Функциональная грамотность
Функциональная грамотность-это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Интегративные компоненты функциональной грамотности:
-коммуникативная грамотность
-читательская грамотность
-информационная грамотность
-культурологическая грамотность
-математическая грамотность
-компьютерная грамотность
Почему вопрос о развитии функциональной грамотности у обучающихся так важен? Если посмотреть на рейтинг стран мира по уровню образования за 2019 год, то вот, что мы увидим:
Россия в этом рейтинге занимает 33 место…
Наверно поэтому одной из приоритетных целей национального проекта в сфере образования является обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.
Россия принимает участие в различных международных исследованиях с 1990 года. Это такие исследования как TIMSS, PISA, PIRLS и т.д.
И если в таких исследованиях как TIMSS и PIRLS результаты у российских школьников достаточно высокие, то в исследовании PISA за всё время исследования Россия не вошла даже в двадцатку стран по трём показателям (читательская, естественнонаучная и математическая грамотность).
Что же такое математическая грамотность?
«Математическая грамотность – это способность индивидуума формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Она включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов для описания, объяснения и предсказания явлений. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые должны принимать конструктивные, активные и размышляющие граждане»
Модель математической грамотности
Характеристики задач по оцениванию математической грамотности:
1. математическое содержание, которое используется в заданиях :
Изменения и зависимости (алгебра)
Пространство и форма (геометрия)
Неопределенность и данные (ТВ и статистика)
Количество (арифметика)
2. контекст, в котором представлена проблема:
Личностный
Общественный
Профессиональный
Научный
3. мыслительные процессы, которые описывают, что делает ученик, чтобы связать этот контекст с математикой, необходимой для решения поставленной проблемы:
формулирует ситуацию математически
применяет математические понятия, факты, процедуры размышления
интерпретирует, использует и оценивает математические результаты
Анализ результатов проведенного исследования позволяет говорить о недостаточной сформированности у учащихся базовых предметных навыков, составляющих основу качественной математической подготовки. Ведь чем выше уровень владения предметным знанием, тем выше вероятность его успешного применения в новом контексте.
Но помимо базовых знаний нужны ещё и метапредметные навыки:
делать логические выводы из приведенных утверждений;
конструировать объекты с учетом заданных параметров;
анализировать данные, представленные в виде таблиц, схем;
приводить собственные примеры;
контролировать результат своих действий на предмет соответствия полученному заданию;
применять полученные знания для решения практических задач.
При решении этих задач проверяется не только математическая составляющая, но и другие виды функциональной грамотности:
читательская грамотность: прочесть задачу и понять, что требуется найти;
информационная грамотность: распознать неверную круговую диаграмму, на которой сумма всех частей не равна 100%;
социальная грамотность: понять контекст
коммуникативная грамотность: сформулировать полученный результат в речевой форме, в терминах и понятиях соответствующей сюжету социальной сферы.
Решая типичную текстовую задачу, ученик подменяет этап понимания и составления модели поиском в памяти готового алгоритма для данной категории задач, моделирование подменяется поиском готовой модели.
При решении нетипичной задачи этапы понимания развернуты, самостоятельны, этап интерпретации логичен и осмыслен. При этом происходит
погружение учащихся в реальные ситуации
осознание моделирования как стратегии, которой надо обучать
формирование метапредметных результатов обучения
решение задач разными способами и максимальная независимость учащихся в решении задач
Функциональная математическая грамотность включает в себя математические компетентности, которые можно формировать через специально разработанную систему задач:
• 1 группа – задачи, в которых требуется воспроизвести факты и методы, выполнить вычисления;
• 2 группа – задачи, в которых требуется установить связи и интегрировать материал из разных областей математики;
• 3 группа – задачи, в которых требуется выделить в жизненных ситуациях проблему, решаемую средствами математики, построить модель решения.
Учащимся предлагаются не типичные учебные задачи, а контекстуальные, практические проблемные ситуации, разрешаемые средствами математики. Контекст, в рамках которого предложена проблема, должен быть действительно жизненным, а не надуманным. Поставленная проблема должна быть нетривиальной, интересной и актуальной для учащихся того возраста, на который она рассчитана.
Для выполнения таких заданий требуется целостное, а не фрагментарное применение математики. Это означает, что требуется осуществить весь процесс работы над проблемой: от понимания, включая формулирование проблемы на языке математики, через поиск и осуществление её решения, до сообщения и оценки результата. Для выполнения этих заданий требуются знания из разных разделов математики основной школы. В целях оптимизации вычислений разрешается использовать калькулятор.
Центральным образованием функциональной грамотности школьника выработанной на основе таких задач является деятельностная составляющая-овладение практическими методами применения знаний, которые получают учащиеся.
Приоритетной целью современного образования становится полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно ставить учебную проблему, формулировать алгоритм её решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат. Это должно стать залогом успешной адаптации в стремительно меняющемся обществе, умение организовывать свою учебную деятельность, работать с информацией и самостоятельно выполнять задание.
Задача школы - научить учиться, а не просто дать готовые знания и информацию.
Роль учителя не в том, чтобы яснее, понятнее, красочнее, чем в учебнике, сообщить эту информацию, а в том, чтобы стать организатором познавательной деятельности, где главным действующим лицом становится ученик. Задача учителя управлять этой деятельностью.