Функциональная грамотность – одно из центральных понятий в образовательном процессе на сегодняшний день. Функционально грамотная личность – способна использовать все приобретаемые знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Можно выделить несколько особенностей заданий для формирования функциональной грамотности:
задача, поставленная вне предметной области и решаемая с помощью предметных знаний «Экология и здоровье человека».
в каждом из заданий описывается жизненная ситуация;
контекст заданий близок к проблемным ситуациям, возникающим в повседневной жизни;
ситуация требует осознанного выбора модели поведения;
используются иллюстрации, таблицы, схемы, диаграммы.
Мы выделили следующие направления формирования функциональной грамотности:
естественнонаучная грамотность; Языковая граммотность креативное мышление; читательская грамотность.
8 важных правил!!!
1.
Необходимо четко для себя решить, какую цель преследует урок, и как она будет достигнута. С этим справились все учителя.
Учащиеся также должны четко понимать тему и цель урока. На этапе целеполагания формулируют тему и цели самостоятельно или с помощью учителя.
Для формулировки темы использовались следующие приемы: картинки, «что лишнее», звуковые файлы (голоса животных)
2.
Должна быть четко определена структура и формы урока. Этапы урока должны быть взаимосвязаны и должны быть подчинены единой цели. Формы урока были разнообразные: Ролевая игра – выбираем экзотическое животное для зоопарка (Яковлева Г.К), конференция, участие в проекте, круглый стол (Белянина Смирнова).
3.
Для организации деятельности учащихся на открытом уроке учителя различные формы работы: фронтальная, работа в парах, групповая работа. Очень хороший прием показала Славщик М.А. Mingling «mingle» — это краткосрочный вид деятельности на уроке английского, во время которого ученики ходят по классу и разговаривают друг с другом. Если совсем коротко, то:
MINGLE = MOVEMENT+INTERACTION
У каждого «mingle» есть четкая цель. Нужно не просто “talk about travel” со своим напарником, а скорее, “find a country you’ve both visited twice” или “compare your favorite sightseeing activities”.
4. Использовать различные методы организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Учащиеся самостоятельно осуществляют поиск новых знаний. На уроках использовались метод: мозговой штурм, метод догадки, отсроченной догадки, «найди лишнее», взаимопроверка, прием «Нестандартный вход в урок», прием «guess»
5.
Использовать разнообразные традиционные и современные средства обучения.
К традиционным средствам будем относить раздаточный материал, картинки, таблицы для сбора информации, опорные слова. Все уроки сопровождались презентациями, использовалась интерактивная доска.
6.
На открытом уроке важен элемент занимательности. Постарайтесь понять, интересен ли Ваш «спектакль» со стороны, есть ли в нем завязка, кульминация и развязка!
7.
На уроке должна быть обратная связь с учениками. Для этого необходимо организовать не просто выполнение заданий, но и самопроверку, рефлексию.
8.
Важно заранее продумать способы решения проблемы времени. С опытом проблема времени исчезает. Все учителя уложились по времени и реализовали свои цели и задачи.