Функциональная грамотность – глобальные компетенции.
«Осень в творчестве художников и композиторов»
Знание: осознание и понимание культурного многообразия;
Умения: аналитическое и критическое мышление;
Отношение: уважение к русской культуре, широта взглядов, кругозор;
Особенности: межпредметное и метапредметное содержание, интегрированность не только через содержание школьных предметов, но и через ценности, присвоенные личностью.
-Здравствуйте, ребята. Сегодня мы встретимся с прекрасным миром искусства, а именно миром музыки и изо. Каждое искусство самоценно, говорит с нами на своем собственном языке, музыка – звуками, а изобразительное искусство – линией, цветом. Но иногда бывает так, что хочется сказать «музыкальная живопись», это когда мы смотрим на картину и внутри себя слышим музыку, или «живописная музыка», т.е. слушая музыку, мы представляем, что она изображает. Музыка и изо взаимодействуют, они тесно связаны. Чем они связаны, мы выясним сегодня на занятии.
-Тему нашего занятия вы сформулируете сами.
-Какое сейчас время года? (говорят, на экране появляется слово)
- Что такое фольклор? (народное творчество, берем слово творчество, экран)
- Сегодня на занятии встретились музыка и изо, о ком мы говорим на уроках, в творчестве кого? (экран) На экране написана тема полностью.
Делимся на две группы- художники и композиторы. Художники работают с заданиями по изо, композиторы – по музыке.
- На уроках музыки мы говорим, композитор выражает в музыке чувства, мысли, переживания человека. А есть музыка, которая передает настроение, связанное с образами природы, внешней картиной мира. Такие произведения писал композитор…
(на экране портрет Чайковского)
-Как зовут его? Мы сейчас прочитаем текст о Чайковском. В тексте есть ошибки, вам нужно их исправить.
Петр Ильич Чайковский родился в Москве. Музыкальный талант у него проявился очень поздно. Мама хорошо играла на фортепиано и арфе. С 5 лет она обучала Петра игре на арфе. Родители хотели, чтобы он стал великим композитором. Чайковский стал юристом. Отдав несколько лет правоведению, он принял решение полностью посвятить себя музыке. Ему удалось завоевать признание публики только после смерти. Чайковский гастролировал по всему миру, не был только в Америке.
-Молодцы!
- Ребята, а сейчас давайте вспомним и поговорим о русском художнике Исааке Ильиче Левитане, который известен своими пейзажами, где передавал образы природы. Ваше задание: необходимо в текст вставить пропущенные слова, которые находятся под текстом.
Известный русский _______________Исаак Ильич Левитан родился 30 августа 1860 года в городе Кибартай. Когда Исааку было 10 лет, его семья переехала в ________. Достигнув возраста, он поступил в Московское училище живописи. На одной из первых непрофессиональных выставок необычный стиль молодого художника отметил Павел ____________. В 38 лет живописец получил звание __________пейзажной живописи и стал преподавать в Училище живописи. Художник оставил около _________тысячи картин, этюдов, рисунков, эскизов. Имя художника носит пассажирский самолет компании ___________.
(Москву, живописец-пейзажист, "Аэрофлот", 13 летнего, академика, Третьяков, одной)
КибАртай – сейчас это город находится недалеко от Калининграда. Третьяков – основатель Третьяковской галереи, которая находится в Москве.
- Молодцы, хорошо справились!
-Чтобы передать образ природы в музыке, композитор использует музыкально-выразительные средства. Давайте вспомним их. В задании они перепутаны, нужно правильно подобрать пару.
(динамика – высокая; характер –медленный; регистр – тихий; темп – песенный)
-Чтобы передать образ природы в изобразительном искусстве, художник использует художественно-выразительные средства.
-Следующее ваше задание «лишнее слово».
(гуашь-кисть-акварель; холст-ватман-палитра; скульптура-пейзаж-портрет; красный-желтый-синий)
- Обратите внимание, и музыка передает образ природы и живопись, значит эти два вида искусства связывают образы. (на доске написать -образы)
-Проведем физминутку. Если слова связаны с музыкой - руки вверх, с изо – руки в стороны, с музыкой и изо – руки вниз.
(Мелодия, акварель, симфония, карандаш, музыкальная живопись, песня, холст, живописная музыка, художник, ноты, музыкальные краски)
-Чайковский создал красивое произведение «Времена года», для каждого месяца написана пьеса. Мы сейчас послушаем октябрь «Осенняя песнь». Подберите слова, которые подходят для определения настроения этой музыки.
- Почему Чайковский подобрал именно такое настроение для октября?
- Продолжаем говорить о творчестве Левитана, перед вами один из его шедевров «Золотая осень». Сразу привлекает настроение картины. Автору удалось изобразить тишину и спокойствие, небольшую тоску по уходящему лету. На полотне мы видим березовую рощу на берегу реки. Деревья наслаждаются последними лучами солнца. Вдалеке виднеются дома. Оттенки красного и желтого цветов перемежаются с оттенками голубоватого и синего.
- Задание ваше следующее. Справа написаны прилагательные, подберите пожалуйста, какие подходят для настроения картины.
(Умиротворенное, очаровательное, невзрачное, тусклое, унылое, спокойное)
- Почему Левитан подобрал такое настроение? Ведь многие осенние пейзажи унылые, грустные?
-Обратите внимание, тема осени есть и в музыке и живописи, настроение есть и в музыкальном произведении, и в картине. Значит, что их еще связывает?
(написать на доске -тема, настроение)
-Еще музыка и изо связаны музыкальными красками. Какие знаете музыкальные краски? (теплые – холодные, яркие – спокойные, светлые – темные) Слушаем пьесу «Осенняя песнь», подберите музыкальные краски.
-На экране две картины Левитана «Осень. Дорога в деревне» и «Осенний день Сокольники». К какой картине подходит эта музыка по музыкальным краскам? Разбираем. Фиксируем на доске – музыкальные краски.
-Как вы думаете, может песня объединить музыку и изо? Исполняем песню «Картины»
Игра: каждая команда говорит по слову, композиторы – связанные с музыкой, художники- с изо.
-Сделаем обобщение по нашему занятию. О каких двух видах искусства мы говорили? Чем связаны музыка и изо? С какими авторами встретились? Какие произведения были на занятии? Что вы хотите еще узнать по этой теме?
Рефлексия. Каждый ребенок подходит к доске и рисует смайлик веселый или грустный, передает свое настроение после занятия.