СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Фразеологизмы"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка по русскому языку для 6 класса "Фразеологизмы"

Просмотр содержимого документа
«"Фразеологизмы"»

Аннотация

Изучение темы «Фразеология» в школе заключается в том, что усвоение данного раздела лингвистики направлено, прежде всего, на развитие речи учащихся, обогащение словарного запаса, умение логично, последовательно излагать свои мысли, уместно употреблять фразеологизмы. Опыт работы в старших классах показывает, что не все учащиеся находят фразеологизмы без затруднений, правильно понимают их значение и верно могут определить функцию фразем в тексте. Поэтому необходимо, чтобы урок по теме «Фразеологизмы» в 6-м классе был ярким, интересным, необычным и запоминающимся.




































Тема урока: «Фразеологизмы»


Цель урока: дать учащимся понятие фразеологизма; учить опознавать фразеологизмы в текстах, толковать их лексическое значение, понимать грамматическое строение; тренировать учащихся в правильном использовании фразеологизмов в речи; ознакомить с особенностями фразеологического словаря; проанализировать синтаксическую функцию и стилистическую роль фразеологизмов в предложении; показать, как живопись помогает понимать переносное значение фразеологизмов; воспитывать чувство юмора.


Оборудование: книга Н.А.Ходзы «Новые проделки Хитрюшкина»; словарь фразеологизмов; «Критерии оценивания проекта» (РМ); иллюстрации; книга под редакцией Р.А. Замтарадзе «Почему мы так говорим. Крылатые слова» (или сборник Н.С. Ашукина, М.Г. Ашукиной «Крылатые слова»); запись фразеологизмов (на доске); распечатка афоризмов; задания для КВНа (РМ по количеству команд).


ХОД УРОКА


  1. Организационный момент

  2. Опрос по домашнему заданию

  • Как вы считаете, чем фразеология отличается от лексикологии?

  1. Постановка целей урока. Объяснение учащимся.

Если водород вступает в химическую реакцию с кислородом, получается не смесь газов, а совершенно другое, жидкое вещество – вода. Попытаемся и мы, как химики, соединить в сочетание сесть в калошу слова сесть («принять сидячее положение») и калоша («низкая резиновая обувь, надеваемая поверх сапог, ботинок для предохранения от сырости»).

Если бы в русском языке нам были известны только слова, мы бы так определили значение сочетания: «принять сидячее положение в низкой резиновой обуви…» (??). Но с этим определением мы, действительно, сели бы в калошу, т.е. «потерпев неудачу, оказались в неловком, смешном положении». Подлинное значение сочетания подсказывает нам: это не просто сложенные сочетания слов, а новое химическое соединение, где слова не только объединились, но и преобразовались. Эти преобразования отчетливо видны при переводе: если, например, пословно переводить некоторые французские сочетания, то получим «уколоть собаку», «есть кирпичи», «унести кота» вместо вздремнуть, голодать, уйти, не попрощавшись.

Такие сочетания стали неделимыми и устойчивыми, они получили название фразеологизмов, а раздел науки, изучающий их, стал называться фразеологией.

Были в мастерской две дужки и стержень, которые использовались и вместе, и по отдельности. Но однажды рабочий взял их, и включил аппарат и сварил в одну необходимую новую деталь в виде буквы Ф.

Подобное же мы видим в жизни слов. Живут-поживают слова-детали, ими пользуются по отдельности или в виде временных сочетаний, но в какой-то момент, когда возникает в этом необходимость, слова сливаются в неделимые сочетания – фразеологизмы. Существуют, например, слова заткнуть, за, пояс и фразеологизм заткнуть за пояс; вода, не, разлить и водой не разольешь; как, сквозь, земля, провалиться и как сквозь землю провалился и т.д. Так из слов, точнее из сочетаний, рождается большинство фразеологизмов (деталь в виде буквы Ф выбрана не случайно – это символ фразеологизма).

Во фразеологизмах слова теряют свои прежние значения: из фразеологизма заварить кашу исчезла каша, во фразеологизме висеть на волоске никто не висит, а во фразеологизме золотые руки нет ничего, сделанного из золота. В таком случае как, из чего образуется фразеологическое значение? Этот вопрос оказался твердым орешком даже для тех, кто специально изучал фразеологию.


  1. Мотивация учебной деятельности


  1. Инсценировка и иллюстрирование фразеологических оборотов:

  • заварить кашу;

  • водить за нос;

  • спустя рукава;

  • ларчик просто открывался.



  1. Рассказ из приключений Ошибкина.

СЕЛ В ГАЛОШУ

День я начал спустя рукава (1). Поводив маму за нос (2) насчет уроков и покраснев до кончиков ушей (3), когда она меня вывела на чистую воду (4) и махнула на меня рукой (5), я сломя голову (6) помчался на стадион. На урок я опоздал, так как вышел из себя (7) из-за обидной шутки и подрался. Когда учительница неожиданно вызвала меня к доске, я вылез из кожи (8), чтобы правильно ответить, попытался взять себя в руки (9) и не ударить лицом в грязь (10). Но в конце концов я сел в галошу (11).

Ребята, читайте книжки дома от корки до корки (12), не считайте ворон (13) и не бейте баклуши (14), а то сядете в галошу, как я. (14 фразеологизмов).

(И.Л. Челышева)

3.Беседа.

  • Какие фразеологические обороты вы выписали?

  • Как эти обороты можно объяснить?


  1. Работа над темой урока

  1. Запись определения из учебника или со слов учителя.

Фразеология – это…

  1. Сообщение учащегося «Фразеология».

  2. Лабораторная работа.

Объясните фразеологизмы:

  • Лопнул от досады – разорвался от досады.

  • Взял себя в руки – забрал себя в руки.

  • Подпрыгнул до потолка – подпрыгнул до люстры.

  • Вышел из себя – выбежал из себя.

  1. Соблюдение результатов наблюдений.

Вывод: Фразеологизм – устойчивое сочетание слов, единое целое, поэтому разрушать его нельзя, он является одним членом предложения.

  1. Игра «Назови фразеологизм».

Методический комментарий. Дети по очереди называют фразеологизмы. Кто не смог назвать – выбывает. Параллельно идет выборочная запись фразеологизмов в тетради с расшифровкой значения. (При ответах учащиеся могут пользоваться учебником.)

  1. Игра «Угадайка»

- Угадайте, о чем идет речь?

Его задирают, зазнаваясь; им клюют, засыпая; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело; его воротят, если что-то не нравится; под него суют, если что-то не замечают. (Нос)

- Как вы думаете, откуда появились фразеологизмы остаться с носом и зарубить на носу? (Ответы учащихся.)

- Напишите изложение-миниатюру по тексту.


Мы часто говорим: остаться с носом, то есть потерпеть неудачу, обмануться в своих расчетах, оказаться одураченным (или соответственно, оставить сносом – одурачить кого-то). Однако не все знают, что нос в этом выражении не имеет ничего общего с частью лица. По древнему обычаю жених приносил родителям невесты нос, то есть приношение, подарок, выкуп (на Востоке – «калым»). Сравните – на вынос, носить. Если жениху отказывали, он оставался с носом. Позже это слово было связано со словом нос в современном понимании и появились выражения: показать нос, натянуть нос, водить за нос.

Иного происхождения фразеологизм зарубить на носу (хорошенько запомнить). Носом в старину называли памятную дощечку, бирку, которую носили с собой неграмотные люди, делая на ней разные заметки, зарубки.

(В.А.Иванова, Г.А.Панов, З.А.Потиха «Тайны родного языка»)

7. «Давайте познакомимся»

(Учитель демонстрирует словарь фразеологизмов. Приводит примеры фразеологизмов с толкованием.)

  1. Работа с материалом учебника

- Познакомьтесь с теоретическими сведениями, размещенными на стр.81, 82,83.

- Устно выполните упражнения №145, 147.


  1. Рефлексия

Беседа:

- Чем была для вас интересна эта тема?

- Как можно использовать в жизни полученные сведения?


  1. Домашнее задание

  1. Выполнить упражнение №146.



















ЛИТЕРАТУРА


  1. Бурмако В.М. «Русский язык в картинках» М. «Просвещение» 1991

  2. Ходза Н.А. «Новые проделки Хитрюшкина»

  3. Челышев И.Л. «Приключения Ошибкина»