СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Функционально-смысловые типы речи. Подготовка к ЕГЭ

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Функционально-смысловые типы речи. Подготовка к ЕГЭ»

Функционально-  смысловые  типы речи

Функционально- смысловые типы речи

Описание повествование рассуждение

Описание

повествование

рассуждение

1.Ночью поднялся сильный ветер и пошел дождь. Он тихо барабанил по крыше и стекал по стеклу, превращая мир за окном в размытое пятно. Потоки воды смывали пыль с деревьев и тротуаров, журчали в водостоках, остужали раскаленный от летней жары город. И те, кто не спал, открывали окна, вдыхали влажную прохладу и подставляли лица ледяным каплям. Дождя в городе ждали два месяца, и теперь, когда он пришел, люди молча улыбались, благословляя плачущее небо…   2.Дождь шел третий день. Серый, мелкий и вредный. Непредсказуемый, как низкое седое небо. Нескончаемый. Бесконечный. Он неприкаянно стучался в окна и тихо шуршал по крыше. Угрюмый и беспечный. Раздражающий. Надоевший. 3.Итак, пройдет ночь, и отшумит дождь, отгремит гром. И что дальше? Опять – изнуряющий зной душного лета? Опять – раскаленный асфальт? Опять – задыхающийся в пыли город? Или погода смилуется над уставшими городскими жителями и подарит хотя бы неделю прохлады? Поскольку предсказания синоптиков размыты и туманны, нам остается только ждать и наблюдать.  
  • 1.Ночью поднялся сильный ветер и пошел дождь. Он тихо барабанил по крыше и стекал по стеклу, превращая мир за окном в размытое пятно. Потоки воды смывали пыль с деревьев и тротуаров, журчали в водостоках, остужали раскаленный от летней жары город. И те, кто не спал, открывали окна, вдыхали влажную прохладу и подставляли лица ледяным каплям. Дождя в городе ждали два месяца, и теперь, когда он пришел, люди молча улыбались, благословляя плачущее небо…
  •  
  • 2.Дождь шел третий день. Серый, мелкий и вредный. Непредсказуемый, как низкое седое небо. Нескончаемый. Бесконечный. Он неприкаянно стучался в окна и тихо шуршал по крыше. Угрюмый и беспечный. Раздражающий. Надоевший.
  • 3.Итак, пройдет ночь, и отшумит дождь, отгремит гром. И что дальше? Опять – изнуряющий зной душного лета? Опять – раскаленный асфальт? Опять – задыхающийся в пыли город? Или погода смилуется над уставшими городскими жителями и подарит хотя бы неделю прохлады? Поскольку предсказания синоптиков размыты и туманны, нам остается только ждать и наблюдать.
  •  
1.Ночью поднялся сильный ветер и пошел дождь. Он тихо барабанил по крыше и стекал по стеклу, превращая мир за окном в размытое пятно. Потоки воды смывали пыль с деревьев и тротуаров, журчали в водостоках, остужали раскаленный от летней жары город. И те, кто не спал, открывали окна, вдыхали влажную прохладу и подставляли лица ледяным каплям. Дождя в городе ждали два месяца, и теперь, когда он пришел, люди молча улыбались, благословляя плачущее небо… Подумайте, сколько фотокадров вы сможете сделать к данному тексту.
  • 1.Ночью поднялся сильный ветер и пошел дождь. Он тихо барабанил по крыше и стекал по стеклу, превращая мир за окном в размытое пятно. Потоки воды смывали пыль с деревьев и тротуаров, журчали в водостоках, остужали раскаленный от летней жары город. И те, кто не спал, открывали окна, вдыхали влажную прохладу и подставляли лица ледяным каплям. Дождя в городе ждали два месяца, и теперь, когда он пришел, люди молча улыбались, благословляя плачущее небо…
  • Подумайте, сколько фотокадров вы сможете сделать к данному тексту.

  Повествование   — это мир в движении (можно сделать несколько кадров, один сменяет другой)

Повествование   — это мир в движении (можно сделать несколько кадров, один сменяет другой)

2.Дождь шел третий день. Серый, мелкий и вредный. Непредсказуемый, как низкое седое небо. Нескончаемый. Бесконечный. Он неприкаянно стучался в окна и тихо шуршал по крыше. Угрюмый и беспечный. Раздражающий. Надоевший.
  • 2.Дождь шел третий день. Серый, мелкий и вредный. Непредсказуемый, как низкое седое небо. Нескончаемый. Бесконечный. Он неприкаянно стучался в окна и тихо шуршал по крыше. Угрюмый и беспечный. Раздражающий. Надоевший.
  Описание   — это мир в покое (одна фотография)

  • Описание   — это мир в покое (одна фотография)
3.Итак, пройдет ночь, и отшумит дождь, отгремит гром. И что дальше? Опять – изнуряющий зной душного лета? Опять – раскаленный асфальт? Опять – задыхающийся в пыли город? Или погода смилуется над уставшими городскими жителями и подарит хотя бы неделю прохлады? Поскольку предсказания синоптиков размыты и туманны, нам остается только ждать и наблюдать.
  • 3.Итак, пройдет ночь, и отшумит дождь, отгремит гром. И что дальше? Опять – изнуряющий зной душного лета? Опять – раскаленный асфальт? Опять – задыхающийся в пыли город? Или погода смилуется над уставшими городскими жителями и подарит хотя бы неделю прохлады? Поскольку предсказания синоптиков размыты и туманны, нам остается только ждать и наблюдать.
  Рассуждение — это мысли о мире, а не сам мир ( сфотографировать нельзя)

  • Рассуждение — это мысли о мире, а не сам мир ( сфотографировать нельзя)
ПОТРЕНИРУЕМСЯ
  • ПОТРЕНИРУЕМСЯ
 В предложении 31 представлено описание. (31)Витя отказался от ужина, быстро разделся, юркнул под одеяло и тут дал волю душившим его рыданиям, которые он мужественно сдерживал в себе на протяжении всего дня. нет

В предложении 31 представлено описание.

(31)Витя отказался от ужина, быстро разделся, юркнул под одеяло и тут дал волю душившим его рыданиям, которые он мужественно сдерживал в себе на протяжении всего дня.

нет

 В предложении 18 содержится описание действий. (18)Он заметно нервничал, оттого то тесней приваливался к Вите, то порывался прыгать на него, то преданно давал лапу, хотя её никто не просил. да

В предложении 18 содержится описание действий.

(18)Он заметно нервничал, оттого то тесней приваливался к Вите, то порывался прыгать на него, то преданно давал лапу, хотя её никто не просил.

да

 В предложениях 1—2 представлено повествование.  (1)Чаще всего человек ищет свою мечту, но бывает и так, что мечта находит человека. (2)Как болезнь, как вирус гриппа. нет

В предложениях 1—2 представлено повествование.

  • (1)Чаще всего человек ищет свою мечту, но бывает и так, что мечта находит человека. (2)Как болезнь, как вирус гриппа.

нет

 Предложение 9 содержит повествование. (9) Ты напрасно надеешься найти друзей между ветрениками твоих лет, не созрев пока сам для чувства дружбы. нет

Предложение 9 содержит повествование.

(9) Ты напрасно надеешься найти друзей между ветрениками твоих лет, не созрев пока сам для чувства дружбы.

нет

 Предложение 21 содержит элементы описания. (21)И не будучи вправе рассказать что-либо больше, облизывая потрескавшиеся , запыленные губы, он ждет жадно и нетерпеливо. да

Предложение 21 содержит элементы описания.

(21)И не будучи вправе рассказать что-либо больше, облизывая потрескавшиеся , запыленные губы, он ждет жадно и нетерпеливо.

да

Какое(ие) из перечисленных утверждений являет(ют)ся верным(и)? 1 ) В предложениях 6-9 содержится рассуждение . 2) В предложениях 16-20 представлено повествование 3)В предложении 28 представлено повествование. (6) Детство было самой счастливой порой моей жизни.(7)Не потому, что дальше было хуже.(8)И за следующие годы благодарю судьбу, и там было много хорошего.(9)Но детство отличалось от всей остальной жизни тем, что тогда мир казался мне устроенным для меня. (16)Я жил среди травы,ягод,гусей, муравьев.(17) Я мог лежать в поле, лететь среди облаков, просто мчаться, быть конем, паровозом. (18)Мог заговорить с любым взрослым.(19) Это было царство свободы. (28) Детство-это черный хлеб,теплый, пахучий, такого потом не было, он там остался, это зеленый горох, это трава под босыми ногами, это пироги с морковкой, картошкой, это домашний квас. 1

Какое(ие) из перечисленных утверждений являет(ют)ся верным(и)?

1 ) В предложениях 6-9 содержится рассуждение .

2) В предложениях 16-20 представлено повествование

3)В предложении 28 представлено повествование.

(6) Детство было самой счастливой порой моей жизни.(7)Не потому, что дальше было хуже.(8)И за следующие годы благодарю судьбу, и там было много хорошего.(9)Но детство отличалось от всей остальной жизни тем, что тогда мир казался мне устроенным для меня.

(16)Я жил среди травы,ягод,гусей, муравьев.(17) Я мог лежать в поле, лететь среди облаков, просто мчаться, быть конем, паровозом. (18)Мог заговорить с любым взрослым.(19) Это было царство свободы.

(28) Детство-это черный хлеб,теплый, пахучий, такого потом не было, он там остался, это зеленый горох, это трава под босыми ногами, это пироги с морковкой, картошкой, это домашний квас.

1

Какие из перечисленных утверждений являются верными?

1 ) В предложении 1-2 содержится элемент повествования.

(1) Когда я вошёл в новую пустую квартиру, единственный, кто встретил меня, был старый заснеженный тополь за окном, он остался от деревенской усадьбы, которая была на этом месте, и теперь, заглядывая во второй этаж, будто сказал мне: «Здравствуй», - и от белых прекрасных ветвей его в комнату лился свет, чистый, непорочный, неподкупный. (2)Потом пришла весна, и однажды утром, после тёплого ночного дождя, в окно заглянуло что-то зелёное, дымчатое, неопределённое.

(17)И вот уже на тополе не осталось ни одного листочка, он стоял голый, чёрный, словно обгорелый, и на фоне синего неба видна была каждая веточка, каждая жилочка, было торжественно тихо и печально в природе, негреющее солнце светило по-летнему.

2) В 17 предложении представлено описание.

(21)Но однажды утром я услышал под окном звук, будто тополь мой визжал. (22)Я бросился к окну.

(12) Но я просыпался, и тополь глядел в комнату с чистыми, свежими стенами, и предрассветный зелёный шум сливался с ощущением счастливого пробуждения.

3) Предложение 21-22 содержит повествование.

4) В предложении 12 представлено рассуждение

123

Продолжите фразу: Сегодня на занятии я… Полезным для меня было… Было сложным… Интересным было…

Продолжите фразу:

Сегодня на занятии я…

Полезным для меня было…

Было сложным…

Интересным было…

Удачи на экзамене!

Удачи на экзамене!