СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Функциональная грамотность (читательская грамотность)" для 5-6 классов на 2023-2024 учебный год

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению "Функциональная грамотность (читательская грамотность)" для 5-6 классов на 2023 - 2024 учебный год.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Функциональная грамотность (читательская грамотность)" для 5-6 классов на 2023-2024 учебный год»



МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования и науки Алтайского края‌‌

Управление Администрации по образованию и делам молодежи Благовещенского района‌

МБОУ "Орлеанская ООШ"





РАССМОТРЕНО

на заседании педагогического совета

________________________

протокол № 9 от «30» августа 2023 г.


СОГЛАСОВАНО

заместитель директора по УВР

________________________

Крюкова А.Н. от «30» августа 2023 г.


УТВЕРЖДЕНО

директор МБОУОООШ

_____________________ Козырко О.В.

приказ №198

от «30» августа 2023 г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

по социальному направлению

«Функциональная грамотность (читательская грамотность)»

5-6 классы

2023-2024 учебный год




Автор разработчик:

Балюх Наталья Владимировна,

учитель русского языка и литературы

Категория -1







с. Орлеан

2023 г.


1. Пояснительная записка


  Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Читательская грамотность» в 5-6 классе составлена в соответствии с:

– Федеральным законом РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

– Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО), утвержденного приказом Министерства образования и науки 31 мая 2021 г. № 287;

- Календарным учебным графиком МБОУ ОООШ на 2023-2024 учебный год;

– Рабочей программой воспитания МБОУ «Орлеанская ООШ».

Методическим обеспечением курса являются задания разработанного банка для формирования и оценки функциональной грамотности, размещенные на портале Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/), материалы из пособий «Функциональная грамотность. «Учимся для жизни» издательства «Просвещение», а также вновь создающиеся разработчиками методические материалы, помогающие педагогам грамотно организовывать как  работу всего коллектива школьников, так и их индивидуальную, и групповую работу.

      Актуальность и значимость определяются новым стандартом, требованиями к новым результатам, новыми характеристиками подросткового возраста. 

      Новизна реализации программы учреждения заключается в использовании следующих педагогических технологий обучения: проблемно-диалогового обучения, творческой деятельности.

      В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования читательская грамотность рассматривается как один из планируемых результатов обучения. Требования ФГОС к читательской грамотности отражены в обобщенных планируемых результатах освоения учебных программ по всем предметам основной школы.

           В результате изучения всех предметов обучающиеся основной школы приобретают навыки работы с информацией. Они смогут осуществлять поиск информации, выделять и фиксировать нужную информацию, систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать информацию, интерпретировать и преобразовывать ее.

          Обучающиеся научатся дополнять готовые информационные объекты (таблицы, схемы, тексты) и создавать свои собственные (сообщения, сочинения, графические работы). Овладеют навыками представления информации в наглядной форме (в виде таблиц, схем). Смогут использовать информацию для установления причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения и доказательства фактов в учебных и практических ситуациях. Обучающиеся получат возможность научиться строить умозаключения и принимать решения на основе самостоятельно полученной информации, а также приобрести опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставляя ее с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом

Изучение курса направлено на достижение следующих целей: 

- формирование читательской деятельности школьников;

- умения работать с различными видами текстов и создавать на их основе собственные тексты. 

Основная задача - научить ученика понимать прочитанное, обучить приёмам работы с текстом и осознанному применению этих приёмов, превратить их использование в привычку.

Место курса в плане внеурочной деятельности.

Программа внеурочной деятельности ориентирована на обучающихся 5-6 классов МБОУ ОООШ.

Количество часов в год: 34 часов

Количество часов в неделю: 1 час в неделю.

Срок реализации программы- 1 год.


























2. Планируемые результаты освоения учебного предмета


Личностные универсальные учебные действия

Ученик научится:

  • определять основную тему, общую цель или назначение, главную идею текста; структурировать его, выделять главное и второстепенное;

  • отвечать на вопросы, используя явно заданную в тексте информацию;

  •  выстраивать последовательность описываемых событий, делать выводы по содержанию текста;

  • сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей; сопоставлять информацию из разных частей текста;

  • объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика, таблицы и т.п.; понимать смысл терминов, неизвестных слов;

  • работать с метафорами – понимать переносный смысл выражений.

Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик сможет:

  • обнаруживать в тексте доводы и подтверждение выдвинутых тезисов; делать выводы из сформулированных посылок, выводить заключение о намерении автора;

  • формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции; сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по данной теме.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик научится:

  • Устанавливать и вырабатывать разные точки зрения

  • Аргументировать свою точку зрения

  • Задавать вопрос

  • Составлять план текста

  • оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений и мире; находить доводы в защиту своей точки зрения;

  • на основании имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность   информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов

Ученик получит возможность научиться:

- Продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

- Брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).

Предметные результаты обучения

Ученик научится:

- пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе; строить сообщение в устной форме;

- находить в материалах учебной литературы ответ на заданный вопрос;

- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

- анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Ученик получит возможность научиться:

- выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей;

- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;

- проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;

- обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).

       Система оценки достижений учащихся 6 классов

 Система оценивания знаний учащихся проводится в форме зачете/незачета    

        Виды контроля:

-практические, самостоятельные и контрольные работы.

 Принципы отбора содержания образования связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с учетом возрастных особенностей развития учащихся.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития языковых процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Содержание стандарта реализуется следующими видами усложняющейся учебной деятельности:

- рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста;

- репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико-стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера);

- продуктивная творческая деятельность: сочинение разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование;

- поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;

- исследовательская деятельность: анализ и сопоставление подобных текстов и выявление в них общих и своеобразных черт.

Главным при изучении предмета остается работа с текстом, что закономерно является важнейшим приоритетом в преподавании данной дисциплины.

Программа базируется на межпредметных связях с русским языком, литературой, историей, экологией, риторикой, географией, обществознанием.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения данного курса в основной школе.

Личностные результаты:

- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

-  формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

-  развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

- формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты изучения литературы в основной школе:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

-  умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

смысловое чтение;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

 - формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты обучающихся    выражаются в следующем:

- понимание текста, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

- умение анализировать текст: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею;

- определение элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания текста;

- владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе   текста;

-собственная интерпретация, понимание авторской позиции и своё отношение к ней.

3. Содержание учебного курса


Тема 1. Понятие о тексте. (6 часов)

Текст как явление употребления языка. Значение слова текст. Лингвистический подход к тексту. Текст как результат употребления языка. Определение текста. Признаки текста: выраженность, отграниченность, связность, цельность, упорядоченность или структурность, лингвистическая организованность. Текст как основная единица общения. Композиция текста. Тема и содержание. Восстановление информационного содержания текста. Тема и идея текста. Смысловой анализ текста.

Тема 2. Формы и качества словесного выражения. (7 часов)

Возможности словесного выражения темы. Понятие форм словесного выражения.

Выражения устные и письменные. Выражения диалогические и монологические. Взаимодействие форм словесного выражения. Функциональные стили. Начало и конец текста (рамка текста). Ключевые (опорные) слова. Функциональнные

стили. Синтаксис текста (связность). Предложение в составе текста. Типы речи. Повествование. Языковые средства выражения повествования. Описание. Языковые средства выражения описания. Рассуждение. Языковые средства выражения рассуждения. Понятие о типе речи как способе изложения. Понятие о типе речи как доминирующей логической структуре: утверждение, отрицание, доказательство, опровержение. Создание текста по структурной модели.

Тема 3. Стилистические возможности языковых средств. (4 часа)

Многозначность слова. Слова однозначные и многозначные. Прямые и переносные значения. Типы переносных значений. Метафоры, метонимия, синекдоха. Роль

многозначности в языке. Омонимы. Лексические омонимы. Омонимы в каламбурах, шутках, загадках, поговорках, пословицах. Паронимы. Суффиксы и приставки, которые служат для различения смысла данных паронимов. Исправление ошибок в употреблении паронимов. Парономазия. Синонимы. Синонимический ряд. Антонимы. Словари синонимов. Словари антонимов. Оксюморон. Фразеология и фразеологизмы. Использование фразеологизмов в художественной речи. Фразеологические словари.

Тема 4. Средства художественной выразительности. (8 часов)

Эпитет. Сравнение. Аллегория. Тропы: метафора, метонимия, синекдоха. Фигуры: анафора, антитеза, градация, оксюморон, риторический вопрос, риторическое восклицание. Стилистические фигуры, нахождение в текстах-образцах стилистических фигур, выявление их роли. Стилистические ресурсы грамматики. Имена существительные. Выразительные возможности грамматических форм. Категория рода в отношении к полу лица и соотносительности падежных форм. Имена прилагательные. Полные и краткие формы качественных прилагательных. Притяжательные прилагательные. Формы сравнительной степени.

Глаголы. «Глагольный» характер разговорного стиля и стиля художественной литературы. Формы наклонений.

Тема 5. Видоизменения авторского повествования. (2 часа)

Перифраза. Средства словесного выражения сатиры и юмора. Создание юмористического текста.

Тема 6. Лингвостилистический анализ текста. (7 часов)

Различные толкования структуры текста. Система текста. Система категорий, образующих структуру текста. Предмет лингвостилистического анализа текста. Пути и приёмы лингвостилистического анализа текста. Лингвостилистический анализ текста научного или научно–популярного стиля речи. Лингвостилистический анализ текста публицистического стиля речи. Лингвостилистический анализ текста художественного стиля. Основная функция художественной литературы-воздействие через художественный образ.




































4. Тематическое планирование


№ п/п

Наименование разделов и тем программы

Кол-во часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Всего

Контрольные работы

Практические работы

1

Понятие о тексте

6



http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/ЧГ_6_

Портал Российской электронной школы РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/)

http://lib.ru

http://www.slovari.ru

2

Формы и качества словесного выражения

7



http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/ЧГ_6_

Портал Российской электронной школы РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/)

http://lib.ru

http://www.slovari.ru

3

Стилистические возможности языковых средств

4



http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/ЧГ_6

Портал Российской электронной школы РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/)

http://lib.ru

http://www.slovari.ru

4

Средства художественной выразительности

8



http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/ЧГ_6

Портал Российской электронной школы РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/)

http://lib.ru

http://www.slovari.ru

5

Видоизменения авторского повествования

2



http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/ЧГ_6

Портал Российской электронной школы РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/)

http://lib.ru

http://www.slovari.ru

6

Лингвостилистический анализ текста

7



http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/ЧГ_6_

Портал Российской электронной школы РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/)

http://lib.ru

http://www.slovari.ru


Итого

34

0

0







Тематическое планирование


№ п/п

Тема

Количество часов

Дата

Примечание



Понятие о тексте

6



1

Лингвистический подход к тексту

1

04.09


2

Текст как основная единица общения

1

11.09


3

Композиция текста. Тема и содержание

1

18.09


4

Восстановление информационного содержания текста

1

25.09


5

Тема и идея текста

1

02.10


6

Смысловой анализ текста

1

09.10



Формы и качества словесного выражения

7



7

Возможности словесного выражения темы

1

16.10.


8

Функциональные стили. Начало и конец текста (рамка текста)

1

23.10


9

Функциональные стили. Ключевые (опорные) слова

1

06.11


10

Функциональнные

Стили. Синтаксис текста (связность). Предложение в составе текста.


1

13.11


11

Типы речи. Повествование. Языковые средства выражения повествования

1

20.11


12

Типы речи. Описание. Языковые средства выражения описания

1

27.11


13

Типы речи. Рассуждение. Языковые средства выражения рассуждения

1

04.12



Стилистические возможности языковых средств

4



14

Многозначность слова.

1

11.12


15

Омонимы. Паронимы. Парономазия

1

18.12


16

Синонимы. Антонимы. Оксюморон

1

25.12


17

Фразеология и фразеологизмы

1

15.01



Средства художественной выразительности

8



18

Эпитет. Сравнение. Аллегория

1

22.01


19

Тропы: метафора, метонимия, синекдоха

1

29.01


20

Тропы

1

05.02


21

Фигуры

1

12.02


22

Стилистические фигуры

1

19.02


23

Стилистические ресурсы грамматики. Имена существительные

1

26.02


24

Стилистические ресурсы грамматики. Имена прилагательные

1

04.03


25

Стилистические ресурсы грамматики. Глаголы

1

11.03



Видоизменения авторского повествования

2



26

Перифраз

1

18.03


27

Средства словесного выражения сатиры и юмора

1

08.04



Лингвостилистический анализ текста

7



28

Различные толкования структуры текста. Предмет лингвостилистического анализа текста

1

15.04


29

Пути и приемы лингвостилистического анализа текста

1

22.04


30

Лингвостилистический анализ текста научного, научно-популярного стиля речи

1

29.04


31

Лингвостилистический анализ текста публицистического стиля речи

1

06.05


32

Лингвостилистический анализ текста публицистического стиля речи

1

13.05


33

Лингвостилистический анализ текста художественного стиля речи

1

20.05


34

Лингвостилистический анализ текста художественного стиля речи

1

20.05



Итого

34

0




























Учебно-методическое обеспечение


1. Задачи, направленные на формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы (5–9 класс): учебно-методическое пособие / сост. С.В. Трухина, Г.Н. Масич. – Красноярск, 2021. 325 с.

2. Открытый банк заданий для формирования функциональной грамотности Читательская грамотность, 6 класс. Разработчики заданий: Ю.Н. Гостева, М.И. Кузнецова, Г.А. Сидорова. Тестолог: Н.Г. Кошеленко

3. Портал Российской электронной школы РЭШ https://fg.resh.edu.ru/


































Лист дополнений и изменений


Курс внеурочной деятельности: «Читательская грамотность»

Класс: 5-6

Учитель: Балюх Н.В.


2023-2024 учебный год


№ урока

Дата

Тема

Количество часов

Причина корректировки

Способ корректировки

в рабочей программе

фактически

по плану

дано

























































Средства контроля

1. Фото занятий