Романовых. Формирование представления и жизни крестьян и ремесленников и крепостном праве во времена Московского государства.

Историческая карта, слайды памятников архитектуры, старинных русских городов.

Учебник с. 54- 60

Работа с исторической и географической картой, Фронтальная работа,

26.02.19


47.

Как образовалась Российская империя.

Формирование представления о Петре 1- первом императоре. Знакомство с преобразованиями Петра1

Портрет Петра1, слайды Санкт-Петербурга, историческая карта.

Учебник с. 61- 68

Тетрадь с. 22 № 36, 37

Фронтальная работа, работа с исторической картой, беседа по вопросам

28.02.19


48.

Развитие Российской империи.

Формирование представления о правлении Екатерины 2. Пути развития образования, науки и искусства при Екатерине 2.

Портрет М.В.Ломоносова, А.В.Суворова, Ф.ФУшакова, исторические карты, слайды памятников архитектуры

Учебник с. 69- 73

Тетрадь с . 22 № 38

Фронтальная работа, работа с исторической картой

05.03.19


49.

Российская империя в 19 веке.

Формирование представления об Отечественной войне 1812 года. Значение Бородинской битвы и отвода войск из Москвы, заслуги фельдмаршала М.И.Кутузова. Что изменилось в России к концу 19 века: отмена крепостного права, расширение границ государства, развитие хозяйства, промышленности.

историческая карта, портрет М.И.Кутузова, Наполеона, слайды Казанского собора, храма Христа Спасителя.

Учебник с. 74- 81

Фронтальная работа, работа с исторической картой, беседа по вопросам, работа с иллюстрациями.

07.03.19


50.

Как образовался Советский Союз.

Знакомство с событиями в России в начале 20 века. Образование Советского Союза.

Политическая карта России, портреты великих соотечественников.

Учебник с. 82- 86

Фронтальная работа, работа с политической картой, беседа по вопросам

12.03.19


51.

Какие преобразования произошли в СССР в 20- 30-е годы 20 века.

Преобразования в СССР в 20-30 годы 20 века. Что изменилось в хозяйстве. Как жилось людям в Советском Союзе

Учебник с. 83- 92

Фронтальная работа,  беседа по вопросам

14.03.19


52.

Великая Отечественная война 1941- 1945 годов.

Знакомство  с героической борьбой советского народа против немецких захватчиков.

Историческая карта «Великая Отечественная война», запись песен «Священная война», «Марш защитников Москвы»

Учебник с. 93- 104

Фронтальная работа,  беседа по вопросам,  работа с исторической картой

19.03.19


53.

Трудные послевоенные годы.

Как возникла угроза атомной войны. Каких мирных успехов добился СССР.

Учебник с. 105- 109

Беседа по вопросам, Фронтальная работа Проверочный тест.

21.03.19


54.

Современная Россия.

Ознакомление с организацией управления в современной России.

Учебник с. 110- 117

Фронтальная работа, словарная работа, составление схемы по тексту учебника.

02.04.19


55.

Кем и чем гордится Россия.

История Отечества: обобщение и систематизация изученного материала.

Учебник с. 118- 120

Фронтальная работа, творческая и поисковая работа в группах.

04.04.9


56.

Обобщение по теме: «Путешествие в прошлое России»

История Отечества: обобщение и систематизация изученного материала

Тетрадь с. 34-35 № 54, 55, 57

Контрольная работа № 5

09.04.19



Путешествие по океанам и материкам ( 12  ч)



57.

Океаны Земли.

Чем важен Мировой океан. Чем знамениты океаны

Учебник с. 122-130

Фронтальная работа, работа с картой, работа с контурной картой

11.04.19


58.

Жизнь в море.

Как взаимодействуют обитатели моря.

Учебник с. 131-134

Фронтальная работа

16.04.19


59.

Крупнейший материк Земли.

Ознакомление с географическим положением, растительным миром, животным миром Евразии, историей его открытия

Учебник с. 136- 140

Фронтальная работа, работа с картой, глобусом

18.04.19


60.

Как открывали Африку.

Формирование знаний о материке Африка. Ознакомление с растительным и животным миром Африки, с историей его открытия.

Учебник с.143- 146

Фронтальная работа, работа с картой, глобусом

23.04.19


61.

Кто открывал Америку.

Формирование представлений о географическом положении Америки, истории ее открытия.

Учебник с. 147- 150

Фронтальная работа, работа с картой, глобусом

25.04.19


62.

Кто исследовал Австралию.

Формирование представлений о географическом положении Австралии, истории ее открытия

Учебник с 151- 156.

Фронтальная работа, работа с картой, глобусом

30.04.19


63.

Кем была открыта Антарктида.

Формирование представлений о географическом положении Антарктиды, истории ее открытия

Учебник с.157- 162

Фронтальная работа, работа с картой, глобусом

07.05.19


64.

Страны и народы мира.

Ознакомление с флагами стран мира. Путешествие в Китай.

Учебник с. 163- 167

Фронтальная работа, работа в группах.

14.05.19


65.

Соединенные Штаты Америки (США).

Ознакомление с  Соединенными Штатами Америки.

Учебник с. 168- 170

Фронтальная работа, работа в группах

16.05.19


66.

Живая планета Земля.

Развитие и поддержание познавательного интереса. Повторение пройденного материала. Что делает Землю уютным домом для жизни.

Учебник с. 171- 173

работа в группах

21.05.19


67.

Обобщение по теме:                                     «Путешествие по океанам и материкам»

Контроль знаний, умений и навыков.


Контрольная работа № 6

23.05.19


68.

Экскурсия в краеведческий музей.

Развитие познавательного интереса



28.05.19