СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Функциональная грамотность

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Функциональная грамотность»

Программа повышения квалификации работников образования Технологические основы формирования и развития функциональной грамотности обучающихся Установочный семинар для специалистов ресурсных центров 23 ноября 2018 года  С.Е. Джаджа, проректор по учебно-методической работе, к.п.н., доцент И.В. Сорокина, зав. кафедрой педагогики и психологии, к.п.н., доцент

Программа повышения квалификации работников образования

Технологические основы формирования и развития функциональной грамотности обучающихся

Установочный семинар для специалистов ресурсных центров

23 ноября 2018 года

С.Е. Джаджа, проректор по учебно-методической работе, к.п.н., доцент

И.В. Сорокина, зав. кафедрой педагогики и психологии, к.п.н., доцент

Область применения программы Программа используется в процессе повышения квалификации работников системы образования на основе именного образовательного чека (вариативная часть).  Модуль предназначен для педагогов всех категорий основной школы и направлен на совершенствование их профессиональной компетенции по разработке учебных заданий по формированию и развитию функциональной грамотности.

Область применения программы

Программа используется в процессе повышения квалификации работников системы образования на основе именного образовательного чека (вариативная часть).

Модуль предназначен для педагогов всех категорий основной школы и направлен на совершенствование их профессиональной компетенции по разработке учебных заданий по формированию и развитию функциональной грамотности.

Гребенев И.В. Учебный предмет и метапредметность// Школьные технологии. 2014. №2. –С.169

Достижение целей обучения в средней шко­ле, поставленных новым образовательным стандартом (ФГОС), в конечном счёте, должно происходить в образовательном процессе школы, который носит предмет­ный характер. Поэтому достигнуты запла­нированные результаты могут быть лишь усилиями учителей, являющимися специа­листами в методиках преподавания и в со­вершенстве понимающие научные аспекты изучаемого предмета. Никакие развиваю­щие и воспитательные цели вне процесса обучения основам наук не достигаются, ибо достигнуты они могут быть лишь в ходе де­ятельности учащихся, которая организуется в учебном процессе школы на материалах предметов и средствами методик их обу­чения.

Точно так же и любое доказательство до­стижения цели формирования важнейших сторон личности учащихся осуществляется в результатах самостоятельной познава­тельной деятельности в предметной облас­ти, ибо если «уровень сформированности учебной деятельности прямо коррелирует с уровнем развития личности» 1 , то и требуемый уровень развития личности может быть достигнут и показан только в предмет­ной учебной деятельности.

Цель: формирование новой компетенции педагогов основной школы – разработка учебных заданий для формирования функциональной грамотности обучающихся Модуль нацелен на получение следующего результата: Результат 1. Слушатель разрабатывает комплекс учебных заданий по предмету под планируемые результаты формирования и развития функциональной грамотности обучающихся.

Цель: формирование новой компетенции педагогов основной школы – разработка учебных заданий для формирования функциональной грамотности обучающихся

Модуль нацелен на получение следующего результата:

Результат 1. Слушатель разрабатывает комплекс учебных заданий по предмету под планируемые результаты формирования и развития функциональной грамотности обучающихся.

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ есть целый ряд навыков и умений — познавательных, эмоциональных и поведенческих, которые позволяют людям: • жить и работать в качестве человеческой личности; • развивать свой потенциал; • принимать важные и обоснованные решения; • эффективно функционировать в обществе в кон- тексте окружающей среды и более широкого со- общества (местного — локального, национально- го, глобального), чтобы улучшить качество своей жизни и общества.

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ

есть целый ряд навыков и умений — познавательных, эмоциональных и поведенческих, которые позволяют людям:

жить и работать в качестве человеческой личности;

развивать свой потенциал;

принимать важные и обоснованные решения;

эффективно функционировать в обществе в кон-

тексте окружающей среды и более широкого со-

общества (местного — локального, национально-

го, глобального), чтобы улучшить качество своей

жизни и общества.

Качество образования характеризуется: повышением позиций Российской Федерации в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) не ниже 20 места в 2025 году, в том числе: сохранением позиций Российской Федерации в 2018 году по естественно-научной грамотности (диапазон 30 - 34 места), по читательской грамотности (диапазон 19 - 30 места) и повышением позиций Российской Федерации в 2021 году по естественно-научной грамотности не ниже 30 места, по читательской грамотности не ниже 25 места, по математической грамотности - не ниже 22 места (Государственная программа РФ «Развитие образования»)

Международное исследование PISA направлено на оценку умения применять полученные в ходе обучения знания и навыки в жизненных ситуациях, компетентности в решении проблем, которые не связаны напрямую с определенными учебными предметами или образовательными областями. Инструментарий исследования преследует цель оценить сформированность общеучебных умений в решении проблем, с которыми обучающиеся могут встретиться в жизни и эффективно функционировать в современном обществе.

 Модель оценки функциональной грамотности: PISA-2018 Естественнонаучная Математическая грамотность грамотность 4% 33% 33% Читательская грамотность 4% 4% 22% Финансовая  грамотность Глобальные компетенции

Модель оценки функциональной грамотности:

PISA-2018

Естественнонаучная

Математическая

грамотность

грамотность

4%

33%

33%

Читательская

грамотность

4%

4%

22%

Финансовая

грамотность

Глобальные

компетенции

Наименования тем всего Тема 1. Общая характеристика функциональной грамотности современного человека и путей ее формирования и развития ЛЗ 6 Тема 2.Технологические основы формирования и развития финансовой грамотности Тема 3. Технологические основы формирования и развития читательской грамотности. СР ПЗ 6 0 Тема 4 Технологические основы формирования и развития математической грамотности 6 2 6 6 Тема 5. Технологические основы формирования и развития глобальной грамотности 1 4 2 6 3 2 Тема 6. Технологические основы формирования и развития естественнонаучной грамотности 5 Всего: 6 3 2 4 4 3 36 2 4 4 9 3 27 18

Наименования тем

всего

Тема 1. Общая характеристика функциональной грамотности современного человека и путей ее формирования и развития

ЛЗ

6

Тема 2.Технологические основы формирования и развития финансовой грамотности

Тема 3. Технологические основы формирования и развития читательской грамотности.

СР

ПЗ

6

0

Тема 4 Технологические основы формирования и развития математической грамотности

6

2

6

6

Тема 5. Технологические основы формирования и развития глобальной грамотности

1

4

2

6

3

2

Тема 6. Технологические основы формирования и развития естественнонаучной грамотности

5

Всего:

6

3

2

4

4

3

36

2

4

4

9

3

27

18

 1.2. Требования к промежуточным результатам освоения модуля   иметь практический опыт: - разработки комплекса учебных заданий по предмету под планируемые результаты формирования и развития функциональной грамотности обучающихся; - оформления комплекса учебных заданий по предмету под планируемые результаты формирования и развития функциональной грамотности обучающихся;

1.2. Требования к промежуточным результатам освоения модуля

иметь практический опыт:

- разработки комплекса учебных заданий по предмету под планируемые результаты формирования и развития функциональной грамотности обучающихся;

- оформления комплекса учебных заданий по предмету под планируемые результаты формирования и развития функциональной грамотности обучающихся;

Модельная карта учебных заданий по _________  под планируемые результаты формирования и развития функциональной грамотности обучающихся ______ класса Название составляющей функциональной грамотности Типовая задача Планируемый образовательный результат Учебное задание   Типовая задача – это такое универсальное учебное задание, которое может применяться при изучении любого учебного предмета, направлено на освоение и оценку конкретного действия напрямую связанного с функциональной грамотностью школьника

Модельная карта учебных заданий по _________

под планируемые результаты формирования и развития функциональной грамотности

обучающихся ______ класса

Название составляющей функциональной грамотности

Типовая задача

Планируемый образовательный результат

Учебное задание

 

Типовая задача – это такое универсальное учебное задание, которое может применяться при изучении любого учебного предмета, направлено на освоение и оценку конкретного действия напрямую связанного с функциональной грамотностью школьника

Методические требования к содержанию Типовая задача  должна соотноситься с заданиями тестирования PISA и планируемым образовательным результатом, формулируется через глагол неопределённой формы: определить, назвать, предложить, описать, раскрыть… Планируемый образовательный результат  формулируется на основе критериев оценки сформированности компонента функциональной грамотности и типовой задачи через глагол 3 лица  ед.ч : определяет, называет, предлагает, описывает, раскрывает и т.д. Учебное задание  на формирование и оценку указанного компонента функциональное  грамотности;  подобранное из источников или разработано самим педагогом.

Методические требования к содержанию

Типовая задача должна соотноситься с заданиями тестирования PISA и планируемым образовательным результатом, формулируется через глагол неопределённой формы: определить, назвать, предложить, описать, раскрыть…

Планируемый образовательный результат формулируется на основе критериев оценки сформированности компонента функциональной грамотности и типовой задачи через глагол 3 лица ед.ч : определяет, называет, предлагает, описывает, раскрывает и т.д.

Учебное задание на формирование и оценку указанного компонента функциональное грамотности; подобранное из источников или разработано самим педагогом.

Содержание: область «Неопределенность и данные»  Вид деятельности: «Интерпретировать» (дать ответ с учетом  условий представленной в задании ситуации)  Уровень сложности: вопрос 1– ниже 1 уровня,вопрос 2 – 1 уровень Продажа музыкальных дисков В январе были выпущены новые компакт-диски музыкальных групп «Рокеры» и «Кенгуру». В феврале последовали компакт-диски музыкальных групп «Ночные птицы» и «Металлисты». На следующей диаграмме показана продажа этих компакт-дисков с января по июнь. Вопрос 1. Сколько компакт-дисков музыкальная группа «Металлисты» продала в апреле? А 250 B 500 C 1000 D 1270 Вопрос 2. В каком месяце музыкальная группа «Ночные птицы» в первый раз продала больше своих компакт-дисков, чем музыкальная группа «Кенгуру»? A Не было такого месяца B Март C Апрель D Май

Содержание: область «Неопределенность и данные» Вид деятельности: «Интерпретировать» (дать ответ с учетом условий представленной в задании ситуации) Уровень сложности: вопрос 1– ниже 1 уровня,вопрос 2 – 1 уровень

Продажа музыкальных дисков

В январе были выпущены новые компакт-диски музыкальных групп «Рокеры» и «Кенгуру». В феврале последовали компакт-диски музыкальных групп «Ночные птицы» и «Металлисты». На следующей диаграмме показана продажа этих компакт-дисков с января по июнь.

Вопрос 1. Сколько компакт-дисков музыкальная группа «Металлисты»

продала в апреле?

А 250

B 500

C 1000

D 1270

Вопрос 2. В каком месяце музыкальная группа «Ночные птицы» в первый раз продала больше своих компакт-дисков, чем музыкальная группа «Кенгуру»?

A Не было такого месяца

B Март

C Апрель

D Май

Примеры вопросов из области критического рассмотрения проблем глобального характера и межкультурного взаимодействия Возможные вопросы:  Как связаны определенные действия с развитием глобальных проблем? Опишите одно позитивное и одно негативное последствие описанного действия . Являются ли ситуации, описанные в таблице, примерами возможных негативных (позитивных) последствий? Являются ли данные предложения краткосрочной или долгосрочной мерой решения описанной проблемы? И др.

Примеры вопросов из области критического рассмотрения проблем глобального характера и межкультурного взаимодействия

Возможные вопросы:

  • Как связаны определенные действия с развитием глобальных проблем?
  • Опишите одно позитивное и одно негативное последствие описанного действия .
  • Являются ли ситуации, описанные в таблице, примерами возможных негативных (позитивных) последствий?
  • Являются ли данные предложения краткосрочной или долгосрочной мерой решения описанной проблемы? И др.
Модельная карта учебных заданий по _________  под планируемые результаты формирования и развития функциональной грамотности обучающихся ______ класса Название составляющей функциональной грамотности Типовая задача Планируемый образовательный результат Описать позитивные и негативные последствия описанного действия Описывает одно позитивное и одно негативное последствие описанного действия Учебное задание  

Модельная карта учебных заданий по _________

под планируемые результаты формирования и развития функциональной грамотности

обучающихся ______ класса

Название составляющей функциональной грамотности

Типовая задача

Планируемый образовательный результат

Описать позитивные и негативные последствия описанного действия

Описывает одно позитивное и одно негативное последствие описанного действия

Учебное задание

 

Итоговый контроль По результатам итогового контроля формируется оценочное суждение о степени достижения конечных образовательных результатов программы в формате:  сформирован полностью – 9-10 баллов сформирован частично – 6-8 баллов не сформирован – менее 6 баллов Формы и методы текущего и итогового контроля, критерии оценивания доводятся до сведения обучающихся в начале обучения.

Итоговый контроль

По результатам итогового контроля формируется оценочное суждение о степени достижения конечных образовательных результатов программы в формате:

  • сформирован полностью – 9-10 баллов
  • сформирован частично – 6-8 баллов
  • не сформирован – менее 6 баллов

Формы и методы текущего и итогового контроля, критерии оценивания доводятся до сведения обучающихся в начале обучения.

Конечные результаты Основные показатели оценки результата Результат 1. Слушатель разрабатывает комплекс учебных заданий по предмету под планируемые результаты формирования и развития функциональной грамотности обучающихся . В модельной карте: 1. Представлены компоненты функциональной грамотности.   2. Формулировка типовых задач соответствует логике и критериям формирования соответствующего компонента функциональной грамотности 3. Планируемые образовательные результаты соотносятся с соответствующей типовой задачей. 4. Представлены учебные задания под типовые задачи и планируемые образовательные результаты 5. Оформление соответствует техническим и методическим требованиям

Конечные результаты

Основные показатели оценки результата

Результат 1.

Слушатель разрабатывает комплекс учебных заданий по предмету под планируемые результаты формирования и развития функциональной грамотности обучающихся .

В модельной карте:

1. Представлены компоненты функциональной грамотности.

 

2. Формулировка типовых задач соответствует логике и критериям формирования соответствующего компонента функциональной грамотности

3. Планируемые образовательные результаты соотносятся с соответствующей типовой задачей.

4. Представлены учебные задания под типовые задачи и планируемые образовательные результаты

5. Оформление соответствует техническим и методическим требованиям

Показатели оценки Критерии оценивания Представлены учебные задания под типовые задачи и планируемые образовательные результаты представлены все 10 учебных заданий под типовые задачи и планируемые образовательные результаты Оценка соответствия / балл 2 Показатели оценки представлены 6-8 учебных заданий под типовые задачи и планируемые образовательные результаты представлены менее 6 учебных заданий под типовые задачи и планируемые образовательные результаты     Критерии оценивания   1       0

Показатели оценки

Критерии оценивания

Представлены учебные задания под типовые задачи и планируемые образовательные результаты

представлены все 10 учебных заданий под типовые задачи и планируемые образовательные результаты

Оценка соответствия / балл

2

Показатели оценки

представлены 6-8 учебных заданий под типовые задачи и планируемые образовательные результаты

представлены менее 6 учебных заданий под типовые задачи и планируемые образовательные результаты

 

 

Критерии оценивания

 

1

 

 

 

0

Тема 1. Общая характеристика функциональной грамотности современного человека и путей ее формирования и развития

Содержание учебного материала практических занятий

Час.

Функциональная неграмотность человека как доминирующая проблема современности; функциональная грамотность как индикатор общественного благополучия и основа безопасности жизнедеятельности человека; понятие и структура функциональной грамотности; механизмы и инструменты оценки функциональной грамотности человека. ФГОС и PISA как механизмы модернизации современного образования. Технология формирования и развития функциональной грамотности человека: концептуальные идеи, этапы и алгоритмы, методы и приёмы, инструменты и средства. Логико-структурный анализ формирования и развития функциональной грамотности современного человека (заполнение логико-структурной схемы)

2

Анализ результатов тестирования PISA за последние годы и тестовых заданий.

2

Построение модели формирования и развития функциональной грамотности человека - модельной карты.

2

Самостоятельная работа

Изучение литературы и Интернет-источников по проблеме

2

Логико-структурная схема формирования и развития функциональной грамотности человека ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ Цель: формирование и развитие функциональной грамотности современного человека Функциональная грамотность - это Компоненты: Критерии и показатели функциональной грамотности: Инструменты и средства Механизмы формирования Формы и методы контроля

Логико-структурная схема формирования и развития функциональной грамотности человека

ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ

Цель: формирование и развитие функциональной грамотности современного человека

Функциональная грамотность - это

Компоненты:

Критерии и показатели функциональной грамотности:

Инструменты и средства

Механизмы формирования

Формы и методы контроля

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ