МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Алтайского края
Управление Администрации по образованию и делам молодежи Благовещенского района
МБОУ "Орлеанская ООШ"
РАССМОТРЕНО на заседании педагогического совета ________________________ протокол № 9 от «30» августа 2023 г. | СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УВР ________________________ Крюкова А.Н. от «30» августа 2023 г. | УТВЕРЖДЕНО директор МБОУОООШ _____________________ Козырко О.В. приказ №198 от «30» августа 2023 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
по социальному направлению
«Функциональная грамотность (читательская грамотность)»
5-6 классы
2023-2024 учебный год
Автор разработчик:
Балюх Наталья Владимировна,
учитель русского языка и литературы
Категория -1
с. Орлеан
2023 г.
1. Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Читательская грамотность» в 5-6 классе составлена в соответствии с:
– Федеральным законом РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
– Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО), утвержденного приказом Министерства образования и науки 31 мая 2021 г. № 287;
- Календарным учебным графиком МБОУ ОООШ на 2023-2024 учебный год;
– Рабочей программой воспитания МБОУ «Орлеанская ООШ».
Методическим обеспечением курса являются задания разработанного банка для формирования и оценки функциональной грамотности, размещенные на портале Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/), материалы из пособий «Функциональная грамотность. «Учимся для жизни» издательства «Просвещение», а также вновь создающиеся разработчиками методические материалы, помогающие педагогам грамотно организовывать как работу всего коллектива школьников, так и их индивидуальную, и групповую работу.
Актуальность и значимость определяются новым стандартом, требованиями к новым результатам, новыми характеристиками подросткового возраста.
Новизна реализации программы учреждения заключается в использовании следующих педагогических технологий обучения: проблемно-диалогового обучения, творческой деятельности.
В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования читательская грамотность рассматривается как один из планируемых результатов обучения. Требования ФГОС к читательской грамотности отражены в обобщенных планируемых результатах освоения учебных программ по всем предметам основной школы.
В результате изучения всех предметов обучающиеся основной школы приобретают навыки работы с информацией. Они смогут осуществлять поиск информации, выделять и фиксировать нужную информацию, систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать информацию, интерпретировать и преобразовывать ее.
Обучающиеся научатся дополнять готовые информационные объекты (таблицы, схемы, тексты) и создавать свои собственные (сообщения, сочинения, графические работы). Овладеют навыками представления информации в наглядной форме (в виде таблиц, схем). Смогут использовать информацию для установления причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения и доказательства фактов в учебных и практических ситуациях. Обучающиеся получат возможность научиться строить умозаключения и принимать решения на основе самостоятельно полученной информации, а также приобрести опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставляя ее с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом
Изучение курса направлено на достижение следующих целей:
- формирование читательской деятельности школьников;
- умения работать с различными видами текстов и создавать на их основе собственные тексты.
Основная задача - научить ученика понимать прочитанное, обучить приёмам работы с текстом и осознанному применению этих приёмов, превратить их использование в привычку.
Место курса в плане внеурочной деятельности.
Программа внеурочной деятельности ориентирована на обучающихся 5-6 классов МБОУ ОООШ.
Количество часов в год: 34 часов
Количество часов в неделю: 1 час в неделю.
Срок реализации программы- 1 год.
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные универсальные учебные действия
Ученик научится:
определять основную тему, общую цель или назначение, главную идею текста; структурировать его, выделять главное и второстепенное;
отвечать на вопросы, используя явно заданную в тексте информацию;
выстраивать последовательность описываемых событий, делать выводы по содержанию текста;
сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей; сопоставлять информацию из разных частей текста;
объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика, таблицы и т.п.; понимать смысл терминов, неизвестных слов;
работать с метафорами – понимать переносный смысл выражений.
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик сможет:
обнаруживать в тексте доводы и подтверждение выдвинутых тезисов; делать выводы из сформулированных посылок, выводить заключение о намерении автора;
формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции; сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по данной теме.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
Устанавливать и вырабатывать разные точки зрения
Аргументировать свою точку зрения
Задавать вопрос
Составлять план текста
оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений и мире; находить доводы в защиту своей точки зрения;
на основании имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов
Ученик получит возможность научиться:
- Продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
- Брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).
Предметные результаты обучения
Ученик научится:
- пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе; строить сообщение в устной форме;
- находить в материалах учебной литературы ответ на заданный вопрос;
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Ученик получит возможность научиться:
- выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей;
- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;
- проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;
- обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).
Система оценки достижений учащихся 6 классов
Система оценивания знаний учащихся проводится в форме зачете/незачета
Виды контроля:
-практические, самостоятельные и контрольные работы.
Принципы отбора содержания образования связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с учетом возрастных особенностей развития учащихся.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития языковых процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Содержание стандарта реализуется следующими видами усложняющейся учебной деятельности:
- рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста;
- репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико-стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера);
- продуктивная творческая деятельность: сочинение разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование;
- поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;
- исследовательская деятельность: анализ и сопоставление подобных текстов и выявление в них общих и своеобразных черт.
Главным при изучении предмета остается работа с текстом, что закономерно является важнейшим приоритетом в преподавании данной дисциплины.
Программа базируется на межпредметных связях с русским языком, литературой, историей, экологией, риторикой, географией, обществознанием.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения данного курса в основной школе.
Личностные результаты:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты изучения литературы в основной школе:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты обучающихся выражаются в следующем:
- понимание текста, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
- умение анализировать текст: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею;
- определение элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания текста;
- владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе текста;
-собственная интерпретация, понимание авторской позиции и своё отношение к ней.
3. Содержание учебного курса
Тема 1. Понятие о тексте. (6 часов)
Текст как явление употребления языка. Значение слова текст. Лингвистический подход к тексту. Текст как результат употребления языка. Определение текста. Признаки текста: выраженность, отграниченность, связность, цельность, упорядоченность или структурность, лингвистическая организованность. Текст как основная единица общения. Композиция текста. Тема и содержание. Восстановление информационного содержания текста. Тема и идея текста. Смысловой анализ текста.
Тема 2. Формы и качества словесного выражения. (7 часов)
Возможности словесного выражения темы. Понятие форм словесного выражения.
Выражения устные и письменные. Выражения диалогические и монологические. Взаимодействие форм словесного выражения. Функциональные стили. Начало и конец текста (рамка текста). Ключевые (опорные) слова. Функциональнные
стили. Синтаксис текста (связность). Предложение в составе текста. Типы речи. Повествование. Языковые средства выражения повествования. Описание. Языковые средства выражения описания. Рассуждение. Языковые средства выражения рассуждения. Понятие о типе речи как способе изложения. Понятие о типе речи как доминирующей логической структуре: утверждение, отрицание, доказательство, опровержение. Создание текста по структурной модели.
Тема 3. Стилистические возможности языковых средств. (4 часа)
Многозначность слова. Слова однозначные и многозначные. Прямые и переносные значения. Типы переносных значений. Метафоры, метонимия, синекдоха. Роль
многозначности в языке. Омонимы. Лексические омонимы. Омонимы в каламбурах, шутках, загадках, поговорках, пословицах. Паронимы. Суффиксы и приставки, которые служат для различения смысла данных паронимов. Исправление ошибок в употреблении паронимов. Парономазия. Синонимы. Синонимический ряд. Антонимы. Словари синонимов. Словари антонимов. Оксюморон. Фразеология и фразеологизмы. Использование фразеологизмов в художественной речи. Фразеологические словари.
Тема 4. Средства художественной выразительности. (8 часов)
Эпитет. Сравнение. Аллегория. Тропы: метафора, метонимия, синекдоха. Фигуры: анафора, антитеза, градация, оксюморон, риторический вопрос, риторическое восклицание. Стилистические фигуры, нахождение в текстах-образцах стилистических фигур, выявление их роли. Стилистические ресурсы грамматики. Имена существительные. Выразительные возможности грамматических форм. Категория рода в отношении к полу лица и соотносительности падежных форм. Имена прилагательные. Полные и краткие формы качественных прилагательных. Притяжательные прилагательные. Формы сравнительной степени.
Глаголы. «Глагольный» характер разговорного стиля и стиля художественной литературы. Формы наклонений.
Тема 5. Видоизменения авторского повествования. (2 часа)
Перифраза. Средства словесного выражения сатиры и юмора. Создание юмористического текста.
Тема 6. Лингвостилистический анализ текста. (7 часов)
Различные толкования структуры текста. Система текста. Система категорий, образующих структуру текста. Предмет лингвостилистического анализа текста. Пути и приёмы лингвостилистического анализа текста. Лингвостилистический анализ текста научного или научно–популярного стиля речи. Лингвостилистический анализ текста публицистического стиля речи. Лингвостилистический анализ текста художественного стиля. Основная функция художественной литературы-воздействие через художественный образ.
4. Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Кол-во часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
Всего | Контрольные работы | Практические работы |
1 | Понятие о тексте | 6 | | | http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/ЧГ_6_ Портал Российской электронной школы РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/) http://lib.ru http://www.slovari.ru |
2 | Формы и качества словесного выражения | 7 | | | http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/ЧГ_6_ Портал Российской электронной школы РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/) http://lib.ru http://www.slovari.ru |
3 | Стилистические возможности языковых средств | 4 | | | http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/ЧГ_6 Портал Российской электронной школы РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/) http://lib.ru http://www.slovari.ru |
4 | Средства художественной выразительности | 8 | | | http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/ЧГ_6 Портал Российской электронной школы РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/) http://lib.ru http://www.slovari.ru |
5 | Видоизменения авторского повествования | 2 | | | http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/ЧГ_6 Портал Российской электронной школы РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/) http://lib.ru http://www.slovari.ru |
6 | Лингвостилистический анализ текста | 7 | | | http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/ЧГ_6_ Портал Российской электронной школы РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/) http://lib.ru http://www.slovari.ru |
| Итого | 34 | 0 | 0 | |
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Количество часов | Дата | Примечание |
|
| Понятие о тексте | 6 | | |
1 | Лингвистический подход к тексту | 1 | 04.09 | |
2 | Текст как основная единица общения | 1 | 11.09 | |
3 | Композиция текста. Тема и содержание | 1 | 18.09 | |
4 | Восстановление информационного содержания текста | 1 | 25.09 | |
5 | Тема и идея текста | 1 | 02.10 | |
6 | Смысловой анализ текста | 1 | 09.10 | |
| Формы и качества словесного выражения | 7 | | |
7 | Возможности словесного выражения темы | 1 | 16.10. | |
8 | Функциональные стили. Начало и конец текста (рамка текста) | 1 | 23.10 | |
9 | Функциональные стили. Ключевые (опорные) слова | 1 | 06.11 | |
10 | Функциональнные Стили. Синтаксис текста (связность). Предложение в составе текста. | 1 | 13.11 | |
11 | Типы речи. Повествование. Языковые средства выражения повествования | 1 | 20.11 | |
12 | Типы речи. Описание. Языковые средства выражения описания | 1 | 27.11 | |
13 | Типы речи. Рассуждение. Языковые средства выражения рассуждения | 1 | 04.12 | |
| Стилистические возможности языковых средств | 4 | | |
14 | Многозначность слова. | 1 | 11.12 | |
15 | Омонимы. Паронимы. Парономазия | 1 | 18.12 | |
16 | Синонимы. Антонимы. Оксюморон | 1 | 25.12 | |
17 | Фразеология и фразеологизмы | 1 | 15.01 | |
| Средства художественной выразительности | 8 | | |
18 | Эпитет. Сравнение. Аллегория | 1 | 22.01 | |
19 | Тропы: метафора, метонимия, синекдоха | 1 | 29.01 | |
20 | Тропы | 1 | 05.02 | |
21 | Фигуры | 1 | 12.02 | |
22 | Стилистические фигуры | 1 | 19.02 | |
23 | Стилистические ресурсы грамматики. Имена существительные | 1 | 26.02 | |
24 | Стилистические ресурсы грамматики. Имена прилагательные | 1 | 04.03 | |
25 | Стилистические ресурсы грамматики. Глаголы | 1 | 11.03 | |
| Видоизменения авторского повествования | 2 | | |
26 | Перифраз | 1 | 18.03 | |
27 | Средства словесного выражения сатиры и юмора | 1 | 08.04 | |
| Лингвостилистический анализ текста | 7 | | |
28 | Различные толкования структуры текста. Предмет лингвостилистического анализа текста | 1 | 15.04 | |
29 | Пути и приемы лингвостилистического анализа текста | 1 | 22.04 | |
30 | Лингвостилистический анализ текста научного, научно-популярного стиля речи | 1 | 29.04 | |
31 | Лингвостилистический анализ текста публицистического стиля речи | 1 | 06.05 | |
32 | Лингвостилистический анализ текста публицистического стиля речи | 1 | 13.05 | |
33 | Лингвостилистический анализ текста художественного стиля речи | 1 | 20.05 | |
34 | Лингвостилистический анализ текста художественного стиля речи | 1 | 20.05 | |
| Итого | 34 | 0 | |
Учебно-методическое обеспечение
1. Задачи, направленные на формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы (5–9 класс): учебно-методическое пособие / сост. С.В. Трухина, Г.Н. Масич. – Красноярск, 2021. 325 с.
2. Открытый банк заданий для формирования функциональной грамотности Читательская грамотность, 6 класс. Разработчики заданий: Ю.Н. Гостева, М.И. Кузнецова, Г.А. Сидорова. Тестолог: Н.Г. Кошеленко
3. Портал Российской электронной школы РЭШ https://fg.resh.edu.ru/
Лист дополнений и изменений
Курс внеурочной деятельности: «Читательская грамотность»
Класс: 5-6
Учитель: Балюх Н.В.
2023-2024 учебный год
№ урока | Дата | Тема | Количество часов | Причина корректировки | Способ корректировки |
в рабочей программе | фактически | по плану | дано |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
Средства контроля
1. Фото занятий