"Путешествие
по городу фразеологизмов"
Здравствуйте, ребята.
Меня зовут Айпери. Ещё совсем недавно были мы дружны с Назми, да так, что водой не разольёшь.
Но однажды он полез ко мне драться. Теперь мы с ним живём как кошка с собакой.
Посоветуйте, ребята, как мне вернуть друга, ведь я без него как без рук.
очень дружны, неразлучны, всегда вместе.
- Жить как кошка с собакой -
- быть в постоянной ссоре, вражде.
Фразеологизмы –
это устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову.
Шиворот-навыворот.
В настоящее время эти слова кажутся безобидными, обозначая, что кто-то надел что-то наоборот, наизнанку. А ведь было время, когда они связывались с довольно позорным наказанием.
«Шиворотом» в Московской Руси именовался расшитый воротник боярской одежды, один из знаков достоинства вельможи. Во времена Ивана Грозного пойманного боярина-вора сажали на тощую клячу спиной вперед, надевали на него одежду наизнанку, т.е. шиворот- навыворот (наоборот) и возили по городу.
- У меня всё как-то шиворот-навыворот получается.
- Овладение навыками устной речи — ахиллесова пята изучающих иностранный язык.
Закончи крылатые выражения, взятые из сказок.
- Поди туда – не знаю куда, …
- Скоро сказка сказывается, …
- Это всё присказка, …
Подберите необходимое слово и запишите фразеологизм.
Дружнее этих двух ребят На свете не найдёшь, О них обычно говорят: «Водой …
Товарищ твой просит украдкой Ответы списать из тетрадки. Не надо! Ведь этим ты другу Окажешь…
Мы исходили городок Буквально вдоль и… И так устали мы в дороге, Что еле …
Игра “Четвёртый лишний”. Из 4 фразеологизмов выделить “лишний”, т. е. тот, который не соответствует общему значению остальных фразеологизмов. Записать только 3.
- Хоть пруд пруди.
- Кот наплакал.
- Тьма-тьмущая.
- Яблоку негде упасть.
- Во все лопатки.
- Сломя голову.
- Черепашьим шагом.
- В мгновенье ока.
- Слово в слово.
- Тютелька в тютельку.
- Вилами на воде писано.
- Комар носа не подточит.
Игра “Фразеологический зверинец”.
С помощью рисованных подсказок правильно расставьте слова и запишите их.
Голоден, как …
Хитёр, как…
Труслив, как …
Изворотлив, как…
Надут, как…
Нем, как ...
Грязный, как ... Упрям, как ...
Болтлив, как ...
Колючий, как ...
Прочитайте текст, найдите фразеологизмы, определите их синтаксическую роль.
Обычно Витя Перепёлкин считал ворон на уроках. Но в этот день он прибежал в школу ни свет ни заря. Витя сгорал от стыда, глядя на двойки в своём дневнике, и решил их исправить. У доски он долго собирался с мыслями, но потом всё же без сучка и задоринки ра..сказал всё домашнее задание.
Витя был на седьмом небе от счаст..я.
Картинная галерея
Считать ворон -
бездельничать, глядеть по сторонам.
Писать неразборчиво
Как курица лапой
Лить крокодиловы слёзы
Притворно, неискренне жаловаться
Льёт как из ведра
Идёт проливной дождь
Вставлять палки в колёса
Мешать в каком-либо деле
Сесть в галошу
Оказаться в неловком положении
Распределите фразеологизмы по значению:
1) “бездельничать”
2) “обманывать”
3) “быстро”.
Сломя гол..ву, с...деть сл..жа руки, вт..рать оч(?)ки, бить баклуши, в..дить (за) нос, (во) весь дух, вв...дить в заблуждение, со всех но(г,к).
Выпишите фразеологизмы, попробуйте дать толкование их лексического значения.
Пригласил нас как-то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, поохотимся, рыбу удить будем. Уху сварим – пальчики оближешь.
Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем. Мой братишка так голову потерял от счастья. Как же! В лесу заночуем, палатку разобьём, костёр разложим, из ружья палить будем. Потом он мне покою не давал: “Пойдём да пойдём! Говорят, он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел”. Не знаю, каких собак он ел, а вот мы попались на удочку. Обманул он нас.
Договорились прийти в субботу к вечеру. Пять километров одним духом отшагали. А нашего “приятеля” дома не оказалось. Уехал, говорят, к тётке на воскресенье.
- Он же нас приглашал рыбу удить, охотиться, - растерялись мы.
- Вот пустомеля, - возмутился дед, - всё время кому-нибудь морочит голову.
У братишки слёзы в три ручья. Я, конечно, тоже не в своей тарелке.
- Ничего, ребятишки, - успокоил нас дед, - со мной пойдёте.
И пошли. И рыбу ловили. И костёр развели. И уха была – ни в сказке сказать, ни пером описать. Только ружья нам дедушка не дал. Малы ещё.