Функциональные нарушения высшей нервной деятельности у детей
Выполнила:
Преподаватель
Рябая С.А.
РАЗДЕЛ 2. Д етс кие болезни и их профилактика
- Почему болезни называются «детские»?
- Поясните термин «профилактика»
У детей раннего и дошкольного возраста психическая деятельность находится в стадии активного становления. При этом активно формируются условные рефлексы, в том числе и поведенческие. Нормальное поведение ребенка раннего и дошкольного возраста характеризуется его активным, эмоционально-положительным отношением к окружающему. Нельзя требовать от ребенка раннего возраста, чтобы его поведение было оптимальным. Незрелость его мозга и несовершенство функций приводят к определенной неустойчивости поведения. Для ребенка раннего возраста она естественна. - Если ребенок не может регулировать свое поведение, то это … болезнь? - Имеет ли ребенок право не уметь регулировать свое поведение?
- До какого возраста?
- Если это не болезнь, то как это называется и почему мы об этом сегодня будем говорить?
- Какая система организма отвечает за наши реакции?
- Как называется эта деятельность
нервной системы?
- Что такое функциональное нарушение?
Функциональные нарушения высшей нервной деятельности у детей
- Нарушение поведенческих реакций: упрямство, капризы, немотивированный плач, отказ от контакта с воспитателем и сверстниками, двигательная расторможенность.
Причины развития, их профилактика
Нормальное поведение ребенка раннего и дошкольного возраста характеризуется его активным, эмоционально-положительным отношением к окружающему. Нельзя требовать от ребенка раннего возраста, чтобы его поведение было оптимальным. Незрелость его мозга и несовершенство функций приводят к определенной неустойчивости поведения. Для ребенка раннего возраста она естественна.
Нарушение поведенческих реакций. Поведение ребенка можно считать неадекватным в том случае, когда ребенок часто и необоснованно находится в отрицательном эмоциональном состоянии и его реакции препятствуют оптимальному удовлетворению его собственных органических и психологических потребностей, либо мешают нормальной жизни окружающих детей и взрослых.
Формы неадекватного поведения :
1. Упрямство , т.е. отказ подчиняться обоснованным требованиям взрослых.
2. Капризы , проявляющиеся в том, что ребенок выражает какое-либо желание, а при попытке его удовлетворить от него отказывается.
3. Немотивированный плач , возникающий у ребенка от самой незначительной причины.
4. Отказ от контактов с воспитателем , когда никакие попытки вовлечь ребенка в разговор, вызвать к себе положительное отношение не имеют успеха.
5. Отказ от контакта с другими детьми , когда ребенок стремится быть отдельно от детей, играет только один.
6. Двигательная расторможенность – ребенок очень подвижен, не может сосредоточиться на какой-либо деятельности, быстро переходит от одного предмета к другому, не способен к устойчивому вниманию на занятиях и в играх, мешает играть другим детям; агрессивен -– толкает и бьет других, кричит, отнимает игрушки, кусает детей вначале с целью отнять игрушку, а затем выражает этим свое возбужденное состояние; ломает и бросает игрушки.
Причины возникновения неадекватного поведения
Врожденные:
- предрасположенность к слабому или возбудимому типу нервной деятельности, а значит, ее неустойчивость, приведшую к нервности;
- неблагоприятные условия внутриутробного развития (тяжелое заболевание или нервное потрясение; плохое питание, употребление алкоголя или наркотиков, курение);
- токсикоз второй половины беременности, так как плод при этом получает недостаточно кислорода.
Признаки нервности проявляются уже в первые дни после рождения ребенка :
- он много кричит (синдром отмены);
- часто просыпается
Причины возникновения неадекватного поведения
Приобретенные:
- родовая травма;
- заболевания периода новорожденности и в первые месяцы жизни;
- в более старшем возрасте – длительно текущие заболевания;
- неправильное питание;
- несоблюдение возрастных режимов;
- недостаточный дневной сон.
Социальные причины (с 1 года):
- несправедливое отношение (резкое или нервозное);
- быстрый переход от чрезмерной строгости к ласкам;
- частые запреты;
- подавление инициативы.
Взаимоотношения в системе «мать-дитя»:
- ребенок по-своему переживает все происходящее вокруг: шумная обстановка, семейные ссоры «Я виноват», «Из-за меня», «Я плохой»
- привыкании ребенка к новым условиям жизни (детский сад).
Преодоление неадекватных форм поведения
Капризы и упрямство
Условия нормализации психического состояния ребенка
1. Чем раньше, тем лучше
2. Комплексный подход к преодолению
3. Единство требований всех значимых для ребенка взрослых
4. Воспитание без наказания
5. Спокойствие, только спокойствие!
Принципы преодоления
Плаксивость
1. использовать метод отвлечения (переключения);
2. договариваться «на берегу»;
3. создать условия для уединения
Двигательная расторможенность
Агрессия
1. использовать метод отвлечения (переключения);
2. приласкать (пожалеть), успокоить;
3. вовлечь в игру, дать задание (поручение)
1. вовлечь в игру, дать задание (поручение);
2. чередовать периоды двигательной активности и концентрации внимания
1. постоянно держать в поле зрения;
2. вовлечь в индивидуальную (парную) игру;
3. дать задание (поручение);
4. следить, чтобы он был занят
Профилактика неадекватных форм поведения
- Соблюдение возрастного режима: достаточная физическая и психическая активность, смена видов деятельности
- Полноценное общение со значимыми для ребенка взрослыми
- Правильная организация коллективных и индивидуальных (парных) игр
4. Достаточное пребывание на свежем воздухе, закаливание
5. Индивидуальный подход
6. Формирование и поощрение самостоятельности
7.Постоянство требований взрослых: «Нельзя» всегда «нельзя»
8. Уважение к личности ребенка: просить, а не приказывать
2. Формы неврозов: истерический невроз, неврастения, невроз навязчивых состояний. Причины возникновения и признаки различных форм неврозов
Неврозы у детей. Частые психотравмирующие ситуации приводят к стойким проявлениям нервности, которые выходят за рамки форм неадекватного поведения и закрепляются как патологическое состояние — н е в р о з ы.
НЕВРОЗЫ – группа преходящих психогенных функциональных психических заболеваний с тенденцией к затяжному течению.
Невроз – это обратимое состояние, он излечим, но вылечить невроз сложно, не зная причин его возникновения, симптоматику, психосоматические проявления.
Формы невроза :
- Истерический невроз – симптоматика основана на повышенной эмоциональности и внушаемости - «Большая симулянтка».
- Неврастения (астенический невроз) – является наиболее распространенной формой.
- Невроз навязчивых состояний (фобический невроз).
- Невроз страха. Содержание страхов зависит от возраста.
Формы неврозов
Истерический невроз
Неврастения
Причины
Невроз навязчивых состояний
Конфликт с близким взрослым, повышенная эмоциональность
Навязчивые страхи
Проявления
Низкий уровень работоспособности клеток ЦНС, явления перевозбуждения, раздражительность, плаксивость, капризность
Лечение
Припадки: падает на пол, изгибается, стучит ножками, кричит;
м.б. рвота, недержание мочи...
Всевозможные страхи
Навязчивые движения
Невроз страха
В 2-6 лет как первичная невротическая реакция на больницу, круглосуточную группу и др.
Тревожность, немотивированные страхи, мнительность
Нарушения сна, страхи, энурез, заикание. Анорексия, тошнота, расстройство ритма дыхания, кашель, спазм голосовой щели, неприятные ощущения в сердце, обмороки.
В тяжелых случаях, когда родители обращаются за помощью к врачу-специалисту (невролог или психиатр) на время лечения ребенка отстраняют от посещения дошкольного учреждения. В дальнейшем и в легких случаях ребенок посещает дошкольную группу.
Страх чего угодно в навязчивой форме: устной речи, смерти, закрытых дверей, острых предметов, покраснения, заражения, катастроф.
Наблюдаются: обкусывание ногтей, сосание пальцев, счет, ритуалы (оплевывание, прикосновение к каким-либо предметам, постукивание и т.д.).
Переживания детей, конфликты в семье и неудачи в общении; моциональная ранимость, склонность к беспокойству, неуверенность в себе, отсутствие психологической защиты.
Страхи темноты, одиночества, животных, персонажей из сказок, кинофильмов или придуманных взрослыми с «воспитательной» целью («черный дядька» и др.)
Профилактика неврозов у детей:
1. Во время беременности минимизировать неблагоприятные факторы внешней среды, инфекционные заболевания, вредные привычки беременной женщины, т. к. они влияют на развитие нервной системы плода
2. Нормализовать внутрисемейные отношения, общение родителей с ребенком
3. Беречь ребенка от инфекционных и желудочно-кишечных заболеваний
4. Правильно воспитывать, формировать потребность в труде
5. Минимизировать запреты, исключить запугивание, физическое наказание
6. С раннего возраста социализировать ребенка, учить играть со сверстниками
7. Предъявлять посильные требования (а не «идеальный ребенок») к ребенку, опекать в степени необходимости
8. Формировать правильную самооценку, оказывать поддержку ребенку при неудачах
9. Укреплять здоровье через физическое развитие и игру
10. Всегда налаживать контакт и принятие педагогов с родителями
PS ! И терпение, терпение, терпение! Спокойствие! Спокойствие! ЛЮБОВЬ!!!!!
Метод «Рефлексивный экран»:
Сегодня я узнала....
Было интересно...
Было трудно....
Я выполняла задания...
Я могу объяснить...
Я знаю....
Я могу охарактеризовать...