СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Фрагмент урока русского языка в 5 классе по теме «Прилагательные полные и краткие» (работа с текстом)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Фрагмент урока русского языка в 5 классе по теме «Прилагательные полные и краткие» (работа с текстом)»



Фрагмент урока русского языка в 5 классе

по теме «Прилагательные полные и краткие»

(программа под ред. М.М. Разумовской и П.А. Леканта)


Работа с текстом

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Подготовка к восприятию текста – слово об авторе.

- Дети, что вы знаете о жизни и творчестве В.П. Астафьева?

Если ученики предоставили исчерпывающую информацию, то учитель переходит к следующему этапу. Если ученики мало знакомы с автором или не знакомы с ним, то учитель сообщает следующие сведения об авторе, показывает его портрет и написанные им книги.

- Виктор Петрович Астафьев (1924-2001) — известный советский и российский писатель, фронтовик, мастер деревенской прозы. Суровые годы детства и участие в войне оставили огромное впечатление в душе писателя. Произведения Виктора Петровича всегда отличали реалистичность повествования о судьбах простых фронтовиков и тружеников, которые он описывал живым литературным языком.


Подготовка к восприятию текста - установка на слушание.

- Ребята, сейчас я прочту вам текст, а затем вы ответите на вопросы:

  • Какая тема у данного рассказа?

  • Как бы вы его озаглавили?


Учитель с выражением прочитывает текст.


Работа с речеведческими заданиями по тексту.

- Ребята, так какая тема у этого текста?


Учитель выслушивает предположения учеников, затем выводит тему в презентации/пишет на доске.

- Как вы озаглавили текст?


Учитель выслушивает придуманные учениками заглавия.

-Давайте сравним ваши заглавия с авторским. Что послужило основой для данного заглавия?


- Как вы думаете, какой это стиль речи? Почему вы так думаете?



Работа с правописными заданиями по тексту.

Учитель раздаёт карточки.

-А теперь давайте обратимся к тексту. Прочитайте его внимательно, перепишите в тетрадь, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.


Учитель выделяет 5 минут на работу с текстом. Затем начинает ее проверять пусть опроса учеников: читается предложение, обращается внимание на слова с пропусками букв, объясняется их написание и раскрываются скобки.


Работа с грамматическими заданиями по тексту.


- Давайте вспомним, чем отличаются краткие прилагательные от полных, и как они образуются - откройте учебник на странице 288 ($106). Выпишите в тетрадь все краткие и полные прилагательные из текста, выделите окончания и укажите сверху, какая форма употреблена в слове.




Учитель выделяет 7 минут на письменную работу, затем начинает её проверять путём опроса учеников: сначала читается предложение, затем определяются краткие и полные прилагательные и их форма.


Выписать словосочет с прилагательными, указать вид связи




- Как вы думаете, для чего нужны в тексте имена прилагательные?Какова их роль?



- Ребята, обратите внимание на выделенное слово. Выполните морфемный

разбор этого слова.

Учитель проверяет выполнение задания, вызвав ученика на каждый разбор к доске.



Завершение работы с текстом, переход к этапу заключительной рефлексии и домашнего задания.

Подготовка к восприятию текста.


Ученики вспоминают информацию об авторе по внеклассному чтению, урокам литературы и сообщают об этом учителю.


Если ученики не знакомы с автором или не могут вспомнить информацию о нём, то они внимательно слушают учителя, изучают портрет писателя, знакомятся с творчеством писателя.














Подготовка к восприятию текста. Ученики внимательно слушают текст, определяют его тему, придумывают заглавие.




Ученики внимательно слушают учителя.



Работа с речеведческими заданиями по тексту.

Ребята называют тему текста (текст об озере).





Ребята называют свои варианты заглавия, затем сравнивают его с авторским.



Ребята называют имя героя, лёгшее в основу заглавия рассказа (Васютка).



Ученики называют стиль (художественный стиль в художественном тексте)


Работа с правописными заданиями по тексту.

Дети внимательно прочитывают текст на карточках, затем выполняют письменную работу в тетради: раскрывают скобки и вставляют пропущенные буквы.



Ученики по желанию или выбору учителя по порядку читают по одному предложению, объясняя правописание слов с пропусками, и раскрывая скобки.




Работа с грамматическими заданиями по тексту.


Ученики открывают учебник и знакомятся с правилами по теме. После

ребята снова читают текст на карточках, попутно отмечая краткие и полные прилагательные, затем выполняют письменную работу в тетради: выписывают в тетрадь краткие и полные прилагательные, выделяя окончания и указывая сверху полную или краткую форму.


(Небольшое – полн.ф., памятное – полн.ф., тринадцатилетнего – полн.ф., велико – кр.ф., известны – кр.ф., новое – полн.ф., интересное – полн.ф.)


Затем ученики по очереди или в хаотичном порядке читают по одному предложению и разбирают все прилагательные, которые в нём есть.


Ученики отвечают на вопрос (дают полную информацию об озере; Роль –сделать нашу речь более точной и выразительной и др.)


Ученики выписывают слово: выделяют приставку, корень, окончание и суффикс, выделяют основу.

Безымянных

Дети выполняют задание у доски.



Завершение работы с текстом, переход к этапу заключительной рефлексии и домашнего задания.


Карточка


В.П. Астафьев. «Васюткино озеро»

Это озеро не отыщ…шь на карт(и,е). Небольшое оно. Небольшое, зато пам…тное для Васютки. Ещё бы! Мала ли чест... для тринадцатилетнего мальчишк(е,и) — озеро, названное его им…нем! Пускай оно и не вел…ко, не то (ш,ч)то, скажем, Байкал, но Васютка сам наш…л его и людям показал. Да, да, (не) уд…вляйтесь и (не) думайте, (ш,ч)то все оз…ра уже извес…ны и (ш,ч)то у каждого есть своё названи(и,е). Много ещё, очень много в нашей стран(и,е) безым…нных озёр и реч…к, потому (ш,ч)то велика наша Родина, и сколько по ней ни броди, всё будешь нах…дить что-нибудь новое, интересное*.


*морфемный разбор слова


Список литературы

  1. Русский язык. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений. / М.М. Разумовская, С.И. Львова, B.И. Капинос и др.; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. –М.: Дрофа, 2012. - 317, [3] с.; ил. 8 л. цв. вкл.

  2. В.П. Астафьев. Васюткино озеро/ Художественная литература

URL: https://azbyka.ru/fiction/vasjutkino-ozero-astafev/

(дата обращения 18.04.2 021)