Мастер-класс
Французские педагогические мастерские как средство повышения активности учащихся и развития их творческих способностей
Провела учитель русского языка и литературы КГУ «Общеобразовательная школа №4 г. Аксай», педагог-исследователь Абекенова Кунымай Камиевна на районном семинаре учителей русского языка и литературы 12.04.22
Оргмомент. Приветствие
- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня в такой теплый и солнечный весенний день проходит наш семинар.
В каждом из нас есть маленькое солнце – это доброта. Добрый человек – это тот, кто любит людей, помогает им. Добрый человек любит природу и охраняет её, а любовь и помощь согревают, как солнце. Мне хочется, чтобы наша встреча была доброй и тёплой, дарила нам радость творчества.
(Слайд 1).
Мотивация
Всегда учителю не просто,
Хоть сто, хоть двести лет пройдет.
И время мчится безвозвратно.
Наука движется вперед.
Сегодня в 21 веке,
В открытый век, в век новизны.
Учителю в его работе
Стандарты новые нужны.
Урок быть должен современным,
Урок сотрудничества с детьми,
А как такой урок построить?
Вот в этом разберемся мы!
В современном мире есть возможности использования современных технологий в обучении детей. И каждый педагог в XXI веке должен это использовать в своей профессиональной деятельности. (Слайд 2).
Введение в тему. Теоретическая часть
Одной из таких современных технологий является технология «Педагогических мастерских», по которой я работаю не первый год. Обобщение опыта моей работы по этой технологии прошло на областном уровне. Применение этой технологии я показала на творческом конкурсе учителей русского языка и литературы и заняла 1 место в районе, 2 место в области.
Цель данной технологии не прямая передача информации, а совместный поиск знаний, что очень актуально в наше время.
Педагогическая мастерская – это технология, которая предполагает такую организацию процесса обучения, при которой учитель – мастер вводит своих учеников в процесс познания через создание эмоциональной атмосферы, в которой ученик может проявить себя как творец.
В этой технологии знания не даются, а выстраиваются самим учеником в паре или группе с опорой на свой личный опыт, учитель – мастер лишь предоставляет ему необходимый материал в виде заданий для размышления. (Слайд 3)
Технология состоит из нескольких этапов. Я предлагаю вам ознакомиться с этими этапами, а вместе с тем и пополнить запасы своей методической копилки. Для этого я попрошу помощи у своей фокус-группы.
«Индукция» (наведение) - Первое задание в мастерской.
Индуктором может быть слово, образ, фраза, предмет, звук, мелодия, текст, рисунок и т.д. – все, что может разбудить чувство, вызывать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов.
«Самоконструкция» – индивидуальное создание гипотезы (решения проблемного вопроса)
Важнейший элемент технологии мастерских — групповая работа или работа в парах. И этот этап называется «Социоконструкция Группам предстоит придумать способ решения задания.
«Социоконструкция» – работа в группах по подготовке к выступлению-ответу на проблемный вопрос (создание группового интеллектуального продукта: устной защиты гипотезы). А так же участники должны выбрать докладчика своей группы.
Социализация - общее обсуждение того, что сделано индивидуально, в паре, группе; рассмотрение различных гипотез и точек зрения.
Афиширование. Предъявление работ учеников (текстов, рисунков, схем, проектов) в классе, ознакомление с результатами групповой или парной работы.
Разрыв является кульминацией процесса творчества и завершается инсайтом (озарением). Учащиеся осознают неполноту или несоответствие своего старого знания новому, происходит внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответов, к сверке нового знания с литературным или научным источником. То есть ученики шире смотрят на свои знания, на свои открытия и понимают, что все разгадки и выводы впереди, у ученика пробуждается интерес к дальнейшему, более глубокому познанию. Идет творческого продукта, создание конечного варианта работы.
«Рефлексия» - заключительный этап – это самоанализ, обобщение чувств, ощущений, возникших в мастерской. (Слайды 4-5)
На каждом этапе мастерской применяются свои методы и используются определенные приемы.
В настоящий момент разработано несколько типов мастерских.
Вот их примерная классификация:
Тип | Основная деятельность | Основной продукт |
мастерская письма | создание текста | свободный текст |
мастерская построения знаний | поиск, открытие, формулировка гипотез | построение нового знания |
мастерская ценностных ориентаций | диалог взглядов, позиций, точек зрения | сформулированное отношение, позиция |
мастерская сотрудничества | совместная творческая деятельность | 1. коллективный продукт 2. опыт события |
мастерская проектов | поиск решения проблемы | проект (план) решения проблемы |
(Слайд 6)
Наиболее широко применяются два типа мастерских.
I. Мастерские построения знаний. Их результатом является приобретение детьми новых знаний; однако, в отличие от традиционного урока, ребенок не получает знания в готовом виде (наша тема сегодня... запишите правило… вам необходимо знать на память...), он добывает их самостоятельным трудом под руководством учителя. Наиболее часто алгоритм заданий этих мастерских выглядит так:
1. Пo названию термина или фамилии автора строится ассоциативный ряд. Здесь возможна игра в слова. 2. Попытки самостоятельно объяснить термин или название. Варианты каждого участника обсуждаются сначала в парах, затем к единому решению должна прийти группа из 4-6 человек.
3. Каждая группа оглашает свою точку зрения, после чего участники других групп могут задать вопросы, в корректной форме высказать свои возражения.
4. Группы читают и изучают печатные материалы, выданные мастером - научные статьи, выдержки из энциклопедий, справочников и т.д. - идет становление подлинного научного знания по данной теме.
5. Сравнение своих наработок с подлинным научным знанием и самокоррекция
6. Творческое задание, требующее применения полученных знаний на практике. Как правило, оно выполняется тоже по группам.
7. Рефлексия.
II. Мастерские письма. Создание текста - пожалуй, самый сложный и интересный вид творческой деятельности. Общая атмосфера и помощь участников друг другу (обогащение словаря, комментарии и вопросы к тексту) дают возможность даже самому заурядному, /хотя заурядных людей не бывает.../ и совершенно не настроенному на такую деятельность участнику тоже что-то создать. Так раз за разом у него постепенно пробуждается вера в свои силы, в то, что и он умеет. Именно эти мастерские, где ни один не остается немым, лучше всего помогают и мастеру, и участникам усвоить ключевое положение системы - "В С Е способны..."А значит, и я тоже. Даже если об этом никто не знает. И он тоже. Даже если я ещё этого не вижу. Алгоритм этих мастерских, как правило, таков:
1. Индуктор - "провоцирующее", "разогревающее" активность задание или "настраивающий", "вводящий" в тему мастерской текст, картина, музыкальное произведение и т.п.
2. Создание словаря - на основе ключевого слова (оно либо дается мастером и является квинтэссенцией темы мастерской, либо выбирается каждым участником для себя по указанию мастера. Способов здесь несколько: это и ассоциативные ряды, и составление новых слов по принципу «игры в слова», и подбор рифм или слов со звуками/буквами ключевого и многие другие.
3. Обогащение словаря наработками друг друга по мере чтения каждым своего списка.
4. Создание текста - как правило, на основе полученного общего словаря.
5. Социализация текста в любой форме, причем остальные участники высказывают свое одобрение или неудовольствие, задают вопросы, комментируют, дают отклики. Лучше, если все это фиксируется в письменной форме.
6. Создание второго текста на основе первого и листка отзывов
По временной продолжительности мастерские разделяются на «одноактные {от одного часа до 3-4 учебных часов подряд) и на мастерские длительного действия, когда работа прерывиста, может продолжаться неделю {метод «погружения») или даже в течение нескольких месяцев.
Практическая часть
Работа с аудиторией с помощью фокус группы.
Индукция
- Внесюжетные элементы в литературном произведении.
Запишите слова и ассоциации, связанные с этим словосочетанием.
(Литературное предисловие, пролог, эпиграф, зачин, примечание, ремарка, посвящение)
Самоконструкция
- Объясните значения этих терминов.
«Социоконструкция
- Отменяйтесь своими листочками с соседом. Дополните и обсудите свои решения и предложения в парах.
Социализация
- Теперь объединитесь в небольшие группы и обсудите то, что сделано индивидуально и в парах; рассмотрите различные гипотезы и точки зрения. Придите к общему решению.
Афиширование
- Теперь выходите к доске и вывесьте рисунки, схемы, проекты; прочтите созданные вами тексты, ознакомьте присутствующих с результатами вашей групповой работы.
Разрыв
- А сейчас получите листочки с дополнительной информацией. (Раздаю листочки с текстами)
И пересмотрите свои ответы, дополните, измените свои ответы и создайте новую продукцию.
Создание второго текста на основе первого и представление нового продукта.
Оценивание. Взаимооценивание участников мастерской
Рефлексия
- Опишите своё состояние во время работы.
Было трудно…
Было легко…
Я удивился…
Какое открытие сделал…
Я узнал…
- Всем спасибо за участие в работе!
В заключение хочу привести строчки стихов О. Э. Мандельштама:
Я скажу это начерно, шепотом,
Потому что еще не пора:
Постигается потом и опытом
Безотчетного неба игра.
И еще один отрывок из стихотворения Зинаиды Гиппиус «Швея»:
На всех явлениях лежит печать.
Одно с другим как будто слито.
Приняв одно - стараюсь угадать
За ним другое, - то, что скрыто.
Вот что привлекает меня в технологии педагогическая мастерская - тайна творчества, и с момента знакомства с ней, я часто использую ее на уроках, пусть даже отдельные элементы.
Приложение 1
Предисловие – форма литературной организации текста.
Литературное предисловие как компонент художественного текста
Литературное предисловие – это феномен художественного сознания
Литературное предисловие как форма реализации авторской концепции мира и художественного творчества.
Литературное предисловие как автокомментарий.
Литературное предисловие в индивидуальных художественных системах.
Литературное предисловие в художественной системе А.С. Пушкина.
"Евгений Онегин - мир "без предисловий" в окружении предисловий.
Эстетическая функция предисловий в романе М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени".
Н.В. Гоголь: исповедально-моралистические и художественные комментарии в творчестве писателя.
Приложение 2
Литературное предисловие как историко-литературная проблема
В 1730 году В.К. Тредиаковский представил русскому читателю перевод романа П. Тальмана "Езда в остров Любви", сопроводив его обращением "К читателю", в котором с первых же строк будто бы извинялся перед своим читателем за необходимость в прямом и открытом объяснении своих намерений: «Хотя ныне много искусных щитают предисловия при книгах за веема непотребной придаток: Однако мне, доброжелательный читателю, ни по какой мере обоитися было невозможно, чтоб, дая новую Российскому свету сию книжку, не донестъ вам о том, что до оныя касается, и что вам ведать всячески надлежит».
Словно эхом отношение к предисловию как "непотребному придатку" повторилось чуть более чем через сто лет в романе М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени". Как и Тредиаковский, Лермонтов встал перед необходимостью прокомментировать свои авторские намерения, отлично осознавая общее необязательное отношение читателя к подобным комментариям, то есть к тому, что не является собственно "историей". Парадокс, схватывающий суть данного явления, заключается в том, что, чем определеннее автор высказывается о "непотребности" предисловия, его ненужности, тем яснее ощущается необходимость прибегнуть к нему.
Приложение 3
Так или иначе, авторское комментирование художественных произведений - одна из древнейших форм эстетического сознания. Как отмечал в одной из своих работ С.С. Аверинцев, "изящная литература Греции" в эпоху своего расцвета разработала подходы, ведущие к развитию авторского самосознания, один из которых, наиважнейший, - "жест" "изготовки к долгому рассказу", жест, "в котором рассказчик принимает на себя индивидуальную ответственность за все, что имеет сказать, и постольку обязан обосновать особыми доводами важность своей темы и правомерность своего к ней подхода" . "Жест изготовки к долгому рассказу" (зачин)
Конечно, античный "зачин", подразумевающий строгое чувство меры, не может быть отождествлен с литературным предисловием Нового времени. Но его сущностная характеристика как "жеста изготовки к долгому рассказу" перебрасывает мостик к литературам Нового времени, в том числе к русской литературе, которая также разрабатывала подходы, ведущие к развитию авторского самосознания, определяемые категорией авторской ответственности за все, что он "имеет сказать" своим произведением.
Литературное предисловие - исторически подвижная форма. При этом предисловие в новой литературе, в отличие от древнерусской, не обладает признаками жанра - устойчивой модели в единстве структурных и содержательных.
Представляется, что природа и назначение предисловия как литературного явления определяются его способностью к удерживанию смыслов художественного произведения в границах авторской ответственности, что подтверждается наблюдениями над предисловиями к художественным произведениям, предпринятыми в нашей диссертации.
Литературное предисловие конститутивно не входит в состав художественного текста, оно предпосылается ему, находится в препозиции. Возникает закономерный вопрос: если художественное произведение во всей совокупности его внутритекстовых и внетекстовых отношений представляет собой "высказывание" автора, "слово" автора о "мире", то почему это "слово" требует себе некоего "предвысказывания"? Для чего автору необходимо предисловие, "слово" перед его же "словом"?