 | Министерство образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ» |
Беседа по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели»
Оценка __________
Подготовила студентка Ш-22 группы
Субботина Аурика
Преподаватель: Великановская Л. А.
Ейск, 2019г.
Дети, рассмотрите картину А. К. Саврасова «Грачи прилетели». Чтобы проконтролировать их восприятие, углубить его, проведем с вами беседу:
Я: Какое время года здесь изображено?
Учащиеся: Здесь показана весна. Снега уже нет на крышах домов, на колокольне. А тот, что есть, рыхлый, оседает. Кругом лужи. Виден разлив реки. Это ранняя весна.
Я: Молодцы! Что на картине говорит об этом?
Учащиеся: Еще много снега, голые деревья, холодный воздух. Мало солнца. Грачи прилетели недавно, начали вить гнезда.
Я: Ребята, эта картина очень маленькая по размеру. Но всмотритесь: мы видим на ней березы, церквушку, домики, птиц, разливается озеро. Так много передать А. К. Саврасов смог потому, что умел построить картину: линия горизонта делит ее на две равные части, чем создает впечатление дали. На переднем плане – уходящие ввысь березки. Они как бы вытягивают пейзаж. Так художник передает и глубину, и высоту. Какие цвета преобладают на картине?
Учащиеся: Здесь преобладают сероватые, голубоватые цвета.
Я: Чем это объяснить? Что дают эти цвета?
Учащиеся: Мы как будто ощущаем воздух, он холодноватый, чистый.
Я: Правильно! Большое мастерство, с каким художник распределил предметы на картине, написал воздух, - все это помогает поверить в правдивость картины. Так и хочется дотронуться до березки, свей грудью вдохнуть свежий весенний воздух. И чем больше мы смотрим на картину, внимательно смотрим… Картина начинает оживать в нашем воображении. Присмотритесь к грачам…Что они делают? Давайте пофантазируем..
Учащиеся: Грачи кричат. Они строят гнезда.
Я: Дети, как художнику удалось передать крик грачей?
Учащиеся: Они двигаются, их крылья распластаны. У всех у них разные позы: несет сучек, летит к гнезду, наводит в гнезде порядок. Они очень хлопочут, беспокоятся.
Итак, в этой картине все живет: тянутся к солнцу березки, набухают почки, чернеет и оседает снег, разливается река, устраиваются грачи, топится в домике печка, струится сизый дымок, движутся облака, солнце окрашивает в розовый цвет колокольню. Чувствуя пробуждение жизни, мы понимаем, что это весна. Так написать может лишь человек, который любит весну, радуется ей.
Ребята, на переднем плане березка, корявая, изогнутая. В другом конце картины – несколько стройных березок. Зачем поместил это кривое дерево художник?
Учащиеся: Так бывает в природе, и корявая березка тянется к солнцу, на ней грачи вьют гнезда, она радуется весне.
Я: Да, художнику все дорого на родной земле: и покосившаяся церквушка, и корявая береза. Это его родина. Написав такой пейзаж, он будто зовет нас посмотреть вокруг, и в том, что нас окружает, увидеть красоту. Ведь похожие пейзажи есть везде.