СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Функциональная грамотность

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Что такое функциональная грамотность  и какие факторы следует учитывать при формировании.

Просмотр содержимого документа
«Функциональная грамотность»

Функциональная грамотность


В настоящее время в России идёт становление и развитие новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство . Одним из показателей успешности этого процесса является выполнение образовательных международных стандартов, в которых формирование функциональной грамотности обозначено в качестве одной из главных задач (Из указа Президента России от 7 мая 2018 года: Правительству РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования). Формирование функциональной грамотности рассматривается как условие становления динамичной, творческой, ответственной, конкурентоспособной личности (Из Государственной программы РФ «Развитие образования» (2018-2025 годы) от 26 декабря 2017 г: Цель программы – качество образования, которое характеризуется: cохранением лидирующих позиций РФ в международном исследовании качества чтения и понимания текстов (PIRLS), а также в международном исследовании качества математического и естественнонаучного образования (TIMSS); повышением позиций РФ в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA).

Высокий уровень сформированности функциональной грамотности у обучающихся предполагает способность эффективно участвовать в жизни общества, способность к саморазвитию, самосовершенствованию, самореализации. Следовательно, обществу нужен человек функционально грамотный, который умеет работать на результат и способен к определенным социально значимым достижениям.

Функциональная грамотность – понятие метапредметное, и поэтому она формируется при изучении разных школьных дисциплин и имеет разнообразные формы проявления.

Как проявляется недостаток функциональной грамотности?

О существовании функциональной грамотности мы чаще всего узнаем, только столкнувшись с ее отсутствием. Функциональная безграмотность обнаруживает себя при изменении ситуации, образа жизни или типа профессиональной деятельности. Часто выявляется в ситуациях столкновения человека с новыми для него технологиями. Так, человек не может разобрать схемы, инструкции, не может воспользоваться каким-либо устройством, например, мобильным телефоном, банкоматом и др. А.А. Леонтьев в одной из своих работ писал: «Если формальная грамотность – это владение навыками и умениями техники чтения, то функциональная грамотность – это способность человека свободно использовать эти навыки для извлечения информации из реального текста – для его понимания, сжатия, трансформации».

Итак, функционально грамотная личность - это человек,

  • ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами (например, умеющий соотносить и координировать свои действия с действиями других людей);

  • способный быть самостоятельным в ситуации выбора и принятия решений;

  • умеющий отвечать за свои решения;

  • способный нести ответственность за себя и своих близких;

  • владеющий приемами учения и готовый к постоянной переподготовке;

  • обладающий набором компетенций, как ключевых, так и по различным областям знаний;

  • для которого поиск решения в нестандартной ситуации – привычное явление;

  • легко адаптирующийся в любом социуме и умеющий активно влиять на него;

  • хорошо владеющий устной и письменной речью как средством взаимодействия между людьми;

  • владеющий современными информационными технологиями.

На развитие функциональной грамотности учащихся влияют следующие факторы:

  1. содержание образования (образовательные стандарты, учебные программы);

  2. формы и методы обучения;

  3. система диагностики и оценки учебных достижений обучающихся;

  4. программы внешкольного, дополнительного образования;

  5. модель управления школой (общественно-государственная форма, высокий уровень автономии школ в регулировании учебного плана);

  6. наличие дружелюбной образовательной среды, основанной на принципах партнерства со всеми заинтересованными сторонами;

  7. активная роль родителей в процессе обучения и воспитания детей.