Функциональная грамотность на уроках русского языка и литературы
Чтение — это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя.
Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда наряду с чтением…
начинается кропотливая работа над словом.
В. А. Сухомлинский
Всемирный экономический форум обозначил 16 видов знаний и умений успешного в 21 веке человека. Это навыки работы в команде, лидерские качества, инициативность, IT-компетентность, финансовая и гражданская грамотность и другие. Развитие этих качеств становится одной из основных задач современного учителя. Установлено, что предпосылкой развития компетентности «образование через всю жизнь» является наличие определенного уровня функциональной грамотности.
Функциональная грамотность позволяет использовать приобретаемые умения, навыки, знания в жизни для решения жизненных задач.
Функциональная грамотность включает в себя 4 вида грамотности: читательская, математическая, финансовая, естественнонаучная, а также креативное мыщление и глобальные компетенции.
Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования в 1991 г. В исследовании РISA «читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».
Раскрыв понятие «читательская грамотность», можно сделать вывод, что для того, чтобы опереться на чтение как на основной вид учебной деятельности в школе, у выпускников школы должны быть сформированы специальные читательские умения, которые необходимы для полноценной работы с текстами.
3 группы умений:
Группа 1
Учащиеся должны показать, что понимают, о чем говорится в тексте, определить тему и главную мысль; найти и выявить в тексте информацию, которая представлена в различном виде; сформулировать прямые выводы и заключения на основе фактов, которые имеются в тексте.
Группа 2
Учащиеся анализируют, интерпретируют и обобщают информацию, которая представлена в тексте, формулируют на ее основе сложные выводы и оценочные суждения.
Группа 3
Учащиеся используют информацию из текста для различных целей: решают учебно-познавательные и учебно-практические задачи без привлечения или с привлечением дополнительных знаний и личного опыта.
Для того чтобы умения по этим трём группам были сформированы, детей нужно учить:
различать свой личный опыт и реальность текста;
отвечать на вопрос точно и кратко, не выписывать лишней информации;
перепроверять свое понимание, обращаясь при этом к тексту;
работать с иллюстрацией как с источником данных, которые можно извлечь самостоятельно;
собирать ответ на вопрос из фрагментов информации, данных в разных предложениях;
переформулировать вопрос и сообщения текста;
использовать на уроках тексты из другой предметной области, чтобы ребенок учился свободно использовать средства и способы работы, которые освоил на разных предметах;
выражать свои мысли письменно.
На уроках русского языка мы можем воплощать несколько приоритетных направлений, одним из которых является грамотность чтения (или смысловое чтение). Это способность учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества.
В этом смысле полное понимание текста зависит от умения найти необходимую информацию и извлечь ее из общего контекста, сформулировать общее понимание текста и представить собственную точку зрения о содержании и форме текстового сообщения.
Научить ребенка не только грамотному чтению, но еще и чтению осмысленному – такова задача современного учителя. И здесь нам помогает технология продуктивного чтения. В отличие от традиционной системы обучения, данная технология предполагает организацию такой работы, при которой дети сами решают поставленные проблемы. Учитель выполняет роль наставника, наблюдателя.
Очень часто тексты научного или научно-популярного стиля вызывают нежелание с ними работать, т.к. такие тексты не всегда понятны детям. Именно тогда важно построить урок так, чтобы данная проблема превратилась в увлекательное и познавательное дело.
На различных этапах работы с текстом используются эффективные приемы продуктивного чтения.
Данная технология включает три этапа работы с текстом:
1 этап – этап предтекстовой деятельности;
2 этап – этап текстовой деятельности;
3 этап – этап посттекстовой (послетекстовой) деятельности.
На 1 этапе, когда мы только готовимся к чтению, очень эффективно использовать приемы, привлекающие внимание к тексту, вызывающие интерес. Эти приемы развивают коммуникативные умения, которые необходимы в любом классе: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической формой речи.
Приемы:
«Говорящий заголовок» (О чем рассказывает название сказки М.М.Пришвина «Золотой луг»? )
«Ассоциативный куст» (При обсуждении темы «Доброта»: какие ассоциации вызывает у вас это слово?)
«Образ текста» (Из текста, с которым планируется работать, взяты слова. Нужно придумать свой рассказ по этим словам. В дальнейшем можно сопоставить рассказы.)
«Смотр вопросов» (Придумайте вопросы к тексту, прочитав только заголовок.)
«Верные и неверные утверждения» (Например, при изучении темы «Деепричастие» в 7 классе предлагаются утверждения, на которые необходимо ответить «да» или «нет» https://goo-gl.ru/5MAy.
На 2 этапе работаем непосредственно с текстом с целью его понимания и интерпретации. Умения находить в тексте требуемую информацию (ключевые слова), а также осуществлять информационную переработку текста формируются на данном этапе, способствуют развитию функциональной грамотности.
Приемы:
«Чтение по кругу» (Текст читается по абзацам. После каждого абзаца читающему перекрестно задают вопросы по содержанию прочитанного.)
«Читаем парой» (Текст предлагается прочитать самостоятельно, а затем обсудить в парах: один ученик в виде ключевой фразы передает содержание текста, другой ученик задает вопросы. Потом они меняются ролями.)
«Чтение с пометами» (Ученики читают текст и делают пометы на полях: «+» - это я знаю, «-» - это новая для меня информация, «?» - непонятно, надо спросить.)
«Двойной дневник» (Учащиеся делят тетрадь на две части. В процессе чтения должны в левой части записать фразы, эпизоды, которые чем-то запомнились; в правой – краткий комментарий: почему это запомнилось.)
«Вопросный план» (Ученик делит текст на абзацы-микротемы, озаглавливает их в виде вопроса.)
На 3 этапе работ с текстом необходимо углубить понимание, увидеть замысел автора, перейти к выполнению творческих заданий. Развиваются такие умения, как понимание целостного смысла текста, подтверждение выдвинутых тезисов, на основе которых строится речевое высказывание, моделирование и преобразование информации.
Приемы:
«Дырявое письмо» (Этот прием подойдет в качестве проверки усвоенных знаний и для работы с параграфом при изучении нового материала, т.е. может использоваться и на 2 этапе. Например, при изучении темы «Деепричастие» (7 класс) нужно заполнить пропуски в карточке https://goo-gl.ru/5MAB.
«Тонкие и толстые вопросы» («Тонкие» вопросы – это прямые вопросы на знание текста (Кто является главным героем? Как зовут главного героя? Когда происходит действие рассказа? и пр.), а «толстые» – это проблемные вопросы (Дайте три объяснения поступку Герды. Что будет, если Герда не найдет Кая? Почему все герои помогают Герде? и др.)
«Кубик Блума» (На кубике мы видим вопросы: «Почему?», «Предложи», «Назови», «Объясни», «Придумай», «Поделись». Какая грань выпадет, такой вопрос нужно придумать по данному тексту).
«Конкурс шпаргалок» (Предлагаем учащимся конкурс на лучшую шпаргалку по изучаемой теме, с помощью которой можно ответить учебный материал. Но есть ряд условий: творческое оформление, минимальное количество слов, изображение в виде схем, рисунков, символов.)
Данные приемы помогают глубже и осмысленнее воспринимать текст, с которым работают школьники. Это способствует развитию функциональной грамотности и является несомненным условием повышения общей речевой культуры обучающихся.
Рассмотрим один из самых простых, но очень важных приёмов, которые очень помогают на уроках.
«Тонкий и толстый вопрос». Тонкий вопрос предполагает репродуктивный однозначный ответ (чаще это «да» или «нет»), а «толстый» (проблемный) требует глубокого осмысления задания, рациональных рассуждений, поиска дополнительных знаний и анализ информации. Чаще всего ученики задают тонкие вопросы к текстам.
Обратимся к примеру:
Известный английский писатель Бернард Шоу сказал однажды: "Если у вас есть одно яблоко, и у меня есть яблоко, и если мы обменяемся этими яблоками, то у вас и у меня останется по одному яблоку. А если у вас есть идея, и у меня есть идея, и мы обменяемся идеями, то у каждого из нас станет по две идеи".
Какие вопросы чаще всего задают дети? Тонкие, простые, о том, что на поверхности.
- Что сказал писатель?
- К какому образу он обратился?
-О каком понятии он размышлял?
Задайте, пожалуйста, вопросы, которые заставят глубже вникнуть в содержание.
- Что имел в виду автор? – Почему прибегнул к такому сравнению? – К какому выводу он нас подводит?
Такой приём позволяет не только содержательно глубже вникнуть в текст, но и выйти за рамки текста. А это отвечает тем требованиям, о которых мы говорили ранее. Не так ли?
Функциональная грамотность включает в себя владение всеми средствами родного языка в устной и письменной речи. Этот навык требует постоянной работы над ним, систематической, планомерной. Но это вовсе не означает, что работа будет рутинной. Без неё, конечно, тоже никуда, но есть интересные формы проработки этого навыка.
В рамках интеллектуального многоборья можно проводить разные игры.
Бескрылки.
Перед Вами будет четверостишие, последняя строчка которого представляет собой крылатую фразу, известное выражение. Попробуйте догадаться.
Раз Вещий Олег окружен был врагами:
«Нас сто, ты один! Поднимай белый флаг!»
Но реет по-прежнему Рюрика знамя:
……
(Врагу не сдаётся наш гордый варяг)
Перевертыши
Я зашифровала строчки из известных стихотворений. Вам необходимо каждое слово заменить на антоним, на слово с противоположным значением, для того чтобы узнать строчки.
Итак,
Стою у распахнутого настежь окна залитой светом сухой комнаты.
(Сижу за решеткой в темнице сырой..)
Твоя племянница заурядных подлых беззаконий
(Мой дядя самых честных правил..)
Поговорки. Лысина – мужское безобразие.
(Коса- девичья краса)
Такие формы работы развивают языковое чутьё, позволяют почувствовать все тонкие грани русского языка.
Анализ литературного текста, который мы проводим на уроке, – объёмная работа, важная часть функциональной грамотности, а иногда (что очень интересно) непредсказуемая.
Посмотрите на это маленькое стихотворение
« Всё моё!» - сказало злато,
« Всё моё!» - сказал булат,
« Всё куплю!» - сказало злато,
« Всё возьму!» - сказал булат.
Как вы думаете, о чём здесь речь?
Дети дают совершенно разные интерпретации, каждый раз новые (попробуйте дать свои толкования: между кем или чем идёт спор?): власть и деньги, духовное и материальное, мужское и женское начало, сила и красота.
В данном случае важно на основе языковых средств разобраться в содержании, осмыслить, интерпретировать, что и является частью функциональной грамотности.
Итак, мы рассмотрели 2 аспекта функциональной грамотности – смысловое чтение и владение средствами языка. Эти аспекты могут развиваться не только на уроках русского языка, они относятся к метапредметной области. В итоге кроме развития успешной современной личности, они отвечают и узконаправленным целям: итоговому собеседованию и ОГЭ в 9 классе, итоговому сочинению и ЕГЭ в 11 классе.