СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Повторительно-обобщающий урок по теме"Фразеологизмы"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Повторительно-обобщающий урок по теме «Фразеологизмы»

Тип урока: развитие речи

Цели урока:

  • углубить и расширить знания учащихся по теме урока;
  • обогащение словарного запаса учащихся;
  • развивать умение учащихся правильно и уместно использовать                      фразеологизмы в речи;     
  • формирование умения правильно употреблять фразеологизмы в устной и письменной речи, повышать речевую культуру школьников;
  • воспитание бережного и сознательного отношения к русскому языку.

Просмотр содержимого документа
«Повторительно-обобщающий урок по теме"Фразеологизмы"»

Урок-презентация по литературе как одна из нестандартных форм активизации мыслительной деятельности учащихся .Аннотация: Учителя русского языка и литературы особенно осторожно относятся к применению новых информационных технологий на уроке в силу понятных причин. Задачи, стоящие перед учителем – словесником, во многом отличаются от целей и задач других учителей-предметников. По большому счету наша главная цель – это душа ребенка, это проблемы нравственности, это развитие творческой личности, а также проблема подготовки ученика как языковой личности. Но все-таки информационные технологии становятся хорошим помощником учителю-словеснику наряду с другими средствами обучения. Сразу хочется оговориться, что подготовка и проведение уроков с компьютерной поддержкой требуют от учителя очень много времени и терпения, создают некоторые неудобства организационного характера, зато такие уроки приносят большое удовлетворение и ученикам, и учи

ДОКЛАД

Урок-презентация по литературе как одна из нестандартных форм активизации мыслительной деятельности учащихся

Содержание:

1. Вступление.

1.1. «Корень учения горек…»

2. Основная часть

2.1. Система классификации методов обучения литературе

2.1.1. система В.В. Голубкова;

2.1.2. система Н.И. Кудряшова.

2.2. Метод проектов как один из методов, способствующий активизации творческих возможностей.

2.3. Преподавание литературы на основе межпредметных связей.

2.4. Формы и виды работы на уроках литературы.

2.5. Урок – презентация и его особенности.

2.6. Классификация презентаций по типу содержания и оформления.

3. Заключение.

3.1. Достоинства и недостатки использования информационных технологий на уроках лите «Корень учения горек», - говорили древние римляне и вколачивали школьные премудрости розгами. Древние истины мудры… Никто не спорит. Но меняется время, меняется взгляд на жизнь. Меняются нравы, и мы вместе с ними.

«Как заставить учиться?» Увы! Нередко такой вопрос встает перед учителями и сегодня. Ребенок приходит в школу с огромным желанием учиться. Как надолго удержать в нем это чувство радостного удивления перед школой, перед тайнами, которые его та ждут

Как приковать его неустойчивое внимание к уроку, не заставляя силой?

Огромную роль в изучении литературы играет развитие у учащихся интереса к предмету. Опираясь на интересы, проявленные детьми к уроку литературы, учитель может успешно реализовать творческие способности учащихся

Под интересом в методическом плане мы понимаем такое эмоциональное отношение учащихся к предмету, которое вызывает у детей желание познать изучаемое, и стимулирует увлечение этим предметом Мотивы с ростом и развитием детей меняются. При этом меняется не только мотив учения, но и характер отношения к предмету. Не заставлять, а заинтересовывать, приглашая ребенка к новой системе отношений: учебного сотрудничества, уважения, взаимопонимания

«Сколько не кричи «халва», «халва», - гласит восточная пословица,- во рту слаще не станет

Для того чтобы учащиеся сохранили интерес к предмету, необходимо развивать их творчество, как на уроке, так и за его пределами

Для развития творчества необходимо создать ряд условий:

-Организовать занятие так, чтобы учащиеся могли преодолевать ряд трудностей;

- организация занятий, при которых детям приходится использовать свои жизненные наблюдения;

- самостоятельная работа учащихся;

- в развитии творчества существенное значение приобретает обеспечение преемственности и перспективности в работе.

С помощью каких средств и методов сделать обучение увлекательным?

Метод обучения, по мнению В. В. Голубкова, — «это такой способ обучения, который применяется систематически и оказывает большое влияние на общее направление педагогической работы» (Голубков В. В. Методика преподавания литературы. – М., 1962. – С. 69).

Голубков называет три основных метода занятий по литературе:

- лекционный метод, понимаемый как сообщение нового материала, как выразительное чтение и как рассказ учителя;

- метод литературной беседы;

- метод самостоятельной работы учащихся, включающий устные доклады и письменные сочинения.

Помимо определения методов, в учебнике В. В. Голубкова раскрыты еще два термина: приемы и формы организации работы.

Прием, по мнению ученого, имеет по сравнению с методом более ограниченное применение и «обычно входит в метод как его составная часть» (Указанное сочинение, с. 70).

Каждый метод «располагает» соответствующими приемами.

В лекции — элементы беседы, риторические вопросы, работа над планом и записью лекции, использование различных видов наглядности.

Метод беседы — умелая постановка вопросов, вводное и заключительное слово учителя.

Для выполнения докладов и письменных работ необходима предварительная работа над планом, помощь учителя, обсуждение и оценка самостоятельной деятельности ученика.

Следует подчеркнуть, что и в методической литературе, и в профессиональном общении нередко используется также термин «методический прием». М. А. Рыбникова нередко использует слово «метод» в значении «прием».

Основой классификации В. В. Голубкова взят источник знаний, причем ученый видит методы и приемы преподавания в живом процессе, в постоянно меняющихся условиях, когда один и тот же способ работы может быть или методом, или приемом. Наиболее яркий пример — комментированное чтение, которое в 60-70-е гг. привлекало к себе внимание учителя как разновидность лекционного метода с элементами литературной беседы. Но комментированное чтение осталось все-таки приемом изучения литературы, хотя есть и другие мнения. Не менее интересно высказывание В. В. Голубкова об «исторической» жизни методов: расширение сферы влияния лекционного метода в дореволюционных гимназиях; примат метода беседы в ряде прогрессивных школ XIX века или увлечение методом самостоятельной работы учащихся в российской школе 20-х гг. XX в.

Из форм занятий Голубков называет урок, внеклассные занятия, экскурсии.

Он в целом ратует за эмоциональность преподавания, говорит о значении живого слова учителя.

На иной основе построена классификация методов обучения литературе , созданная Н. И. Кудряшевым (Кудряшев Н. И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы . – М., 1981). Он обусловливает систему методов обучения логикой познавательной деятельности учащихся при направляющем руководстве учителя.

При этом Н. И. Кудряшев с особым вниманием относится к одному из дидактических решений проблемы методов, раскрытому в трудах М. Н. Скаткина и И. Я. Лернера. И. Я. Лернер обосновывает следующие методы, обусловливающие характер обучающей деятельности учителя и учебной деятельности учащихся:

- объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный;

- репродуктивный;

- метод проблемного изложения;

- эвристический, или частично-поисковый;

- исследовательский.

К этому следует прибавить, что ученые-дидакты М. Н. Скаткин и И. Я. Лернер дают следующее определение метода обучения и его признаков: «... система последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования . Метод обучения характеризуется тремя признаками: обозначает цель обучения, способ усвоения , характер взаимодействия способов обучения» (Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. Т. 1 / Гл. ред. В. В. Давыдов. – М., 1993. – С. 566).

В системе методов Н. И. Кудряшева назван метод творческого чтения.

Целью его является активизация художественного восприятия и в начале изучения произведения, и после анализа

Методические приемы, обеспечивающие реализацию метода творческого чтения: выразительное чтение, комментированное чтение, беседа, творческие задания по личным впечатлениям, постановка на уроке учебной проблемы.

Виды учебной деятельности школьников: чтение , заучивание, слушание, составление планов, рассказывание, создание отзывов, рассматривание иллюстраций.

В целом речь идет о первой ступени в логике познания литературы.

Со следующей ступенью в логике познавательной деятельности связан эвристический метод. Более углубленный анализ текста неизбежно связывается с изучением элементов науки о литературе. Расширяется содержание изучаемого материала, идет поиск разрешения проблем. Данный метод чаще всего осуществляется в эвристической беседе.

Приемы: построение логически четкой системы вопросов, что поможет осуществить самостоятельное добывание знаний, построение системы заданий по тексту, постановка проблем.

Виды деятельности: подбор материала из художественного произведения, пересказ с элементами анализа текста, анализ эпизода, анализ образа-персонажа, составление плана к выступлению, к сочинению, постановка проблемы.

Исследовательский метод заключается в развитии умения самостоятельного анализа литературного произведения.

Приемы: постановка проблемных вопросов, исследовательских заданий. Исследовательский метод имеет много общего с эвристическим.

Виды деятельности: самостоятельный анализ части и целого художественного произведения, сопоставление, оценка спектакля или кинофильма.

При репродуктивном методе учащиеся получают знания как бы в готовом виде, но не догматически. Развитию мысли учащихся способствует проблемное изложение материала. Важно не само по себе репродуцирование готового материала, но и обобщение, суммирование знаний.

Виды деятельности: запись плана или конспекта лекции учителя, работа по учебнику, подготовка доклада по готовым материалам.

Следует отметить, что система классификации методов обучения литературе, созданная Н. И. Кудряшевым, ориентирована на взаимосвязь методов в реальном педагогическом процессе, в рамках конкретного урока.

Можно утверждать, что в подходах к классификации методов обучения много нерешенного и дискуссионного.

В современной педагогике активно разрабатывается и используется уже более десяти лет ,так называемый метод проектов, ориентированный на выявление новых коллективных форм учебной деятельности в развивающем обучении и нацеленный на активизацию творческих возможностей личности. Сами по себе проектные идеи не новы и представляют собой свободное исследование предмета учениками.

Проектный метод обучения обеспечивает реализацию принципа культуросообразности в гуманитарном образовательном пространстве, так как позволяет интегрировать знания в различных научных областях, а также помогает построить процесс взаимодействия между учеником и учителем на основе сотрудничества и педагогической поддержки развития.

Для выполнения проекта необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. Организуя работу над проектами, следует начать с изучения интересов учащихся, выбора тематики проектов и подготовки учеников к работе по этим проектам. Современные открытия в области информационных и телекоммуникационных технологий послужили толчком для широкого внедрения проектного обучения в образование. Очевидно, что телекоммуникации проникли во все сферы современной жизни, и мы, хотим того или нет, должны учитывать и использовать их возможности в своей работе.

Реализация метода проектов на практике ведет к изменению позиции учителя и определяется принципом педагогической поддержки развития ученика в ходе проектной или исследовательской работы – из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности.

Работа над любым проектом включает определенные ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА:

Организационный этап включает в себя представление и создание группы учащихся для работы над проектом. Появляется ядро группы, определяются сферы интересов.

Выбор и обсуждение главной идеи будущего проекта включает определение целей и задач (зачем затеваем проект, что узнаем и чему научимся по завершении работы); обсуждение стратегии достижения поставленных целей и уточнение подходящих для этого тем проектов . (т.е. какие конкретно темы помогут моим ученикам узнать то-то и научиться тому-то, каков общий план работы над конкретным проектом, обеспечивающий достижение поставленной задачи).

Обсуждение методических аспектов и организация работы учащихся.

Структурирование проекта с выделением подзадач для определенных групп учащихся , подбор необходимых материалов начинается с составления общего простого плана, который позже становится развернутым, выделяются этапы и их задачи (подзадачи) и распределяются между группами учащихся с учетом их интересов (например, подбор исторического, литературного и краеведческого материала, подбор иллюстративного материала, обработка иллюстрации, оформление ресурса, редактирование, перевод на английский язык – в соответствии с возможностями и интересами каждого участника), определяются планируемые результаты и способы их решения, оформления.

Собственно работа над проектом включает тщательно разработанные задания для каждой группы учащихся и позволяет учителю не вмешиваться в работу группы, выполняя функции консультанта или участника проекта на равных основаниях с другими. Предполагается интенсивный обмен информацией, мнениями, полученными результатами. Работа над проектом создаёт для учителя возможности формирования в атмосфере сотрудничества и сотворчества новых отношений с учениками, позволяющих самим ученикам не только увидеть равного человека, но и осознать свои права и, что важнее, ответственность.

Подведение итогов состоит в рассказе о проделанной работе, анализе успехов и неудач в работе над проектом.

Кроме того, очень важно уделить как можно больше внимания самостоятельным видам деятельности учащихся, которые помогут каждому ученику раскрыть свою индивидуальность, но в рамках урока это сделать вряд ли возможно. Учащиеся, кто в одиночку, кто в паре, а кто и небольшой группой, систематически могут выполнять самостоятельную работу, требующую от них поиска дополнительной информации, сбора данных, анализа, осмысления фактов. Эти работы для разных ребят могут быть рассчитаны на неделю-две, на месяц и более. Проект может быть разной степени сложности. Это может быть проект, охватывающий весь класс и предусматривающий работу над отдельными проектами, составляющими общий проект, а могут быть и самостоятельные небольшие проекты, охватывающие всего несколько или даже пару учеников. Проект, который исполняют ученики, должен вызывать в них энтузиазм, увлекать их, идти от сердца. Любое действие, выполняемое индивидуально, в группе, при поддержке учителя или других людей, дети должны самостоятельно спланировать, выполнить, проанализировать и оценить.

Для метода проектов очень существенным является вопрос практической, теоретической и познавательной значимости предполагаемых результатов (например, доклад на конференции; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий и т.п.).

Активизация учебного процесса - это, пожалуй, самое верное средство увлечь ребят учебой. Но легко сказать учащимся, да и коллегам: «Давайте начнем работать интенсивнее!». Нет, сначала мы, учителя, обязаны многому научиться: овладеть новыми технологиями обучения; изменить у детей психологический настрой к уроку; существенно расширить круг собственных интересов. Дать учащимся научную картину мира, сформировать качества личности, позволяющие успешно адаптироваться в обществе - эти задачи в значительной мере обеспечиваются внутрипредметными , межпредметными связями в содержании образования. А уроки литературы призваны помочь школьникам понять природу и сущность литературы как вида искусства, её место в жизни человека и общества; узнать основные законы литературного творчества; освоить опорные понятия и категории литературоведения; овладеть навыками анализа художественного текста, чтобы стать подлинным читателем, ценителем литературы и получить от неё глубокое эстетическое наслаждение.

Межпредметные связи, опоры на методологические знания усиливают позиции дисциплины «Литература». Можно выделить четыре критерия отбора межпредметных связей, отбора фактов, явлений. К первым трем относятся

- те факты и явления, без которых невозможно изучить предмет (например, для повести Пушкина «Капитанская дочка»- это история пугачевского восстания, для философской лирики Тютчева - представление о натурфилософиии Шеллинга);

- те, которые поясняют, иллюстрируют материал (поэтому, знакомясь с классицизмом, учащиеся обращаются не только к произведениям литературы, но и к живописи, скульптуре, архитектуре и т.д



- те, которые оказывают эмоциональное воздействие (знакомство с творчеством Есенина начинается с кадров фильма «Завтра была война»: они способствуют более глубокому пониманию трагедии непонятого поэта, более сильному воздействию на читателя). Четвертый критерий — это использование приемов учебно-продуктивной деятельности и навыков, сформированных на уроках по другим предметам.

Межпредметные связи реализуются по двум основным направлениям: содержание образования и организация учебно-познавательного процесса.

В школе уже отработаны некоторые формы занятий на основе межпредметных связей. Вот некоторые из них:

- сравнение произведения словесного творчества и его музыкальное воплощение;

- подбор к художественному тексту музыкальных иллюстраций;

- сопоставление художественного произведения и иллюстрации к нему; подбор цветовых гамм для характеристики персонажа;

- определение принадлежности произведения живописи к направлению в искусстве, учеба словесному рисованию и т.д.

На уроках литературы в старших классах широко применяется коммуникативно-групповой метод обучения, который предполагает разнообразные формы и виды работы. Вот самые эффективные из них.

Урок - дискуссия включает в себя постановку проблемы, индивидуальную работу с текстом, коллективное обсуждение версий, выбор или составление единой общей версии, формы её подачи - устный ответ, график, инсценировка, опорный конспект.

Очень эффективен урок - игра. Особенно нужно выделить литературно-ролевую игру, когда каждая группа представляет одного или более литературных персонажей. Так, первый урок по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети» можно назвать «Знакомьтесь, господа!». Герои, которых будут представлять ребята, рассказывают о своем прошлом, обмениваются первыми впечатлениями друг о друге

Ещё одна интересная форма урока - это урок-презентация, или урок-представление.

Активная роль при проведении урока-презентации принадлежит учителю. Основа урока – это изложение нового материала, иллюстрируемое рисунками, простыми и анимированными схемами, анимационными и видео фильмами. Поиск материалов к уроку проводится заранее. Все подобранные материалы объединяются, чаще всего при помощи программы PowerPoint , в общую презентацию. В ходе урока такая презентация может быть продемонстрирована как с помощью мультимедийного проектора, так и на отдельных компьютерах.

На уроках литературы подробно мы изучаем одно-два произведение писателя, а хочется, чтобы круг чтения учащихся был шире. Вот тут-то на помощь и приходит презентация, во время которой группа (или один ученик) не только представляет произведение, его проблематику, героев, и что самое главное, - старается пробудить у класса искренний интерес, желание прочитать его.

Общая логика работы учителя, направленной на освоение учащимися содержания, создания презентации может быть выражена в трех этапах работы по каждому тематическому блоку:

1 этап: освоение приемов работы в режиме тренинга; формирование отношения к пользовательским навыкам как к ресурсам через проектирование ситуаций, в которых использование полученных навыков позволит повысить качество продукта или облегчить деятельность по его получению.

2 этап: применение приемов работы в подготовке документов в соответствии с задачами и содержанием деятельности учащихся по их текущим проектам; разработка формата и содержания документа на основе целей публичной или письменной коммуникации.

3 этап: вне рамок создания презентации – консультации учителя по работам в MS Power Point, необходимые для реализации проектов учащихся.

В рамках основной школы можно не ставить возрастные ограничения для реализации данного проекта. Следует только порекомендовать учителю работу с экраном, отображающим необходимый минимум панелей инструментов, при реализации презентаций в 5-6 классе (обилие мелких значков тем более способствует снижению концентрации внимания учащихся, чем младше их возраст) и отбирать материалы соответствующего объема и содержания.

Прогнозируемые результаты обучения

Учащиеся освоят навыки:

- создания и редактирования электронных презентаций;

- отбора и размещения на слайде материала для электронной презентации;

- демонстрации электронной презентации, иллюстрирующей публичное выступление.

Учащиеся получат опыт:

- отбора материала для презентации по теме своего проекта;

- использования информации, содержащейся в мультимедийных продуктах, для решения своих задач;

- создания презентации в программе MS Power Point.

Контроль достижения планируемых результатов осуществляется непосредственно при выполнении индивидуальных и групповых заданий на основе оценки промежуточных продуктов деятельности учащихся. Контроль по итогам создания презентаций осуществляется на основании анализа конечного продукта. Показателем успешного усвоения программы по созданию презентаций станет проявление умений в рамках проектной деятельности учащихся.

Выполняя “творческое оформление” темы по русскому языку, литературе, ребята могут показать глубину и осознанность материала. В этом им помогут мультимедиа-технологии. Гармоничное сочетание текста, иллюстраций и звуков, продемонстрируют, как ребенок видит и слышит тему.

Пример. Урок литературы.

Выполненные по этому заданию презентации вы можете посмотреть и сравнить разное восприятие одного и того же произведения.

Задание: выбрать полюбившееся стихотворение из творчества, например, Б. Пастернака, оформить иллюстративно (подобрать зрительный образ из галерей художников-импрессионистов) и озвучить (подобрать музыкальное сопровождение) (Информатика+МХК+музыка).

На этапе проверки знаний учащийся должен показать знания по конкретному предмету, поэтому учителем в постановке задачи должны быть упомянуты сайты, рекомендованные для выполнения этого задания, те интернет-ресурсы, которые “достойны посещения” (достоверны и интересны): 2-3 поэтических, 2-3 художественных, 2-3 музыкальных. Ссылки на тематические ресурсы можно найти, например, на сайте сетевого объединения методистов (СОМ)

Галереи. http://www.tretyakov.ru – Третьяковская галерея

Дополнительно

http://www.hermitage.ru –Эрмитаж

http://www.rusmuseum.ru - Русский музей

http://www.museum.ru/gmii - музей им.Пушкина

http://www.artline.ru/ - галерея русских художников 20 века

Звук:

Птицы:http://vio.fio.ru/vio_13/cd_site/articles/art_1_7.htm

Праздник:http://vio.fio.ru/vio_09/cd_site/Articles/art_1_10.htm

http://mp3.mmv.ru/ - классическая музыка

В литературе не существует общепризнанной классификации презентаций по типу содержания и оформления. Но все же, приступая к созданию презентации, необходимо представлять:

· каковы цели, которые Вы хотите достичь в результате показа данной презентации;

· какие задачи Вам предстоит решать в ходе Вашего выступления;

· какова аудитория, перед которой Вам предстоит выступать;

· какова мотивация Вашей аудитории к тому, чтобы Вас слушать;

· в каких технических условиях она будет демонстрироваться.





Условия демонстрации

Прежде всего, необходимо решить – в каких условиях будет использоваться Ваш материал. Можно выделить 3 ситуации:

1. Проецирование слайдов на большой экран. Учащиеся следят за показом со своих мест.

2. Учащиеся во время выступления учителя видят на своих компьютерах презентацию. Учитель даете пояснения (неважно, с помощью большого экрана или используя свой собственный компьютер). При этом он управляете показом словами, говоря: следующий слайд, на следующем слайде и т.д.

3. Ребята самостоятельно знакомятся с Вашей презентацией (без комментариев учителя и без его присутствия)

Ситуация № 1 – доклад, отчет, лекция, ознакомительный урок.

Доклад в аудитории

Учитель решает, что показывать, в какой последовательности. Поэтому не выдвигается требований к тому, чтобы средства «навигации» по слайдам были бы интуитивно понятны слушателям.

Однако можно дать следующие рекомендации:

· необходимо учитывать расстояние от слушателя (зрителя) до экрана.

Это означает, что нельзя делать слишком мелкий текст на слайдах, поскольку он не будет виден слушателям.

· Более того, учитель должен учитывать особенности восприятия доклада: на него смотрят «холодными глазами».

Следовательно, он должен четко структурировать материал. На слайды нужно помещать только опорные тезисы выступления, которые в ходе выступления необходимо раскрывать и развивать.

Анимация полезна как способ постепенного появления тезисов на экр

Ситуация № 2 – учебный класс, урок, семинар.

Семинар

Ситуация № 2 отличается от предыдущего случая тем, что учащиеся могут вчитываться в текст, представленный учителем. Поэтому можно располагать на слайдах больше текста и текст возможно делать более мелкий. При этом требования к созданию навигации по презентации – более жесткие, чем в предыдущем случае, поскольку управлять презентацией должны теперь учащиеся, а не её автор, знающий все нюансы.

Ситуация № 3 – презентация в роли раздаточного (электронного) материала (самотестирование, повторение материала, описание предстоящей лабораторной работы, справочные материалы).

Соответственно меняются требования к подготовке материалов.

Раздаточный электронный материал

В этом случае учитель уже не можете вмешиваться в работу учащегося с презентацией. Навигация должна быть интуитивно понятной, все ненужные разветвления должны быть заблокированы. Тексты и иллюстрации необходимо выверить так, чтобы не возникало лишних вопросов. Такая презентация может быть снабжена дополнительным печатным материалом.

Типы презентаций

Презентация – это последовательность экранов (слайдов), на которых могут быть текстовые материалы и визуальные материалы (рисунки, фотографии, диаграммы, видеоролики). Кроме того, показ слайдов может сопровождаться звуковыми эффектами (музыкой, речью диктора, шумовым оформлением). Можно выделить следующие типы презентации, выстроив их по степени «оживляемости» различными эффектами:

· Официальная презентация.

· «Плакаты»

· «Двойное действие»

· Интерактивный семинар (урок)

· Материал для самостоятельной проработки

Официальная презентация.

Это – различного рода отчеты, доклады и т.д.

Рекомендации:

· Здесь необходим строгий дизайн, выдержанность, единый шаблон оформления для всех слайдов.

· Возможные анимационные эффекты строго дозированы. Развлекательный элемент сведен к минимуму.

· Чёткое структурирование, минимум вводных слов, крупный текст (учащиеся не напрягаются, читая слайды).

· Обязательно подведение итогов в конце доклада.

· Рассчитайте время, отводимое Вам на доклад.

Необходимо учитывать, что человеческому сознанию требуется некоторое время, чтобы просто осознать картинку, которая перед ним появилась.

Обычно слайд должен демонстрироваться на экране не менее 10 - 15 секунд.

«Плакаты»

Презентация заменяет собой простейшие средства технического сопровождения. Компьютер используется как обычный слайд-проектор. На слайдах – только иллюстрации с минимумом подписей. Вся работа по разъяснению содержимого лежит на учителе.



Рекомендации:

· Желателен единый шаблон оформления. То есть если он изменяется от слайда к слайду, для этого должны быть какие-то веские причины. Без нужды его не следует менять.

В качестве примера – географические карты, различные плакаты, схемы и т.д.

«Двойное действие»

На слайдах помимо визуальных материалов приведена конкретная информация. Она может либо пояснять содержимое слайда, либо «расширять» его.

В результате – при правильном распределении внимания учащихся, задействуем три механизма восприятия – зрительно-образное восприятие, связанное с фотографиями, слуховое сознательное, связанное с пониманием того, что говорит учитель, дополнительное зрительное сознательное, связанное с одновременным чтением дополнительного материала.

Можете построить слайд так, чтобы при неизменном визуальном материале сменялся текстовый ряд. И наоборот.

Двойственность действия тут в том, что в дополнение к обычному воздействию – зрительное и слуховое, появляется третье.

Такая загрузка слушателя наиболее эффективна в предметах гуманитарного цикла.

Например, рассказывая об эпохе Петра Первого, можно постоянно держать на экране его портрет и менять сведения о его деяниях. Возможно ,также приводить на экране постепенную смену его портретов в хронологической последовательности, связывая их с событиями в истории России. Можно также использовать анимацию, при которой один портрет как бы растворяется, а его заменяет другой.

Интерактивный семинар (урок)

Если учитель планирует провести урок, семинар (доклад ) в режиме диалога с аудиторией, то становятся допустимыми различные анимации, выезжающие картинки, вращающиеся фотографии, объекты навигации, разветвления презентации – в зависимости от того, какие ответы дают учащиеся, как они реагируют на вопросы учителя и суждения.В такой презентации может не быть единого для всех слайдов шаблона оформления.

Материал для самостоятельной проработки

Если презентация предназначена для самостоятельной проработки, её интерфейс, навигация по слайдам, возможности разветвления должны быть хорошо продуманы.

Рекомендации:

· Материал должен быть изложен исчерпывающе подробно, потому что у зрителя нет возможности переспросить докладчика.

· Навигация не должна допускать возможности «заблудиться», уйти на не правильную ветвь.

· Такая презентация фактически является электронным учебным материалом (ЭУМ), при этом она создается учителем именно как ЭЛЕКТРОННЫЙ материал, в расчете на его чтение с экрана. И поэтому не является простым переложением печатного документа в электронный вид.

В некотором смысле такая презентация стоит на другом полюсе, чем официальная презентация, как по требованиям к составу и нацеленности текста, так и по требованиям к включению анимационных эффектов, и по требованиям к строгости и единообразию оформления.

Учителя русского языка и литературы особенно осторожно относятся к применению новых информационных технологий на уроке в силу понятных причин.

Задачи, стоящие перед учителем – словесником, во многом отличаются от целей и задач других учителей-предметников. По большому счету наша главная цель – это душа ребенка, это проблемы нравственности, это развитие творческой личности, а также проблема подготовки ученика как языковой личности.

Задачи эти предполагают, конечно, в первую очередь работу с текстом, с художественным словом, с книгой. Поэтому перед учителем – словесником, который собирается использовать возможности компьютера на своих уроках, всегда возникают вопросы о целесообразности его использования на уроках русского языка и литературы, о том, в какой степени компьютер может заменить учителя и на каких этапах урока, а также о том, какие дидактические функции можно возложить на компьютер.

Но все - таки информационные технологии становятся хорошим помощником учителю-словеснику наряду с другими средствами обучения. Сразу хочется оговориться, что подготовка и проведение уроков с компьютерной поддержкой требуют от учителя очень много времени и терпения, создают некоторые неудобства организационного характера, зато такие уроки приносят большое удовлетворение и ученикам, и учителю.

В заключение следует отметить, что формы работы с информационными технологиями могут стать обыденными и привычными на различных этапах урока - освоение нового материала, закрепление и обобщение, творческие и контрольные работы и др.

Сложность, на наш взгляд, заключается лишь в том, как организовать и распределить рабочее время учителя, потому что провести урок с использованием информационных технологий – самое простое и приятное дело. А найти часы (и минуты!) на осуществление подготовительного этапа – самого важного в этом процессе – вот основная проблема!

Приложение1 План анализа презентации.Презентация

1. Автор

2. Тема, класс

3. Цели

4. Задачи

5.Содержание

6. Методы организации и осуществления учебно – познавательной деятельности:

1) по источнику передачи и восприятию учебной информации:

- словесные

- наглядные.

2) по степени самостоятельности мышления школьников при овладении знаниями:

- метод творческого чтения;

- эвристический;

- исследовательский;

- репродуктивный.

7. Межпредметные связи.

8. Тип презентации

9. Отзыв о презентации (оценка)

Приложение 2

Презентация



1. Автор (класс)

Хорькина Галина Геннадьевна, учитель русского языка и литературы.

2. Тема

«Своеобразие языка и самобытность повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».

3. Цели

- сформировать у учащихся знания о выразительных деталях, яркости и образности языка повести Н.В.Гоголя “Ночь перед Рождеством;

- развивать умение учащихся работать в группе, осознавая личную ответственность за коллективные результаты деятельности;

- развивать устную речь учащихся, читательскую наблюдательность, образное мышление и творческое воображение;

4. Задачи

- проверить степень освоения текста данного произведения в единстве формы и содержания;.

- формировать любовь и уважение к литературным и музыкальным произведениям как к ценностям отечественной культуры;

5. Содержание

В презентации используется звукозапись пьесы П.И.Чайковского «Декабрь. Святки», проецируются карточки с заданиями и ответы к ним, иллюстрации к произведению и «картины» Украины.

6. Методы организации и осуществления учебно – познавательной деятельности:

1) по источнику передачи и восприятию учебной информации:

- словесные; рассказ с элементами беседы

- наглядные.

Иллюстрации, музыка, звуковое сопровождение.

2) по степени самостоятельности мышления школьников при овладении знаниями:

- метод творческого чтения;

- эвристический;

- исследовательский;

- репродуктивный.

7. Межпредметные связи.

Литература + музыка + информатики

8. Тип презентации

«Двойное действие»

9. Отзыв о презентации (оценка).

Расширяется содержание изучаемого материала;

Построение четкой системы вопросов, направленных на самостоятельную деятельность учащихся.