СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Фрагмент урока на тему: "Основные геометрические формы"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Фрагмент урока на тему: "Основные геометрические формы"

Просмотр содержимого документа
«Фрагмент урока на тему: "Основные геометрические формы"»

Класс: 3

УМК: Школа России

Тема: Геометрические формы. Плоскость

Цель: формировать умение сопоставлять плоские геометрические и объемные фигуры, геометрические величины - площадь и объем.

Задачи:

1. Образовательная: актуализировать знания по нахождению площади фигур; вспомнить формулу вычисления объема.

2. Развивающая: развивать логическое мышление учащихся, математическую речь и учебно-познавательную активность детей, развивать организационные общеучебные умения, в том числе умения самостоятельно оценивать результат своих действий, действий партнера, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки, ошибки партнера.

3. Воспитательная: воспитывать способность учащихся в преодолении трудностей в ходе решения практических заданий.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

- формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, реализовывать творческий потенциал в предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе духовно-нравственной компетенции, формировать учебно-познавательный интерес к учебному материалу;

- развитие самоорганизации в учебном действии, самопроверке.

Регулятивные УУД:

- уметь определять и формулировать цель на уроке;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- целеполагание;

- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме;

- слушать и понимать речь других, учитывая различные мнения и интересы;

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- учиться работать в паре и в группе, формулировать и аргументировать собственное мнение и позицию.

Познавательные УУД:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

- анализ объектов с целью выделения признаков;

- анализировать предложения при помощи модели с целью выделения существенных признаков;

- формулирование проблемы;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Методы: частично-поисковый, проблемный, наглядный, словесный.

Формы работы: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.

Оборудование: учебник, технологическая карта урока.



Ход урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Актуализация знаний и фиксирование затруднения в пробном учебном действии









1. Проверка домашнего задания.

2. Работа с № 1 и № 2 на интерактивной доске.

- На какие группы можно разбить фигуры на рисунке?

- У каких из предметов, изображенных на рисунке, есть объем?

3. Фронтальная работа.

- На прошлом уроке мы повторили названия геометрических фигур и находили их в окружающих нас предметах. Кто помнит названия некоторых из них? Назовите.

- А сейчас я предлагаю вам необычный для математики предмет. Это лоскут ткани. Возьмите его вдвоем с соседом и растяните с четырёх сторон.

- Попробуйте назвать фигуру, на которую похожа наша ткань.




Ответы учащихся.

- Фигуры можно разбить на 2 группы: плоские и объемные.

- Плоские фигуры: квадрат, прямоугольник, круг, трапеция, ромб и др.

- Объемные фигуры: шар, цилиндр, куб, конус, пирамида и др.

- Объем есть у кастрюли, кружки и коробки.

Работа в парах – с лоскутом ткани.

- Она похожа на прямоугольник, на плоскую фигуру.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем.

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков.

Выявление места и причины затруднения

Работа с текстом на доске.

- В математике – в разделе геометрия - есть понятие – плоскость.

- У плоскости края нет. Её можно продолжить во всех направлениях.


Чтение учащимися текста:

- Плоскость можно представлять себе в виде очень тонкой, туго натянутой ткани, которая не провисает. Плоскость бесконечна.

В реальной жизни представление о плоскости дает поверхность стола, поверхность озера в безветренную погоду. Каждая плоская фигура представляет собой часть плоскости.


Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; формулирование проблемы.

Построение проекта выхода из затруднения

- Назовите тему сегодняшнего урока.

- Какова цель нашего урока?


- Плоскость.

- Изучить понятие плоскости и продолжать работать с плоскими геометрическими фигурами.


Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Реализация построенного проекта

Практическая работа в парах: работа с раздаточным материалом.

- Посмотрите на листы, которые лежат перед вами.

- Можно ли назвать частью плоскости лист бумаги?

- Разрежьте заготовку по линиям.

- Какие фигуры получились. Перечислите их.

- Сделайте вывод о данных фигурах (внешние границы, внутренняя часть).

Работа с моделью танграма.

- Плоская фигура, которую вы разрезали по линиям, называется ТАНГРАМ (с кит., «семь дощечек мастерства») — головоломка, состоящая из семи плоских фигур, которые складывают определённым образом для получения другой, более сложной, фигуры (изображающей человека, животное, предмет домашнего обихода, букву или цифру и т. д.). Фигура, которую необходимо получить, при этом обычно задаётся в виде силуэта или внешнего контура. При решении головоломки требуется соблюдать два условия: первое — необходимо использовать все семь фигур танграма, и второе — фигуры не должны накладываться друг на друга.

- Я предлагаю составить из ваших семи частей танграма любую фигуру.

- На доске представлены схемы, выберите любую из них. А тем ребятам, кто уверен в своих силах, предлагаю лишь контуры фигур, чтобы сами подумали, как расположить ту или иную часть.

- Посмотрим, что у вас получилось.





- Лист бумаги – это изображение плоскости.


- Все фигуры плоские.

- У каждой фигуры есть граница – замкнутая ломаная линия (внешняя часть) и есть внутренняя часть.

Дифференцированная работа с моделью танграма













Обсуждение полученных результатов

Регулятивные: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.

Личностные: формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Работа с учебником.

а) Задание № 3, с. 96.

- Назовите фигуры на этом рисунке. Плоские они или объемные?

- Назовите фигуры, у которых есть прямые углы.

- Найдите среди них фигуры, у которых только прямые углы.

б) Задание № 4, с. 96 (по вариантам) - самостоятельная работа.

- Потренируйтесь решать задания удобным для вас способом.

в) Задание № 5, с. 96 - решение задачи.





- Плоские фигуры.

- Прямоугольник, квадрат, трапеция.

- Прямоугольник, квадрат.


Самостоятельная работа.


Самопроверка с листа.

Работа у доски.

Коммуникативные: формулировать и аргументировать собственное мнение и позицию.