Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Организационный момент. Включение обучающихся в деятельность (2 мин) | Приветствует учащихся. (Слайд 2) Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощником вам будут: внимание, находчивость, смекалка. | Приветствие учителя. |
2. Организация проверки Д/З, подготовки к изучению материала, необходимого для «открытия нового знания» (5мин) | Учитель организует деятельность учащихся с помощью приема «подводящий диалог». - С каким разделом в языкознании мы познакомились? - Что изучает лексикология? - Что можете сказать о составе языка? - Какие слова мы называем заимствованными? Организует деятельность учащихся в парах с взаимопроверкой. Найдите заимствованные слова и замените исконно русскими. Запишите слова парами. (Слайд 3) В работе было выявлено немало дефектов. Ваши аргументы убедительны. На уроке литературы мы сделали анализ стихотворения. На классном часе мы устроили нешуточные дебаты. На школьных соревнованиях нашими конкурентами были учащиеся 7 класса. Фирма отца подписала выгодный контракт. В соседнем дворе устроили удобный паркинг. (приложение1) Чем являются слова в каждой паре? Поменяйтесь тетрадями и оцените своего товарища. (Слайд 4) 0 ошибок- «5» 1-2 ошибки –«4» 3-4 ошибки – «3» | -Лексикология -Раздел языкознания, изучающий словарный состав, лексику языка. -В состав языка входят не только исконно русские слова, но и заимствованные. -Слова, вошедшие в русский язык из других языков. Дефект-недостаток Аргумент-довод Анализ-разбор Дебаты-спор, прения Конкурент-соперник Контракт - договор Паркинг - стоянка -Синонимами |
3. Определение темы урока. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. (4 мин) | -Наверное, нет человека, который бы не слышал в свой адрес: «Не бей баклуши!» или «Заруби себе на носу!» Каждый хорошо владеющий родным языком прекрасно понимает, о чём идёт речь, и не удивляется ни “сидоровой козе”, ни дождику, который почему-то идет в четверг. И мы не будем удивляться, а поможет нам тема нашего урока. Итак, не будем бить баклуши. Вы засучите рукава. Задания приготовьтесь слушать, Чтоб не кружилась голова. На доске помещена анаграмма (мозаика из слогов), необходимо сложить ее так, чтобы узнать тему урока. (Слайд 5) -Записываем тему урока - Фразеологизмы. Их признаки и значение. (Слайд 6) Исходя из темы урока, какие цели хотите достигнуть? (Слайд 7) Я, надеюсь, что сегодня у нас не будет тех, кто будет работать спустя рукава, и что мы будем шевелить мозгами, работать не покладая рук. Что я сейчас использовала в своей речи? Откройте учебники на странице 139 и прочитайте определение слова фразеологизм. -Так что же такое фразеологизмы? -Какой раздел науки о языке изучает значение и употребление фразеологизмов? ФРАЗЕОЛОГИЯ – раздел науки о языке, изучающий значение и употребление фразеологизмов. | Учащиеся определяют тему урока: «Фразеологизмы». Узнать что такое фразеологизмы. Научиться использовать их в речи. Находить их в художественных произведениях -Фразеологизмы -Устойчивые выражения -Фразеология |
4. Открытие нового знания (6 мин) | Русский язык очень богат фразеологическими оборотами. К ним относятся пословицы, поговорки, меткие яркие выражения, ставшие крылатыми. Источники фразеологических оборотов различны. Одни из них возникли на основе наблюдений человека над общественными и природными явлениями; другие связаны с мифологией и реальными историческими событиями; третьи вышли из песен, сказок, загадок, литературных произведений. Фразеологические обороты украшают речь, делают ее выразительной, образной. Чем богаче словарный запас, тем интереснее, ярче выражает человек свои мысли. Многие очень любят наблюдать за поведением животных. Животные очень бы удивились, если бы узнали, что фразеология не обошла их стороной. Сейчас мы посетим фразеологический зверинец и проверим, насколько хорошо вы знаете повадки и описание животных. Перед вами начало фразеологизма, вы самостоятельно записываете концовку. (Слайд 8) (Работа с карточками.) (приложение 2) Голоден как… Труслив как… Хитер как… Грязный как… Упрям как… Здоров как… Болтлив как… Колючий как… Нем как… -Поменяйтесь карточками и оцените своего товарища. (Слайд 9) 0 ошибок- «5» 1 ошибки –«4» 2-3 ошибки – «3» | Взаимопроверка с помощью доски: волк, заяц, лиса, свинья, осел, бык, сорока, еж, рыба. |
5.Физкультминутка (2 мин) | Встать прямо. Нужно проявить актёрские способности и «изобразить» фразеологизм. (Слайд 10) Воды в рот набрали. Смотрим сквозь пальцы. Бьём челом. Ходим гоголем. Клюём носом. Встали в строй. | |
6.Первичное закрепление (7 мин) | - Сейчас нам предстоит выполнить интересные задания. По ходу работы вы поймете, как возникли фразеологизмы. На доске в беспорядке написаны части фразеологизмов. (Слайд 11) -Соедините разбросанные части фразеологизмов и запишите в столбик. - Давайте проверим, все ли верно. (Слайд 11-15) -Что вы будете делать, если не знаете значение какого-либо фразеологизма? - Что нам дает работа со словарями? -Найдите в словаре значения фразеологизмов. (В случае отсутствия словарей, можно воспользоваться приложением 3) -Следующее задание не менее интересное - Выборочный диктант 1-ый ряд выпишет фразеологизмы со значением «бездельничать», 2-ой – «обманывать», 3-ий – «быстро» (категории прописаны на доске) (Слайд 16) Сломя голову Сидеть сложа руки Водить за нос Втирать очки Бить баклуши Во весь дух Вводить в заблуждение Со всех ног | Водить за нос Вот где собака зарыта Медвежья услуга Кататься как сыр в масле Обратимся к фразеологическому словарю Работа со словарём обогащает нашу речь и пополняет наш словарный запас. Водить за нос – обманывать, вводить в заблуждение, обещать, но не выполнять Вот где собака зарыта – указание на истинную причину чего- либо Медвежья услуга –неумелая, неловкая услуга, приносящая вместо помощи неприятности Кататься как сыр в масле - замечательная, всем изобильная и удовольствованная жизнь 1. Сидеть сложа руки Бить баклуши 2. Водить за нос Втирать очки Вводить в заблуждение 3.Сломя голову Во весь дух Со всех ног |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой (10 мин) | Учитель организует самостоятельную работу учащихся. На интерактивной доске даны два варианта заданий по уровню сложности. Первое задание с творческим характером – найти в тексте и выписать 10 фразеологизмов и объяснить значение одного из них (1 уровень сложности), второе (2 уровень сложности) подобрать и записать парами синонимы и антонимы к фразеологизмам. Дети выбирают нужный для себя уровень. (Слайд 17) (приложение 4) 1 уровень. В тексте нужно найти 10 фразеологизмов, записать их и объяснить значение одного из них. Попались на удочку. Пригласил нас как – то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, поохотимся, рыбу удить будем. Уху сварим – пальчики оближешь. Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем. Мой братишка так голову потерял от счастья. Как же! В лесу заночуем, палатку разобьём, костёр разложим, из ружья палить будем. Потом он мне покою не давал: Пойдём, да пойдём! Говорят он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел. Не знаю, каких собак он ел, а вот мы попались на удочку. Обманул он нас. Договорились прийти в субботу к вечеру. Пять километров одним духом отшагали. А нашего приятеля дома не оказалось. Уехал, говорят, к тётке. Он же нас приглашал рыбу удить, охотиться, растерялись мы. Вот пустомеля,- возмутился дед, - всё время кому – нибудь морочит голову. У братишки слёзы в три ручья. Я, конечно, тоже не в своей тарелке. Ничего, ребятишки,- успокоил нас дед, со мной пойдёте. И пошли. И рыбу ловили, и костёр развели, и уха была - ни в сказке сказать, ни пером описать. Только ружья нам дедушка не дал. Малы ещё. 2 уровень. Подобрать и соединить синонимы и антонимы к фразеологизмам 1) хоть пруд пруди 1) куда глаза глядят 2) кто во что горазд 2) в двух шагах 3) как снег на голову 3) куры не клюют 4) ни рыба ни мясо 4)кто в лес, кто по дрова 5) рукой подать 5) как гром среди ясного неба 6) куда ноги несут 6) приводить в бешенство 7) доводить до белого каления 7) ни то ни сё | 1 уровень. Ответ: В рассказе встретились следующие выражения, употреблённые в переносном смысле: пальчики оближешь, развесить уши, потерять голову, собаку съесть, одним духом, морочить голову, плакать в три ручья, быть не в своей тарелке, ни в сказке сказать, ни пером описать. 2 уровень: 1-3 2-4 3-5 4-7 5-2 6-1 7-6 |
8. Этап рефлексии учебной деятельности. Запись домашнего задания. Самооценка. Прощание. (4 мин) | Учащимся предлагается слайд с незаконченными предложениями, которые необходимо заполнить одним или двумя словами: (Слайд18) Сегодня на уроке я … Самым полезным и интересным для меня было…. Я встретился с трудностью при… Выставление оценок за урок. Домашнее задание: придумайте сказку или рассказ, употребив как можно больше фразеологизмов (Слайд 19) Молодцы! Сегодня вы все показали, что дружны с фразеологией. …Наш язык – это великое сокровище народа, созданное на протяжении многих веков его истории. Берегите его, не портите, не искажайте, не заостряйте грубыми словами, штампами. | |