Министерство образования и науки Республики Башкортостан
Отдел образования Баймакского района
МОБУ СОШ с. 1-е Туркменево
Рассмотрено на заседании методического объединения « » ________20____ г. Протокол № ____ | Согласовано: заместитель директора по УВР _________Нигматулина В.К «____» _______20____г. | Утверждено: Директор ________ Кагарманова З.С Приказ № ____ от «____» _____ 20_____ г. |
Рабочая программа
курса «Развитие функциональной грамотности»
для 5-9 классов
2022 - 2023 учебный год
Учителя: Буценко Екатерины Николаевны
Пояснительная записка
Понятие функциональной грамотности сравнительно молодо: появилось в конце 60-х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей. Примерно до середины 70-х годов концепция и стратегия исследования связывалась с профессиональной деятельностью людей: компенсацией недостающих знаний и умений в этой сфере.
В дальнейшем этот подход был признан односторонним. Функциональная грамотность стала рассматриваться в более широком смысле: включать компьютерную грамотность, политическую, экономическую грамотность и т.д.
В таком контексте функциональная грамотность выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующей связь образования (в первую очередь, общего) с многоплановой человеческой деятельностью.
Мониторинговым исследованием качества общего образования, призванным ответить на вопрос: «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?»11 , - является PISA (Programme for International Student Assessment). И функциональная грамотность понимается PISA как знания и умения, необходимые для полноценного функционирования человека в современном обществе. PISA в своих мониторингах оценивает 4 вида грамотности: читательскую, математическую, естественнонаучную и финансовую.
Проблема развития функциональной грамотности обучающихся в России актуализировалась в 2018 году благодаря Указу Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Согласно Указу, «в 2024 году необходимо обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования».
Поскольку функциональная грамотность понимается как совокупность знаний и умений, обеспечивающих полноценное функционирование человека в современном обществе, ее развитие у школьников необходимо не только для повышения результатов мониторинга PISA, как факта доказательства выполнения Правительством РФ поставленных перед ним Президентом задач, но и для развития российского общества в целом.
Низкий уровень функциональной грамотности подрастающего поколения затрудняет их адаптацию и социализацию в социуме. Современному российскому обществу нужны эффективные граждане, способные максимально реализовать свои потенциальные возможности в трудовой и профессиональной деятельности, и тем самым принести пользу обществу, способствовать развитию страны. Этим объясняется актуальность проблемы развития функциональной грамотности у школьников на уровне общества.
Результаты лонгитюдных исследований, проведенных на выборках 2000 и 2003 гг. странами-участницами мониторингов PISA показали, что результаты оценки функциональной грамотности 15-летних учащихся являются надежным индикатором дальнейшей образовательной траектории молодых людей и их благосостояния. Любой школьник хочет быть социально успешным, его родители также надеются на высокий уровень благополучия своего ребенка во взрослой жизни. Поэтому актуальность развития функциональной грамотности обоснована еще и тем, что субъекты образовательного процесса заинтересованы в высоких академических и социальных достижениях обучающихся, чему способствует их функциональная грамотность.
Целеполагание
Основной целью программы является развитие функциональной грамотности учащихся 5-9 классов как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию.
Программа нацелена на развитие:
способности человека формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Эта способность включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину (математическая грамотность);
способности человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни (читательская грамотность);
способности человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную гражданскую 32 позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием (естественнонаучная грамотность);
способности человека принимать эффективные решения в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни
Планируемые результаты
Метапредметные и предметные
| Грамотность |
Читательская | Математическая | Естественно- научная | Финансовая |
5 класс | находит и | находит и | находит и | находит и |
Уровень | извлекает | извлекает | извлекает | извлекает |
узнавания и | информацию из | математическую | информацию о | финансовую |
понимания | различных | информацию в | естественнонауч- | информацию в |
| текстов | различном | ных явлениях в | различном |
| | контексте | различном | контексте |
| | | контексте | |
6 класс | применяет | применяет | объясняет и | применяет |
Уровень | извлеченную из | математические | описывает | финансовые |
понимания и | текста | знания для | естественнонауч- | знания для |
применения | информацию для | решения разного | ные явления на | решения |
| решения разного | рода проблем | основе | разного рода |
| рода проблем | | имеющихся | проблем |
| | | научных знаний | |
7 класс | анализирует и | формулирует | распознает и | анализирует |
Уровень | интегрирует | математическую | исследует личные, | информацию в |
анализа и | информацию, | проблему на | местные, | финансовом |
синтеза | полученную из | основе анализа | национальные, | контексте |
| текста | ситуации | глобальные | |
| | | естественнонауч- | |
| | | ные проблемы в | |
| | | различном | |
| | | контексте | |
8 класс Уровень оценки (рефлексии) в рамках предметного содержания | оценивает форму и содержание текста в рамках предметного содержания | интерпретирует и оценивает математические данные в контексте лично значимой ситуации | интерпретирует и оценивает личные, местные, национальные, глобальные естественнонауч- ные проблемы в различном контексте в рамках предметного содержания | оценивает финансовые проблемы в различном контексте |
9 класс Уровень оценки (рефлексии) в рамках метапред- метного содержания | оценивает форму и содержание текста в рамках метапредмет- ного содержания | интерпретирует и оценивает математические результаты в контексте национальной или глобальной ситуации | интерпретирует и оценивает, делает выводы и строит прогнозы о личных, местных, национальных, глобальных естественнонауч- ных проблемах в различном контексте в рамках метапредметного содержания | оценивает финансовые проблемы, делает выводы, строит прогнозы, предлагает пути решения |
Личностные
| Грамотность |
Читательская | Математическая | Естественно- научная | Финансовая |
5-9 классы | оценивает | объясняет | объясняет | оценивает |
| содержание | гражданскую | гражданскую | финансовые |
| прочитанного с | позицию в | позицию в | действия в |
| позиции норм | конкретных | конкретных | конкретных |
| морали и | ситуациях | ситуациях | ситуациях с |
| общечелове- | общественной | общественной | позиции норм |
| ческих | жизни на основе | жизни на основе | морали и |
| ценностей; | математических | естественнонауч- | общечелове- |
| формулирует | знаний с позиции | ных знаний с | ческих |
| собственную | норм морали и | позиции норм | ценностей, |
| позицию по | общечеловечес- | морали и | прав и |
| отношению к | ких ценностей | общечеловечес- | обязанностей |
| прочитанному | | ких ценностей | гражданина |
| | | | страны |
Характеристика образовательного процесса
Программа рассчитана на 5 лет обучения (с 5 по 9 классы), реализуется из части учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений и/или внеурочной деятельности и включает 4 модуля (читательская, естественнонаучная, математическая и финансовая грамотность).
Разработанный учебно-тематический план программы описывает содержание модуля из расчета одного часа в неделю в каждом класс- комплекте.
Таким образом, общее количество часов: 153 часа.
Количество часов на один год обучения с 5-8 класс-комплект – 34, т.е по 1 часу в неделю: 8 часов на модули «читательская грамотность», «математическая грамотность», «финансовая грамотность»; «естественнонаучной грамотности»;
2 часа на проведение аттестации, завершающих освоение программы по соответствующему году обучения.
В 9 классе -0,5 часа в неделю, т.е 17 часов в год.
четверть – модуль «читательская грамотность».
четверть – модуль «математическая грамотность»,
четверть – модуль «естественнонаучная грамотность»,
4 четверть – модуль «финансовая грамотность».
Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих основу функциональной грамотности.
В 5 классе обучающиеся учатся находить и извлекать информацию различного предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на бумажных, так и электронных носителях. Используются тексты различные по оформлению, стилистике, форме. Информация представлена в различном контексте (семья, дом, друзья, природа, учеба, работа и производство, общество и др.).
В 6 классе формируется умение применять знания о математических, естественнонаучных, финансовых и общественных явлениях для решенияпоставленных перед учеником практических задач.
В 7 классе обучающиеся учатся анализировать и обобщать (интегрировать) информацию различного предметного содержания в разном контексте. Проблемы, которые ученику необходимо проанализировать и синтезировать в единую картину могут иметь как личный, местный, так и национальный и глобальный аспекты. Школьники должны овладеть универсальными способами анализа информации и ее интеграции в единое целое.
В 8 классе школьники учатся оценивать и интерпретировать различные поставленные перед ними проблемы в рамках предметного содержания.
В 9 классе формируется умение оценивать, интерпретировать, делать выводы и строить прогнозы относительно различных ситуаций, проблем и явлений формируется в отрыве от предметного содержания. Знания из различных предметных областей легко актуализируются школьником и используются для решения конкретных проблем.
Формы деятельности: беседа, диалог, дискуссия, дебаты, круглые столы, моделирование, игра, викторина, квест, квиз, проект.
В соответствии с приказом Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1577 рабочие программы курсов, в том числе внеурочной деятельности, разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования с учетом основных программ, включенных в ее структуру. В связи с этим, целесообразно проведение текущей (выполнение заданий в ходе урока), рубежной (по окончании каждого модуля), промежуточной (по окончании года обучения) и итоговой аттестации по данному курсу в форматах, предусмотренным методологией и критериями оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Модуль «Основы читательской грамотности»
класс
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Формы деятельности |
1. | Определение основной темы в фольклорном произведении. Пословицы, поговорки какисточник информации. | 1 | Беседа, конкурс. |
2. | Сопоставление содержания текстов разговорного стиля. Личная ситуация в текстах. | 1 | Работа в парах. Ролевая игра. |
3. | Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей? | 1 | Беседа, дискуссия в формате свободного обмена мнениями. |
4. | Типы текстов: текст-описание (художественное и техническое). | 1 | Круглый стол. |
5. | Что такое вопрос? Виды вопросов. | 1 | Квест, конкурс. |
6. | Типы задач на грамотность чтения. Примеры задач. | 1 | Квест, игра «Что? Где? Когда?». |
7. | Работа со сплошным текстом. | 1 | Ролевая игра. |
8. | Проведение рубежной аттестации. | 2 | Тестирование. |
ИТОГО | 9 | |
класс
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Формы деятельности |
1. | Определение основной темы и идеи в эпическом произведении | 1 | Беседа, конкурс. |
2. | Древнерусская летопись как источник информации о реалиях времени. | 1 | Круглый стол, ролевая игра. |
3. | Сопоставление содержания художественныхтекстов. Определение авторской позиции в художественных текстах. | 1 | Работа в парах, игра в формате КВН. |
4. | Работа с текстом: как понимать информацию, содержащуюся в тексте? | 1 | Квест, круглый стол. |
5. | Типы текстов: текст-повествование (рассказ, отчет, репортаж) | 1 | Круглый стол, дискуссия. |
6. | Типы задач на грамотность. Интерпретационные задачи. | 1 | Квест, игра «Что? Где? Когда?». |
7. | Работа с несплошным текстом: таблицы и карты. | 1 | Беседа, дискуссия в формате свободного обмена мнениями. |
8. | Проведение рубежной аттестации. | 2 | Тестирование. |
ИТОГО | 9 | |
класс
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Формы деятельности |
1. | Определение основной темы и идеи в лирическом произведении. Поэтический тексткак источник информации. | 1 | Беседа, конкурс. |
2. | Сопоставление содержания текстов публицистического стиля. Общественная ситуация в текстах. | 1 | Работа в парах. |
3. | Работа с текстом: как преобразовывать текстовую информацию с учётом целидальнейшего использования? | 1 | Беседа, круглый стол, ролевая игра. |
4. | Типы текстов: текст-объяснение (объяснительное сочинение, резюме,толкование, определение). | 1 | Квест, дискуссия, круглый стол. |
5. | Поиск комментариев, подтверждающих основную мысль текста, предложенного дляанализа. | 1 | Деловая игра. |
6. | Типы задач на грамотность. Позиционные задачи. | 1 | Квест, круглый стол. |
7. | Работа с несплошным текстом: информационные листы и объявления, графикии диаграммы. | 1 | Деловая игра. |
8. | Проведение рубежной аттестации. | 2 | Тестирование. |
Итого | 9 | |
класс
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Формы деятельности |
1. | Определение основной темы и идеи в драматическом произведении. Учебный текст какисточник информации. | 1 | Беседа, конкурс. |
2. | Сопоставление содержания текстов официально- делового стиля. Деловые ситуации в текстах. | 1 | Работа в парах. |
3. | Работа с текстом: как применять информацию из текста в изменённой ситуации? | 1 | Беседа, круглый стол. |
4. | Типы текстов: текст-инструкция (указания к выполнению работы, правила, уставы, законы) | 1 | Квест, дискуссия. |
5. | Поиск ошибок в предложенном тексте. | 1 | Квест, круглый стол. |
6. | Типы задач на грамотность. Информационные задачи. | 1 | Квест, круглый стол. |
7. | Работа с несплошным текстом: формы, анкеты, договоры (рубежная аттестация). | 1 | Деловая игра. |
8. | Проведение рубежной аттестации. | 2 | Тестирование. |
Итого | 9 | |
класс
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Формы деятельности |
1. | Формирование читательских умений с опорой на текст и вне текстовые знания. Электронный текст как источник информации. | 1 | Беседа, конкурс. |
2. | Сопоставление содержания текстов научного стиля. Образовательные ситуации в текстах. | 1 | Работа в парах, дискуссия. |
3. | Работа с текстом: как критически оценивать степень достоверности содержащейся в тексте информации? | 1 | Квест, круглый стол. |
4. | Типы задач на грамотность. Аналитические (конструирующие) задачи. | 1 | Деловая игра, круглый стол. |
Итого | 4 | |
Модуль: «Основы финансовой грамотности»
5 класс
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Формы деятельности |
1. | Как появились деньги? Что могут деньги? | 1 | Беседы, диалоги, дискуссии. |
2. | Деньги в разных странах | 1 | Круглый стол, игра. |
3. | Деньги настоящие и ненастоящие | 1 | Игра, экскурсия. |
4. | Как разумно делать покупки? | 1 | Игра, круглый стол. |
5. | Кто такие мошенники? | 1 | Круглый стол, игра, квест. |
6. | Личные деньги | 1 | Беседы, диалоги, дискуссии. |
7. | Сколько стоит «своё дело»? | 1 | Проект, игра. |
8. | Проведение рубежной аттестации. | 1 | Тестирование. |
Итого | 8 | |
класс
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Формы деятельности |
1. | Удивительные факты и истории о деньгах. Нумизматика. «Сувенирные» деньги. Фальшивые деньги: история и современность. | 1 | Беседы, диалоги, дискуссии. |
2. | Откуда берутся деньги? Виды доходов. Заработная плата. Почему у всех она разная? От чего это зависит? | 1 | Игра, круглый стол, дискуссии. |
3. | Собственность и доходы от нее. Арендная плата, проценты, прибыль, дивиденты. | 1 | Круглый стол, игра, квест. |
4. | Социальные выплаты: пенсии, пособия. | 1 | Беседы, диалоги, дискуссии. |
5. | Как заработать деньги? Мир профессий и для чего нужно учиться? | 1 | Беседы, диалоги, дискуссии. |
6. | Личные деньги | 1 | Проект, игра. |
7 | Проведение рубежной аттестации. | 2 | Тестирование. |
Итого | 8 | |
класс
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Формы деятельности |
1. | Что такое налоги и почему мы их должны платить? | 1 | Беседы, диалоги, дискуссии. |
2. | Виды налогов. Подоходный налог. Какие налоги уплачиваются в вашей семье? Пеня и налоговые льготы. | 1 | Круглый стол, игра. |
3. | Что такое государственный бюджет? На что расходуются налоговые сборы? | 1 | Игра, круглый стол, дискуссии. |
4. | Виды социальных пособий. Если человек потерял работу. | 1 | Круглый стол, игра, квест. |
5. | История возникновения банков. Как накопить, чтобы купить? Всё про кредит. | 1 | Беседы, диалоги, дискуссии. |
6. | Вклады: как сохранить и приумножить? Пластиковая карта – твой безопасный Банк в кармане. | 1 | Проект, игра. |
7 | Проведение рубежной аттестации. | 2 | Тестирование. |
Итого | 8 | |
класс
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Формы деятельности |
1. | Потребление или инвестиции? Активы в трех измерениях. | 1 | Беседы, диалоги, дискуссии. |
2. | Как сберечь личный капитал? Модель трех капиталов. | 1 | Круглый стол, игра. |
3. | Бизнес и его формы. Риски предпринимательства. | 1 | Викторина, круглый стол, дискуссии. |
4. | Бизнес-инкубатор. Бизнес-план. Государство и малый бизнес. | 1 | Круглый стол, игра, квест. |
5. | Бизнес подростков и идеи. Молодые предприниматели. | 1 | Беседы, диалоги, дискуссии. |
6. | Кредит и депозит. Расчетно-кассовые операции и риски связанные с ними. | 1 | Проект, игра. |
7 | Проведение рубежной аттестации. | 2 | Тестирование. |
| | | |
Итого | 8 | |
класс
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Формы деятельности |
1. | Ценные бумаги. Векселя и облигации: российская специфика. | 1 | Беседы, диалоги, дискуссии. |
2. | Риски акций и управление ими. Гибридные инструменты. Биржа и брокеры. Фондовые индексы. | 1 | Круглый стол, игра. |
3. | Паевые инвестиционные фонды. Риски и управление ими. | 1 | Круглый стол, дебаты. |
4. | Инвестиционное профилирование. Формирование инвестиционного портфеля и его пересмотр. Типичные ошибки инвесторов. | 1 | Круглый стол, игра, квест. |
Итого | 4 | |
Модуль «Основы математической грамотности»
5класс
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Формы деятельности |
1. | Применение чисел и действий над ними. Счет и десятичная система счисления. | 1 | Беседа, обсуждение, практикум. |
2. | Сюжетные задачи, решаемые с конца. | 1 | Обсуждение, практикум, брейн-ринг. |
3. | Задачи на переливание (задача Пуассона) и взвешивание. | 1 | Обсуждение, урок- исследование. |
4. | Логические задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах и тех, кто всегда говорит правду. | 1 | Беседа, обсуждение практикум. |
5. | Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры. Наглядная геометрия.Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение объекта на части и составлениемодели. | 1 | Игра, урок-исследование, брейн-ринг, конструирование. |
6. | Размеры объектов окружающего мира (отэлементарных частиц до Вселенной) длительность процессов окружающего мира. | 1 | Обсуждение, урок- практикум, моделирование. |
7. | Комбинаторные задачи. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. | 1 | Урок-практикум. |
8. | Применение таблиц, диаграмм и графиков при решении задач. | 1 | Урок-практикум. |
9. | Проведение рубежной аттестации. | 1 | Тестирование |
Итого | 9 | |
класс
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Формы деятельности |
1. | Числа и единицы измерения: время, деньги, масса, температура, расстояние. | 1 | Игра, обсуждение, практикум. |
2. | Вычисление величины, применение пропорцийпрямо пропорциональных отношений для решения проблем. | 1 | Исследовательская работа, урок-практикум. |
3. | Текстовые задачи, решаемые арифметическим способом: части, проценты, пропорция,движение, работа. | 1 | Обсуждение, урок- практикум, соревнование. |
4. | Инварианты: задачи на четность (чередование, разбиение на пары). | 1 | Урок-игра, урок- исследование. |
5. | Логические задачи, решаемые с помощью таблиц. | 1 | Урок-игра, индивидуальная работа в парах. |
6. | Графы и их применение в решении задач. | 1 | Обсуждение, урок- практикум. |
7. | Геометрические задачи на построение и на изучение свойств фигур: геометрические фигуры на клетчатой бумаге, конструирование. | 1 | Беседа, урок- исследование, моделирование. |
8. | Элементы логики, теории вероятности,комбинаторики: таблицы, диаграммы, вычисление вероятности. | 1 | Обсуждение, урок- практикум, проект, игра. |
9. | Проведение рубежной аттестации. | 1 | Тестирование. |
Итого | 9 | |
класс
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Формы деятельности |
1. | Арифметические и алгебраические выражения: свойства операций и принятых соглашений. | 1 | Обсуждение, практикум. |
2. | Моделирование изменений окружающего мира с помощью линейной функции. | 1 | Исследовательская работа, урок- практикум. |
3. | Задачи практико-ориентированного содержания: на движение, на совместнуюработу. | 1 | Обсуждение, урок- практикум. |
4. | Геометрические задачи на построения и наизучение свойств фигур, возникающих в ситуациях повседневной жизни, задачпрактического содержания. | 1 | Обсуждение, урок- практикум,урок- исследование. |
5. | Решение задач на вероятность событий в реальной жизни. | 1 | Урок-игра, урок- исследование. |
6. | Элементы теории множеств как объединяющееоснование многих направлений математики. | 1 | Урок-исследование. |
7. | Статистические явления, представленные в различной форме: текст, таблица, столбчатые илинейные диаграммы, гистограммы. | 1 | Обсуждение, урок- практикум, проект, игра. |
8. | Решение геометрических задач исследовательского характера. | 1 | Проект, исследовательская работа. |
9. | Проведение рубежной аттестации. | 1 | Тестирование. |
Итого | 9 | |
класс
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Формы деятельности |
1. | Работа с информацией, представленной в форме таблиц, диаграмм столбчатой или круговой, схем. | 1 | Практикум. |
2. | Вычисление расстояний на местности в стандартных ситуациях и применение формул вповседневной жизни. | 1 | Беседа. Исследование. |
3. | Квадратные уравнения, аналитические и неаналитические методы решения. | 1 | Исследовательская работа, практикум. |
4. | Алгебраические связи между элементами фигур:теорема Пифагора, соотношения между сторонами треугольника), относительноерасположение, равенство. | 1 | Проектная работа. |
5. | Математическое описание зависимости между переменными в различных процессах. | 1 | Обсуждение. Урок практикум. |
6. | Интерпретация трёхмерных изображений, построение фигур. | 1 | Моделирование. Выполнение рисунка. Практикум. |
7. | Определение ошибки измерения, определение шансов наступления того или иного события. | 1 | Урок-исследование. |
8. | Решение типичных математических задач, требующих прохождения этапа моделирования. | 1 | Урок-практикум. |
9. | Проведение рубежной аттестации. | 1 | Тестирование. |
Итого | 9 | |
класс
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Формы деятельности |
1. | Представление данных в виде таблиц. Простые исложные вопросы. | 1 | Беседа. Обсуждение. Практикум. |
2. | Представление данных в виде диаграмм. Простые и сложные вопросы. | 1 | Обсуждение. Исследование. Практикум. |
3. | Построение мультипликативной модели с тремя составляющими. | 1 | Моделирование. Конструирование алгоритма. Практикум. |
4. | Задачи с лишними данными. | 1 | Обсуждение. Исследование. |
Итого | 4 | |
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»
5 класс
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Формы деятельности |
Звуковые явления |
1. | Звуковые явления. Звуки живой и неживой природы. Слышимые и неслышимые звуки. | 1 | Беседа, демонстрация записей звуков. |
2. | Устройство динамика. Современные акустические системы. Шум и его воздействие на человека. | 1 | Наблюдение физическихявлений. |
Строение вещества |
3. | Движение и взаимодействие частиц. Признаки химических реакций. Природные индикаторы. | 1 | Презентация. Учебный эксперимент. Наблюдениефизических явлений. |
Вода. Уникальность воды. | 1 |
4. | Углекислый газ в природе и его значение. | 1 |
Земля и земная кора. Минералы |
5. | Земля, внутреннее строение Земли. Знакомство с минералами, горной породой и рудой. | 1 | Работа с коллекциями минералов и горных пород. Посещение минералогической экспозиции. |
6. | Атмосфера Земли. | 1 | |
Живая природа |
7. | Уникальность планеты Земля. Условия для существования жизни на Земле. Свойства живых организмов. | 1 | Беседа. Презентация. |
8 | Проведение рубежной аттестации. | 1 | Тестирование. |
Итого | 8 | |
6 класс
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Формы деятельности |
Строение вещества |
1. | Тело и вещество. Агрегатные состояния вещества. Масса. Измерение массы тел. | 1 | Наблюдения. Лабораторная работа. |
2. | Строение вещества. Атомы и молекулы. Модели атома. | 1 | Моделирование. |
Тепловые явления |
3. | Тепловые явления. Тепловое расширение тел. Использование явления теплового расширения для измерения температуры. | 1 | Презентация. Учебный эксперимент. Наблюдение физических явлений. |
4. | Плавление и отвердевание. Испарение и конденсация. Кипение. | 1 | Проектная работа. |
Земля, Солнечная система и Вселенная |
5. | Представления о Вселенной. Модель Вселенной. Модель солнечной системы. | 1 | Обсуждение. Исследование. Проектная работа. |
Живая природа |
6. | Царства живой природы | 1 | Квест. |
7. | Проведение рубежной аттестации. | 2 | Тестирование. |
| Итого | 8 | |
7 класс
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Формы деятельности |
Структура и свойства вещества |
1. | Почему все тела нам кажутся сплошными: молекулярное строение твёрдых тел, жидкостей и газов. Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах. | 1 | Беседа. Демонстрация моделей. |
Механические явления. Силы и движение |
2. | Механическое движение. Инерция Закон Паскаля. Гидростатический парадокс. | 1 | Демонстрация моделей.Лабораторная работа. |
3. | Деформация тел. Виды деформации. Усталость материалов. | 1 | Посещение производственныхили научных лабораторий с разрывными машинами и прессом. |
Земля, мировой океан |
4. | Атмосферные явления. Ветер. Направление ветра. Ураган, торнадо. Землетрясение, цунами, объяснение их происхождения. | 1 | Проектная деятельность. |
5. | Давление воды в морях и океанах. Состав воды морей и океанов. Структура подводной сферы. Исследование океана. Использование подводных дронов. | 1 | |
Биологическое разнообразие |
6. | Растения. Генная модификация растений. Внешнее строение дождевого червя, моллюсков, насекомых. | 1 | Оформление коллажа. Созданиежурнала «Музей фактов». |
7. | Внешнее и внутреннее строение рыбы. Их многообразие. Пресноводные и морские рыбы. Внешнее и внутреннее строение птицы. Эволюция птиц. Многообразие птиц. Перелетные птицы. Сезонная миграция. | 1 |
8. | Проведение рубежной аттестации. | 1 | Тестирование. |
| Итого | 8 | |
8 класс
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Формы деятельности |
Структура и свойства вещества (электрические явления) |
1. | Занимательное электричество. | 1 | Беседа. Демонстрация моделей. |
Электромагнитные явления. Производство электроэнергии |
2. | Магнетизм и электромагнетизм. | 1 | Беседа. Демонстрация моделей. Презентация. |
3. | Строительство плотин | 1 | Учебный эксперимент. Наблюдение физических явлений. |
4. | Гидроэлектростанции. Экологические риски при строительстве гидроэлектростанций. | 1 | Проектная работа. |
5. | Нетрадиционные виды энергетики, объединенные энергосистемы. | 1 |
Биология человека (здоровье, гигиена, питание) |
6. | Внутренняя среда организма. Кровь. Иммунитет. Наследственность. | 1 | Моделирование. Виртуальноемоделирование. |
7. | Системы жизнедеятельности человека. | 1 |
8. | Проведение рубежной аттестации. | 1 | Тестирование. |
| Итого | 8 | |
9 класс
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Формы деятельности |
Структура и свойства вещества |
1. | На сцену выходит уран. Радиоактивность. Искусственная радиоактивность. | 1 | Демонстрация моделей. Дебаты. |
Химические изменения состояния вещества |
| Изменения состояния веществ. | | Беседа. Демонстрация моделей. |
2. | Физические явления и химические превращения. Отличие химических реакций от физических явлений. | 1 | Презентация. Учебный эксперимент. Исследование |
Наследственность биологических объектов |
3. | Размножение организмов. Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон. Закономерности наследования признаков. | 2 | Беседа. Демонстрация моделей. Учебный эксперимент.Наблюдение явлений. |
Вид и популяции. Общая характеристика популяции. Экологические факторы и условия среды обитания. Происхождение видов. |
4. | Проведение рубежной аттестации. | 1 | Тестирование. |
| Итого | 5 | |