Реализация построенного проекта | - Приступим к выполнению первого пункта плана - познакомимся со стихотворением А. Толстого «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад». Предположите, о чем стихотворение? - Попробуйте по заголовку определить, о какой осени говорит автор? - Посмотрите на картины и предположите, какая картина подходит к стихотворению. - Сейчас я прочитаю стихотворение. Настройтесь на прослушивание, сядьте прямо, уберите все лишнее из рук. (читает стихотворение). - Понравилось вам стихотворение? - Какие эмоции вызвало? - О чем стихотворение? - Как вы думаете, как автор относится к этому явлению? - Как вы это поняли? Докажите словами из текста. - Верно, эти слова указывают на печаль поэта и на увядание природы. Предположите, какое это время года? - Да, это может быть октябрь или даже конец сентября. Давайте посмотрим, какие пейзажи вдохновили Алексея Константиновича написать стихотворение. Я предлагаю посмотреть фотографии из имения Толстых – Красный рог. - Похожи описание осени и сад поэта? - Давайте снова посмотрим на картины и определим, какая же больше подходит к стихотворению. - Теперь выполним второй пункт плана - познакомимся со стихотворением С. Есенина «Закружилась листва золотая». Посмотрите на картины и предположите, о какой осени пойдет речь в данном стихотворении. - Сейчас я прочитаю стихотворение. Настройтесь на прослушивание, сядьте прямо, уберите все лишнее из рук. (читает стихотворение). - Понравилось вам стихотворение? - Какие эмоции вызвало? - О чем стихотворение? - Где происходят события стихотворения? - Как относится автор к осени, описанной в своем стихотворении? - Как вы это поняли? Докажите словами из текста. - Как вы думаете, Сергею Александровичу нравится пейзаж, который он описал? - С чем сравнивает листву поэт? - Что нам это показывает? - Предположите, какой месяц изображает Есенин? - Почему вода в пруду розоватая? - Может ли это указывать на время суток? - Когда небо может быть розовым? - Значит, поэт создал осенний вечерний пейзаж. Поздний ли это вечер? - Какое примерно время? - Бабочек легкая стая с замираньем летит на звезду? - Итак, ребята, какой пейзаж подходит к данному стихотворению? - Почему пейзаж «Осень на исходе» не подходит к изученным сегодня стихотворениям? - Верно, художник изобразил позднюю осень. Дома найдите стихотворение, которое описывает позднюю осень и потренируйтесь выразительно читать его. - Ребята, подумайте и скажите, Алексей Константинович Толстой и Сергей Александрович Есенин изобразили одинаковую осень? | - Об осени. - О грустной осени, об увядающей природе. Предполагают. - Да/нет, потому что … . - Грусть, печаль. - Об осени, увядании природы. - Автор грустит, что природа увядает. - Обсыпается бедный сад, лишь вдали, кисти вянущих рябин. - Октябрь, так как листья сильно осыпаются. - Да. - «Скамейка в парке» Маковского В. Предполагают. - Да/нет, потому что … . - Умиротворение, восхищение и тд. - Об осени, о листопаде. - У пруда. - Автор восхищается осенью. - Листва золотая, розоватая вода, бабочек легкая стая, с замираньем летит на звезду. - Да, ему нравится облик осени. - С золотом, с легкой стаей бабочек. - Что листья пожелтели и летают в воздухе. Листья легкие, как бабочки, возможно, уже сухие. - Сентябрь или начало октября. - Могут отражаться деревья. - Да. - Вечером. - Нет, так как еще не стемнело. - От 5 часов вечера до 7 часов вечера. - Насекомые летят на свет. Бабочки в данном стихотворении – листья. Листья с деревьев у пруда сначала кружатся в воздухе, а потом все равно падают на воде. - «Осень» Левиной Виктории. - Изображена поздняя осень – ноябрь, на деревьях уже нет листвы. - Да, так как период времени примерно один и от же, различается видение и отношение к осени/ нет, так как Алексей Константинович Толстой показал увядание природы, а Сергей Александрович Есенин описал листопад, показал осень более раннюю, чем Алексей Константинович Толстой. | На доске: портреты Толстого и Есенина (Маковский Василий «Скамейка в парке») (Лёвина Виктория «Осень») (Константин Первухин «Осень на исходе») Слайд: |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | - Итак, приступим к выполнению третьего пункта плана - научимся выразительно читать стихотворение А. Толстого «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад». Я прочитаю выразительно стихотворение А. Толстого «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад». Настройтесь на прослушивание, сядьте прямо, уберите все лишнее из рук. Следите по слайду. Главные по смыслу слова, фразы, которые необходимо выделить голосом, подчеркнуты. Осень. Обсыпается весь наш бедный сад, Листья пожелтелые по ветру летят; Лишь вдали красуются, там на дне долин, Кисти ярко-красные вянущих рябин. - Какие чувства важно передать при прочтении? - Я предлагаю вам потренироваться читать выразительно стихотворение в парах. Прочитайте друг другу вполголоса стихотворение, опираясь на выделенные слова и фразы. - Кто хочет прочитать выразительно стихотворение? - А теперь мы с вами выполним четвертый пункт плана – научимся выразительно читать стихотворение С. Есенина «Закружилась листва золотая». Я прочитаю выразительно стихотворение С. Есенина «Закружилась листва золотая». Настройтесь на прослушивание, сядьте прямо, уберите все лишнее из рук. Следите по слайду. Главные по смыслу слова, фразы, которые необходимо выделить голосом, подчеркнуты. - Какие чувства важно передать при прочтении? - Теперь я предлагаю вам потренироваться читать выразительно стихотворение в парах. Прочитайте друг другу вполголоса стихотворение, опираясь на выделенные слова и фразы. - Кто хочет прочитать выразительно стихотворение? | Читают. - Печать, грусть. (Читают по одному 2-3 ученика) - Восхищение. Читают. (Читают по одному 2-3 ученика) | 1. Осень. Обсыпается весь наш бедный сад, Листья пожелтелые по ветру летят; Лишь вдали красуются, там на дне долин, Кисти ярко-красные вянущих рябин. 2. Закружилась листва золотая В розоватой воде на пруду Словно бабочек легкая стая С замираньем летит на звезду. |