СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Фрагмент внеурочной деятельности по русскому языку для учащихся 3 класса «Турнир знатоков русского языка»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеурочная деятельность по русскому языку проходит в форме турнира. Участвуют 2 команды «Аз» и «Буки», названные так по начальным буквам русской азбуки. 1 конкурс. Разминка «Вопрос - ответ». 2 конкурс. Конкурс знатоков словарных слов. 3 конкурс. «Собери пословицу» +  метод «Мозговой штурм» Подведение итогов и награждение победителей.

Просмотр содержимого документа
«Фрагмент внеурочной деятельности по русскому языку для учащихся 3 класса «Турнир знатоков русского языка»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лесхозская средняя общеобразовательная школа Сабинского муниципального района Республики Татарстан"









Фрагмент внеурочной деятельности по русскому языку

для учащихся 3 класса

«Турнир знатоков русского языка»









Выполнила учительница начальных классов:

Яруллина Фируза Альфридовна







2022

Сегодня мы проводим турнир русского языка. Турнир – это соревнование, состязание. Сегодня будут состязаться две команды «Аз» и «Буки», названные так по начальным буквам русской азбуки.

Для начала давайте вспомним правила работы в команде.

1. Уважай своего товарища. Умей каждого выслушать. Помогай товарищам, если они об этом просят.

2. Делай выводы об услышанном, задавай вопросы.

3. Говори спокойно ясно, только по делу.

4. Анализируй свою деятельность, вовремя корректируй недостатки.

5. Каждая версия обсуждается в группе. В группе согласуется общее решение.

1 конкурс: Разминка «Вопрос - ответ».

Каждой команде поочередно предлагается вопрос, на которой она должна дать ответ без обдумывания. Количество очков, разработанных в этом конкурсе, будет определяться количеством правильных ответов на прозвучавшие вопросы.

1. Сколько букв в русском алфавите? (33)

2. Чего в русском алфавите больше: гласных букв или гласных звуков? (Гласных букв, их 10, а гласных звуков 6.)

3. Как называется часть речи, обозначающая действие предмета? (Глагол)

4. Слова, какой части речи могут заменять существительные в предложениях? (Местоимения)

5. Как называется главный член предложения, отвечающий на вопрос «кто?» или «что?» (Подлежащие).

6. Когда у существительных после шипящих на конце слова пишется мягкий знак? (Когда эти существительные женского рода.)

7. Как называется общая часть родственных слов? (Корень).

8. Какая часть слова служит для связи слов в предложении? (Окончание.)

2 конкурс. Конкурс знатоков словарных слов + приём «Синквейн»

1 задание. От каждой команды вызывается по одному знатоку словарных слов. Учитель загадывает загадки, отгадкой которых является словарные слова. Участники команд дают ответ на загадку. А знатоки записывают эти слова на доске. Каждое правильное записанное слово дает команде очко.

1. Красный нос в землю врос,

А зеленый хвост не нужен,

Нужен только красный нос. (Морковь)


2. Как на нашей грядке

Выросли загадки

Сочные да крупные,

Вот такие круглые.

Летом зеленеют,

К осени краснеют. (Помидоры)


- Теперь, каждая команда со своим словарным словом будет работать над приёмом «Синквейн».

Синквейн — это методический прием, который представляет собой составление стихотворения, состоящего из 5 строк. Синквейн является одной из технологий критического мышления, которая активирует умственную деятельность школьников. Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк».

Правила построения синквейна. Первая строчка стихотворения — это его тема. Представлена она всего одним словом и существительным. Вторая строка состоит из двух слов, раскрывающих основную тему, описывающих ее. Это должны быть прилагательные. Допускается использование причастий. В третьей строчке, посредством использования глаголов или деепричастий, описываются действия, относящиеся к слову, являющемуся темой синквейна. В третьей строке три слова. Четвертая строка — это уже не набор слов, а целая фраза, при помощи которой составляющий высказывает свое отношение к теме. В данном случае это может быть как предложение, составленное учеником самостоятельно, так и крылатое выражение, пословица, поговорка, цитата, афоризм, обязательно в контексте раскрываемой темы. Пятая строчка — всего одно слово, которое представляет собой некий итог, вывод, обобщающее слово.

Пример составления синквейна по теме: краски.

Краски (что?)

Водные, эмалевые (какие?)

Красят, рисуют, декорируют (что делают?)

Всех цветов радуги (цветовая характеристика)

Творчество (итог).

2 задание. Команда «Аз» ваша задача составить синквейн на тему: морковь, команда «Буки» ваша задача составить синквейн на тему: помидоры. На выполнение этого задания вам дается 3 минуты. Работаем командой, время пошло.

Морковь Помидор

сладкая, вкусная розовые, вкусные

растет, хрустит, пахнет сажаются, растут, употребляются

Полезна для организма. Входят в состав многих блюд.

Овощ. Овощ.

- Один участник из команды, озвучьте, пожалуйста, ваши получившиеся работы. Молодцы! Следующий конкурс «Собери пословицу».

Конкурс 3. «Собери пословицу» + метод «Мозговой штурм»

Каждая команда получает конверт со словами, из которых нужно составить пословицу, какая команда первая соберет пословицу, поднимают руки.

«Без труда не выловишь рыбку из пруда»

- Сейчас, мы с вами попробуем работать по методу «мозгового штурма». Мозговой штурм является одним из методов критического мышления, направленного на активацию умственной деятельности и творческой активности учащихся. При его применении реализуются деятельностный и личностно-ориентированный подходы.

Правильный мозговой штурм включает 3 этапа:

Предварительный этап — Постановка проблемы. На этом этапе четко формулируется задача, отбираются участники штурма, определяется ведущий и распределяются прочие роли участников в зависимости от задачи и выбранного способа проведения штурма.

Основной этап — Генерация идей. На этом этапе генерируются варианты решения задачи. Для максимальной эффективности, в процессе генерации важно соблюдать несколько правил:

Главное — количество идей. Не делайте никаких ограничений.

Полный запрет на критику и любую оценку идей, включая положительную, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает ритм работы и творческий настрой.

Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются.

Комбинируйте и улучшайте любые идеи.

Экспертный этап — Группировка, отбор и оценка идей. На этом этапе идеи классифицируются, анализируются и оцениваются. Этот этап позволяет выделить наиболее ценные идеи и дать окончательный результат мозгового штурма. Качество экспертного этапа напрямую зависит от строгости и однообразия критериев отбора идей у участников. Часто этот этап пропускается, и участники просто выбирают понравившийся им вариант.

Проведение метода «мозговой штурм»

- Первая, справившаяся команда, будут выдвигать свои идеи и предположения на пословицу «Без труда не выловишь рыбку из пруда», то есть у вас роль генераторов идей. Вторая команда будут заниматься анализом, у вас роль аналитиков.

- На время генерации идей, дается 5 минут, после чего вы будете озвучивать свои идеи, для 1 команды, генераторов идей время пошло.

- У вас время вышло. Сейчас мы будем слушать генератов идей, 2 команда ваша задача – анализировать. После чего, вам дается также 5 минут на анализ и оценку идей, то есть дать окончательный результат мозгового штурма.

Примерные идеи: если не приложить усилий для исполнения своих желаний, то хорошего результата не будет. Важно понимать, что в жизни нужно много трудиться, работать.

Итог: Труд и усердие улучшают человеческие качества и помогают добиться успеха в жизни.

- Отлично, обе команды справились со своими задачи. Молодцы!

Подведение итогов и награждение победителей.

- В нашем турнире победила дружба. Я хочу сделать вывод, что «В дружбе – сила». Если команда будет работать, вместе, как единое целое, то это будет сплоченный, дружеский коллектив, и у них всё получится! Предлагаю закончить наш турнир на музыкальной ноте, исполним песню «Дружба крепкая не сломается».