Здравствуйте, Меня зовут Анастасия Антоновна и я проведу у вас фрагмент русского языка. Вы ученики 3 класса.
Давайте настроимся на урок, улыбнемся друг другу.
Начнем с разминки глаз. Посмотрите сначала вверх, вниз, вверх вниз. Разминаем пальцы. Сжали в замок, разжали, сжали, разжали, встряхнули.
Посмотрите на доску. Что вы видите? (слово БЕГ). Какая часть речи? Имя сущ. А что такое имя сущ (часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы КТО ЧТО)
Давайте разберем слово по составу. Но перед этим вспомним, Какие части слова вы знаете? (корень, окончание). Что такое окончание? – изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в предложении. Что такое коренЬ? - значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.
Вернемся к слову БЕГ, выделим окончание. НУЛЕВОЕ. Корень – БЕГ.
Молодцы! Посмотрите на слово, прочитаем его ПОБЕГ. Что заменили? Верно, что-то добавилось. Давайте разберем это слово по составу. Окончание-НУЛЕВОЕ, корень БЕГ. Всё ли мы выделили? – НЕТ. Можем ли мы сейчас выделить данную часть? НЕТ. Почему- МЫ НЕ ЗНАЕМ ЧТО ЭТО.
Сегодня мы продолжим изучать большой раздел о составе слова. И чтобы узнать, с какой частью слова мы познакомимся - разгадайте ребус. Что у вас получилось? ПРИСТАВКА
Как вы думаете, какая тема урока? ПРИСТАВКА. Какие цели поставим? (узнать, что такое приставка и научить ее выделять в словах.)
Тема урока определена, цели поставлены, можем начинать изучение новой части слова. Предположите, почему именно так называется эта часть слова? Почему? Потому что она приставляется к корню
Откройте учебник стр 84. Упр 153. Посмотрите на иллюстрации. Кого вы видите?
Прочитайте слова. Скажите, что в них общего? Какой корень в этих словах? (ХОД)
Что происходит мо словами, когда приставки меняются? СМЫСЛ СЛОВ МЕНЯЕТСЯ
Давайте это докажем. Прочитайте 1 слово ПЕРЕХОДИТ, что оно обозначает? (ПЕРЕХОД ЧЕРЕЗ ЧТО-ТО). ПОДХОДИТ (ПОДОЙТИ К ЧЕМУ-ТО)…
Как вы думаете, для чего же служит приставка? ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ НОВЫХ СЛОВ.
Давайте найдем приставку в каждом слове. Назовите их. ПЕРЕ ПОД В ВЫ ОБ У
В какой части слова стоит приставка? Во всех случаях она стоит перед корнем? ДА
Зачем нужна приставка? ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ НОВЫХ СЛОВ.
Давайте обобщим всё, что мы сказали и дадим полное определение ПРИСТАВКЕ.
Давайте проверим наш вывод о приставке с выводом в учебнике. Прочитайте правило на стр 84.
Поднимите руку, если наш вывод схож с выводом в учебнике. Вернемся к нашим целям. Поднимите руку те, кто согласен, что мы достигли нашей первой цели. Продолжим.
Давайте посмотрим на образец выделения приставки НА ДОСКЕ.
Откройте тетради, запишите число, классная работа. Спина у вас ровная, тетрадь под наклоном, ноги под углом 90 градусов.
Запишите упр 153. Спишите слова и выделите в них приставки.
Давайте проверим, какие приставки вы выделили?
Давайте посмотрим, какие приставки существуют. В рамке на стр 85, прочитайте их. ЗАПОМНИТЕ: написание приставок не изменяется!
Посмотрите на слайд. Вам будут даны ряды слов, вам нужно найти лишнее слово и объяснить, почему же оно лишнее: клад, закладка, зарядка/ проплыть, сшить, свет/ обойти, обувь, обрубить.
Вернемся к нашему плану. Поднимите руку те, кто считает, что мы достигли 2 нашу цель.
Теперь возьмите карточку №1 и выполните самостоятельную работу. Вам нужно распределить слова по колонкам С ПРИСТАВКОЙ, БЕЗ ПРИСТАВКИ. Приставки в словах необходимо выделить. В остальных словах выделить окончание и корень.
С ПРИСТАВКОЙ: прибежать, нарисовать, обвести, наехать, поход
БЕЗ ПРИСТАВКИ: заяц, ходить, бега, рисунок.
Молодцы. Давайте вспомним тему нашего урока. Что такое приставка? Какие приставки вы знаете? Какие цели мы ставили в начале урока? Мы с вами уже сказали, что мы достигли всех наших целей. Оцените свою работу на уроке. Нарисуйте на полях тетради линию. Расположите * в зависимости от того, как вы работали на уроке. Чем выше, тем активнее вы работали на уроке, у вас не возникали трудности при выполнении заданий. Чем ниже- тем менее активнее вы работали, вам было трудно. Поднимите ваши тетради. Вы молодцы, наш урок окончен.