Подготовка к восприятию текста – слово об авторе. - Дети, что вы знаете о жизни и творчестве В.П. Астафьева? Если ученики предоставили исчерпывающую информацию, то учитель переходит к следующему этапу. Если ученики мало знакомы с автором или не знакомы с ним, то учитель сообщает следующие сведения об авторе, показывает его портрет и написанные им книги. - Виктор Петрович Астафьев (1924-2001) — известный советский и российский писатель, фронтовик, мастер деревенской прозы. Суровые годы детства и участие в войне оставили огромное впечатление в душе писателя. Произведения Виктора Петровича всегда отличали реалистичность повествования о судьбах простых фронтовиков и тружеников, которые он описывал живым литературным языком. Подготовка к восприятию текста - установка на слушание. - Ребята, сейчас я прочту вам текст, а затем вы ответите на вопросы: Какая тема у данного рассказа? Как бы вы его озаглавили? Учитель с выражением прочитывает текст. Работа с речеведческими заданиями по тексту. - Ребята, так какая тема у этого текста? Учитель выслушивает предположения учеников, затем выводит тему в презентации/пишет на доске. - Как вы озаглавили текст? Учитель выслушивает придуманные учениками заглавия. -Давайте сравним ваши заглавия с авторским. Что послужило основой для данного заглавия? - Как вы думаете, какой это стиль речи? Почему вы так думаете? Работа с правописными заданиями по тексту. Учитель раздаёт карточки. -А теперь давайте обратимся к тексту. Прочитайте его внимательно, перепишите в тетрадь, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Учитель выделяет 5 минут на работу с текстом. Затем начинает ее проверять пусть опроса учеников: читается предложение, обращается внимание на слова с пропусками букв, объясняется их написание и раскрываются скобки. Работа с грамматическими заданиями по тексту. - Давайте вспомним, чем отличаются краткие прилагательные от полных, и как они образуются - откройте учебник на странице 288 ($106). Выпишите в тетрадь все краткие и полные прилагательные из текста, выделите окончания и укажите сверху, какая форма употреблена в слове. Учитель выделяет 7 минут на письменную работу, затем начинает её проверять путём опроса учеников: сначала читается предложение, затем определяются краткие и полные прилагательные и их форма. Выписать словосочет с прилагательными, указать вид связи - Как вы думаете, для чего нужны в тексте имена прилагательные?Какова их роль? - Ребята, обратите внимание на выделенное слово. Выполните морфемный разбор этого слова. Учитель проверяет выполнение задания, вызвав ученика на каждый разбор к доске. Завершение работы с текстом, переход к этапу заключительной рефлексии и домашнего задания. | Подготовка к восприятию текста. Ученики вспоминают информацию об авторе по внеклассному чтению, урокам литературы и сообщают об этом учителю. Если ученики не знакомы с автором или не могут вспомнить информацию о нём, то они внимательно слушают учителя, изучают портрет писателя, знакомятся с творчеством писателя. Подготовка к восприятию текста. Ученики внимательно слушают текст, определяют его тему, придумывают заглавие. Ученики внимательно слушают учителя. Работа с речеведческими заданиями по тексту. Ребята называют тему текста (текст об озере). Ребята называют свои варианты заглавия, затем сравнивают его с авторским. Ребята называют имя героя, лёгшее в основу заглавия рассказа (Васютка). Ученики называют стиль (художественный стиль в художественном тексте) Работа с правописными заданиями по тексту. Дети внимательно прочитывают текст на карточках, затем выполняют письменную работу в тетради: раскрывают скобки и вставляют пропущенные буквы. Ученики по желанию или выбору учителя по порядку читают по одному предложению, объясняя правописание слов с пропусками, и раскрывая скобки. Работа с грамматическими заданиями по тексту. Ученики открывают учебник и знакомятся с правилами по теме. После ребята снова читают текст на карточках, попутно отмечая краткие и полные прилагательные, затем выполняют письменную работу в тетради: выписывают в тетрадь краткие и полные прилагательные, выделяя окончания и указывая сверху полную или краткую форму. (Небольшое – полн.ф., памятное – полн.ф., тринадцатилетнего – полн.ф., велико – кр.ф., известны – кр.ф., новое – полн.ф., интересное – полн.ф.) Затем ученики по очереди или в хаотичном порядке читают по одному предложению и разбирают все прилагательные, которые в нём есть. Ученики отвечают на вопрос (дают полную информацию об озере; Роль –сделать нашу речь более точной и выразительной и др.) Ученики выписывают слово: выделяют приставку, корень, окончание и суффикс, выделяют основу. Безымянных Дети выполняют задание у доски. Завершение работы с текстом, переход к этапу заключительной рефлексии и домашнего задания. |