СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Фразеологический зоосад» (исследование фразеологизмов с названиями животных)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель исследования: проанализировать происхождение фразеологизмов о животных, классифицируя на группы по эмоциональной окраске и частоте употребления.

Для того чтобы раскрыть цель, я поставил перед собой следующие задачи:

1. Познакомиться с историей возникновения фразеологизмов.

2. Выяснить роль фразеологизмов о животных в современной речи.

3.Рассмотреть фразеологизмы с точки зрения орфограмм русского языка

 4. Найти фразеологизмы о животных в русском языке и

составить словарь «Фразеологический зоосад»

5.Узнать, что символизируют названия некоторых животных в русской фразеологии.

Просмотр содержимого документа
««Фразеологический зоосад» (исследование фразеологизмов с названиями животных)»

     МАОУ «СОШ №10»   «Фразеологический зоосад»  (исследование фразеологизмов с названиями животных)  Перетрухин Георгий, 5 «а» класс Миасский городской округ 2020

МАОУ «СОШ №10» «Фразеологический зоосад» (исследование фразеологизмов с названиями животных)

Перетрухин Георгий, 5 «а» класс

Миасский городской округ

2020

Цель моего исследования: проанализировать происхождение фразеологизмов о животных, классифицируя на группы по эмоциональной окраске и частоте употребления. Для того чтобы раскрыть цель, я поставил перед собой следующие задачи: 1. Познакомиться с историей возникновения фразеологизмов. 2. Выяснить роль фразеологизмов о животных в современной речи. 3.Рассмотреть фразеологизмы с точки зрения орфограмм русского языка  4. Найти фразеологизмы о животных в русском языке и составить словарь «Фразеологический зоосад» 5.Узнать, что символизируют названия некоторых животных в русской фразеологии.

Цель моего исследования: проанализировать происхождение фразеологизмов о животных, классифицируя на группы по эмоциональной окраске и частоте употребления.

Для того чтобы раскрыть цель, я поставил перед собой следующие задачи:

1. Познакомиться с историей возникновения фразеологизмов.

2. Выяснить роль фразеологизмов о животных в современной речи.

3.Рассмотреть фразеологизмы с точки зрения орфограмм русского языка

4. Найти фразеологизмы о животных в русском языке и

составить словарь «Фразеологический зоосад»

5.Узнать, что символизируют названия некоторых животных в русской фразеологии.

    Объект исследования : фразеологизмы. Предмет исследования : фразеологизмы о животных в русском языке  Гипотеза: фразеологизмы о животных самые распространенные в русском языке. Методы исследования :социологический опрос, анкетирование, анализ источников информации, обобщение полученных данных. .

Объект исследования : фразеологизмы.

Предмет исследования : фразеологизмы о животных в русском языке

Гипотеза: фразеологизмы о животных самые распространенные в русском языке.

Методы исследования :социологический опрос, анкетирование, анализ источников информации, обобщение полученных данных.

.

 ФРАЗЕОЛОГИЗМ КАК ЕДИНИНИЦА ЛЕКСИКИ  Что такое фразеологизмы? Фразеология как самостоятельная лингвистическая дисциплина возникла в 40-х г.г. XX в. в советском языкознании (В.В.Виноградов, А.А.Потебня). Фразеология – раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания слов (фразеологизмы). Фразеологизм (от.греч. “фразис” - выражение) – это устойчивое сочетание слов, используемое для названия отдельных предметов, признаков, действий. Фразеологизмы (фразеологические обороты, сочетания, выражения) часто используются в разговорной речи, в художественных произведениях с целью создания образности, выразительности, шутливости.

ФРАЗЕОЛОГИЗМ КАК ЕДИНИНИЦА ЛЕКСИКИ

Что такое фразеологизмы?

Фразеология как самостоятельная лингвистическая дисциплина возникла в 40-х г.г. XX в. в советском языкознании (В.В.Виноградов, А.А.Потебня).

Фразеология – раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания слов (фразеологизмы).

Фразеологизм (от.греч. “фразис” - выражение) – это устойчивое сочетание слов, используемое для названия отдельных предметов, признаков, действий. Фразеологизмы (фразеологические обороты, сочетания, выражения) часто используются в разговорной речи, в художественных произведениях с целью создания образности, выразительности, шутливости.

Фразеологизмы с именами животных часто называют  зооморфизмы . Зооморфизмы во фразеологии имеют ряд отличительных особенностей: 1. Зооморфизмы  - это устойчивые словосочетания, содержащие прямое наименование животного. 2. Зооморфизмы  всегда имеют переносное значение «человек». 3. Зооморфизм  несет в себе оценку действий или поведения человека

Фразеологизмы с именами животных часто называют  зооморфизмы . Зооморфизмы во фразеологии имеют ряд отличительных особенностей:

1. Зооморфизмы  - это устойчивые словосочетания, содержащие прямое наименование животного.

2. Зооморфизмы  всегда имеют переносное значение «человек».

3. Зооморфизм  несет в себе оценку действий или поведения человека

ИССЛЕДОВАНИЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ с названием ЖИВОТНЫХ   Нами исследовано 84 ФЕ русского языка с названиями животных. Основных источников их происхождения четыре: 1. Наблюдения человека за свойствами и особенностями поведения животных. 2. Библейские сюжеты. 3. Античная мифология и история. 4.Художественные произведения. Рассмотрим каждый источник более подробно. Самым обширным и полным источником знаний о животных и их свойствах служат наблюдения человека.

ИССЛЕДОВАНИЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ с названием ЖИВОТНЫХ

 

Нами исследовано 84 ФЕ русского языка с названиями животных.

Основных источников их происхождения четыре:

1. Наблюдения человека за свойствами и особенностями поведения животных.

2. Библейские сюжеты.

3. Античная мифология и история.

4.Художественные произведения.

Рассмотрим каждый источник более подробно.

Самым обширным и полным источником знаний о животных и их свойствах служат наблюдения человека.

Фразеологизмы с названиями животных отражают  - физические качества, возможности : сильный (выносливый) как лошадь, слабый как цыпленок, плавает как рыба, зоркий как рысь, нюх как у собаки, ловкий как обезьяна и др.;  - внешний облик : черный как ворон, козлиная бородка, осиная талия, сухой как вобла, с гулькин (воробьиный) нос, толстый как боров и др.;  - черты характера : упрямый как бык, осёл, уперся как баран, задирист как петух, назойлив как муха, угрюмый как бирюк и др.;  - интеллект : глуп как сивый мерин, уставиться как баран на новые ворота, хитрый как лиса, это и ежу понятно и др.;  - повадки, умения, навыки : трещит как сорока, галдят как галки, нем как рыба, страусовая политика, повторять как попугай …

Фразеологизмы с названиями животных отражают

- физические качества, возможности :

сильный (выносливый) как лошадь, слабый как цыпленок, плавает как рыба, зоркий как рысь, нюх как у собаки, ловкий как обезьяна и др.;

- внешний облик :

черный как ворон, козлиная бородка, осиная талия, сухой как вобла, с гулькин (воробьиный) нос, толстый как боров и др.;

- черты характера :

упрямый как бык, осёл, уперся как баран, задирист как петух, назойлив как муха, угрюмый как бирюк и др.;

- интеллект :

глуп как сивый мерин, уставиться как баран на новые ворота, хитрый как лиса, это и ежу понятно и др.;

- повадки, умения, навыки :

трещит как сорока, галдят как галки, нем как рыба, страусовая политика, повторять как попугай …

Фразеологизмы с … Анкета Ответили правильно: 1.Знаете ли вы, что такое фразеологизмы? 65% учеников 2.Для чего нужны фразеологизмы? 51%учеников 3.Какие фразеологизмы о животных вы знаете? 20% учеников Предложенные фразеологические обороты ,дали правильное значение ФЕ:  -кот наплакал- 52%  -буриданов осел-0%  -крокодиловы слёзы-14%  -живут как кошка с собакой -65%  -гол как сокол-15%  -медвежья услуга-62,5%

Фразеологизмы с

Анкета

Ответили правильно:

1.Знаете ли вы, что такое фразеологизмы?

65% учеников

2.Для чего нужны фразеологизмы?

51%учеников

3.Какие фразеологизмы о животных вы знаете?

20% учеников

Предложенные фразеологические обороты ,дали правильное значение ФЕ: -кот наплакал- 52% -буриданов осел-0% -крокодиловы слёзы-14% -живут как кошка с собакой -65% -гол как сокол-15% -медвежья услуга-62,5%

Анкета 1.Откуда ты узнаешь новые фразеологизмы? Ответили правильно: 2.Как часто ты пользуешься фразеологическими словарями? Из книг/Интернета От родителей От друзей Я вообще их не узнаю Часто Не часто Редко, почти никогда 3.Где ты используешь фразеологизмы? 48% учеников В речи В сочинениях Нигде 0%учеников 20% 40% учеников 28,5% 14% 71,5% 18% 28,5% 31,5% Фразеологизмы с … Вывод: школьники в основном узнают новые Фе Из книг/Интернета,  пользуются редко, употребляют их в основном в речи

Анкета

1.Откуда ты узнаешь новые фразеологизмы?

Ответили правильно:

2.Как часто ты пользуешься фразеологическими словарями?

  • Из книг/Интернета
  • От родителей
  • От друзей
  • Я вообще их не узнаю
  • Часто
  • Не часто
  • Редко, почти никогда

3.Где ты используешь фразеологизмы?

48% учеников

  • В речи
  • В сочинениях
  • Нигде

0%учеников

20%

40% учеников

28,5%

14%

71,5%

18%

28,5%

31,5%

Фразеологизмы с

Вывод: школьники в основном узнают новые Фе Из книг/Интернета, пользуются редко, употребляют их в основном в речи

Источники заимствованных фразеологизмов

Заимствования из славянских языков:

Пришедшие в русский язык из других языков:

  • выражения, взятые из библейско-евангелических текстов, переведённых на старославянский язык;
  • выражение из древнегреческой мифологии;
  • -
  • пришедшие из западно-европейских языков и литературы ;
  • Буриданов осёл
  • Волк в овечьей шкуре-

белая ворона-

  • Выражение возникло из Евангелия: "Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные".

Козёл отпущения

Здесь собака зарыта

Шкура неубитого медведя (Лафонтен)

(от древнееврейского).-

Нем . Кот в мешке

  • Оборот восходит к тексту Библии, к описанию древнееврейского обряда возложения грехов народа (общины) на живого козла.

Вернёмся к нашим баранам

« Заблудшая овца» -

(французского средневекового)

Существует один поучительный библейский сюжет, в котором рассказывается о пастухе, у которого из стада пропала одна овца.

  •  

Собака на сене (Эзоп)

Не будите спящую собаку(англ.)

Источники исконно русских фразеологизмов

  • ряд русских фразеологизмов связан с бытом, обычаями, традициями и верованиями древних славян;
  • кот наплакал
  • коту под хвост
  • гусь лапчатый
  • лебединая песня
  • дойная корова
  • пустить козла в огород
  • мокрый как мышь
  • как кошка с собакой
  • голодный как волк
  • как селедки в бочке
  • Барашка в бумажке-
  • не в коня корм - «о том, что идет не на пользу кому-нибудь»
  • богатый источник русской фразеологии – устное народное творчество;
  • из пословиц и поговорок;
  • медведь не от хорошей жизни лапу сосёт
  • жди, когда рак на горе свистнет
  • покажу, где раки зимуют

сказка про белого бычка - «бесконечное повторение одного и того же»;

  • известное количество устойчивых сочетании восходит к литературным источникам;
  • Лиса Патрикеевна - «очень хитрый человек»;
  • Как с гуся вода
  • Не всё коту масленица  
  • вертеться как белка в колесе («быть в постоянных хлопотах») восходит к басне И.Крылова «Белка
  • Ворона в павлиньих перьях
  • Медвежья услуга
  • Грязный как свинья
  • Гонятся за двумя зайцами

Собачий холод

Классификация на основе доминирующей лексической единицы .   На основании данных исследований можно показать следующую классификацию фразеологических единиц.  -Наиболее широко представлены фразеологические единицы, содержащие лексическую единицу  собака (9),медведь(6),кошка-(9), корова(6),свинья(6)   

Классификация на основе доминирующей лексической единицы . На основании данных исследований можно показать следующую классификацию фразеологических единиц. -Наиболее широко представлены фразеологические единицы, содержащие лексическую единицу  собака (9),медведь(6),кошка-(9), корова(6),свинья(6)  

      Классификация по правилам орфографии русского языка

 

Классификация по правилам орфографии русского языка

 Выводы   В своей работе мы собрали, систематизировали и изложили информацию о большой группе фразеологизмов о животных. В результате удалось выяснить их значение с помощью различных источников: словарей, справочников, Интернета. В результате изучения происхождения фразеологизмов - зооморфизмов, их классификации с различных точек зрения, я считаю, что достиг поставленной цели. 1.Общие выводы анкетирования не радуют. Ребята школьного возраста мало знают фразеологизмов и редко употребляют их в речи. В основном восьмиклассники знают лексическое значение только исконно-русских фразеологизмов. О ФЕ школьники узнают из книг, меньше всего от родителей, используют ФЕ в речи не часто. 2. Мы выяснили, что многие фразеологизмы пришли в речь с давних времен. Они отражают историю нашей страны и других стран, показывают этапы развития языка, сохраняют опыт предыдущих поколений, опыт нации, её культурного наследия.    

Выводы

  В своей работе мы собрали, систематизировали и изложили информацию о большой группе фразеологизмов о животных. В результате удалось выяснить их значение с помощью различных источников: словарей, справочников, Интернета. В результате изучения происхождения фразеологизмов - зооморфизмов, их классификации с различных точек зрения, я считаю, что достиг поставленной цели.

1.Общие выводы анкетирования не радуют. Ребята школьного возраста мало знают фразеологизмов и редко употребляют их в речи. В основном восьмиклассники знают лексическое значение только исконно-русских фразеологизмов. О ФЕ школьники узнают из книг, меньше всего от родителей, используют ФЕ в речи не часто.

2. Мы выяснили, что многие фразеологизмы пришли в речь с давних времен. Они отражают историю нашей страны и других стран, показывают этапы развития языка, сохраняют опыт предыдущих поколений, опыт нации, её культурного наследия.

 

 3.По происхождению: в основном исконно-русские (бытовые, обычаи древних славян, затем фольклорные, из литературы), только потом заимствованные из славянских языков, на третьем месте, пришедшие из иностранных языков.   4.Наименования животных – один из самых древних пластов лексики во всех языках мира. Стремясь охарактеризовать свое поведение, чувства, состояния, внешность, человек прибегал к сравнению с тем, что было ему ближе всего и похоже на него самого – животным миром. 5.Внутреннее содержание фразеологизмов отражает разнообразные стороны жизни людей: благоразумное или глупое поведение, успех или неудачу, а так же отношения между людьми: их жизненные впечатления и чувства: одобрение, неодобрение, дружелюбие, враждебность, ссоры, примирения, соперничество, коварство, осуждение, наказание.    

3.По происхождению: в основном исконно-русские (бытовые, обычаи древних славян, затем фольклорные, из литературы), только потом заимствованные из славянских языков, на третьем месте, пришедшие из иностранных языков.

 

4.Наименования животных – один из самых древних пластов лексики во всех языках мира.

Стремясь охарактеризовать свое поведение, чувства, состояния, внешность, человек прибегал к сравнению с тем, что было ему ближе всего и похоже на него самого – животным миром.

5.Внутреннее содержание фразеологизмов отражает разнообразные стороны жизни людей: благоразумное или глупое поведение, успех или неудачу, а так же отношения между людьми: их жизненные впечатления и чувства: одобрение, неодобрение, дружелюбие, враждебность, ссоры, примирения, соперничество, коварство, осуждение, наказание.

 

 Выводы 6.Наиболее широко представлены фразеологические единицы, содержащие лексическую единицу  собака (9),медведь(6),Кошка-9, корова(6),свинья(6).  7.Классифицировали зооморфизмы по правилам орфографии русского языка.   8.В ходе работы мы получили продукт, составив фразеологический словарик «Фразеологический зоосад», в котором содержатся 84 единицы, который можно применять не только на уроках русского языка и литературы, но его полезно и интересно будет также изучать дома с семьёй или с друзьями. Гипотеза подтвердилась. Таким образом , особая значимость фразеологизмов о животных заключается в обогащении языка, передачи особенностей взаимодействия человека и природы. Зооморфизмы несут в себе дидактический смысл и часто используются в воспитательных целях, показывая на своем примере негативные качества человека со стороны.    

Выводы

6.Наиболее широко представлены фразеологические единицы, содержащие лексическую единицу  собака (9),медведь(6),Кошка-9, корова(6),свинья(6).

7.Классифицировали зооморфизмы по правилам орфографии русского языка.

  8.В ходе работы мы получили продукт, составив фразеологический словарик «Фразеологический зоосад», в котором содержатся 84 единицы, который можно применять не только на уроках русского языка и литературы, но его полезно и интересно будет также изучать дома с семьёй или с друзьями.

Гипотеза подтвердилась.

Таким образом , особая значимость фразеологизмов о животных заключается в обогащении языка, передачи особенностей взаимодействия человека и природы. Зооморфизмы несут в себе дидактический смысл и часто используются в воспитательных целях, показывая на своем примере негативные качества человека со стороны.

 

   

 

      Спасибо за внимание !

 

Спасибо за внимание !