Цель: Обобщение знаний детей о жанре русского народного творчества – загадке.
Задачи урока:
Предметные: способствовать формированию у обучающихся умения отличать загадку от других жанров устного народного творчества.
Метапредметные: умение отгадывать и сочинять загадки, анализировать и сравнивать, объединять их по темам; формирование навыка выразительного чтения.
Регулятивные: освоение способов работы с книгой; умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Личностные: формирование позитивного отношения к произведениям устного народного творчества, развитие интереса к урокам литературного чтения.
- Вы знаете загадки с самого детства. Что же такое загадка?
Чтение читающим ребенком из словаря С.И.Ожегова объяснение слову загадка:
1. Краткое описание какого-л. предмета или явления, которые нужно разгадать.
2. То, что непонятно и требует решения или разъяснения.
-Подберите однокоренные слова к слову» загадка» (загадывать, гадать, отгадывать, гадалка, отгадка, разгадка).
- Все ли загадки одинаковые?
- На какие группы можно разделить загадки?
НАРОДНЫЕ ЛИТЕРАТУРНЫЕ
О ПРИРОДЕ, О ЧЕЛОВЕКЕ, О ПРЕДМЕТАХ БЫТА,
О ЖИВОТНЫХ, О ФРУКТАХ И ОВОЩАХ И Т.Д.
5. Работа по учебнику
Чтение загадок с. 64 из учебника «Чтение».
- Давайте прочитаем загадки, предложенные нам авторами учебника. Определите к каким группам они относятся.
6. Реализация выбранного пректа.
- Отгадывать загадки вы умеете, а сейчас мы попробуем сочинить загадку. Но сначала давайте понаблюдаем, как она устроена.
Стоят вдоль дорожки Антошки,все -на одной ножке
- Что же это за Антошки? (грибы)
- Название какого предмета заменяет слово Антошки(шляпки)?
- Какие важные признаки этого предмета указываются?(стоят на одной ножке)
Итак, прочитайте характерные признаки загадки?
Ученики читают вначале самостоятельно, а потом хором.
1. Предмет не назван. (Назван другой, похожий на него)
2. Показаны важные признаки.
- Вот так и составляются загадки.
- Посмотрите и послушайте загадку, которую составила я.
7. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону.
- А теперь, используя данную таблицу, давайте попробуем сами сочинить загадку про лягушку.
- Как называют лягушку ласково? (толстушка)
- Что делает наша «толстушка»?
- Какого она цвета?
- Так, значит какой у нее живот? (зеленый)
- Живот, а по - другому? (брюшко)
- А что делает лягушка? (квакает), а она думает, что песни распевает.
- А кого ест лягушка? (комаров)
- Вставьте слова в загадку.
Сидит в пруду …,
… брюшко,
Песни …,
… поедает.
- Прочитайте всю загадку.
Сидит в пруду толстушка,
Зеленое брюшко,
Песни распевает,
Комаров поедает.
- Молодцы, у вас тоже получилась загадка.
8. Рефлексия
- Итак, каковы же у нас были цели урока?
- Чему мы должны были научиться?
- Выскажите своё мнение об уроке одним предложением
Сегодня я узнал……
Было интересно…….
Было трудно………