СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Г Ладонщиков «Родное гнѐздышко», «Наша Родина»; М.Матусовский «С чего начинается Родина»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Г Ладонщиков «Родное гнѐздышко», «Наша Родина»; М.Матусовский «С чего начинается Родина»»


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА


Дата: 25.09

Предмет: литературное чтение на родном языке

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Тема урока:

Г Ладонщиков «Родное гнѐздышко», «Наша Родина»; М.Матусовский «С чего начинается Родина»

Цель содержательная:

Знакомство с новыми писателями и их произведениями

Цель деятельностная:

Формирование у учащихся умений реализации новых способов действий

Задачи

1)изучить новые произведения;;

2)развивать  способность к познанию;

3) воспитывать интерес к предмету.

Основное содержание темы, термины и понятия: стихотворение

Личностные результаты

-проявление творческого отношения к процессу обучения; осознание школьниками меру ответственности за судьбу народа, Родины через поступки и действия былинных героев.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

- работать по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность действий на уроке;

-ставить цель на основе соотнесения того, что уже известно школьнику, и того что ещё неизвестно;

-составлять совместно с учителем план действий; контролировать результаты работы на уроке, обнаруживать отклонения от образца.

Познавательные УУД:

-перерабатывать полученную информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую; находить сходство и различие между былиной и сказкой;

-находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; давать оценку своим действиям, оценивать результат.

Коммуникативные УУД:

- оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание;

-сотрудничать с другими , договариваться о последовательности действий и результате, представлять другим ход своей работы и её результат, слушать мнения других.

Предметные умения:

Познакомятся с творчеством новых писателей; узнают особенности стихотворений о Родине;

Научатся прогнозировать содержание, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя.

Межпредметные связи: русский язык, окружающий мир

Формы работы

Индивидуальная, фронтальная, работа в парах

Ресурсы

Раздаточный материал, компьютер, медиапроектор.



Ход урока


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Этап мотивации(самоопределения) к учебной деятельности


Я рада видеть каждого из вас!

И пусть прохладой осень в окна дышит,

Нам будет здесь уютно, ведь наш класс

Друг друга любит, чувствует и слышит.

-Присаживайтесь.

-Проверьте, готовы ли вы к уроку?

-Повернитесь к своему соседу по парте и пожелайте удачи на уроке. И я тоже пожелаю вам успехов.

Показывают готовность к уроку.



Приветствуют учителя



II. Речевая разминка

-Проведём речевую разминку.

-Для чего она нужна?

- Соня Зине принесла малину в корзине.

-Ну, вот теперь наш речевой аппарат готов к работе.



Работают над речевой разминкой


III. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии

-Вспомните, о чём говорили на прошлом уроке?

-С каким писателем знакомились? (Платон Воронько)

-Какое стихотворение читали?

-Что еще делали?

-Познакомились ли вы с другими стихотворениями этого писателя?

Высказывают мнение



IV. Этап выявления места и причины затруднения

-Для того чтобы узнать, о чём сегодня будем говорить, отгадайте загадку:

Люблю поле и березки,
И скамейку под окном,
Заскучаю — вытру слезки,
Вспоминая о родном.
Никуда я не уеду,
Буду здесь работать, жить,
Сердцу место дорогое
Буду я всегда любить!
Место это знаю я,
А вы знаете, друзья?
(Родина)

-О чём будем говорить?



Отгадывают загадку



Формулируют тему


V. Этап построения проекта выхода из затруднения

-Какую цель урока поставим?

-Что мы должны сделать для её достижения?

-Сегодня мы познакомимся с новыми писателями и их произведениями.

-Для чего мы будем это делать?

Формулируют цели урока

Высказывают свои предположения


VI. Этап реализации построенного проекта


Знакомство с писателями

Георгий Афанасьевич Ладонщиков (1916-1992) - русский поэт, переводчик. Родился 8 июня 1916 года в крестьянской семье в деревне Каменка Смоленского уезда Смоленской губернии. Его талант поэта проявился уже в раннем детстве. Он рано выучился играть на гармошке и потешал дворовых ребятишек и взрослых своими частушками.
В школе своими стихами он не раз доказывал свой писательский талант.

Михаи́л Льво́вич Матусо́вский (23 июля 1915 — 16 июля 1990) — русский советский поэт, кандидат филологических наук. Автор стихов к ряду известных песен.

Родился 10 (23 июля1915 года в Луганске в еврейской семье, его отец Лев Моисеевич Матусовский был фотографом, мать — Эсфирь Михайловна Матусовская (урождённая Брукман, 1888—1952)[3] — была домохозяйкой. Окончил луганскую среднюю школу № 13. Своей первой учительнице Марии Семёновне Тодоровой он посвятит впоследствии стихи «Школьный вальс», ставшие популярной песней[4].

По окончании строительного техникума в Луганске работал на заводе. В это же время начал печатать свои стихи в местных газетах и журналах.

В 1933—1934 учился в Донецком институте народного образования, но вскоре бросил его и уехал в Москву.

В 1939 году окончил Московский институт философии, литературы и истории имени Н. Г. Чернышевского (МИФЛИ).

Физминутка

Высказывают мнение





Просматривают презентацию




Слушают учителя

VII. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи


Знакомство со стихотворениями Г Ладонщикова «Родное гнѐздышко», «Наша Родина».

«Родное гнѐздышко»

Ласточки-певуньи
Над моим окном
Лепят, лепят гнёздышко…
Знаю, скоро в нём
Птенчики появятся,
Станут голосить,
Будут им родители
Мошкару носить.
Выпорхнут малютки
Летом из гнезда,
Полетят над миром,
Но они всегда
Будут знать и помнить,
Что в краю родном
Их приветит гнёздышко
Над моим окном.

-О чём стихотворение?

-Какие чувства вызвало оно у вас?

-Понравилось или нет? Чем?

-Что вы представили, когда слушали стихотворение?

«Наша Родина»

И красива и богата
Наша Родина, ребята.
Долго ехать от столицы
До любой ее границы.

Все вокруг свое, родное:
Горы, степи и леса:
Рек сверканье голубое,
Голубые небеса.

Каждый город
Сердцу дорог,
Дорог каждый сельский дом.
Все в боях когда-то взято
И упрочено трудом!

-О чём стихотворение?

-Какие чувства вызвало оно у вас?

-Понравилось или нет? Чем?

-Как описывается Родина в тексте? Какими словами?

Физминутка

«С чего начинается Родина?» (аудиозапись)

С чего начинается Родина?
С картинки в твоём букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.

А, может, она начинается
С той песни, что пела нам мать,
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.

С чего начинается Родина?
С заветной скамьи у ворот,
С той самой берёзки, что во поле,
Под ветром склоняясь, растёт.

А, может, она начинается
С весенней запевки скворца
И с этой дороги просёлочной,
Которой не видно конца.

С чего начинается Родина?
С окошек, горящих вдали,
Со старой отцовской будёновки,
Что где-то в шкафу мы нашли,

А, может, она начинается
Со стука вагонных колёс
И с клятвы, которую в юности
Ты ей в своём сердце принёс.

С чего начинается Родина?..

-Сейчас я вам предлагаю прослушать последнее стихотворение.

Чтение первой части.

- Что включает поэт в это понятие «Родина»?

- Как вы понимаете последнее предложение?

-Как вы понимаете слово испытание?

Испытание- проверка чего-либо, кого – либо на выяснение качеств, свойств, знания пригодности к чему- либо.

Чтение второй части.

Чтение третьей части.

Словарная работа

-Что такое будёновка?

Будёновка – форменный головной убор военнослужащего Рабоче – Крестьянской Красной Армии. Носили с начала 1919 года до начала 1940 года. После заменили фуражками и пилотками)


Учащиеся слушают














Анализируют стихотворение










Отвечают на вопросы


Учащиеся слушают














Анализируют стихотворение



Отвечают на вопросы






Анализируют стихотворение



Отвечают на вопросы

VIII. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

-Что значит для вас слово Родина?

«Закрой глаза, расслабься и войди в своё внутреннее пространство. Задай себе один лишь вопрос: «Что для меня Родина?». Может быть, это твоя мама - вспомни тепло и ласку её рук. Может, это дом родной или улица, где ты знаешь каждый уголок. А может быть, это старый фотоальбом твоей бабушки, хранящий фотографии твоих родственников. А может быть, это сад, где играл ты со своими друзьями. Или что-то ещё…: Открой глаза и попробуйте рассказать – «Что для меня обозначает слово Родина?»






Выполняют задание


IX. Этап включения в систему знаний и повторения

-Достигли целей урока?

-Как она звучала?

-С какими писателями познакомились?

-О чём были стихотворения?


подводят итоги урока

X. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

«Пожелание себе»

Высказывания детей