Домашние животные
Фронтальное занятие по формированию связной речи в средней группе для детей с моторной алалией (ОНР-II)
Тема: «Домашние животные»
Учитель-логопед Сафиуллина Г.Н.
Цели:
Коррекционно-образовательные:
- учить составлять описательный рассказ с опорой на схематические картинки;
- учить детей образовывать глаголы от звукоподражательных междометий;
- активизировать словарный запас по лексической теме «Домашние животные»;
- закреплять навык составления простого предложения.
Коррекционно-развивающие:
- развивать связную речь;
- развивать зрительное и слуховое внимание и память;
- развивать мелкую и общую моторику;
- развивать логическое мышление.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать доброжелательное отношение к животным;
- воспитывать доброжелательность, выдержку, умение слушать
товарища.
Предметный словарь: кошка , корова, собака, лошадь,
коза, свинья; козленок, щенок, поросенок, котенок,
жеребенок, теленок; двор.
Словарь признаков: домашний
Глагольный словарь: мяукать, мычать, ржать, блеять,
гавкать (лаять), ухаживать.
Оборудование: изображения домашних животных,
игрушки домашних животных,
аудиозапись с голосами животных, тарелочки по
количеству животных, картинки с изображением продуктов питания для животных, компьютер, доска.
Ход занятия :
Организационный момент.
Дети становятся в круг.
Логопед: - Ребята, давайте поприветствуем друг друга, поздороваемся ладошками. Дети здороваются.
Основная часть.
Логопед:
- Кто-то бросил нам в оконце Посмотрите, письмецо. Может это воробъишка Пролетая, обронил? Может кот письмо, как мышку, На окошко заманил?
- Давайте узнаем от кого письмо.
Здравствуйте, дорогие девочки и мальчики. У нас случилась беда – разбежались все животные с нашего двора и спрятались. Помогите, пожалуйста, их найти. А чтобы их найти, нужно отгадать загадки.
Дедушка и бабушка.
1. Развитие логического мышления На “чужих” ругается. В своем же теремочке. Сидит на замочке
Спереди пятачок,
Сзади крючок,
Посередине спинка
А на ней щетинка.
Кто это?
Голодная мычит, Сытая жуёт, Всем ребятам Молоко даёт. Кто это?
Трется ласково у ног, если кушать
хочет, Любит лапкой покатать бабушкин
клубочек. Убегают от нее серенькие мышки. От кого они бегут, знаете, детишки?
С бородой, а не мужик, С рогами, а не бык.
Грациозна и красива.
Ножки, спинка, шейка, грива.
Резво скачет по утру,
Хвост как шарфик на ветру.
Прокатись на спинке шаткой.
Кто красавица?
Логопед : Молодцы ребята, всех животных нашли. Бабушка и дедушка обрадуются. Давайте вспомним, каких животных мы нашли? Дети: (Свинья, корова, лошадь, собака, кошка, коза).
Логопед: Как этих животных можно назвать одним словом?”
Дети: Это домашние животные.
Логопед: Почему они так называются?
Дети: Потому что они живут рядом с человеком, приносят ему пользу. А человек за ними ухаживает.
Логопед: Оказывается, животные за забором гуляли, своих деток искали. Как они это делали?
2.Развитие слухового внимания
Игра “Угадай животное по голосу”.
- Послушайте ребята, кто это завет своего ребенка?
Логопед: Молодцы! Вы правильно отгадали голоса
животных .
3. Образование глаголов от звукоподражаний .
Логопед : - Когда собака голос подаёт, говорят, что она лает.
А как сказать про кошку, корову, свинью, лошадь, козу?
Я буду показывать животных, а вы изобразите их голоса.
Кошка - мяу. Что делает?
Дети: Кошка мяукает.
Собака - гав. Что делает?
Дети: Собака лает.
Лошадь - и-го-го. Что делает?
Дети: Лошадь ржет.
Коза- ме-ме. Что делает?
Дети Коза блеет.
Корова – му. Что делает?
Дети: Корова мычит.
Свинья – хрю. Что делает?
Дети: Корова хрюкает.
4. Развитие мелкой моторики.
Логопед:- Ушки наши слушали, глазки смотрели, язычок говорил, а пальчики отдыхали. Но они тоже умеют работать.
Давайте сделаем зарядку для пальчиков.
Кусается сильно кошка-глупышка, Думает, что это не палец, а мышка. Но я же играю с тобою, малыш, А будешь кусаться – скажу тебе: “Кыш!”
(дети повторяя за логопедом разминают пальчики на одной и на другой руке)
Логопед: Детки найдутся, если мы правильно их
назовем.
5.Активизация словарного запаса
Игра “Детеныши домашних животных”.
Логопед: Молодцы! С вашей помощью детки нашли своих мам. Давайте отдохнем
6.Развитие общей моторики
Физкультминутка (речь с движением).
Логопед:
-Мы животных так искали, Что устали. Мы немножко отдохнем, И опять искать пойдем. Раз - поднялись, потянулись, Два – согнулись, разогнулись. Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире. Пять – руками помахать, А затем начнем опять, …
- Ребята посмотрите, наши животные все собрались на одной полянке.
И очень хотят кушать. А у нас с вами есть “лакомые блюда”
домашних животных.
8. Закрепление навыка составления простого предложения
по модели Кто? Что любит?
Дидактическая игра «Угощение для животных»
Логопед раздает детям предметные картинки с изображением
“ лакомых блюд” животных.
Логопед: Ребята, вам необходимо разложить угощение по тарелкам
для каждого и составить предложение. Например: - Собака любит
косточку.
Логопед: Что любит кошка?
Ребенок: Кошка любит молоко (кладет картинку с изображением молока
в тарелочку) и т.д
Угощение для животных!
7. Составление описательного рассказа с опорой на схематический план
Логопед: Сейчас мы с вами будем учиться рассказывать о домашних животных.
В этом нам поможет такая схема (логопед демонстрирует детям план-схему описательного рассказа).
Посмотрите на нее внимательно. Первая картинка (логопед указывает
картинки схемы) – это название животного; вторая картинка – как говорит животное? Третья картинка – кто у животного ребенок? Что любит есть?
?
Нужно рассказать, как я: «Это кошка. Она мяукает. У кошки котенок. Кошка и котенок любят молоко.
Дети по очереди берут в руки игрушку и рассказывают о ней.
Итог: Вы молодцы! Животным пора возвращаться к бабушке и дедушке на деревенский двор.
Домашнее задание : Раскрасьте картинки с изображением домашних животных, которые вам передали бабушка с дедушкой.
До свидания!