СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Программа «Гармония» разрабатывалась под ФГОС-2009. В редакцию федерального стандарта 2016 года она не вошла, преподавание по ней в государственных школах не ведётся с 2021 года.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе учебной программы по окружающему миру в соответствии с учебно- методическим комплектом «Гармония» ( автор – кадидат пед. наук, доцент О.Т.Поглазова), с учетом федерального государственного стандарта начального общего образования.
Курс «Окружающий мир» является интегрированным, объединяющим знания о природе, человеке и обществе, об истории России.
Изучение окружающего мира направлено на достижение следующих целей:
- создание условий для продолжения разностороннего развития личности ребенка; развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
- последовательное формирование у учащихся целостной картины окружающего мира; освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;
- формирование пропедевтической базы для дальнейшего успешного изучения в основной школе естественнонаучных и гуманитарных курсов; воспитание позитивного эмоционально- ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно- нравственной культуры, патриотических чувств;
- выработка нравственно- этических и безопасных норм взаимодействия с окружающим миром. формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
При этом решаются следующие развивающие, образовательные, воспитательные задачи:
- развитие познавательной активности и самостоятельности в получении знаний об окружающем мире;
- ознакомление с взаимосвязями человека и природы, человека и общества;
- усвоение учащимися знаний об объектах, явлениях, закономерностях и взаимосвязях окружающего мира;
- освоение общенаучных и специфических методов познания окружающего мира и разных видов учебной деятельности;
- воспитание у учащихся любви к природе и своему Отечеству, бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других людей, уважения к прошлому своих предков;
-формирование навыков безопасного, культурного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе.
В процессе изучения данного предмета школьники получают знания об окружающем мире из различных источников, используя разные способы познания; начинают осмысливать окружающий мир, ориентироваться в нем, понимать роль человека в мире; осознают, что мир красив, многообразен, един, изменчив; приобретают разнообразные навыки и умения: наблюдать и сопоставлять, спрашивать и доказывать, выявлять взаимосвязи, причины и следствия, отражать полученную информацию в виде рисунка, схемы, таблицы, проводить несложные опыты, пользоваться приборами. Ориентироваться на местности, приобщаться к творческому труду; приобретают желание осваивать новые виды учебной деятельности, познавать глубже окружающий мир, активно действовать в нем.
В качестве комплекса средств, реализующих задачи курса, выступают: содержание обучения, методы и методические приемы, средства обучения и формы организации учебно-познавательной деятельности школьников.
Формы организации учебного процесса при реализации интегрированного курса «Окружающий мир» могут быть разнообразными: дидактические игры, уроки в музеях, на пришкольном участке, в парке, на улицах города, уроки-исследования и экспериментальной проверки каких-то гипотез, уроки-путешествия, уроки-заседания экологического совета, уроки-конференции. Учебно-познавательная деятельность учащихся на уроке может быть индивидуальной, групповой, фронтальной.
В 4 классе полученные учащимися представления о многообразии объектов природы и их изменчивости дополняются пространственными и временными представлениями об окружающем мире. Дается представление о природных сообществах и природных зонах, о Земле как планете Солнечной системы. Ученики узнают о трудном и славном историческом пути России, о богатом культурном наследии Родины, о государственных деятелях, повлиявших на ее судьбу, о знаменитых соотечественниках, которыми гордится Россия. Перед учащимися на исторической карте и исторической «ленте времени» разворачиваются наиболее значительные вехи российской истории. После завершения знакомства со своей страной предстоит познакомиться с материками и океанами Земли, с историей их открытия. Особое внимание уделяется тому, что природа планеты — это общее достояние человечества, а ее охрана — важнейшая задача всех народов Земли.
Основной задачей в выпускном классе является обобщение и систематизация полученных ранее знаний. Закрепляется умение работать с научно-популярным текстом и другими видами информации: с планом, географической и исторической картами, с более сложными схемами, таблицами, алгоритмами. Продолжает формироваться экологическое мышление. При этом внимание акцентируется на нахождение взаимосвязей между живой и неживой природой, деятельностью человека и изменениями в окружающей среде, приводя учащихся к пониманию закона экологии «Все связано со всем».
У учеников постепенно формируются представления об историческом пути нашего Отечества, о месте и роли родного края в судьбе Родины, о созидательной деятельности многих поколений наших предков. Получаемые в течение учебного года представления о природе и истории России ученики закрепляют и дополняют конкретными сведениями о богатстве природы, занятиях людей, историческом прошлом, достопримечательностях и культурных ценностях своего края.
Таким образом, изучение окружающего мира осуществляется по трем стержневым линиям: окружающий мир многогранен, интересен и все время изменяется — наблюдай и познавай его, интересуйся тем, каким он был; опыт человечества и твоих предков богат и пригодится тебе в жизни — уважай и изучай его; природа жизненно необходима тебе и ранима- знай об этом и береги ее красоту и гармонию.
Место предмета в учебном плане
В Федеральном базисном образовательном плане на изучение окружающего мира в 4 классе отводится 2 часа в неделю, всего 68 часов, в том числе на обобщение и проведение контрольных работ отводится 6 часов, которые проводятся как письменные работы в виде тестов.
Содержание учебного курса
№п/п | Раздел | Количество часов | Контрольные работы | Практические работы |
1. | Ориентирование в пространстве и во времени | 13 часов | 1 | 1 |
2. | Путешествие в космос | 5 часов | 1 | 1 |
3. | Путешествие по поверхности и недрам России | 9 часов | 1 | 1 |
4. | Путешествие по экосистемам | 11 часов | 1 | 1 |
5. | Путешествие в прошлое России | 18 часов | 1 | 1 |
6. | Путешествие по океанам и материкам Земли | 12 часов | 1 | 1 |
Итого: 68 часов
1.Ориентирование в пространстве и во времени (13 ч)
Путешествия — источник знаний об окружающем мире. Путешествия в пространстве и «путешествия» во времени. Профессия археолог. Археологические раскопки — источник знаний о прошлом.
Движение Земли, Луны и счет времени. Сутки, неделя, месяц, год. Устройства для счета времени. Разнообразие часов. Историческое время: век, тысячелетие, эра. Дата. Календарь. «Лента времени».
Важность умения ориентироваться. Горизонт, стороны горизонта. Ориентирование на местности по Солнцу, местным признакам. Компас, его устройство, использование для ориентирования на местности.
Наблюдения, практические и творческие работы: освоение приемов ориентирования на местности с помощью компаса.
Рисунок, чертеж, план предмета. Измерение расстояний в старину и в наше время. Масштаб. План местности. Условные знаки на плане городской и сельской местности.
Географическая карта, ее отличие от плана местности. Условные знаки физической карты. Историческая карта, ее отличие от физической карты. Изображение исторических событий на исторической карте.
Практические и творческие работы: составление плана комнаты, школьного двора (по выбору); чтение плана местности и физической карты.
Представления древних о форме Земли. Земля — шарообразное космическое тело. Глобус — модель Земли. Условные линии и точки на глобусе (полюса, экватор, меридианы, параллели). Материки и океаны на глобусе. Карта полушарий Земли.
2. Путешествие в космос (5 ч).
Солнечная система. Земля в Солнечной системе. Естественный и искусственные спутники Земли. Первые космические полеты вокруг Земли и на Луну. Вид Земли из космоса. Использование искусственных спутников Земли.
Практические и творческие работы: работа с глобусом и картой полушарий; сравнение размеров материков; составление аппликации «Солнечная система».
Экскурсия в планетарий.
3.Путешествие по поверхности и недрам России (9 ч)
Россия на глобусе и карте полушарий. Физическая карта России. Моря, омывающие территорию России. Крупнейшие равнины и горные системы, реки и озера России. Родной край на глобусе и на карте России. Особенности рельефа и крупнейшие водоемы родного края.
Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их добыча, перевозка и использование. Полезные ископаемые, используемые в строительстве. Металлические руды. Использование металлов в технике и в быту, Горючие полезные ископаемые. Роль древних растений в образовании торфа и угля. Богатства недр родного края. Экологические проблемы, обусловленные добычей, перевозкой и переработкой полезных ископаемых. Проблемы рационального использования полезных ископаемых.
Практические и творческие работы: раскраска контурной карты России и нанесение на неё условных знаков и названий; составление маршрута путешествия по карте; работа с коллекциями образцов горных порол и минералов.
4.Путешествие по экосистемам (11 ч)
Природная зона. Зона арктических пустынь, тундра, лесная зона, степь, пустыня на территории России. Особенности неживой природы разных зон и приспособляемость растений и животных к условиям обитания. Условия жизни и занятия коренного населения. Экологические проблемы, возникающие в результате деятельности человека, и пути их решения. Организация заповедников, заказников, национальных парков в природных зонах. Горные районы на карте России. Разнообразие растений и животных на разных высотах в горах. Занятия жителей гор. Природная зона и особенности природы родного края, экологические проблемы и возможные пути их решения.
Лес — природное сообщество. Значение леса для природы и человека. Жизнь в воде и у воды. Природные сообщества моря, озера, болота. Разнообразие растений и животных водоемов, их приспособляемость к условиям обитания и взаимосвязи. Опасность путешествий по болотистой местности. Экологические проблемы, возникающие в связи с загрязнением морей, озер и осушением болот. Местные водоемы и особенности их природы. Природное сообщество луга. Значение лугов для сельского хозяйства. Природоохранные меры по сохранению лесов и лугов.
Практические и творческие работы: работа с картой природных зон России; оформление аппликаций, иллюстрирующих растительный и животный мир природных зон или природных сообществ.
Экскурсии к реке Дон.
5. Путешествие в прошлое России (18 ч)
Славянские племена и образование Древней Руси. Первые русские князья. Крещение Руси. Старинные русские города — памятники культуры Древней Руси.
Распад Древней Руси на отдельные княжества. Нашествия на Русь в XIII веке. Александр Невский. Подчинение Руси Золотой Орде.
Объединение русских князей вокруг Москвы в XIV веке. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Образование Московского государства. Освобождение от ига Орды. Московский Кремль и его соборы — памятники культуры России XV века.
Иван Грозный. Нашествие на Русь поляков и шведов в начале XVII века. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Закрепощение крестьян. Исторические памятники Красной площади Москвы, памятники истории родного края XIV—XVII веков.
Петр I — первый император Российской империи, его деятельность по укреплению и расширению Российского государства. Санкт-Петербург — новая столица России. Изменения в жизни дворян и простых людей во время правления Петра I. Россия времен Екатерины II. Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение. Михаил Кутузов. Освобождение крестьян. Отражение исторических событий России и родного края XVIII—XIX веков в памятниках архитектуры и произведениях искусства.
Революции в России в начале XX века. Образование Советской России. Гражданская война. Образование Советского Союза. Успехи и трудности строительства социалистического хозяйства. Великая Отечественная война 1941 — 1945 гг. Ратный и трудовой подвиг народа в годы войны. Г.К. Жуков. 9 мая — День Победы, память о Великой Отечественной войне. Ветераны войны и тыла, памятные места боев (памятники воинам) родного края.
Успехи и неудачи в развитии Советского Союза после войны. Распад Советского Союза. Образование современной России. Государственное устройство современной России: Президент, Государственная дума. Совет федерации.
Практические и творческие работы: рассматривание семейных реликвий, вещественных и письменных исторических источников; работа с исторической картой; ролевая игра – «Я экскурсовод» по историческим местам родного края.
6.Путешествие по океанам и материкам Земли (12ч)
Открытие материков Земли. Роль путешественников и купцов в открытии новых земель. Первооткрыватели и исследователи Азии, Африки, Америки, Австралии, Антарктиды. Кругосветные путешествия. Имена российских путешественников на карте мира, России и родного края. Растения и животные материков и океанов. Коренные народы континентов (одежда, жилища, занятия). Проблемы сохранения природных богатств материков и океанов, чистоты морей. Международная Красная книга.
Практические и творческие работы: работа с картой полушарий и глобусом; прокладывание маршрутов путешествий; изготовление аппликаций «Растительный и животный мир континентов» (по выбору).
Планируемые предметные результаты
освоения программы 4-го класса
Блок «Человек и природа»
Выпускник начальной школы научится:
различать на основе наблюдений, с помощью иллюстраций, учебного текста объекты природы и изделия человека, явления живой и неживой природы, формы суши и виды водоёмов, космические тела (звёзда, планета, спутник, созвездие на примере Солнца, Земли, Луны, Большой Медведицы);
приводить примеры представителей разных групп растений (дикорастущих и культурных, хвойных и лиственных деревьев, кустарников и трав), грибов (съедобных, ядовитых, пластинчатых, трубчатых), животных (зверей, птиц, насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся);
описывать, характеризовать изученные природные объекты и явления, называя их существенные признаки, характеризуя особенности внешнего вида (на примере своей местности);
сравнивать и классифицировать объекты окружающего мира, выявлять их сходства и различия, выделять существенные и несущественные признаки, распределять растения, животных, формы суши, водоёмы на группы по выделенным основаниям;
различать части тела зверей, птиц, насекомых, рыб, цветкового растения, части холма, реки;
различать части тела человека, называть внутренние органы и органы чувств, основные системы органов, объяснять их значение и меры по сохранению их здоровья;
различать на физической карте с помощью окраски и условных знаков формы суши (горы, равнины) виды водоёмов (реки, озёра, моря), залежи разных полезных ископаемых;
характеризовать признаки времён года, сезонные изменения в живой и неживой природе; условия, необходимые для жизни растений и животных, способы их питания и размножения;
определять с помощью наблюдений и опытов свойства воздуха, воды, полезных ископаемых, почвы;
использовать условные знаки для обозначения природных объектов и явлений, полезных ископаемых, для характеристики погодных условий (температуры воздуха, степени облачности, силы и направления ветра);
находить и показывать на карте и глобусе материки и океаны Земли; горы и равнины, крупные реки и озёра России;
объяснять связь движения Земли вокруг своей оси со сменой дня и ночи, обращения Земли вокруг Солнца со сменой времён года;
объяснять роль растений, животных в природе и в жизни человека;
выявлять связи живых организмов в природных зонах и сообществах;
находить факты экологического неблагополучия в окружающей среде, оценивать положительное и отрицательное влияние человеческой деятельности на природу, участвовать в природоохранной деятельности (всё на примере своей местности);
вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, сезонными изменениями в природе, погодой, за последовательностью развития из семени цветкового растения;
выполнять простые опыты по изучению свойств воздуха, воды, снега и льда, полезных ископаемых, соблюдая технику безопасности, пользуясь простейшим оборудованием, делать выводы по результатам исследования и фиксировать их в предложенной форме;
использовать готовые модели (глобусы, карты, рисунки-схемы, муляжи, рельефные макеты холма, оврага и др.) для изучения строения изучаемых объектов, объяснения природных явлений, нахождения географических объектов и др.;
исследовать связи растений и животных с неживой природой (на основе наблюдений);
измерять температуру (воздуха, воды, своего тела), пульс, рост человека;
выращивать растения одним из способов (из семян, стеблевого черенка, листа).
Выпускник получит возможность научиться:
рассказывать о форме и движении Земли, об изображении её на карте, о климатических условиях, растительном и животном мире природных зон, о труде и быте людей в природных зонах;
вести фенологические наблюдения и предсказывать погоду по местным признакам;
объяснять отличия человека от животных; круговорот веществ и воды в природе; причины разных климатических условий на Земле, приспособляемость растений и животных к разным природным условиям;
готовить сообщения о небесных телах, о Солнечной системе, о необычных явлениях природы; о способах сохранения чистоты водоёмов, суши, защиты растений и животных и др.;
пользоваться масштабом при чтении карт;
обобщать и систематизировать полученные знания (информацию из разных источников об изучаемых объектах и природных процессах, результаты наблюдений за объектами природы, результаты эксперимента);
ставить познавательную задачу перед проведением наблюдения и опыта, подбирать необходимое оборудование и измерительные приборы, планировать ход работы, проводить нужные измерения, фиксировать результаты в предложенной форме (страницы дневника фенологических наблюдений, таблица, схема, рисунок, словесный вывод);
моделировать природные объекты и явления (дерево, цветковое растение, гриб, гору, реку, круговорот воды в природе и др.);
участвовать в проектной деятельности (предложенной автором учебника и собственных вариантов), проводя исследования с использованием дополнительной литературы, включая Интернет, собственные наблюдения; презентовать результаты своей работы.
Блок «Человек и общество»
Выпускник научится:
воспринимать окружающий мир целостно в единстве природы, человека и общества; в единстве народов, культур, религий;
ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми;
рассказывать о своей семье, о домашнем хозяйстве, о профессиях членов семьи, о внимательном и заботливом отношении друг к другу, о традициях и реликвиях семьи на основе информации, собранной из собственных наблюдений, по рассказам старших членов семьи, из фотографических альбомов и др.;
использовать элементарные обществоведческие и исторические понятия для решения учебно-познавательных задач;
узнавать государственную символику РФ, отличать флаг и герб России от флагов и гербов других стран мира;
находить на карте Российскую Федерацию, её столицу город Москву, свой регион и его административный центр; показывать на отдельных исторических картах места изученных исторических событий;
понимать, что такое Родина, родной край, малая родина;
анализировать иллюстрации, сопоставлять их со словесным описанием в тексте, реконструировать исторические события по отражающим их репродукциям картин; описывать (пересказывать) изученные события из истории России;
готовить небольшие сообщения о достопримечательностях Москвы и Санкт-Петербурга, демонстрируя фотографии (репродукции картин, открытки) государственных зданий, исторических памятников, театров и других объектов культуры;
рассказывать об исторических деятелях; приводить примеры открытий, фактов и событий культуры, истории общества, оценивая их значимость в жизни людей и государства;
объяснять, что такое Конституция, приводить примеры прав и обязанностей граждан России, называть права детей;
различать прошлое и настоящее; соотносить исторические события с датами, конкретную дату с веком; определять последовательность важнейших событий в истории России;
рассказывать по результатам экскурсий о достопримечательностях, памятных местах, исторических памятниках, известных людях родного города (села, районного центра).
Выпускник получит возможность научиться:
оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников и т.д.); физическую и духовную красоту человека, его поступков, трудолюбие и мастерство;
соблюдать морально-этические нормы поведения в семье, школе, учреждениях культуры и других общественных местах; заботливо относиться к младшим, уважать старших, быть внимательным к людям с нарушением здоровья;
различать нравственные и безнравственные поступки, давать адекватную оценку своим поступкам;
составлять родословную своей семьи;
объяснять символический смысл цветных полос российского флага, изображений на гербе России, Москвы, своего региона;
рассказывать по рисункам, схематическому плану об устройстве старинной избы, старинного города, о предметах быта, одежды, о военных действиях известных полководцев (по материалам учебника и экскурсиям в краеведческий, исторический музеи, на местном материале);
рассуждать о прошлом, настоящем и будущем Родины и родного края; отражать важнейшие события в истории Отечества на «ленте времени»;
находить и показывать на глобусе, карте полушарий, политической карте мира изученные страны мира, пути великих путешественников, открывателей новых земель; рассказывать о достопримечательностях изученных стран, особенностях народов, проживающих в них;
находить дополнительную информацию об исторических деятелях, князьях, царях, императорах, полководцах, учёных, изобретателях и других выдающихся деятелях России; оценивать их вклад в сохранение независимости нашего государства, в развитие культуры и благосостояния народов, населяющих её;
использовать дополнительную литературу (словари, энциклопедии, детскую художественную литературу) с целью поиска ответов на вопросы, извлечения познавательной информации об образе жизни, обычаях и верованиях наших предков, о религиозных и светских праздниках народов, населяющих родной край, для создания собственных устных и письменных сообщений;
изображать предметы с осевой, центральной, переносной симметрией;
моделировать (по желанию) из бумаги, пластилина, глины и других материалов старинные городища, старинную одежду, предметы быта, военные доспехи дружинников и др.
В результате изучения правил безопасной жизни выпускник научится:
осознавать ценность здоровья и здорового образа жизни;
оценивать опасность некоторых природных явлений, общения с незнакомыми людьми;
соблюдать правила личной гигиены, безопасные нормы поведения в школе и других общественных местах;
соблюдать нормы безопасного и культурного поведения в транспорте и на улицах города;
объяснять безопасные правила обращения с электричеством, газом, водой;
составлять и выполнять режим дня.
Выпускник получит возможность научиться:
сохранять здоровье своего организма, его внутренних органов и органов чувств;
следовать правилам здорового образа жизни;
соблюдать правила противопожарной безопасности;
оказывать первую помощь при лёгких травмах (порез, ушиб, ожог).
Планируемые результаты формирования УУД
средствами предмета «Окружающий мир» на конец 4-го класса
В процессе изучения окружающего мира, учащиеся получат возможность развить свои способности, освоить элементарные естественнонаучные, обществоведческие и исторические знания, научиться наблюдать, экспериментировать, измерять, моделировать. В результате поисковой, экспериментальной, исследовательской деятельности у младших школьников сформируются не только предметные знания и умения, но и универсальные учебные умения, коммуникативные, регулятивные, познавательные.
Личностные результаты изучения курса «Окружающий мир»:
У выпускника будут сформированы:
положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения;
готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей;
осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества с ориентацией на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам;
понимание ценности семьи в жизни человека и важности заботливого отношения между её членами;
осознание себя как гражданина своего Отечества, обретение чувства любви к родной стране, к её природе, культуре, интереса к её истории, уважительное отношение к другим странам, народам, их традициям;
умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки и события с принятыми в обществе морально-этическими принципами;
навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе;
осознание ценности природы не только как источника удовлетворения потребностей человека, но и её значение для здоровья человека, развития эстетического восприятия мира и творческих способностей;
понимание важности здорового образа жизни.
У выпускника могут быть сформированы:
стремление к саморазвитию, желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения и адекватно оценивать свои успехи и неудачи, умение сотрудничать;
зарождение элементов гражданского самосознания (российской идентичности), гордости за свою Родину, российский народ, интерес к образу жизни народов, населяющих родной край, уважения к прошлому своих предков, желания продолжить их добрые дела;
стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми другой национальности, с нарушениями здоровья;
эстетическое восприятие природы и объектов культуры, стремление к красоте, желание участвовать в её сохранении;
осознание личной ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, эксперимента, практической работы с гербарием, коллекцией, с контурными картами и др.)
принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;
планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими, экспериментальными задачами;
действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или данным в учебнике, рабочей тетради;
контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя);
оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.
Выпускник получит возможность научиться:
оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием и умением по изучаемой теме;
ставить учебно-познавательные задачи перед чтением учебного текста и выполнением разных заданий (перед выполнением наблюдения и опыта, практической работы с гербарием, коллекцией, географической и исторической картой и др.);
проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения;
адекватно оценивать результаты учебной деятельности, осознавать причины неуспеха и обдумывать план восполнения пробелов в знаниях и умениях.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую, экспериментальную задачи;
осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника (текстов и иллюстраций), рабочей тетради, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми;
понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др., определять основную и второстепенную информацию;
применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов;
подводить под понятие (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками) на основе выделения существенных признаков природных и социальных объектов;
наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимосвязи и зависимости, отражать полученную при наблюдении информацию в виде рисунка, схемы, таблицы;
использовать готовые модели для изучения строения природных объектов и объяснения природных явлений;
осуществлять кодирование и декодирование информации в знаково-символической форме.
Выпускник получит возможность научиться:
осмысливать цель чтения, выбор вида чтения в зависимости от цели;
сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения исследовательских задач, включая Интернет;
обобщать и систематизировать информацию, переводить её из одной формы в другую (принятую в словесной форме, переводить в изобразительную, схематическую, табличную);
дополнять готовые информационные объекты (тексты, таблицы, схемы, диаграммы), создавать собственные;
осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых в рамках урока или внеурочных занятиях.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог);
вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;
Выпускник получит возможность научиться:
оперировать в речи предметным языком – правильно (адекватно) использовать естественнонаучные, исторические, обществоведческие понятия, полно и точно излагать свои мысли, строить монологическую речь, вести диалог;
планировать, сотрудничая с взрослыми (учитель, родитель) и сверстниками, общие дела, распределять функции участников и определять способы их взаимодействия;
проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной работы, желая помочь взрослым и сверстникам;
уважать позицию партнёра, предотвращать конфликтную ситуацию при сотрудничестве, стараясь найти варианты её разрешения ради общего дела.
участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения, презентации).
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Элементы обязательного минимума содержания | Домашнее задание | Характеристика основных видов деятельности ученика | Сроки план факт | |
| Ориентирование в пространстве и во времени (13 ч) |
| ||||
1 | Путешествия – источник знаний. | Систематизировать знания, полученные в 1-3 классах; сформировать представление о путешествии как способе познания окружающего мира, о науках, использующих результаты путешествий: геологии, географии, археологии. | Раб.тетр.№2, уч.с.5-11 | Работа со схемами и моделями, беседа по картине, групповая работа | 04.09.18 |
|
2 | Как человек научился считать время. | Систематизировать знания о начале сезонов по календарю, по солнцу, по фенологическим признакам. | Раб.тетр. № 5, 6, 7, 8, учебник с. 11-17 | Групповая работа. Практическая работа №1, наблюдение, рассуждение | 06.09.18 |
|
3. | Устройство для счета времени. | познакомить с разными видами часов, созданных человеком | Учебник с.18-21 | Практическая работа. Познавательная деятельность | 11.09.18 |
|
4. | Как считают время в истории. | Закрепить знание единиц времени, познакомить с солнечным и лунным календарем. Ввести понятие «век», «тысячелетие», «эра». Сформировать представление об историческом времени. | Раб.тетр. №12, 13, 14, 16, учебник с. 22- 27 | Тестовая работа. Практическая работа. Самонаблюдения. Составление кроссворда | 13.09.18 |
|
5. | Ориентирование на местности. | Проверка усвоения знаний по теме Различие ориентиров – городской Заповеди путешественника | Творческое задание: составить секретное письмо пирата, по которому можно будет найти клад, спрятанный когда-то давно. | Проверочная работа № 1, работа с учебником | 18.09.18 |
|
6. | Путешествие с компасом. | Сформировать знания о горизонте, сторонах горизонта. Познакомить учащихся с устройством компаса и механизмом его действия | Раб.тетр.№ 3, 4. 6, учебник с.34-37 | Решение проблемной ситуации, исследовательская работа | 20.09.18 |
|
7. | Как изображают предметы и местность | Сформировать знания учащихся о способе изображения предметов ( с рисунком, разрезом, чертежом, планом) | Раб.тетр. №10, учебник с.38-39 | Графический диктант, беседа по вопросам, практическая работа | 25.09.18 |
|
8. | Что такое масштаб. | Знакомство с понятием «масштаб», старинными мерами длины. | Учебник с. 40-42 Раб.тетр.№ 15 | Индивидуальная работа по карточкам. Составление плана предмета, используя масштаб. Практическая работа. | 27.09.18 |
|
9. | План местности. | Сформировать знания учащихся о способах изображения местности, познакомить с условными знаками плана местности, учить читать план местности и составлять его. | Учебник с. 43-47 | Групповая работа, разгадывание ребусов. Составление плана местности, практическая работа в тетради | 02.10.18 |
|
10. | Что изображают на картах. | Сформировать представление о физической и исторической карте, показать отличие карты от плана, учить читать карту, показывать географические объекты, познакомить детей с профессией картографа. | Раб.тетр. №19, 23, учебник с.48-54. | Чтение плана местности, работа с картой, сравнение карты и плана. Решение кроссворда. | 04.10.18 |
|
11. | Представление о земле древних народов. Модель Земли. | Познакомить с представлениями древних народов о форме и движении Земли, формировать представление о глобусе как модели Земли | Раб.тетр.№28, учебник с.55-57 | Работа по физической карте России, работа по карточкам, решение кроссворда | 09.10.18 |
|
12. | Что можно увидеть на глобусе и карте полушарий. | Закрепление знаний о глобусе как модели Земли. Знакомство с понятием «карта полушарий». | Раб.тетр. № 27, 32, 34, учебник с. 58- 60 | Работа с глобусом. Работа по карте полушарий. | 11.10.18 |
|
13. | Обобщающий урок по теме: « Ориентирование в пространстве и во времени» | Повторить и закрепить основные понятия по теме. Обобщение полученных знаний. Элементарные приемы чтения карты |
| Контрольная работа №1 | 16.10.18 |
|
Путешествие в космос (5 ч) |
| |||||
14. | Солнце и звезды | Дать представление о Солнечной системе, ее составе, о месте Земли в Солнечной системе, познакомить с учениями древних астрономов о составе Солнечной системы | Учебник с. 62-65 | Наблюдение, работа в группах | 18.10.19 |
|
15-16. | Земля- планета Солнечной системы | Что входит в Солнечную систему. Как древние люди представляли Землю. Когда впервые увидели Землю из космоса. Как влияет Солнце на Землю. | Учебник с.66- 74 | Тестовая работа. Сообщения учащихся о планетах Солнечной системы. Познавательная деятельность. | 23.10.18 25.10.18 |
|
17. | Урок- закрепление по теме: «Путешествие в космос» | Повторить и закрепить основные понятия по теме. Обобщение полученных знаний. | Раб. тетр. № 36, 40, 41 | Контрольная работа №2 | 06.11.18 |
|
18. | Экскурсия в планетарий. | Получить углубленные знания по изученной теме. |
| Познавательная деятельность | 08.11.18 |
|
| Путешествие по поверхности и недрам России (9ч) |
| ||||
19-20. | Россия на географической карте. | Знакомство с природой России, с крупнейшими равнинами и горными системами, реками, озерами, омывающими ее морями. | Учебник с. 77-81 | Работа по физической карте России. Работа с контурной картой. | 13.11.18 15.11.18 |
|
21. | Кладовые Земли | Представление о разнообразии горных пород Земли. Условные обозначения вулканических и осадочных горных пород. Знакомство с понятием «окаменелости». | Учебник с.82- 84 | Проверочный тест по теме: «Россия на географической карте» | 20.11.18 |
|
22. | Полезные ископаемые. Их добыча. | Разнообразие полезных ископаемых, со способами их добычи. | Учебник с. 85- 87 Раб. тетр .№13,14 | Составление таблицы «Полезные ископаемые и способы их добычи». Работа по физической карте России.. Обсуждение экономических проблем. | 22.11.18 |
|
23. | Как используют полезные ископаемые | Использование полезных ископаемых. Знакомство с профессией геолога. | Учебник с.88-91 Раб. тетр.№18 | Тест «Добыча полезных ископаемых», решение кроссвордов по условным знакам полезных ископаемых .Практическая работа. | 27.11.18 |
|
24. | Из чего и как делают металлы. | Из чего и как делают металлы. | Учебник с.92-93 | Практическая работа | 29.11.18 |
|
25. | Где и как используют горючие ископаемые. | Свойства горючих ископаемых, их использование. | Учебник с. 94- 97 Раб.тетр№ 10, 12, 21 | Работа по индивидуальным карточкам. Практическая работа | 04.12.18 |
|
26. | Безграничны ли запасы полезных ископаемых. | Закрепление знаний по изученной теме, развитие познавательного интереса, воспитание бережного отношения к использованию полезных ископаемых. | Учебник с. 98-100 | Защита проекта. Решение экологических проблем. | 06.12.18 |
|
27. | Обобщающий урок по теме: «Путешествие по поверхности и недрам России» | Закрепление знаний по изученной теме |
| Работа в группах. Контрольная работа №3 | 11.12.18 |
|
| Путешествие по экосистемам (11 ч) |
|
| |||
28. | Природа России. | Знакомство с понятием «экосистема» | Учебник с. 103- 105 | Работа по карте. | 13.12.18 |
|
29. | Суровая Арктика. | Климатические условия, характерные растения и животные, занятия людей в Арктике. | Учебник с. 106-113 | Обсуждение экологических проблем, возникающих по вине человека | 18.12.18 |
|
30. | Ранимая тундра. | Климатические условия, характерные растения и животные, занятия людей в тундре. | Учебник с. 114-123 Раб.тетр.№ 10, 11, 13 | Графический диктант. Групповая работа. Практическая работа. Работа по карте. | 20.12.18 |
|
31. | Россия- страна лесов. | Формирование знаний о климатических условиях, характерных растениях и животных леса. Отличие тайги, смешанных и широколиственных лесов. Роль грибов в лесу. | Учебник с. 124-133 Тетрадь с. 50 № 19, 20, 21 | Работа по карте. Беседа по презентации. Работа с дополнительной литературой. | 25.12.18 |
|
32. | Степные просторы. | Природная зона – степь. Знакомство с географическим положением зоны степей, ее особенностями, животным и растительным миром. | Учебник с.135-142 Тетрадь с. 53 № 28 | Работа по карте. Работа с гербарием. | 27.12.18 |
|
33. | Жаркие пустыни. | Представление о природной зоне пустынь, ее географическое положение, особенности зоны пустынь, растительный и животный мир | Учебник с.143-149 Тетрадь с. 56 № 35 | Работа по карте. Работа с гербарием, графический диктант, фронтальная работа | 10.01.19 |
|
34. | Путешествие в горы. | Знакомство с особенностями природы гор, с изменением температуры воздуха от подножия к вершине, сменяемость видов растений на разных высотах, животный мир гор, занятия людей. | Учебник с.151-155 | Тестовая работа, фронтальная работа, беседа, работа с картой | 15.01.19 |
|
35. | Жизнь в пресных водоемах. | Ознакомление с разнообразием растений и животных небольших водоемов, взаимосвязями между ними, пищевыми цепями, | Учебник с.156-163 Тетрадь с. 58 № 38, 39 | работа с картой, графический диктант, фронтальная работа | 17.01.19 |
|
36. | Богатство болот. | Ознакомление с разнообразием растений и животных болота. взаимосвязями между ними, пищевыми цепями, | Учебник с.164-168 Тетрадь с. 59 № 40, 41, 42 | работа с картой фронтальная работа | 22.01.19 |
|
37. | Как живет луг. | Ознакомление с разнообразием растений и животных луга, взаимосвязями между ними, пищевыми цепями, | Учебник с.169-173 Тетрадь с. 60 № 43, 44, 45 | Работа с гербарием, фронтальная работа | 24.01.19 |
|
38. | Обобщение по теме «Путешествие по природным сообществам». Контрольная работа. | Взаимосвязь в природе. Повторение изученного о природных сообществах |
| Контрольная работа №4 | 29.01.19 |
|
Путешествие в прошлое России (18 ч) |
| |||||
39. | Откуда пошла Русь. | Ознакомление с племенами, образовавшими Древнюю Русь. Восточные славяне и их соседи Физическая карта России | Учебник с.4-9 | Фронтальная работа, работа с исторической картой | 31.01.19 |
|
40. | Древняя Русь. | Когда и как образовалось Древнерусское государство. Русь при первых князьях. Какими были древние города Исторические карты, иллюстрации старинных городов, родословное древо первых русских князей | Учебник с.10- 18 | Фронтальная работа, работа с историческими картами | 05.02.19 |
|
41. | Как менялась Древняя Русь. | Ознакомление с историческими фактами, как на смену язычеству пришло христианство, как развивалась культура после крещения Руси. Фотографии старинных храмов, икон | Учебник с.20-25 | Фронтальная работа, работа с контурной картой | 07.02.19 |
|
42. | Как распалась Русь. | Причины распада Киевской Руси, установление монголо-татарского ига. Знакомство с выдающимися победами наших предков под руководством Александра Невского. Исторические планы и карты, картина П.Корина «Александр Невский» | Учебник с.26-33 | Фронтальная работа, работа с планами и картами, групповая работа | 12.02.19 |
|
43. | Борьба Руси с иноземными захватчиками в 8 веке. | Монгольское нашествие. Кто пытался захватить Русь с запада. Историческая карта, родословное древо московских князей | Учебник с.34-41 | Фронтальная работа, работа с исторической картой | 14.02.19 |
|
44. | Как объединяли и освобождали Русь. | Освободительная борьба русского народа против монголо-татарского ига. Куликовская битва. Историческая карта, | Тетрадь с. 11 № 22, 23 | Фронтальная работа, работа с исторической картой | 19.02.19 |
|
45. | Московское государство. | Формирование представления о времени царствования Ивана Грозного (борьба за выход к морям, расширение границ на востоке и юге, покорение Сибирского ханства). Развитие культуры. Историческая карта, слайды памятников архитектуры. | Учебник с. 50- 53 | Фронтальная работа, работа с исторической картой, составление схемы | 21.02.19 |
|
46. | Россия в 17 веке. | Знакомство с началом правления династии Романовых. Формирование представления и жизни крестьян и ремесленников и крепостном праве во времена Московского государства. Историческая карта, слайды памятников архитектуры, старинных русских городов. | Учебник с. 54- 60 | Работа с исторической и географической картой, Фронтальная работа, | 26.02.19 |
|
47. | Как образовалась Российская империя. | Формирование представления о Петре 1- первом императоре. Знакомство с преобразованиями Петра1 Портрет Петра1, слайды Санкт-Петербурга, историческая карта. | Учебник с. 61- 68 Тетрадь с. 22 № 36, 37 | Фронтальная работа, работа с исторической картой, беседа по вопросам | 28.02.19 |
|
48. | Развитие Российской империи. | Формирование представления о правлении Екатерины 2. Пути развития образования, науки и искусства при Екатерине 2. Портрет М.В.Ломоносова, А.В.Суворова, Ф.ФУшакова, исторические карты, слайды памятников архитектуры | Учебник с. 69- 73 Тетрадь с . 22 № 38 | Фронтальная работа, работа с исторической картой | 05.03.19 |
|
49. | Российская империя в 19 веке. | Формирование представления об Отечественной войне 1812 года. Значение Бородинской битвы и отвода войск из Москвы, заслуги фельдмаршала М.И.Кутузова. Что изменилось в России к концу 19 века: отмена крепостного права, расширение границ государства, развитие хозяйства, промышленности. историческая карта, портрет М.И.Кутузова, Наполеона, слайды Казанского собора, храма Христа Спасителя. | Учебник с. 74- 81 | Фронтальная работа, работа с исторической картой, беседа по вопросам, работа с иллюстрациями. | 07.03.19 |
|
50. | Как образовался Советский Союз. | Знакомство с событиями в России в начале 20 века. Образование Советского Союза. Политическая карта России, портреты великих соотечественников. | Учебник с. 82- 86 | Фронтальная работа, работа с политической картой, беседа по вопросам | 12.03.19 |
|
51. | Какие преобразования произошли в СССР в 20- 30-е годы 20 века. | Преобразования в СССР в 20-30 годы 20 века. Что изменилось в хозяйстве. Как жилось людям в Советском Союзе | Учебник с. 83- 92 | Фронтальная работа, беседа по вопросам | 14.03.19 |
|
52. | Великая Отечественная война 1941- 1945 годов. | Знакомство с героической борьбой советского народа против немецких захватчиков. Историческая карта «Великая Отечественная война», запись песен «Священная война», «Марш защитников Москвы» | Учебник с. 93- 104 | Фронтальная работа, беседа по вопросам, работа с исторической картой | 19.03.19 |
|
53. | Трудные послевоенные годы. | Как возникла угроза атомной войны. Каких мирных успехов добился СССР. | Учебник с. 105- 109 | Беседа по вопросам, Фронтальная работа Проверочный тест. | 21.03.19 |
|
54. | Современная Россия. | Ознакомление с организацией управления в современной России. | Учебник с. 110- 117 | Фронтальная работа, словарная работа, составление схемы по тексту учебника. | 02.04.19 |
|
55. | Кем и чем гордится Россия. | История Отечества: обобщение и систематизация изученного материала. | Учебник с. 118- 120 | Фронтальная работа, творческая и поисковая работа в группах. | 04.04.9 |
|
56. | Обобщение по теме: «Путешествие в прошлое России» | История Отечества: обобщение и систематизация изученного материала | Тетрадь с. 34-35 № 54, 55, 57 | Контрольная работа № 5 | 09.04.19 |
|
| Путешествие по океанам и материкам ( 12 ч) |
|
| |||
57. | Океаны Земли. | Чем важен Мировой океан. Чем знамениты океаны | Учебник с. 122-130 | Фронтальная работа, работа с картой, работа с контурной картой | 11.04.19 |
|
58. | Жизнь в море. | Как взаимодействуют обитатели моря. | Учебник с. 131-134 | Фронтальная работа | 16.04.19 |
|
59. | Крупнейший материк Земли. | Ознакомление с географическим положением, растительным миром, животным миром Евразии, историей его открытия | Учебник с. 136- 140 | Фронтальная работа, работа с картой, глобусом | 18.04.19 |
|
60. | Как открывали Африку. | Формирование знаний о материке Африка. Ознакомление с растительным и животным миром Африки, с историей его открытия. | Учебник с.143- 146 | Фронтальная работа, работа с картой, глобусом | 23.04.19 |
|
61. | Кто открывал Америку. | Формирование представлений о географическом положении Америки, истории ее открытия. | Учебник с. 147- 150 | Фронтальная работа, работа с картой, глобусом | 25.04.19 |
|
62. | Кто исследовал Австралию. | Формирование представлений о географическом положении Австралии, истории ее открытия | Учебник с 151- 156. | Фронтальная работа, работа с картой, глобусом | 30.04.19 |
|
63. | Кем была открыта Антарктида. | Формирование представлений о географическом положении Антарктиды, истории ее открытия | Учебник с.157- 162 | Фронтальная работа, работа с картой, глобусом | 07.05.19 |
|
64. | Страны и народы мира. | Ознакомление с флагами стран мира. Путешествие в Китай. | Учебник с. 163- 167 | Фронтальная работа, работа в группах. | 14.05.19 |
|
65. | Соединенные Штаты Америки (США). | Ознакомление с Соединенными Штатами Америки. | Учебник с. 168- 170 | Фронтальная работа, работа в группах | 16.05.19 |
|
66. | Живая планета Земля. | Развитие и поддержание познавательного интереса. Повторение пройденного материала. Что делает Землю уютным домом для жизни. | Учебник с. 171- 173 | работа в группах | 21.05.19 |
|
67. | Обобщение по теме: «Путешествие по океанам и материкам» | Контроль знаний, умений и навыков. |
| Контрольная работа № 6 | 23.05.19 |
|
68. | Экскурсия в краеведческий музей. | Развитие познавательного интереса |
|
| 28.05.19 |
|