ГУО «Тимоновская средняя школа Климовичского района»
Учитель: Тимошенко Ольга Николаевна
ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЙ КОНКУРС (8 «А», 8 «Б» кл.)
Тема: « ШКОЛЬНЫЙ ДОМ, КОТОРЫЙ ПОСТРОИМ МЫ».
Цель: - развитие русской речи учащихся, обогащение их активного словаря
русскими фразеологизмами;
-формировать у учащихся коллективизм, сопереживание, сочувствие через оптимальное сочетание индивидуальных и коллективных форм участия;
-формировать познавательный интерес к русскому языку через сочетание зрелищности и занимательности познавательных дел,
участие в познавательном соперничестве всех субъектов учебно-познавательного процесса.
Оборудование: карточки, компьютер, проектор.
Ход мероприятия.
1-ый Ведущий. Добрый день, дорогие ребята! У каждого человека должен быть дом – не просто крыша над головой, а место, где его любят и ждут, понимают и принимают таким, каков он есть, где ему тепло и уютно. Школу часто называют вторым домом, ведь каждый ребенок школьного возраста проводит здесь основную часть своего времени, день за днем проживает свою жизнь.
2-ой ведущий. Ребята! Нам сегодня нужно создать Дом Мечты. Где все будут жить по – сказочному счастливо, в любви и согласии. Дом будет состоять только из «строительного материала» с особыми свойствами: доброты, мудрости, хозяйственности, здоровья, чистоты, любви, дружбы, взаимопомощи.
Каждое из качеств проявится в отдельном конкурсе – кирпичике будущего Дома.
1-ый ведущий.
Построить Дом Мечты поможете вы, дорогие ребята!
Сейчас я представлю Вам, дорогие гости, наши команды.
Встречайте команду 8 «А» «Крутые ребята».
Девиз команды «Крутые ребята»:
Круче нас ребят
На свете не найдешь.
О нас обычно говорят:
Водой не разольешь.
Приветствуем команду ребят 8 «Б» «Стреляный воробей».
Девиз команды:
Среди знатных голубей
Скачет умный воробей.
Воробушек – пташка,
Белая рубашка.
Откликайся, воробей,
Отвечай- ка, не робей!
Какой же конкурс без жюри? Представляю вам наше строгое жюри:
2-ой ведущий Дорогие ребята, начинаем наш фразеологический конкурс
«Школьный дом, который построим мы». Ни пуха вам, ни пера!
Ведущий. Ребята, перед вами макет Дома Мечты, который мы должны построить. Первый конкурс «Разминка». Для участия в конкурсе приглашаются капитаны команд. Право заложить фундамент Дома Мечты получит победитель конкурса. Итак, слушаем задание.
Задание. Вспомните, что такое фразеологизм и какова их роль в речи?
(Капитану, правильно ответившему, дается право заложить фундамент Дома Мечты).
1-ый ведущий.
Ребята, фундамент мы заложили, теперь необходимо начать строительство Дома, Ребята, подумайте и скажите, что является главным богатством в жизни?
Ученики. Здоровье.
2-ой ведущий Первый кирпич Здоровья. Наш конкурс называется «Фразеологические загадки. Впиши слово».
Условие конкурса. Каждой команде по очереди будут задаваться загадки. Ваша задача вписать одно слово.
1-й команде 2-й команде
1. Его вешают, приходя в уныние. 1. Он в голове у легкомысленного,
( ) несерьезного человека. ( )
2. Ее дают на отсечение. 2. Он хорошо подвешен у человека,
( ) который говорит легко и бойко.
3. Его всюду суют, вмешиваясь не ( )
в свое дело . ( ) 3. Не цветы, а вянут. ( )
1-ый Ведущий.
Ребята, вы хорошо справились с заданием. Молодцы!
В этом конкурсе победила команда …. Вы получаете право заложить первый кирпич Дома Мечты – кирпич Здоровья. Мы поздравляем вас.
Кто хочет сделаться глупцом,
Тому мы предлагаем:
Пускай пренебрежет трудом
И жить начнет лентяем.
Хоть Геркулесом будь рожден
И умственным атлетом,
Все ж будет слаб, как тряпка,
он
И жалкий трус при этом.
Нет в жизни праздника тому,
Кто не трудится в будень.
Пока есть лишний мед в дому,
Терпим пчелами трутень;
Когда ж общественной нужды
Придет крутое время,
Лентяй, не годный никуды!
Ты всем двойное бремя.
Кому бросаются в глаза
В труде одни мозоли,
Тот глуп, не смыслит ни аза!
Страдает праздность боле.
…Итак – о славе не мечтай,
Не будь на деньги падок,
Трудись по силам и желай,
Чтоб труд был вечно сладок.
(Н. А. Некрасов.)
1-ый ведущий.
Сейчас мы проведем игру-лото «Окончи фразеологизм». Перед вами большая карта. На клетках в первом ряду дано начало фразеологического оборота, а второй ряд закрыт карточками «заставками». Ваша задача в течение 5 секунд предложить вариант ответа, если ответ правильный откроется клетка.
Вариант больших карточек лото для команды «Крутые ребята»
Мастер | Золотые | Встреча за | Зарубить себе | Кусать себе | Как рукой |
| | | | | |
Ответы: своего дела, руки, круглым столом, на носу, локти, подать.
От нечего | Казанская | Куры | Два сапога | Бить | Работать |
| | | | | |
Ответы: делать, сирота, не клюют, пара, баклуши, засучив рукава,
2-ой ведущий Сейчас, ребята, мы отвлечемся. В русском языке есть пословицы и поговорки, которые украшают нашу речь. В следующем конкурсе нам необходимы знания половиц и поговорок. Чтобы заложить кирпич Доброты вам необходимо участвовать в конкурсе «Ответь пословицей или поговоркой». Вам будут предложены краткие описания различных случаев жизни. Вы должны ответить пословицей или поговоркой. Итак, кто быстрее.
Первая ситуация. Несколько дней Люда не выполняла домашних заданий, не готовила уроков и, наконец, получила «двойку». «Это случайно!» -оправдывалась она. Какой пословицей ответили ей ребята?
(Что посеешь, то и пожнешь.)
Вторая ситуация. Послали одного товарища к реке набрать котелок воды. Ждут не дождутся, уже и костер гаснуть стал. Наконец товарищ явился. Какими словами встретили его рассерженные друзья?
(Тебя только за смертью посылать.)
Третья ситуация. Поломались на детской площадке качели. Решили ребята их починить. Позвали помочь и Валерия, который больше всех качался на них. «Вот ещё, - сказал Валерий,- буду я возиться!» Какой пословицей упрекнули его ребята?
(Любишь кататься – люби и саночки возить.)
Четвертая ситуация. Сказала Нина что-то подружке по секрету. Та не утерпела, рассказала другой, другая – третьей, и вскоре об этом знали все. Какая поговорка есть на этот счет?
(По секрету всему свету.)
Пятая ситуация. На первом занятии по лепке Таня вылепила фигурку девочки. Скульптура вышла неуклюжая, и Таня смутилась. «Ничего», - успокоил её руководитель кружка и напомнил одну поговорку о … блинах. Что это за поговорка?
(Первый блин комом.)
Шестая ситуация. Подарили ко дню рождения Андрею игрушечный трактор. Обрадовался мальчик, а потом осмотрел его и разочарованно протянул: « А я думал, он заводной…» Какой пословицей упрекнула его мать?
(Дареному коню в зубы не смотрят.)
1-ый ведущий.
Итак, ребята, мы поработали немножко с пословицами и поговорками. Подведем итоги. Слово жюри…. Победила команда …. Команда-победитель получает право заложить кирпич Доброты.
2-ой ведущий Следующее слово героям 2Сказки о маленьком принце» Антуана де Сент – Экзюпери.
(Ребята показывают отрывок из «Сказки о маленьком принце»)
Вот тут и появился Лис.
- Здравствуй, - сказал он.
- Здравствуйте, - вежливо ответил Маленький принц и оглянулся, но никого не увидел.
Я здесь, - послышался голос.- Под яблоней.
- Кто ты? Спросил Маленький принц. – Какой ты красивый!
- Я – Лис, - сказал Лис.
- Поиграй со мной, - попросил Маленький принц. – Мне так грустно.
- Я не могу с тобой играть,- сказал Лис, - я не приучен.
- Ах, извини, - сказал Маленький принц, Но, подумав, спросил: - А как это – приручить?
- Ты не здешний, - заметил Лис. – Что же ты здесь ищешь?
- Людей ищу, - сказал Маленький принц. - А как это - приручить?
- У людей есть ружья, и они ходят на охоту. Это очень неудобно! И ещё они разводят кур. Только этим они и хороши. Ты ищешь кур?
- Нет, - сказал Маленький принц.
- Я ищу друзей. А как это – приручить?
- Это давно забытое понятие, - объяснил Лис. – Оно означает : создать узы.
- Узы?
- Вот именно, - сказал Лис.- Ты для меня пока всего лишь маленький мальчик, точно такой же, как сто тысяч других мальчиков. И ты мне не нужен. Для тебя я только лисица, точно такая же, как сто тысяч других лисиц. Но если ты меня приручишь, мы станем, нужны друг другу. Ты будешь для меня единственным на целом свете. И я буду для тебя один в целом свете.
- Если хочешь, чтобы у тебя был друг, приручи меня!
- Прощай, - сказал Лис.- Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь… Люди забыли эту истину , но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил.
Ведущий.
Ребята, этот конкурс мы назовем «Лучший переводчик». Вам нужно перевести фразеологизмы с белорусского на русский язык.
1-ый ведущий.
В этом конкурсе победила команда …. Мы поздравляем их, они успешно выполнили трудное задание. Предоставляем им возможность заложить кирпич Дружбы.
2-ой ведущий Ребята, вы знаете фразеологизм чувствовать себя на седьмом небе шутливо выражает высшую степень радости, счастья. Древнегреческий философ Аристотель считал, что небо состоит из семи неподвижных кристальных сфер (огромных прозрачных колпаков), на которых якобы покоятся звезды, планеты и т.д. «Седьмое небо», по его мнению, было обиталищем ангелов, раем.
Иногда говорят: сражаться не щадя живота, т. е. смело, самоотверженно. В древности слово живот означало жизнь. Именно от слова живот в смысле «жизнь» произошло слово животное.
1-ый ведущий.
Поссорились на перемене ребята. Один кричит:
- Я тебе покажу, где раки зимуют!
А второй ему:
-Ишь, разошелся, прямо из кожи вон лезет!
Тут подбежал к ребятам дежурный и давай их расталкивать. А они на него напустились.
- Все следишь! Наверное, и спишь с открытыми глазами!
А дежурный вдруг как крикнет:
- Стойте, ребята! Разгадайте – кА свои загадки!
- Какие такие загадки? – удивились ребята и разжали кулаки.
- А вот какие, слушайте! Первая: «Где раки зимуют?» Вторая : « Кто из своей кожи вылезет?» Третья: « Кто спит с открытыми глазами?»
2-ой ведущий Вопросы заданы, кто хочет ответить на вопросы?
( Звучат ответы на загадки.)
Ребята, мы продолжаем наш конкурс загадками – складками. Внимание!
В этом конкурсе вы отвечаете всего лишь одним словом. С каждой команды приглашаем по одному участнику.
1. Дружнее этих двух ребят
На свете не найдешь.
О них обычно говорят:
Водой … (не разольешь.)
2. Товарищ твой просит
украдкой
Ответы списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь … (медвежью
услугу.)
3. Фальшивят, путают слова,
Поют кто в лес, кто по дрова.
Ребята слушать их не станут:
От этой песни уши …(вянут.)
4. Глеб у доски повесил нос,
краснеет до корней …(волос.)
5. Он в этот час, как говорится,
готов сквозь землю …
(провалиться.)
6. Говорил товарищ мой вчера,
что в кино сходить давно
пора.
Только я хотел уж обираться,
Как ему взбрело на ум
купаться.
По дороге передумал он,
Стал тащить меня на стадион.
-Что ты, - закричал я,
- (в самом деле!)
У тебя семь пятниц … (на неделе.)
1-ый ведущий.
Ребята, вы замечательно справились с заданием, но у нас есть победитель.
Им стал …, он приносит своей команде дополнительно 5 очков. И сейчас мы станем свидетелями того, как … заложит кирпич Мудрости.
2-ой ведущий Ребята, чтобы узнать насколько вы хозяйственны, мы проведем следующий конкурс «Знаешь ли ты …?» Вам предлагаем рисунки, на них изображены: рука, нога, ухо, нос. Каждая команда выбирает по два рисунка и называет фразеологизмы с этими словами.
Ответы:
Рука нога ухо нос
Рука об руку унести ноги держать ухо востро задирать нос
Рукой подать падать с ног покраснеть до ушей вешать нос
Быть под рукой сбиться с ног развесить уши водить за нос
На руках носить ног под собой не чуять ушки на макушки остаться с носом
1-ый ведущий.
Молодцы, ребята! Победила команда … Вы оказались действительно хозяйственными ребятами. Пожалуйста, пройдите к нашему дому и заложите кирпич Хозяйственности.
2-ой ведущий Следующий кирпич Любви. Любовь – понятие емкое. Это любовь к Родине, любовь к родителям, любовь к детям и т.д. Но сегодня, ребята, мы будем говорить о любви к изобразительному искусству. Конкурс называется «Необычный вернисаж». Художниками будете вы, ребята. Сейчас вы получите бумагу и фломастеры, ваша задача нарисовать в прямом смысле фразеологический оборот.
1-я команда 2-я команда
Задание. Задание.
Заблудиться в трех соснах. Камень на сердце.
Ведущий.
Победила команда …. Они получают право заложить кирпич Любви.
1-ый ведущий.
Мы продолжаем наш конкурс. По авторитетному мнению Дейла Карнеги, улыбка «создает счастье в доме и служит паролем для друзей. Она ничего не стоит, но много дает». Это «лучшее противоядие, созданное природой от неприятностей». Не у всех получается жить светло и улыбчиво, но этому можно научиться. Приступаем к тренировкам посредством «улыбательного практикума».
В этой игре принимает каждый. Конкурс называется «Фразеологическая эстафета».
Задание. Каждый по очереди произносит фразеологизм. Тот, кто не отвечает или очень долго думает, выбывает из игры. Итак, время пошло. Побеждает команда, которая произносит быстро на протяжении 3 минут.
2-ой ведущийРебята, вы очень старались, но победила команда … Мы поздравляем вас. Прошу вас заложить кирпич Улыбки.
1-ый ведущий.
Дорогие ребята! Вы заложили кирпичи Дома Мечты. А какой же дом без крыши? Крыша будет сегодня необычная – Крыша Хорошего Настроения.
(Звучит песня Ю.Антонова «Под крышей дома твоего»)
Задание. Для возведения крыши вам предлагаем следующее задание. Могут принять участие и наши гости. ( Делим их на правое и левое крыло, правильный ответ приносит дополнительно 5 очков.) Вашему вниманию плакат, вам нужно припомнить не менее двух-трех фразеологизмов с названием каждого изображенного здесь зверя и птицы.
(На доске плакат с изображением зверей и птиц.)
2-ой ведущий Итак, ребята, сейчас мы подведем итоги наших конкурсов. Слово жюри…
Команда-победитель получает орден, на котором написано « Семи пядей во лбу».
(Чествование победителей.)
1-ый ведущий.
Дорогие ребята! Сегодня не покладая рук мы построили Дом Мечты. И прощаясь с вами, я хочу прочитать легенду.
Старик, умирая, завещал сыну:
« В каждом городе построй
себе дом».
После смерти отца
Сын в разных городах
Построил дома,
Потерял все богатство,
Остался нищим
И обратился к мудрецу.
Мудрец.
Ты не понял завещание своего отца:
Построить в каждом городе
ДОМ –
Значит иметь в каждом городе
ДРУГА,
А дом друга –
Это и есть твой дом.
1.(спустя рукава)
2.(как свои пять пальцев)
3.(один на один)
4.(сломя голову)
1.(день – деньской)
2.(точь – в – точь)
3.(так и сяк)
4.(рукой подать)
1. Его вешают, приходя в уныние.
( )
2. Ее дают на отсечение.
( )
3. Его всюду суют, вмешиваясь не
в свое дело . ( )
1. Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека. ( )
2. Он хорошо подвешен у человека, который говорит легко и бойко.
( )
3. Не цветы, а вянут. ( )
ФУНДАМЕНТ
КРЫША ХОРОШЕГО НАСТРОЕНИЯ
КИРПИЧ ЗДОРОВЬЯ
КИРПИЧ ТРУДА
КИРПИЧ ДОБРОТЫ
КИРПИЧ ДРУЖБЫ
КИРПИЧ МУДРОСТИ
КИРПИЧ ХОЗЯЙСТВЕННОСТИ
КИРПИЧ ЛЮБВИ
КИРПИЧ УЛЫБКИ