I.Этап мотивации(самоопределения) к учебной деятельности | Я рада видеть каждого из вас! И пусть прохладой осень в окна дышит, Нам будет здесь уютно, ведь наш класс Друг друга любит, чувствует и слышит. -Присаживайтесь. -Проверьте, готовы ли вы к уроку? -Повернитесь к своему соседу по парте и пожелайте удачи на уроке. И я тоже пожелаю вам успехов. | Показывают готовность к уроку. Приветствуют учителя |
IV. Этап выявления места и причины затруднения | -Для того чтобы узнать, о чём сегодня будем говорить, отгадайте загадку: Люблю поле и березки, И скамейку под окном, Заскучаю — вытру слезки, Вспоминая о родном. Никуда я не уеду, Буду здесь работать, жить, Сердцу место дорогое Буду я всегда любить! Место это знаю я, А вы знаете, друзья? (Родина) -О чём будем говорить? | Отгадывают загадку Формулируют тему |
VI. Этап реализации построенного проекта | Знакомство с писателями Георгий Афанасьевич Ладонщиков (1916-1992) - русский поэт, переводчик. Родился 8 июня 1916 года в крестьянской семье в деревне Каменка Смоленского уезда Смоленской губернии. Его талант поэта проявился уже в раннем детстве. Он рано выучился играть на гармошке и потешал дворовых ребятишек и взрослых своими частушками. В школе своими стихами он не раз доказывал свой писательский талант. Михаи́л Льво́вич Матусо́вский (23 июля 1915 — 16 июля 1990) — русский советский поэт, кандидат филологических наук. Автор стихов к ряду известных песен. Родился 10 (23 июля) 1915 года в Луганске в еврейской семье, его отец Лев Моисеевич Матусовский был фотографом, мать — Эсфирь Михайловна Матусовская (урождённая Брукман, 1888—1952)[3] — была домохозяйкой. Окончил луганскую среднюю школу № 13. Своей первой учительнице Марии Семёновне Тодоровой он посвятит впоследствии стихи «Школьный вальс», ставшие популярной песней[4]. По окончании строительного техникума в Луганске работал на заводе. В это же время начал печатать свои стихи в местных газетах и журналах. В 1933—1934 учился в Донецком институте народного образования, но вскоре бросил его и уехал в Москву. В 1939 году окончил Московский институт философии, литературы и истории имени Н. Г. Чернышевского (МИФЛИ). Физминутка | Высказывают мнение Просматривают презентацию Слушают учителя |
VII. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи | Знакомство со стихотворениями Г Ладонщикова «Родное гнѐздышко», «Наша Родина». «Родное гнѐздышко» Ласточки-певуньи Над моим окном Лепят, лепят гнёздышко… Знаю, скоро в нём Птенчики появятся, Станут голосить, Будут им родители Мошкару носить. Выпорхнут малютки Летом из гнезда, Полетят над миром, Но они всегда Будут знать и помнить, Что в краю родном Их приветит гнёздышко Над моим окном. -О чём стихотворение? -Какие чувства вызвало оно у вас? -Понравилось или нет? Чем? -Что вы представили, когда слушали стихотворение? «Наша Родина» И красива и богата Наша Родина, ребята. Долго ехать от столицы До любой ее границы. Все вокруг свое, родное: Горы, степи и леса: Рек сверканье голубое, Голубые небеса. Каждый город Сердцу дорог, Дорог каждый сельский дом. Все в боях когда-то взято И упрочено трудом! -О чём стихотворение? -Какие чувства вызвало оно у вас? -Понравилось или нет? Чем? -Как описывается Родина в тексте? Какими словами? Физминутка «С чего начинается Родина?» (аудиозапись) С чего начинается Родина? С картинки в твоём букваре, С хороших и верных товарищей, Живущих в соседнем дворе. А, может, она начинается С той песни, что пела нам мать, С того, что в любых испытаниях У нас никому не отнять. С чего начинается Родина? С заветной скамьи у ворот, С той самой берёзки, что во поле, Под ветром склоняясь, растёт. А, может, она начинается С весенней запевки скворца И с этой дороги просёлочной, Которой не видно конца. С чего начинается Родина? С окошек, горящих вдали, Со старой отцовской будёновки, Что где-то в шкафу мы нашли, А, может, она начинается Со стука вагонных колёс И с клятвы, которую в юности Ты ей в своём сердце принёс. С чего начинается Родина?.. -Сейчас я вам предлагаю прослушать последнее стихотворение. Чтение первой части. - Что включает поэт в это понятие «Родина»? - Как вы понимаете последнее предложение? -Как вы понимаете слово испытание? Испытание- проверка чего-либо, кого – либо на выяснение качеств, свойств, знания пригодности к чему- либо. Чтение второй части. Чтение третьей части. Словарная работа -Что такое будёновка? ( Будёновка – форменный головной убор военнослужащего Рабоче – Крестьянской Красной Армии. Носили с начала 1919 года до начала 1940 года. После заменили фуражками и пилотками) | Учащиеся слушают Анализируют стихотворение Отвечают на вопросы Учащиеся слушают Анализируют стихотворение Отвечают на вопросы Анализируют стихотворение Отвечают на вопросы |
VIII. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону | -Что значит для вас слово Родина? «Закрой глаза, расслабься и войди в своё внутреннее пространство. Задай себе один лишь вопрос: «Что для меня Родина?». Может быть, это твоя мама - вспомни тепло и ласку её рук. Может, это дом родной или улица, где ты знаешь каждый уголок. А может быть, это старый фотоальбом твоей бабушки, хранящий фотографии твоих родственников. А может быть, это сад, где играл ты со своими друзьями. Или что-то ещё…: Открой глаза и попробуйте рассказать – «Что для меня обозначает слово Родина?» | Выполняют задание |