Шадрина Олеся Андреевна
Учитель химии МАОУ «СОШ №57
г. Улан-Удэ имени А. Цыденжапова»
Фрагмент внеклассного занятия по теме «Подготовка к олимпиаде «Менделеев» на учи.ру» с использованием групповой модерации
Современная школа не призвана «наполнять сосуды знаниями», ее миссия – развивать мыслительную деятельность учащихся, их инициативу, умение критически относиться к получаемой информации, а так же формировать целостную картину мира. Для решения этих задач каждый педагог просто обязан искать для себя и своей деятельности такие методы и технологии обучения, которые позволят действительно работать «на результат».
Химическое образование открывает широкие перспективы перед человеком, закладывает у него видение целостной картины мира, развивает логическое мышление. В свете вышесказанного урок химии должен быть не просто трансляцией знаний, а целостным непрерывным действом, способствующим активизации мыслительной деятельности учащихся, их развитию, формированию ключевых компетенций. Системная работа учителя химии в рамках технологии модерации позволяет соответствовать вышеназванным критериям.
В рамках МАОУ «СОШ №57 г. Улан-Удэ имени А. Цыденжапова» мною была проведена подготовка одаренных обучающихся (в большинстве своем учеников выпускного класса) к олимпиаде «Менделеев» на платформе «Учи.ру». Во время занятий использовались элементы и техники групповой модерации, роль которых в обучении была также определена.
Цель: внедрение модели технологии модерации в процесс подготовки к олимпиадам по химии в школе как фактора, обуславливающего мотивацию ученика и учителя.
Задачи:
- изучение мотивации учащихся к овладению химическими знаниями;
- разработка хода занятий по химии на основе технологии модерации;
- проведение занятий согласно разработкам;
- осуществление мониторинга полученных знаний и отработка навыков учащихся;
- обобщение полученных результатов.
Проведение занятия:
Для занятий были выбраны обучающиеся 9 и 11-ых классов МАОУ «СОШ №57 г. Улан-Удэ имени А. Цыденжапова» в количестве 2 и 6, соответственно. С каждым учеником был проведен входной контроль, с целью оценки качества и уровня знаний. Для этого обучающимся был предложен перечень элементарных олимпиадных заданий по химии прошлых лет.
Обработка результатов входного контроля показала, что обучающиеся мотивированы на успех, наблюдается интерес к изучению химии, а также важную роль играет тот факт, что предмет обязателен в школе и необходим для сдачи вступительного экзамена.
Занятия по химии с учащимися были построены на основе технологии групповой модерации. Параллельно осуществлялась проектная деятельность по предмету, результаты которой представлялись учащимися на факультативах в виде интерактивных отчетов. Упор в данном направлении делался на формирование химического мышления учащихся, создание целостной картины химических знаний, активизацию мыслительной деятельности учащихся.
Результатом совместной внеурочной работы, проектной деятельности учащихся и их исследовательской деятельности по предмету является участие в олимпиадах, в конкретном случае «Менделеев», где учащиеся продемонстрировали отличные успехи (пятеро победителей были награждены Похвальными грамотами и трое получили Сертификаты участников).
Таким образом, системное применение технологии модерации на уроках химии приводит к повышению мотивации обучающихся, ведет к устойчивой активизации познавательных мотивов, сохранению живого интереса к обучению на протяжении всего учебного года. Творческое отношение учащихся к предмету, рост мотивации к его изучению меняет и отношение педагога к преподаваемому предмету и к организации своей деятельности в целом. Учитель становится на путь постоянного самосовершенствования, становления активной профессиональной и жизненной позиции.
Использованная литература
-
Рыжова В.Н. Применение технологии модерации для повышения мотивации обучения // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VII междунар. науч. конф. (г.Краснодар, сентябрь 2015 г.). — Краснодар: Новация, 2015. — С. 93-95.
-
https://urok.1sept.ru/articles/679955