Способы семантизации фразеологизмов на уроках русского языка.
Фразеологизмы являются компонентом культурной компетенции носителя языка. В устойчивых сочетаниях содержится информация об окружающем мире, истории и культуре народа. Они отражают национально – культурный колорит.
Фразеологизмы, как и обычные слова, непосредственно соотносятся с явлениями объективного мира, хотя прямая связь между реалиями и их лексическим и фразеологическим наименованием может отсутствовать. Иначе говоря, фразеологизмы обладают семантикой, которую можно уяснить с помощью таких способов семантизации:
1) собственно – семантического определения;
2) синонимический;
3) перевода;
4) описательный.
1.Способ собственно – семантического определения значения фразеологизмов предполагает непосредственную работу с фразеологическими словарями, сборниками «Крылатые слова», обращаясь к которым, ученик узнает значения, сферу употребления, историю создания фразеологизмов.
2. Синонимический способ заключается в подборе синонимов – фразеологизмов и синонимов – слов к фразеологизму, значение которого выясняется. Такая работа поможет объяснить значение, показать стилистические и смысловые возможности русской лексико – фразеологической синонимии.
3.Способ подбора соотносительного по значению фразеологизма родного языка предполагает раскрытие значения посредством перевода с одного языка на другой. Данный способ семантизации реализован на практике на уроке русского языка в 6 классе по теме «Фразеологизмы».
Учащимся, разделенным на три группы, были розданы карточки с хакасскими фразеологизмами. Дети переводят данные фразеологизмы на русский язык. Для работы были приведены фразеологизмы из пьесы известного хакасского драматурга, поэта Михаила Еремеевича Кильчичакова, столетие со дня рождения которого отмечается в этом году, «Агырыг кiзiнiн ибiнде». Слайд №1.
Была проведена игра «Пантомима». Слайд 2 (Групповые формы работы, игровые технологии).
Каждой группе приводятся в пример фразеологизмы, дети показывают пантомиму к данным фразеологизмам, остальные ученики их отгадывают
Далее был использован перенос в новые условия. (Здоровьесберегающие технологии).
Участникам групп розданы карточки с примерами фразеологизмов. Группы должны были найти соответствующие пары.
Слайд №3.
С этими же фразеологизмами составьте предложения, определите их значение и скажите, чему они нас учат. (Обсуждение в парах).
Была проведена игра «Соедини слова». Перед группами лежат конверты, в которых находятся слова, из которых нужно образовать фразеологизмы и объяснить их значение. Слайд 4.
(Вода, камень, опустить, остаться, бобы, луна, свалиться).
Вода и камень точит; как в воду опущенный; остаться на бобах; с луны свалиться.
Слайд №5. В предложенном тексте найдите фразеологизмы. С одним из них составьте небольшой рассказ.
В качестве рефлексии была проведена интерактивная игра «Карусель».
Дети становятся в два динамичных круга: внутренний круг встает лицом к внешнему кругу. После каждого обсуждения вопроса учащиеся внутреннего круга должны передвинуться по часовой стрелке на один шаг, так чтобы партнер внешнего круга сменился. В результате постановки вопроса учителем учащиеся должны обсудить предлагаемый вопрос или задание. Учитель задает следующие вопросы:
-Зачем нужны фразеологизмы?
-Употребляете ли вы их в своей речи?
-Назовите друг другу фразеологизмы, которые звучали сегодня на уроке.
-Оцените свою работу на уроке фразеологизмами.
4.Следующий способ семантизации - описательный (перечислительный) заключается в последовательном перечислении смысловых, структурно – грамматических, стилистических признаков устойчивых оборотов. Иначе говоря, это фразеологический разбор, провести который учитель сможет примерно по следующей схеме:
1)фразеологизм;
2)смысловое значение;
3)построен по модели словосочетания или предложения;
4)в роли какого члена предложения выступает;
5)в каком стиле речи употреблен. Например: Твой отец добрый малый, -промолвил Базаров, -но он человек отставной, его песенка спета. (И.Тургенев).
1.Добрый малый – фразеологизм; значение хороший человек; построен по модели словосочетаний прилагательное + существительное; в предложении является именной частью сказуемого; разговорный стиль.
2.Песенка спета – фразеологизм; значение конец чего-нибудь; построен по модели двусоставного предложения, разговорный стиль.
Применение описательного способа в полном объеме потребует от учащихся знаний по различным разделам курса лексики, синтаксиса, морфологии, стилистики. Поэтому его целесообразно применять на уроках систематизации и обобщения изученного.
Данные способы толкования устойчивых оборотов непосредственно реализуются в системе упражнений, предложенных в школьных учебниках, в таких , например, заданиях:
1)найти фразеологизм в тексте, определить его значение и сферу употребления;
2)подобрать фразеологический синоним к слову и др.
Представляется возможным дополнить такие задания следующими:
1)подобрать из ряда предложенных фразеологизмов один, подходящий по смыслу, значению и грамматическим формам, ввести его в предложение;
2)составить ряд синонимов, куда бы входили:
1.фразеологизмы и слова;
2. только фразеологизмы; подбор осуществить так, чтобы были уяснены смысловые и стилистические различия между ними;
3.выяснить значение предложенного фразеологизма, подобрать к нему антоним.
4.определить по словарю, многозначны предложенные фразеологизмы или имеют омонимическое значение, составить с ними предложение так, чтобы разница в значении стала очевидной.
Для решения этих задач предлагаются, например, такие упражнения:
Упражнение 1. Слайд №6.
Прочитайте предложения. Выделите в них фразеологизмы. Пользуясь «Школьным словарем фразеологизмов», определите их значение и стилистическую роль.
1.И какой толк, если тебе хоть пятерку с плюсом выставят, когда у тебя понимания на круглый ноль. Кому будет охота растить олуха царя небесного (Л. Кассиль). 2. Ночной разбойник, дуэлист… и крепко на руку нечист (А.Грибоедов).
Упражнение 2.
К данным фразеологизмам подберите синонимы, с тремя из них составьте предложения
Играть в бирюльки; зеленая улица; злые языки; как рыба в воде; как угорелый; не все дома; и швец, и жнец, и на дуде игрец; на один покрой; набивать оскомину.
Для справок: заниматься пустяками, путь без помех, сплетники, свободно. Очень быстро, не в полном рассудке, мастер на все руки, на самом деле, на одну колодку, мозолить глаза.
Упражнение 3.
По «Фразеологическому словарю русского языка» установите значения фразеологизмов, определите, какие из них являются многозначными: больной вопрос, отдать концы, носить на руках, на живую нитку. С многозначными фразеологизмами составьте предложения таким образом, чтобы разница в значениях стала очевидной.
Упражнение 4.
Выделите фразеологизмы, определите, к какому стилю они принадлежат.
1.Цель жизни нашей для него (Ленского) была заманчивой загадкой, Над ней он голову ломал (А.Пушкин). 2.Ежатки – детки хоть куда, и что же тут дивиться? Ведь мама держит их всегда в ежовых рукавицах (Е.Серов).
Упражнение 5.
Прочитайте приведенные ниже «крылатые слова». Вспомните, в каких художественных произведениях они впервые прозвучали.
1.Времен очаковских и покоренья Крыма. 2. Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку. 3. Пошла писать губерния.
Упражнение 6.
Спишите пословицы, вставьте безударные личные окончания глаголов, определите их спряжение:
1.Люб (…) кататься, люби и саночки возить. 2.Лес руб (…) – щепки лет (…). 3.Глупый осуд (…), а умный Рассуд (…).
Эти упражнения могут использоваться на уроках русского языка при подготовке к экзаменам, при изучении как материала по фразеологии , так и других грамматических тем.