Промежуточная аттестация по литературе за 2020-2021 учебный год
5 класс
Плясунья
Ну и погодка, чтоб ей ни дна, ни покрышки!
Дождь, слякоть, холод, прямо- бр-р-р!.. В такую погоду добрый хозяин собаку из дому не выпустит.
Решил и я свою не выпускать. Пусть дома сидит, греется. А сам взял бинокль, оделся потеплее, надвинул на лоб капюшон- и пошёл! Любопытно всё-таки поглядеть, что в такую непогоду зверьё делает.
И только вышел за околицу, вижу- лиса! Мышкует- промышляет мышей. Рыскает по жнивью: спина дугой, голова и хвост к земле- ну чистое коромысло.
Вот легла на брюхо, ушки торчком- и поползла: видно, мышей-полёвок заслышала. Сейчас они то и дело вылезают из норок- собирают себе зерно на зиму.
Вдруг скинулась лиска всем передом, потом пала передними лапами и носом на землю, рванула- вверх взлетел чёрный комочек. Лиса разинула зубастую пастишку, поймала мышь на лету. И проглотила, даже не разжевав.
Да вдруг и заплясала! Поскакивает на всех четырёх, как на пружинах. То вдруг на одних задних запрыгает, как цирковая собачка: вверх-вниз, вверх-вниз! Хвостом машет, розовый язык от усердия высунула.
Я давно лежу, в бинокль за ней наблюдаю. Ухо у самой земли- слышу, как она лапками топочет. Сам весь в грязи вымазался. А чего она пляшет- не пойму!
В такую погоду только дома сидеть, в тёплой сухой норе! А она вон чего выкомаривает, фокусы какие ногами выделывает!
Надоело мне мокнуть- вскочил я во весь рост. Лиса увидала- тявкнула с испугу. Может, даже язык прикусила. Шасть в кусты- только я её и видел!
Обошёл я жнивьё и, как лиса, всё себе под ноги гляжу. Ничего примечательного: размокшая от дождей земля, порыжелые стебли. Лёг тогда по-лисьему на живот: не увижу ли так чего? Вижу: много мышиных норок. Слышу: в норках мыши пищат. Тогда вскочил я на ноги и давай лисий танец отплясывать! На месте подскакиваю, ногами топочу.
Тут как поскачут из-под земли перепуганные мыши-полёвки! Из стороны в сторону шарахаются, друг с другом сшибаются, пищат пронзительно… Эх, был бы я лисой, так…
Да что тут говорить: понял я, какую охоту испортил лисичке.
Плясала- не баловала, мышей из их норок выгоняла… Был бы у неё тут пир на весь мир!
Оказывается, во какие звериные штучки можно узнать в такую погоду: лисьи пляски! Плюнул бы я на дождь и на холод, пошёл бы других зверей наблюдать, да собаку свою пожалел. Зря её с собой не взял. Скучает, поди, в тепле-то под крышей.
(383 слова)
(Н.Сладков)
Прочитай текст «Плясунья» Н.Сладкова. Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.
В какое время года происходят события, описанные в тексте?
Зимой
Весной
Летом
Осенью
Обоснуй свой ответ словами из текста.
Выпиши из текста устойчивое выражение, характеризующее погоду.
Определи верное значение слова жнивьё.
Поле с созревшими зерновыми культурами.
Поле, засеянное льном.
Невспаханное поле с остатками соломы на корню, с которого (поля) сжаты хлеба.
Определи значение слова околица в данном тексте.
Изгородь вокруг деревни.
Окраина селения.
Окольная, не прямая дорога.
С какой целью вышел автор из дома? Запиши ответ словами текста.
Какое зверьё встретил автор-рассказчик на поле?
Зайца, лису, мышей-полёвок.
Зайца, мышей-полёвок.
Лису, мышей-полёвок.
Восстанови последовательность действий лисы при мышковании.
Разинула пастишку, поймала мышь на лету.
Пала передними лапами и носом на землю.
Легла на брюхо, поползла.
Рванула.
Вскинулась всем передом.
Проглотила, даже не разжевав.
Какие образные выражения использует автор, описывая пляску лисы?
Какой опыт проделал автор-рассказчик, чтобы разгадать причину пляски лисички?
Запиши разгадку пляски лисоньки.
Восстанови последовательность пунктов плана прочитанного текста.
Отплясывание лисьего танца автором-рассказчиком.
Лисья пляска.
Поход за околицу.
Тайна разгадана.
Мышкование лисицы на жнивье.
Желание разгадать тайну поведения лисы.
Составь план текста из трёх пунктов.
Что нового из жизни природы ты узнал?