СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Г.Х. Андерсен "Русалочка"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Г.Х. Андерсен «Русалочка»

Просмотр содержимого документа
«Г.Х. Андерсен "Русалочка"»

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Новосибирской области

«Карасукский педагогический колледж»





Конспект учебного занятия

по литературному чтению

в 4 классе

























Раздел: Зарубежная литература

Тема: Г.Х. Андерсен «Русалочка»

Цель: формирование навыков восприятия, анализа содержания сказки «Русалочка», расширение знаний о биографии датского писателя-сказочника Г.Х. Андерсена

Задачи:

  • Дидактические: расширить знания детей о биографии Г.Х. Андерсена; познакомить с содержанием сказки «Русалочка», научить делить на смысловые части.

  • Развивающие: развивать осознанность, беглость, правильность, умение воспринимать и анализировать содержание сказки, умение аргументировать своё отношение к событиям и героям произведения, умение видеть и находить главную мысль.

  • Воспитывающие: содействовать воспитанию нравственных качеств: доброты, любви, целеустремлённости.



Этапы

Дидактические задачи

Методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы ОУД

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Способы контроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные (Р, К, П)

Личностные

Этап мотивации


Настроить

учащихся

на работу



Снова солнышко взошло,

Прозвенел звонок давно!

Что ж, давайте не зевать,

А урок наш начинать!


-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Надежда Петровна, и сегодня урок литературного чтения проведу у вас я.

«По капле и море собирается»

Как вы понимаете смысл этой пословицы? Как эту пословицу можно связать с нашими занятиями?

Приветствуют учителя

Фронтальная









Слайд




Устойчивая положительная мотивация к деятельности

Этап

Актуализации и фиксирования индивидуальных

затруднений

в

пробном

действии



Повторить

ранее

изученный

материал

Словесный (беседа)

Наглядный (демонстрация презентации)











-Давайте вспомним, что такое сказка? Версии детей (литературный жанр, повествование о каких-либо событиях, которое имеет четкую структуру: зачин, кульминация, концовка)

Сверяемся со слайдом.

-Верно. Какие виды сказок нам известны по автору? (народные, литературные) Характеризуем каждый вид.

По содержанию (о животных, бытовые, волшебные)

-Охарактеризуйте каждый вид. В парах. Сверяемся со слайдом. Делаем вывод.

-Мы с вами сказали, что есть вид литературных сказок. Это сказки, у которых есть автор. Как называют авторов сказок? (писатели-сказочники) Каких сказочников вы знаете? (дети называют)

-Сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством одного писателя-сказочника. Чтобы узнать его имя, вам нужно разгадать шифр:

Г8АН9С13Х74Р54ИС97Т3И64АН71АНД56ЕРС80ЕН2

ГАНС ХРИСТИАН АНДЕРСЕН


-Что вы знаете про этого писателя? С какими его сказками мы познакомились на предыдущих уроках? Отрывки из произведений. Рыбки.

(«Гадкий утёнок», «Принцесса на горошине»)

Один отрывок – «Русалочка». Затруднение.

Вспоминают, что такое сказка


Дают характеристику видам сказок

Дают характеристику видам сказок




Определяют имя писателя







Читают отрывки, называют сказки

Фронтальная






Фронтальная






Парная



Фронтальная




Парная











Фронтальная, индивидуальная






Слайд


Слайд




Слайд











Лист с шифром










Рыбки









Контроль учителя




Контроль учителя




Взаимоконтроль





Взаимоконтроль








Контроль учителя, самоконтроль


Знать определение сказки как литературного жанра, виды сказок












Уметь находить буквы из записи и составлять слово





Уметь определять произведение по отрывку


Р: принимать и сохранять учебную задачу

К: адекватно использовать речевые навыки в сотрудничестве


К: формулировать своё мнение.



П: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.


К: адекватно использовать речевые средства для взаимодействия

Положительное отношение к уроку литературного чтения




Положительное отношение к уроку литературного чтения




Положительное отношение к уроку литературного чтения

Этап

выявления

места

и

причины

затруднения










Организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения

Наглядный («рыбки» с отрывками из сказок)








-Из какого произведения отрывок? (мы не знаем)

-Ребята, а где живут рыбки? (в море, океане)

-Кто ещё живёт в море?

-Посмотрите на доску. Смотрите, кто к нам пришёл. Житель моря. Кто это? («Русалочка»)

-Эта гостья приплыла к нам из сказки, с которой мы будем сегодня знакомиться. Предположите, как будет называться сказка?

-Давайте попробуем сформулировать цель нашего урока.

-Как будет звучать тема урока?

Определяют тему урока










Формулируют тему и цель урока

Фронтальная












Фронтальная

Рыбки






Изображение «Русалочки»




Слайд




Контроль учителя










Контроль учителя

Осознание значимости чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения




К. адекватно использовать речь, средства для взаимодействия на уроке; формулировать своё мнение.


Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению.



Этап построения проекта выхода из затруднения (план)

Постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средства их реализации

Практический (составление план)

План:

1.Познакомиться с биографией Г.Х. Андерсена

2.Провести словарную работу

3.Провести первичное чтение.

4.Сделать вывод

Листы самооценки


Составляют план урока

Парная

Деформированный план



Взаимоконтроль




Р: планировать свою деятельность; осмыслять коллективно составленный план работы на уроке и план, выработанный группой сверстников

Сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.


Этап

реализации

построенного проекта


Организовать изучение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще

Словесный (рассказ учителя)

Наглядный (демонстрация презентации)




Словесный метод(беседа)












Практический (словарная работа)






Практический (разминка)


Словесный (беседа)

Практический (продуктивное чтение)


Словесный (беседа)

Практический (продуктивное чтение)






Словесный (беседа)

Практический (продуктивное чтение)

-Какой первый пункт плана?

-Что мы знаем об Г.Х. Андерсене? Что ещё мы можем узнать? (Вопросы детей)

-Родился Андерсен в Дании в городе Оденсе. Родители писателя были очень бедными: отец был мелким башмачником, а мать – прачкой. Мальчик с детства много и тяжело работал. В возрасте 14 лет он переехал в Копенгаген. Андерсен был принят в Королевский театр на второстепенные роли. Видя его стремление к учебе и сочинительству, люди замолвили за него слово королю Дании Фредерику VI, который позволил Андерсену обучаться в школе за счет казны. Сначала это была школа в Слагельсе, а затем школа в Эльсиноре. Андерсен опубликовал произведение, которое принесло ему известность, в связи с этим, король снабдил писателя деньгами на путешествие. После этого появилось большое количество произведений, прославивших его, в том числе и знаменитые сказки.

-Теперь мы можем ответить на наши вопросы? Отвечаем.

Посмотрит, на слайде вы видите памятник героине сказки Андерсена «Русалочка», который находится в Копенгагене.

Как вы думаете, какие самые известные сказки Г.Х. Андерсена? (версии детей)

Выставка.

-Какой следующий пункт плана? (провести словарную работу)

-Давайте откроем учебник на странице 167.

-Предположите, о чём пойдёт речь в произведении? Почему автор назвал эту сказку «Русалочка»? Почему не «Русалка»? (версии детей)

-Найдите слова, которые вызвали у вас затруднение.

Словарная работа в парах.

Якорный канат

Кораллы

Янтарь

Фейерверк

Каюта

определения

изображения

Озвучивание. Беседа.

Оцените себя.

ФИЗ. МИНУТКА

Рыбки весело играли

В чистой тёпленькой воде.

То сожмутся, разожмутся

То зароются в песке.

-Какой следующий пункт плана?

-Что нам нужно сделать перед чтением? (провести речевую разминку)

Мы рисуем море,

Тайный мир подводный,

Звёзды, рыбы и цветы –

Всё на дне увидим мы!

-Какой вопрос мы можем задать автору перед началом? О чём может говориться в начале сказки? О жизни на дне морском, какие животные могут быть, жители, морской царь…

-Давайте начнём читать по одному. До слов «как у рыб».

-Теперь мы можем ответить на наши вопросы? Отвечаем.

Как выглядит морское дно?

Что там растёт?

Кто там живёт?

Кто правит на морском дне?

Кто входит в семью царя?

Что на хвосте у старухи-матери?


-Предположите, о чём пойдёт речь дальше? О морском балу, о сестрах, об их жизни…

Читаем до слов «поднялась на поверхность».

-Что сказала бабушка внучкам?

-Кого тянуло больше всех на сушу?

-Какой картиной наслаждалась младшая сестра?

-Что произошло, когда Русалочке исполнилось 15 лет?


-Как вы думаете, что могла произойти дальше? Какие вопросы мы можем поставить?

Читаем дальше до слов «в чудной ночи».

-Что Русалочка увидела на поверхности?

Кого увидела в окно каюты?

Что происходило на корабле?

Кем восхищалась Русалочка?


-А что произошло дальше? Читаем до слов «куда угодно»

-Что произошло?

-Что происходило с кораблём?

-Что сделала Русалочка?

-О чём она думала?


-Что могло произойти дальше? Читаем до слов «повыше на солнце».

-Что произошло к утру?

-Что стало с кораблём?

-Что сделала Русалочка? Что она пожелала?


Проводим ту же работу до конца урока.

Слушают рассказ учителя





Слушают рассказ учителя












Формулируют ответы на вопросы



Называют сказки








Формулирую ответы на вопросы




Устанавливают соответствия






Озвучивают результат








Выполняют речевую разминку




Формулируют вопросы




Читают отрывок


Формулируют ответы на вопросы




Прогнозируют


Формулируют ответы на вопросы


Прогнозируют


Формулируют ответы на вопросы


Прогнозируют


Формулируют ответы на вопросы










Фронтальная




Фронтальная








Фронтальная













Фронтальная




Парная





Фронтальная





Фронтальная



Фронтальная, индивидуальная


Фронтальная, индивидуальная



Фронтальная, индивидуальная


Фронтальная, индивидуальная


Фронтальная, индивидуальная


Фронтальная, индивидуальная


Слайд








Слайд


















Слайд







Книги





Учебник









Карточки



















Слайд









Учебник





Учебник









Учебник








Учебник







Учебник






Учебник





Учебник







Контроль учителя





Контроль учителя












Контроль учителя









Контроль учителя










Взаимоконтроль






Контроль учителя








Контроль учителя






Контроль учителя



Контроль учителя, самоконтроль





Контроль учителя, самоконтроль



Контроль учителя, самоконтроль


Контроль учителя, самоконтроль

Контроль учителя, самоконтроль


Осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта


Осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта




Самостоятельно прогнозировать содержание сказки



С помощью словаря определять значение незнакомых слов


















Самостоятельно прогнозировать содержание сказки


Формулировать вопросы и ответы на вопросы по содержанию




Формулировать вопросы и ответы на вопросы по содержанию


Формулировать вопросы и ответы на вопросы по содержанию


Формулировать вопросы и ответы на вопросы по содержанию


Р: принимать учебную

задачу и следовать инструкции учителя;

принимать позиции

слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей


Р: принимать учебную

задачу и следовать инструкции учителя;

принимать позиции

слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей




П: определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря








К: понимать содержание вопросов и высказываний учителя и сверстников




П. осуществлять поиск необходимой информации; строить речевое высказывание в устной форме; осуществлять синтез как составление целого из частей.


П. осуществлять поиск необходимой информации



Широкая мотивационная основа учебной деятельности, учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

















Широкая мотивационная основа учебной деятельности, учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи













Широкая мотивационная основа учебной деятельности, учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи








Широкая мотивационная основа учебной деятельности, учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

Этап первичного закрепления с проговариванием

Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач

Словесный (беседа)

-Какой следующий пункт плана?

-Какой вывод мы можем сделать? (версии детей)

Формулируют ответы на вопросы

Фронтальная


Контроль учителя

Формулировать ответы на вопросы по биографии автора и содержанию произведения

Р: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи

Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата

Этап самостоятельной работ ы с самопроверкой по эталону

Применение знаний в типовых условиях

Практический (задание на платформе Learning Apps)

-Выполним самостоятельно задание:

https://learningapps.org/watch?v=pvbuf1mo521

Выполняют задание

Индивидуальная

Планшеты, платформа Learning Apps

Самоконтроль

Использовать знания о произведении при выполнении заданий

Р: контролировать свои действия

Способность к оценке своей учебной деятельности

Этап

включения в

систему

знаниий

повторения

Повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к продолжению работы

Словесный(беседа)

-Сегодня мы выполнили только часть нашей объемной работы со сказкой. Что вам понравилось?

-Чему учит эта сказка? Что можно взять для себя?

-Чем вас удивила эта сказка?

-Какова была цель урока? Достигли ли мы ее? Нам ещё предстоит её достигнуть. «Русалочка» придёт к нам снова на следующий урок!

Дают ответы на вопросы на основе изученного на уроке материала

Фронтальная


Контроль учителя

Понимать значимость прочитанного произведения

Р:осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату

Способность к оценке своей учебной деятельности

Рефлексия

Развивать умение осуществлять самоконтроль и самооценку

Приём: Закрепление (самооценивание)

Анализ листов самооценки.

Закончите фразы.

Я сегодня на уроке узнал…

Самым интересным на уроке было…

Оценивают собственную деятельность

Индивидуальная

Листы самооценки


Слайд

Самоконтроль


Р:оценивать собственную деятельность


Формировать адекватную самооценку