СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Функциональная граммотность на уроках немецкого языка

Категория: Немецкий язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

. Понятие функциональной граммотности Примеры заданий по развитию функциональной грамотности 

    на уроках немецкого языка

Просмотр содержимого документа
«Функциональная граммотность на уроках немецкого языка»

« Формирование функциональной грамотности на уроках немецкого языка в 3 классе»    учитель немецкого языка Исакова И. Н.  Г. Смоленск

« Формирование функциональной грамотности на уроках немецкого языка в 3 классе» учитель немецкого языка Исакова И. Н. Г. Смоленск

План выступления   1.Понятие функциональной грамотности 2.  Способствует ли содержание и методический аппарат учебника по  предмету формированию функциональной  грамотности ? 3.Примеры заданий по развитию функциональной грамотности в 3 классе  на уроках немецкого языка

План выступления

  • 1.Понятие функциональной грамотности
  • 2. Способствует ли содержание и методический аппарат учебника по предмету формированию функциональной грамотности ?
  • 3.Примеры заданий по развитию функциональной грамотности в 3 классе

на уроках немецкого языка

1 ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ - способность «решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности ,включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий.» ФГОС НОО

1

  • ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ - способность «решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности ,включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий.» ФГОС НОО
 Функциональная грамотность изучается программой PISA (международное тестирование для школьников) (Programme for International Student Assessment). Тестирование проверяет: «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений   Иностранный язык планируется включить в исследование PISA с 2024 года. https://obrnadzor.gov.ru/news/inostrannyj-yazyk-planiruetsya-vklyuchit-v-issledovanie-pisa-s-2024-goda
  • Функциональная грамотность изучается программой PISA (международное тестирование для школьников) (Programme for International Student Assessment). Тестирование проверяет: «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений
  •   Иностранный язык планируется включить в исследование PISA с 2024 года. https://obrnadzor.gov.ru/news/inostrannyj-yazyk-planiruetsya-vklyuchit-v-issledovanie-pisa-s-2024-goda

1. Математическая грамотность -способность мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах.

2. Читательская грамотность  – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности.

3. Естественнонаучная грамотность  – способность человека занимать активную позицию по вопросам, связанным с естественно- научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.

4.Финансовая грамотность  –знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

5.Глобальные компетенции  - способность

критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера

  6.Креативное мышление - способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения .

Основной целью обучения иностранному языку является формирование навыков свободного общения и практического применения, поэтому можно смело утверждать, что на уроках  иностранного языка  учитель работает по всем направлениям формирования функциональной грамотности
  • Основной целью обучения иностранному языку является формирование навыков свободного общения и практического применения, поэтому можно смело утверждать, что на уроках  иностранного языка  учитель работает по всем направлениям формирования функциональной грамотности
       2 Способствует ли содержание и методический аппарат учебника по  предмету, который Вы преподаёте, формированию функциональной  грамотности ?      В учебнике И.Л Бим 3 класс содержится достаточно заданий практико-ориентированного, проблемного характера, он позволяет формировать умение применять полученные знания в нестандартных ситуациях,в том числе в сферах общения и  социальных отношений.  Но необходимо привлечение дополнительных источников на отдельные компоненты функциональной грамотности в связи с обновлённым ФГОС.

2 Способствует ли содержание и методический аппарат учебника по предмету, который Вы преподаёте, формированию функциональной грамотности ?

  • В учебнике И.Л Бим 3 класс содержится достаточно заданий практико-ориентированного, проблемного характера, он позволяет формировать умение применять полученные знания в нестандартных ситуациях,в том числе в сферах общения и социальных отношений. Но необходимо привлечение дополнительных источников на отдельные компоненты функциональной грамотности в связи с обновлённым ФГОС.
3   Разберем примеры заданий по развитию функциональной грамотности в 3 классе  на уроках немецкого языка. Проанализировав задания из учебников В Немецкий язык И.Л. Бим ,непосредственно с которым я работаю, можно найти примеры упражнений, направленных на формирование всех видов функциональной грамотности на уроках немецкого языка.

3

  • Разберем примеры заданий по развитию функциональной грамотности в 3 классе

на уроках немецкого языка.

Проанализировав задания из учебников В Немецкий язык И.Л. Бим ,непосредственно с которым я работаю, можно найти примеры упражнений, направленных на формирование всех видов функциональной грамотности на уроках немецкого языка.

 Формирование математической грамотности на уроках немецкого языка начинается во втором классе.   Формирование математической грамотности  на уроках немецкого языка начинается во втором классе. Обратите внимание на пример заданий из учебника И.Л.Бим 3 класс   Ученикам предлагается произвести простые вычисления на немецком языке, характерные для обычной проверки математической подготовки учащихся. 1.а)Нужно догадаться о цифре, которая спрятана в картинках и написать ответ. в) решить примеры. 

Формирование математической грамотности на уроках немецкого языка начинается во втором классе.

  • Формирование математической грамотности  на уроках немецкого языка начинается во втором классе.
  • Обратите внимание на пример заданий из учебника И.Л.Бим 3 класс
  •   Ученикам предлагается произвести простые вычисления на немецком языке, характерные для обычной проверки математической подготовки учащихся.

1.а)Нужно догадаться о цифре, которая спрятана в картинках и написать ответ. в) решить примеры. 

Формирование естественнонаучной грамотности в 3 классе идёт на личностном уровне ( связано с самим учащимся, его семьёй, друзьями) и чаще не связано с глобальными и национальными проблемами Формированию естественнонаучной грамотности способствуют задания типа: - Животные? Какие они? Прочитай об этом.  -Как ты ухаживаешь за своим питомцем? Расскажи о нём. Дети учатся участвовать в аргументированном обсуждении и рассказывают о своих животных.

Формирование естественнонаучной грамотности в 3 классе идёт на личностном уровне ( связано с самим учащимся, его семьёй, друзьями) и чаще не связано с глобальными и национальными проблемами

  • Формированию естественнонаучной грамотности способствуют задания типа:
  • - Животные? Какие они? Прочитай об этом.
  • -Как ты ухаживаешь за своим питомцем? Расскажи о нём.

Дети учатся участвовать в аргументированном обсуждении и рассказывают о своих животных.

У каждого животного есть свои особенности. Кого видит Портняжка. ? Давайте отгадаем.    Ученикам предлагается соотнести описание животного и его изображение , характерные для обычной проверки естественнонаучных познаний учащихся.

У каждого животного есть свои особенности. Кого видит Портняжка. ? Давайте отгадаем.   Ученикам предлагается соотнести описание животного и его изображение , характерные для обычной проверки естественнонаучных познаний учащихся.

Читательская грамотность относится к базовым направлениям. В 3 классе к часто применяемым заданиям, направленным на поиск в тексте конкретной информации, являются задания Верно, Неверно.

Читательская грамотность относится к базовым направлениям.

В 3 классе к часто применяемым заданиям, направленным на поиск в тексте конкретной информации, являются задания Верно, Неверно.

Приём ДО / ПОСЛЕ как один из приёмов работы со сплошным текстом Das Eichhörnchen.  Vor dem Lesen Nach dem Lesen Wie ist es? Ученик отвечает на вопросы, опираясь на жизненный опыт Was friesst es? Соотнесение информации в тексте с собственным опытом.

Приём ДО / ПОСЛЕ как один из приёмов работы со сплошным текстом

Das Eichhörnchen.

Vor dem Lesen

Nach dem Lesen

Wie ist es?

Ученик отвечает на вопросы, опираясь на жизненный опыт

Was friesst es?

Соотнесение информации в тексте с собственным опытом.

Важно, чтобы школьник умел успешно взаимодействовать не только со сплошными текстами: упражнениями, текстами для чтения, но и с текстами разной природы - графиками, диаграммами, картами, таблицами, то есть с «не сплошными» текстами. Несплошные   тексты -  это   тексты , в которых информация предъявляется невербальным или не только вербальным способом.   Это  графики, диаграммы, схемы, таблицы, географические карты и карты местности, билеты, расписания движения транспорта, меню, различные инструкции, кластеры, обложки журналов.
  • Важно, чтобы школьник умел успешно взаимодействовать не только со сплошными текстами: упражнениями, текстами для чтения, но и с текстами разной природы - графиками, диаграммами, картами, таблицами, то есть с «не сплошными» текстами. Несплошные   текстыэто   тексты , в которых информация предъявляется невербальным или не только вербальным способом.
  •   Это  графики, диаграммы, схемы, таблицы, географические карты и карты местности, билеты, расписания движения транспорта, меню, различные инструкции, кластеры, обложки журналов.
Формируемое умение: извлекать текстовую информацию

Формируемое умение: извлекать текстовую информацию

 С помощью несплошного текста происходит активизация лексики: Мы знаем, что существует 4 времени года. расскажите о погоде в то или иное время . Die Jahreszeiten

С помощью несплошного текста происходит активизация лексики: Мы знаем, что существует 4 времени года. расскажите о погоде в то или иное время .

Die Jahreszeiten

Креативное мышление – это новый компонент функциональной грамотности. Существует достаточно возможностей для развития творческого потенциала. Учащимся предлагается создать презентации, проекты, доклад, постеры,поделки,открытки,колла-жи, опираясь на опорные выражения. В 3 классе это может быть открытка на Новый год или Рождество или коллаж на тему «Моя классная комната» и «Мой дом».

Креативное мышление – это новый компонент функциональной грамотности.

  • Существует достаточно возможностей для развития творческого потенциала. Учащимся предлагается создать презентации, проекты, доклад, постеры,поделки,открытки,колла-жи, опираясь на опорные выражения.
  • В 3 классе это может быть открытка на Новый год или Рождество или коллаж на тему «Моя классная комната» и «Мой дом».
 Unsere Glückwunschkarten

Unsere Glückwunschkarten

Также в качестве творческого дети получают задание выучить стих и подготовить свой, по возможности, стихотворный перевод .

Также в качестве творческого дети получают задание выучить стих и подготовить свой, по возможности, стихотворный перевод .

Можно выделить несколько особенностей заданий для оценки функциональной грамотности: задача, поставленная вне предметной области и решаемая с помощью предметных знаний; контекст заданий близок к проблемным ситуациям, возникающим в повседневной жизни; вопросы изложены простым и ясным языком; используются иллюстрации, таблицы, схемы, диаграммы.
  • Можно выделить несколько особенностей заданий для оценки функциональной грамотности:
  • задача, поставленная вне предметной области и решаемая с помощью предметных знаний;
  • контекст заданий близок к проблемным ситуациям, возникающим в повседневной жизни;
  • вопросы изложены простым и ясным языком;
  • используются иллюстрации, таблицы, схемы, диаграммы.
 Вывод: Отсутсвующие темы в переходный период 2023-2024 брать из другого учебника либо электронного ресурса. Основываясь на особенностях заданий для оценки функциональной грамотности, можно сделать вывод ,что существует необходимость расширять формулировку заданий учебника .Скорее всего это и будет сделано в новых учебниках ФГОС 3 поколения.

Вывод:

  • Отсутсвующие темы в переходный период 2023-2024 брать из другого учебника либо электронного ресурса.
  • Основываясь на особенностях заданий для оценки функциональной грамотности, можно сделать вывод ,что существует необходимость расширять формулировку заданий учебника .Скорее всего это и будет сделано в новых учебниках ФГОС 3 поколения.
Источники : https://uchitel.club/events/razlozim-vse-po-polockam-novye-fgos-2021-v-linii-umk-vunderkindy-plyus-2-9 Особенности формирования функциональной грамотности учащихся основной школы при освоении дисциплин общественно-гуманитарного цикла. Методическое пособие. - Астана, 2013 https://urok.1sept.ru https :// obrnadzor . gov . ru / news / inostrannyj - yazyk - planiruetsya - vklyuchit - v - issledovanie - pisa - s -2024- goda https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2022/12/09/funktsionalna-gramotnost-osnovnye https://uchebnik.mos.ru/catalogue?types=test_specifications&subject_program_ids=31937221&class_level_ids=3    

Источники :

  • https://uchitel.club/events/razlozim-vse-po-polockam-novye-fgos-2021-v-linii-umk-vunderkindy-plyus-2-9
  • Особенности формирования функциональной грамотности учащихся основной школы при освоении дисциплин общественно-гуманитарного цикла. Методическое пособие. - Астана, 2013
  • https://urok.1sept.ru
  • https :// obrnadzor . gov . ru / news / inostrannyj - yazyk - planiruetsya - vklyuchit - v - issledovanie - pisa - s -2024- goda
  • https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2022/12/09/funktsionalna-gramotnost-osnovnye
  • https://uchebnik.mos.ru/catalogue?types=test_specifications&subject_program_ids=31937221&class_level_ids=3