СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Функционально-смысловые типы речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок изучения нового материала, касающегося типов речи русского языка, сязан с краеведением.

Просмотр содержимого документа
«"Функционально-смысловые типы речи"»

Тема урока:Типы речи.

Класс:  5

Тип урока: урок общеметодологической направленности 

обучающая: обеспечивать усвоение отличительных признаков разных типов речи, повторить термины «текст», «тема текста», «основная мысль текста», «способы грамматической связи предложений в тексте»;

развивающая: развивать устную и письменную речь учащихся, интерес;

воспитывающая: воспитывать любовь ко всему живому, желание быть гуманным, честным;

деятельностная: формировать у учащихся новых способы действий;

содержательная:расширять понятийную   базу  за счет включения в нее новых элементов.

Планируемые результаты:

Личностные: формировать интерес к учению.

Метапредметные:

Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; эффективно сотрудничать в совместном решении задачи; устанавливать и сравнивать разные точки зрения

Регулятивные  УУД:  уметь формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану;  оценивать правильность выполнения действия;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Предметные: уметь отличать по опознавательным признакам тексты 3 типов речи.

 

Этап

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задания для учащихся

УУД

Этап мотивации

Цель: создание эмоционального настроя на урок, самоопределение к учебной деятельнос ти

Настраивается на обучение, выполняет действия для создания положительных эмоций

Приветствие, проверка готовности к уроку

Доброе утро, ребята. Присаживайтесь. Наш сегодняшний урок я хотела бы начать стихотворением «Улыбка» Татьяны Воробьёвой.

Ты улыбкой, как солнышком брызни,

Выходя поутру из ворот,

Понимаешь, у каждого в жизни

Предостаточно будет забот,

Разве любы нам хмурые лица

Или чья-то сердитая речь?

Ты улыбкой сумей поделиться

И ответную искру зажечь.

Личностные: формирование положительного настроя

Коммуникативные: умение работать в классном коллективе

Регулятивные: самостоятельная организация своего рабочего места

Актуализация знаний

Цель: актуализация опорных знаний по правописанию изученных пунктограмм

Отвечает на вопросы, вспоминает правило, работает самостоятельно, строит монологическое доказательное высказывание

Ведет беседу, ставит познаватель- ную задачу

Откройте тетради, запишите сегодняшнее число: семнадцатое марта. Классная работа.


Запишите первое предложение, произведите его синтаксический разбор, объяснив постановку знаков препинания.

Кувака — небольшое село в Каменском районе Пензенской области. Ещё в древних записях описывается его местоположение, повествуется о возникновении родника. Рассуждает народ, что возник ручей по Божьей воле.


Можно ли считать эти предложения текстом? Докажите своё утверждение.



Выпишите из текста глаголы, образуйте от них имена существительные.

Подумайте, как бы вы сформулировали тему нашего урока?

Личностные: формирование познавательного интереса

Коммуникативные: оформление своих мыслей в виде монологического высказывания

Познавательные: ориентирование в системе знаний

Регулятивные: оценивание правильности выполнения действия;  планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей; внесение необходимых коррективов

Предметные: закрепление изученных пунктограмм

Определе-ние темы урока, целеполага ние.

Проблемное объяснение нового знания

Цель: сформулировать тему, цель урока, создать проблемную ситуацию, найти выход из нее, приобрести новое знание

Определяет тему урока, ставит цель, разрешает проблемную ситуацию, открывает новое знание, заполняет таблицу отличительных признаков текстов разных типов

Создает проблемную ситуацию, направляет деятельность учащихся по открытию нового знания

Запишем тему урока: Типы речи.

Поставьте цели, дополнив предложения :

Я хочу вспомнить…

Мне надо научиться…

Сегодня на уроке я смогу…


Неслучайно мы вспомнили о Куваке. Я предлагаю вам, ребята, отправиться в виртуальное путешествие в это удивительное и живописное местечко, которое прославило Каменскую землю (смотрим видеоролик).

На вашем столе кейс с заданиями (текст; памятка; пустая таблица, в первую колонку которой ученики должны записать композиционную структуру текста).

Чтобы разобраться с текстами разных типов, воспользуемся памяткой-кластером и вспомним отличительные черты каждого из типов.

Перед вами письмо основателя завода Владимира Николаевича Воейкова. Прочтите его, определите, к какому типу речи он относится.

Что вы можете сказать о воде Кувака? Каковы её свойства, особенности?(дети читают описание воды)

Слова какой части речи вы называли?

А зачем мы использовали сейчас имена прилагательные в речи?

Сейчас вы описывали воду, давали ей характеристики, то есть вы сами создавали первый тип речи. Какой, если вы описывали предмет? (Описание)

Рассмотрите, на столах у вас лежат таблицы, заполним их, опираясь на наблюдение: Какие части речи используем чаще при описании? (прилагательные)

Как вы думаете, можем ли мы получить полное представление о воде, если только ее опишем, дадим характеристики? Расскажите, какова история возникновения и развития Куваки?

Сейчас вы прочли о действиях графа Воейкова. Какая часть речи помогла нам это узнать?

сами создавали второй тип речи. Какой? (Повествование)

Продолжим заполнение таблицы.


Теперь попробуем доказать утверждение, что сохранение и развитие завода Кувака – важно и необходимо. Т.о., мы создавали с вами текст 3-его типа. Заполним таблицу, прочитав текст на слайде (аналогично описанию).

Рассмотрите таблицу полностью. Сколько типов речи в русском языке? С опорой на таблицу дайте полное определение каждого типа речи.

Личностные: формирование познавательного интереса

Коммуникативные: оформляет мысли в устной форме

Познавательные:добывает новые знания, находит ответы на вопросы, используя собственный опыт, помощь учителя.

Регулятивные: формулирует цель, анализирует, делает выводы, заполняет таблицу Предметные: узнает отличительные особенности текстов разных типов.

Динам пауза

Цель:разгрузка, снятие эмоционального напря жения

Выполняют действия

Проговарива ет слова и показывает движения

Типы речи изучали

И немного мы устали.

Встанем, руки разведём,

Ножки тоже потрясём.

Корпус дружно повернём,

Сядем, рассуждать начнём!


Первичное закрепление

Цель:организовать самостояте льное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия; организо вать самопровер ку учащимися своих решений по

Эталону и взаимопроверку.

Выполняют разные по уровню задания, самопроверка, работа в паре, взаимопроверка

Контролирует и координирует деятельность учащихся, дозируя задания

Коллективная устная работа

https://learningapps.org/view14178433

https://learningapps.org/view13715781


Составляем собственное высказывание, работая в паре по рядам:

1 ряд – 1 тема

2 ряд – 2 тема

3 ряд – 3 тема.

Проверка: самооценка и взаимооценка (получилось создать текст нужного типа речи или нет с док-вом)

Личностные: удержание личностно значимой цели

Коммуникативные: умение строить монологическое высказывание, сотрудничество в совместном решении задачи.

Познавательные:усвоение учащимися нового способа действия

Регулятивные: умение давать самооценку,

осознание качества и уровня усвоения материалаумение осуществлять контроль,коррекцию, оценку действий партнераПредметные: учится работать с текстами разных типов, привлекая опорный материал, записанный в обобщающей таблице

Итог урока

Цель: обобщить правило в устной речи

Подводит итог работы, проговаривает новый материал, осуществляет самоконтроль

Организует беседу по проговариванию правила и его закреплению в игровой форме

С какими типами речи познакомились?

Я вам буду зачитывать один какой-либо признак текста, а вы мне показывать на пальцах с помощью условных значков (о,р,п) тип речи.

-отвечает на вопрос: какой?

-в этом типе речи используют глаголы

-текст этого типа речи состоит из тезиса, аргументов, вывода

-этот тип речи отвечает на вопрос: что произошло?

-в этом типе речи используют прилагательные

-этот тип речи нужен для доказательства какой-либо точки зрения

-по тексту этого типа речи можно создать серию сюжетных картинок

Личностные: положительное отношение к учению.

Коммуникативные: умение строить монологическое высказывание

Познавательные: закрепление нового способа действия

Регулятивные: контроль своих знаний

Предметные: обобщение знаний об изученных типах речи

Рефлексия

Цель:совместно с детьми соотнести запланированные и достигнутые результаты.

Анализирует свою работу и работу товарищей

Организует рефлексию

Поделитесь своими впечатлениями об уроке с помощью синквейна:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему синквейна -Типы речи.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).



Оцените свою работу на уроке и работу своих товарищей. Продолжите предложение.

Я сегодня повторил, закрепил…..

Особенно запомнилось…

Мне бы хотелось…


-Кого отметим? За что вы можете похвалить сегодня себя и ребят?

д/ з: Составить текст одного из типов речи(на выбор):

1. Что нужно делать для дальнейшего развития завода «Кувака»?

2. Почему важно продолжать развитие дела В.Н.Воейкова?

3.Каким будет завод «Кувака» через 50 лет?

Личностные: положительное отношение к учению.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; умение слушать и понимать речь других

Познавательные: умение логически рассуждать, делать выводы.

Регулятивные:осознания качества и уровня усвоения.

Предметные: усвоение алгоритма новой работы