СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Функциональные нарушения высшей нервной деятельности у детей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к учебному занятию     

РАЗДЕЛ 2.  Детские болезни и их профилактика  

Тема 2.1.  Функциональные нарушения высшей нервной деятельности у детей

Просмотр содержимого документа
«Функциональные нарушения высшей нервной деятельности у детей»

  Функциональные нарушения высшей нервной деятельности  у детей         Выполнила: Преподаватель Рябая С.А.

Функциональные нарушения высшей нервной деятельности у детей

Выполнила:

Преподаватель

Рябая С.А.

РАЗДЕЛ 2.   Д етс кие болезни и их профилактика Почему болезни называются «детские»?  - Поясните термин «профилактика»

РАЗДЕЛ 2. Д етс кие болезни и их профилактика

  • Почему болезни называются «детские»?

- Поясните термин «профилактика»

 У детей раннего и дошкольного возраста психическая деятельность находится в стадии активного становления. При этом активно формируются условные рефлексы, в том числе и поведенческие.    Нормальное поведение ребенка раннего и дошкольного возраста характеризуется его активным, эмоционально-положительным отношением к окружающему. Нельзя требовать от ребенка раннего возраста, чтобы его поведение было оптимальным. Незрелость его мозга и несовершенство функций приводят к определенной неустойчивости поведения. Для ребенка раннего возраста она естественна.   - Если ребенок не может регулировать свое поведение, то это … болезнь?  - Имеет ли ребенок право не уметь регулировать свое поведение?      

У детей раннего и дошкольного возраста психическая деятельность находится в стадии активного становления. При этом активно формируются условные рефлексы, в том числе и поведенческие. Нормальное поведение ребенка раннего и дошкольного возраста характеризуется его активным, эмоционально-положительным отношением к окружающему. Нельзя требовать от ребенка раннего возраста, чтобы его поведение было оптимальным. Незрелость его мозга и несовершенство функций приводят к определенной неустойчивости поведения. Для ребенка раннего возраста она естественна. - Если ребенок не может регулировать свое поведение, то это … болезнь? - Имеет ли ребенок право не уметь регулировать свое поведение?  

 - До какого возраста?   - Если это не болезнь, то как это называется и почему мы об этом сегодня будем говорить?   - Какая система организма отвечает за наши реакции?   - Как называется эта деятельность нервной системы? - Что такое функциональное нарушение?

- До какого возраста?

 

- Если это не болезнь, то как это называется и почему мы об этом сегодня будем говорить?

 

- Какая система организма отвечает за наши реакции?

 

- Как называется эта деятельность

нервной системы?

- Что такое функциональное нарушение?

Функциональные нарушения высшей нервной деятельности у детей   Нарушение поведенческих реакций: упрямство, капризы, немотивированный плач, отказ от контакта с воспитателем и сверстниками, двигательная расторможенность. Причины развития, их профилактика

Функциональные нарушения высшей нервной деятельности у детей

 

  • Нарушение поведенческих реакций: упрямство, капризы, немотивированный плач, отказ от контакта с воспитателем и сверстниками, двигательная расторможенность.

Причины развития, их профилактика

Нормальное поведение ребенка раннего и дошкольного возраста характеризуется его активным, эмоционально-положительным отношением к окружающему. Нельзя требовать от ребенка раннего возраста, чтобы его поведение было оптимальным. Незрелость его мозга и несовершенство функций приводят к определенной неустойчивости поведения. Для ребенка раннего возраста она естественна.  Нарушение поведенческих реакций. Поведение ребенка можно считать неадекватным в том случае, когда ребенок часто и необоснованно находится в отрицательном эмоциональном состоянии и его реакции препятствуют оптимальному удовлетворению его собственных органических и психологических потребностей, либо мешают нормальной жизни окружающих детей и взрослых.  

Нормальное поведение ребенка раннего и дошкольного возраста характеризуется его активным, эмоционально-положительным отношением к окружающему. Нельзя требовать от ребенка раннего возраста, чтобы его поведение было оптимальным. Незрелость его мозга и несовершенство функций приводят к определенной неустойчивости поведения. Для ребенка раннего возраста она естественна.

Нарушение поведенческих реакций. Поведение ребенка можно считать неадекватным в том случае, когда ребенок часто и необоснованно находится в отрицательном эмоциональном состоянии и его реакции препятствуют оптимальному удовлетворению его собственных органических и психологических потребностей, либо мешают нормальной жизни окружающих детей и взрослых.

 

Формы неадекватного поведения :   1. Упрямство , т.е. отказ подчиняться обоснованным требованиям взрослых.   2. Капризы , проявляющиеся в том, что ребенок выражает какое-либо желание, а при попытке его удовлетворить от него отказывается.   3. Немотивированный плач , возникающий у ребенка от самой незначительной причины.   4. Отказ от контактов с воспитателем , когда никакие попытки вовлечь ребенка в разговор, вызвать к себе положительное отношение не имеют успеха.   5. Отказ от контакта с другими детьми , когда ребенок стремится быть отдельно от детей, играет только один.   6. Двигательная расторможенность – ребенок очень подвижен, не может сосредоточиться на какой-либо деятельности, быстро переходит от одного предмета к другому, не способен к устойчивому вниманию на занятиях и в играх, мешает играть другим детям; агрессивен -– толкает и бьет других, кричит, отнимает игрушки, кусает детей вначале с целью отнять игрушку, а затем выражает этим свое возбужденное состояние; ломает и бросает игрушки.      

Формы неадекватного поведения :

 

1. Упрямство , т.е. отказ подчиняться обоснованным требованиям взрослых.

 

2. Капризы , проявляющиеся в том, что ребенок выражает какое-либо желание, а при попытке его удовлетворить от него отказывается.

 

3. Немотивированный плач , возникающий у ребенка от самой незначительной причины.

 

4. Отказ от контактов с воспитателем , когда никакие попытки вовлечь ребенка в разговор, вызвать к себе положительное отношение не имеют успеха.

 

5. Отказ от контакта с другими детьми , когда ребенок стремится быть отдельно от детей, играет только один.

 

6. Двигательная расторможенность – ребенок очень подвижен, не может сосредоточиться на какой-либо деятельности, быстро переходит от одного предмета к другому, не способен к устойчивому вниманию на занятиях и в играх, мешает играть другим детям; агрессивен -– толкает и бьет других, кричит, отнимает игрушки, кусает детей вначале с целью отнять игрушку, а затем выражает этим свое возбужденное состояние; ломает и бросает игрушки.

 

 

 

Причины возникновения неадекватного поведения Врожденные: - предрасположенность к слабому или возбудимому типу нервной деятельности, а значит, ее неустойчивость, приведшую к нервности; - неблагоприятные условия внутриутробного развития (тяжелое заболевание или нервное потрясение; плохое питание, употребление алкоголя или наркотиков, курение); - токсикоз второй половины беременности, так как плод при этом получает недостаточно  кислорода.   Признаки нервности проявляются уже в первые дни после рождения ребенка : - он много кричит (синдром отмены); - часто просыпается

Причины возникновения неадекватного поведения

Врожденные:

- предрасположенность к слабому или возбудимому типу нервной деятельности, а значит, ее неустойчивость, приведшую к нервности;

- неблагоприятные условия внутриутробного развития (тяжелое заболевание или нервное потрясение; плохое питание, употребление алкоголя или наркотиков, курение);

- токсикоз второй половины беременности, так как плод при этом получает недостаточно  кислорода.

 

Признаки нервности проявляются уже в первые дни после рождения ребенка :

- он много кричит (синдром отмены);

- часто просыпается

Причины возникновения неадекватного поведения   Приобретенные: - родовая травма; - заболевания периода новорожденности и в первые месяцы жизни; - в более старшем возрасте – длительно текущие заболевания; - неправильное питание; - несоблюдение возрастных режимов; - недостаточный дневной сон. Социальные причины (с 1 года): - несправедливое отношение (резкое или нервозное); - быстрый переход от чрезмерной строгости к ласкам; - частые запреты; - подавление инициативы.   Взаимоотношения в системе «мать-дитя»: - ребенок по-своему переживает все происходящее вокруг: шумная обстановка, семейные ссоры «Я виноват», «Из-за меня», «Я плохой» - привыкании ребенка к новым условиям жизни (детский сад).

Причины возникновения неадекватного поведения

  Приобретенные:

- родовая травма;

- заболевания периода новорожденности и в первые месяцы жизни;

- в более старшем возрасте – длительно текущие заболевания;

- неправильное питание;

- несоблюдение возрастных режимов;

- недостаточный дневной сон.

Социальные причины 1 года):

- несправедливое отношение (резкое или нервозное);

- быстрый переход от чрезмерной строгости к ласкам;

- частые запреты;

- подавление инициативы.

 

Взаимоотношения в системе «мать-дитя»:

- ребенок по-своему переживает все происходящее вокруг: шумная обстановка, семейные ссоры «Я виноват», «Из-за меня», «Я плохой»

- привыкании ребенка к новым условиям жизни (детский сад).

Преодоление неадекватных форм поведения    Капризы и упрямство    Условия нормализации психического состояния ребенка 1. Чем раньше, тем лучше 2. Комплексный подход к преодолению 3. Единство требований всех значимых для ребенка взрослых 4. Воспитание без наказания 5. Спокойствие, только спокойствие! Принципы преодоления Плаксивость 1. использовать метод отвлечения (переключения); 2. договариваться «на берегу»; 3. создать условия для уединения   Двигательная расторможенность Агрессия 1. использовать метод отвлечения (переключения); 2. приласкать (пожалеть), успокоить; 3. вовлечь в игру, дать задание (поручение) 1. вовлечь в игру, дать задание (поручение); 2. чередовать периоды двигательной активности и концентрации внимания 1. постоянно держать в поле зрения; 2. вовлечь в индивидуальную (парную) игру; 3. дать задание (поручение); 4. следить, чтобы он был занят

Преодоление неадекватных форм поведения

 

Капризы и упрямство

 

Условия нормализации психического состояния ребенка

1. Чем раньше, тем лучше

2. Комплексный подход к преодолению

3. Единство требований всех значимых для ребенка взрослых

4. Воспитание без наказания

5. Спокойствие, только спокойствие!

Принципы преодоления

Плаксивость

1. использовать метод отвлечения (переключения);

2. договариваться «на берегу»;

3. создать условия для уединения

 

Двигательная расторможенность

Агрессия

1. использовать метод отвлечения (переключения);

2. приласкать (пожалеть), успокоить;

3. вовлечь в игру, дать задание (поручение)

1. вовлечь в игру, дать задание (поручение);

2. чередовать периоды двигательной активности и концентрации внимания

1. постоянно держать в поле зрения;

2. вовлечь в индивидуальную (парную) игру;

3. дать задание (поручение);

4. следить, чтобы он был занят

Профилактика неадекватных форм поведения   Соблюдение возрастного режима: достаточная физическая и психическая активность, смена видов деятельности Полноценное общение со значимыми для ребенка взрослыми Правильная организация коллективных и индивидуальных (парных) игр 4. Достаточное пребывание на свежем воздухе, закаливание 5. Индивидуальный подход 6. Формирование и поощрение самостоятельности 7.Постоянство требований взрослых: «Нельзя» всегда «нельзя»  8. Уважение к личности ребенка: просить, а не приказывать

Профилактика неадекватных форм поведения

  • Соблюдение возрастного режима: достаточная физическая и психическая активность, смена видов деятельности
  • Полноценное общение со значимыми для ребенка взрослыми
  • Правильная организация коллективных и индивидуальных (парных) игр

4. Достаточное пребывание на свежем воздухе, закаливание

5. Индивидуальный подход

6. Формирование и поощрение самостоятельности

7.Постоянство требований взрослых: «Нельзя» всегда «нельзя»

8. Уважение к личности ребенка: просить, а не приказывать

2. Формы неврозов: истерический невроз, неврастения,  невроз навязчивых состояний.  Причины возникновения и признаки различных форм неврозов     Неврозы у детей. Частые психотравмирующие ситуации приводят к стойким проявлениям нервности, которые выходят за рамки форм неадекватного поведения и закрепляются как патологическое состояние — н е в р о з ы. НЕВРОЗЫ  – группа преходящих психогенных функциональных психических заболеваний с тенденцией к затяжному течению. Невроз – это обратимое состояние, он излечим, но вылечить невроз сложно, не зная причин его возникновения, симптоматику, психосоматические проявления. Формы невроза : Истерический невроз – симптоматика основана на повышенной эмоциональности и внушаемости - «Большая симулянтка». Неврастения (астенический невроз) – является наиболее распространенной формой. Невроз навязчивых состояний (фобический невроз). Невроз страха. Содержание страхов зависит от возраста.

2. Формы неврозов: истерический невроз, неврастения, невроз навязчивых состояний. Причины возникновения и признаки различных форм неврозов  

Неврозы у детей. Частые психотравмирующие ситуации приводят к стойким проявлениям нервности, которые выходят за рамки форм неадекватного поведения и закрепляются как патологическое состояние — н е в р о з ы.

НЕВРОЗЫ – группа преходящих психогенных функциональных психических заболеваний с тенденцией к затяжному течению.

Невроз – это обратимое состояние, он излечим, но вылечить невроз сложно, не зная причин его возникновения, симптоматику, психосоматические проявления.

Формы невроза :

  • Истерический невроз – симптоматика основана на повышенной эмоциональности и внушаемости - «Большая симулянтка».
  • Неврастения (астенический невроз) – является наиболее распространенной формой.
  • Невроз навязчивых состояний (фобический невроз).
  • Невроз страха. Содержание страхов зависит от возраста.

Формы неврозов  

 

Истерический невроз

Неврастения

Причины

Невроз навязчивых состояний

Конфликт с близким взрослым, повышенная эмоциональность

Навязчивые страхи

Проявления

Низкий уровень работоспособности клеток ЦНС, явления перевозбуждения, раздражительность, плаксивость, капризность

Лечение

Припадки: падает на пол, изгибается, стучит ножками, кричит;

м.б. рвота, недержание мочи...

Всевозможные страхи

Навязчивые движения

Невроз страха

В 2-6 лет как первичная невротическая реакция на больницу, круглосуточную группу и др.

Тревожность, немотивированные страхи, мнительность

 

Нарушения сна, страхи, энурез, заикание. Анорексия, тошнота, расстройство ритма дыхания, кашель, спазм голосовой щели, неприятные ощущения в сердце, обмороки.

В тяжелых случаях, когда родители обращаются за помощью к врачу-специалисту (невролог или психиатр) на время лечения ребенка отстраняют от посещения дошкольного учреждения. В дальнейшем и в легких случаях ребенок посещает дошкольную группу.

Страх чего угодно в навязчивой форме: устной речи, смерти, закрытых дверей, острых предметов, покраснения, заражения, катастроф.

Наблюдаются: обкусывание ногтей, сосание пальцев, счет, ритуалы (оплевывание, прикосновение к каким-либо предметам, постукивание и т.д.).

Переживания детей, конфликты в семье и неудачи в общении; моциональная ранимость, склонность к беспокойству, неуверенность в себе, отсутствие психологической защиты.

Страхи темноты, одиночества, животных, персонажей из сказок, кинофильмов или придуманных взрослыми с «воспитательной» целью («черный дядька» и др.)

Профилактика неврозов у детей:    1. Во время беременности минимизировать неблагоприятные факторы внешней среды, инфекционные заболевания, вредные привычки беременной женщины, т. к. они влияют на развитие нервной системы плода 2. Нормализовать внутрисемейные отношения, общение родителей с ребенком 3. Беречь ребенка от инфекционных и желудочно-кишечных заболеваний 4. Правильно воспитывать, формировать потребность в труде 5. Минимизировать запреты, исключить запугивание, физическое наказание 6. С раннего возраста социализировать ребенка, учить играть со сверстниками 7. Предъявлять посильные требования (а не «идеальный ребенок») к ребенку, опекать в степени необходимости 8. Формировать правильную самооценку, оказывать поддержку ребенку при неудачах 9. Укреплять здоровье через физическое развитие и игру 10. Всегда налаживать контакт и принятие педагогов с родителями PS ! И терпение, терпение, терпение! Спокойствие! Спокойствие! ЛЮБОВЬ!!!!!

Профилактика неврозов у детей:

1. Во время беременности минимизировать неблагоприятные факторы внешней среды, инфекционные заболевания, вредные привычки беременной женщины, т. к. они влияют на развитие нервной системы плода

2. Нормализовать внутрисемейные отношения, общение родителей с ребенком

3. Беречь ребенка от инфекционных и желудочно-кишечных заболеваний

4. Правильно воспитывать, формировать потребность в труде

5. Минимизировать запреты, исключить запугивание, физическое наказание

6. С раннего возраста социализировать ребенка, учить играть со сверстниками

7. Предъявлять посильные требования (а не «идеальный ребенок») к ребенку, опекать в степени необходимости

8. Формировать правильную самооценку, оказывать поддержку ребенку при неудачах

9. Укреплять здоровье через физическое развитие и игру

10. Всегда налаживать контакт и принятие педагогов с родителями

PS ! И терпение, терпение, терпение! Спокойствие! Спокойствие! ЛЮБОВЬ!!!!!

Метод «Рефлексивный экран»:      Сегодня я узнала....   Было интересно...  Было трудно....    Я выполняла задания...  Я могу объяснить...    Я знаю....  Я могу охарактеризовать...  

Метод «Рефлексивный экран»:

 

Сегодня я узнала....

Было интересно...

Было трудно....

Я выполняла задания...

Я могу объяснить...

Я знаю....

Я могу охарактеризовать...

 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!