СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Г.Р. Державин как представитель русского классицизма.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Г.Р. Державин как представитель русского классицизма.»

План-сценарий урока

студентки 5 курса группы РЛ-15-1

Лушиной Т.А.

Тема: Г.Р. Державин как представитель русского классицизма.

Цели:

Развивающие

- способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, делать необходимые выводы;

- обеспечить условия для развития умений грамотно, чётко и точно выражать свои мысли;

- обеспечить условия для развития внимательности, наблюдательности и умений выделять главное, оценке различных процессов, явлений и фактов;

- способствовать развитию логического мышления;

- способствовать развитию умения анализа поэтического текста.

Воспитательные

- обеспечить условия по формированию сознательной дисциплины и норм поведения учащихся;

- обеспечить условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету;

- способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности;

Образовательные

- организация деятельности учащихся по расширению области их знаний о Г.Р. Державине, как представителе русского классицизма.


Методы:

-беседа;

-работа с учебником, с текстом произведения;

-запись в тетради;

-письменная работа.


Оборудование:

-учебник;

-презентация.


Тип урока: комбинированный.


План урока

1.Организационный момент;

2.Подготовка к восприятию;

3.Аналитическая беседа;

4.Синтез;

5.Домашнее задание.









Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Организационный момент

Добрый день, ребята!

Садитесь на свои места.

Здравствуйте!

Личностные:

самоопределение

-подготовка к учебной деятельности

Регулятивные:

- самостоятельно организовывать свое рабочее место;

- планировать свою деятельность в соответствии с

предъявленной информацией;

- настраивать себя на продуктивную работу;

- самостоятельно организовывать свое рабочее место в

соответствии с целью выполнения заданий;

- планировать учебное сотрудничество с учителем и

сверстниками.

Коммуникативные:

- слушать собеседника и понимать речь других;

- строить устное высказывание в соответствии с

коммуникативной задачей.

Подготовка к восприятию

Вашим домашним заданием было подготовить рассказ или презентацию о жизни и творчестве Г.Р. Державина.

Давайте послушаем ваши доклады.


Спасибо за рассказ и ваши дополнения!

Один доклад слушаем полностью, остальные ребята добавляют.

Личностные:

- Самоопределение (мотивация учения).

Регулятивные:

-планировать свою деятельность на уроке;

- определять последовательность действии на уроке;

- принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные:

-ориентироваться в своей системе знаний.

границы знания/незнания

Коммуникативные:

-слушать и понимать речь других.

Аналитическая беседа

Теперь давайте обратимся к творчеству Державина, в частности к стихотворению «Властителям и судиям».


История создания

Стихотворение является вольным переводом одного из псалмов, который Державин дополнил собственным возмущением по поводу власть придержащих. Написано оно было в 1870 году и, после больших усилий со стороны поэта, все же опубликовано – в газете “Санкт-Петербургский Вестник”.

Державин был не только поэтом, но и государственным деятелем, который на протяжении многих лет занимал достаточно высокие должности. И такая деятельность показала ему все недостатки управленческой системы в Российской империи – а их было много. За годы своей службы Гавриил Романович утвердился в мысли, что системе необходимы кардинальные перемены – эта мысль и была им выражена в стихотворении “Властителям и судиям”. Таким образом, история создания этого стихотворения тесно связана с историческими и политическими реалиями его времени.

Несмотря на то, что Державин был убежденным монархистом, его ода была воспринята придворными и самой императрицей, которая вообще-то благоволила поэту, как революционный призыв. И, несмотря на то, что поэт не вкладывал в свои строки идеи свержения существующего строя, просто высказывая накопившуюся горечь по поводу царящей несправедливости, в дальнейшем заданная им обличительная тенденция получила развитие в русской литературной традиции.


Г.Р. Державин следует традиции, заложенной еще М.В. Ломоносовым: каждое четверостишие написано правильным четырехстопным ямбом. Поэт нигде не отступает от высокого стиля.


Выразительное чтение 1 четверостишия Г.Р. Державина.


Какое прилагательное ставит Г.Р. Державин рядом со словом богов?


Цари и сильные мира сего уподоблялись богам. Почему Державин поставил слово земные рядом со словом боги?



Чем обеспокоен поэт?



Выразительное чтение 2 и 3 четверостиший.

Какова интонация 2 и 3 четверостиший?




Внимают ли вельможи обращениям автора?


Выразительное чтение 4 четверостишия.

Почему Г.Р. Держании употребляет в данном четверостишии слова мздою, злодействы, неправдой?








Какие картины возникают в вашем воображении при чтении этих строчек: «Злодействы землю потрясают, // Неправда зыблет небеса»?




Найдите в данном четверостишии восклицания, объясните их роль.



Выразительное чтение 5 четверостишия.

Что противопоставлено в данном четверостишии?




Кто, по мнению Державина, является олицетворением государства?


Возвышает его поэт или нет?

Почему не возвышает?


Выразительное чтение 6 четверостишия.

Каков смысл сравнений «как с древ увядший лист падет», «как ваш последний раб умрет»?



Выразительное чтение 7 четверостишия.

Какие слова противопоставлены по смыслу в 7 строфе?


Лексическая работа.

Объяснить значение слов: правый, лукавый.





Каков смысл обращения «Боже правых!» в последнем четверостишии?


Какая просьба звучит в четверостишии?


Возлагает ли поэт надежду на царя в восстановлении справедливости?


Нарушил или не нарушил требования классицизма Державин, так изображая царя?


Найдите элементы классицизма в стихотворении Г.Р. Державина.







Рамки какого жанра были нарушены?


Да. Это не ода, а стихотворение.

На кого же поэт надеется, кто восстановит порядок и справедливость?


В чём же идея стихотворения? В каких строках она выражена?






Да Бог - это олицетворение совести и справедливости. Он покарает мздоимцев, вельможей, попирающих закон. Их долг – исполнять законы.

Современно ли это стихотворение?





Стихотворение звучит, как набат, как колокол, взывая к власть имущим - соблюдать закон, не обижать бессильных и слабых, служить честно государству.

Языковой анализ текста. Самостоятельная работа в 3х группах.

- Выпишите слова высокого стиля – старославянизмы.



- Найдите риторические обращения, восклицания риторические вопросы. Почему их использовал поэт?

















- Найдите изобразительно-выразительные средства в тексте.



Однако они выступают в качестве вспомогательных средств. Основными являются славянизмы, с помощью которых поэт делает свое стихотворение более торжественным, и риторические восклицания. Они играют очень важную роль в ткани произведения, придавая ему сходство с ораторской речью. Таким способом Державин привлекает внимание читателей.


Теперь давайте обратимся с вами к следующему стихотворению Г.Р. Державина «Памятник».

История написания

Стихотворение «Памятник» было написано Державиным в 1795 году, когда 52-летний Гавриил Романович занимал должность президента Коммерц-коллегии в Петербурге. Он много сил отдавал работе на ответственном посту, однако никогда не забывал о столь любимой им поэзии.

Произведение относится к зрелому этапу творчества поэта, когда он занялся подведением итогов не только своего литературного пути, но и всей жизни. Переосмысливая полученный опыт, Гавриил Романович пытался определить свое место в жизни, в обществе, в литературе.

Во время своих размышлений придворный поэт обратил внимание на оду Горация, которая и вдохновила его на написание стиха «Памятник», ставшим, по сути, вольным толкованием одноименного произведения древнеримского поэта. В своем «Памятнике» Гораций поделился идеей величия истинного художника-творца. Тема бессмертия поэта и его литературных трудов была настолько близка Державину, что он стал одним из первых русских авторов, который начал воспевать собственный талант и поэтическую славу.

Чтение стихотворения.

Какова особенность интонации прочтения данного стихотворения?

Какие слова непонятны в стихотворении Державина?















Какова тема стихотворения?

Какие черты биографии Державина нашли отражение в стихотворении? «Как из безвестности я тем известен стал…», «Что первый я дерзнул в забавном русском слоге о добродетелях Фелицы возгласить», « И истину царям с улыбкой говорить».

1 строфа. – С чем сравнивается памятник в стихотворении Державина?

Почему именно с ними?




Какую мысль помогает утвердить данные сравнения?




А какие эпитеты использует Державин, говоря о памятнике?


Поэт убежден, что сила поэзии могущественнее законов природы и времени. В каких строках об этом сказано?



2 строфа. – В чём видит Державин прочность славы?





Как вы понимаете эти слова?




Обратите внимание, как Державин прекрасно обыгрывает общность корня в словах «слава» и « славяне».

Поэт понимает, что Россия - огромное многонациональное государство . Говоря о её бескрайних просторах, он, по словам литературоведа Д.Д.Благого, « с гордостью рисует картину своей посмертной славы среди многочисленных населяющих Россию народов».

3 строфа. - Какие места необъятной родины упоминает поэт в стихотворении?

4 строфа. - Что ставит поэт себе в заслугу?

Почему поэтом выбран глагол «дерзнул»?





На что осмелился поэт?



Что требовал жанр оды?









Почему с улыбкой?








Подберите синонимы к этому слову (забавным).

Создание « забавного русского слога», т.е. нового языкового стиля, который позволил раздвинуть рамки тогдашней поэзии, насытив её разговорной речью.


Последняя строфа.- К кому обращены последние строфы стихотворения?


Какое значение имеет это слово?




К чему призывает Музу Державин?








Понаблюдайте за лексикой последней строфы. Найдите слова высокого стиля.


Для чего Державин их вводит в стихотворение?


Что говорит Державин в своём стихотворении о своем творчестве?


А в 1836 году русский поэт А.С. Пушкин напишет стихотворение «Памятник» и за основу возьмёт вольное переложение оды Горация Державиным. «Памятник» Г.Р. Державина станет пьедесталом «Памятнику» А.С. Пушкина.


Обратимся к еще одному стихотворению Г.Р. Державина.

Чтение «На смерть князя Мещерского».

Тематически державинская ода сцепляла между собой два прямо противоположных начала: вечности и смерти. Для поэта они были не отвлеченными понятиями, – но явлениями бытия, касающимися каждого из его читателей. Человек является частью природы, и потому в масштабах мироздания он вечен, как вечна сама природа. Однако отдельное человеческое существование преходяще, кратковременно и конечно. И знатного, и ничтожного одинаково поджидает неизбежная смерть.

Радостное ощущение жизни и трагическое переживание смерти объединены в оде глубоким и страстным лирическим чувством. Оно имеет сюжетные контуры. Умер князь Мещерский, близкий знакомый поэта. Его смерть, мрачная и неумолимая, поразила тем больше, что вся жизнь князя, "сына роскоши и нег", была "праздником красоты и довольства". Драматизм кончины многократно усилен противопоставлением этих полюсов.


- О чем нас заставляют задуматься первые две строфы стихотворения?



-О чем сожалеет лирический герой?





-Какую тему поднимает автор в стихотворении?


- Почему автор говорит «жизнь есть мгновенный дар»?



-Актуальна ли эта тема в наше время?


Всё стихотворение пронизано идеей: смерть неотвратима. Люди склонны не беспокоиться о будущем, стремиться к мелким наслаждениям. Но когда они сталкиваются с неизбежностью, то начинают скорбеть об упущенных возможностях. Поэт призывает не терзаться сожалениями, а принимать всё, что даёт судьба:


Жизнь есть небес мгновенный дар;
Устрой её себе к покою
И с чистою твоей душою
Благословляй судеб удар.












































Прилагательное земных.



Державин показывает, что метит не в царей, а прежде всего в не исполняющих свои гражданские обязанности вельмож и судий.


Поэт обеспокоен тем, что земные боги щадят неправедных и злых.




В указанных четверостишиях звучит речь гневного оратора, напоминающего неправедным судиям и вельможам о долге перед народом.

Нет.




Г.Р. Державин считает главной причиной злоупотреблений нарушение законов и взяточничество. Мзда, то есть взятки, поборы, закрывает глаза властителям, и они, «имея уши, не слышат, имея глаза, не видят». Державин предпочитает исторически конкретные обвинения, нежели указание на нравственно-духовное состояние души творящих неправду.


Возникает картина землетрясения, бури. Мир разрушается. Мир природы параллелен миру человека. Если законы нравственности нарушены, то миру грозит гибель. Законы нравственности столь же непреложные, как и законы природы.

Земные боги знают о том, что происходит в народе, но почему-то не пытаются помочь, не выполняют своих обязанностей.




Поэт противопоставляет то состояние, в котором призваны находиться властители, впрочем, как и вообще каждый человек, тому состоянию, в котором они находятся по своим свойствам и склонностям.


Царь.


Нет.

Он не выступает против несправедливости, не защищает закон.



Цари такие же люди, как и их рабы.






Правый – лукавый.




Правый, значит праведный, несущий правду, добро, поступающий правильно. Лукавый – склонный к козням, интригам; коварный.



Обращение «Боже правых!» это мольба к грядущему Спасителю людей и Победителю лукавого (дьявола).


В четверостишии звучит просьба покарать лукавых.

Нет.



Нарушил.



Для стихотворения Г.Р.Державина свойственно обращение к общественной проблематике, утверждение идей просвещенного абсолютизма, патриотизма, гражданственности, стремления запечатлеть существенные стороны жизненного явления, деление героев на положительных и отрицательных.


Оды.



На Бога (последняя строфа).



Ваш долг есть: сохранять законы,

На лица сильных не взирать,

Без помощи, без обороны

Сирот и вдов не оставлять.




Да. Оно звучит современно, потому что коррупция есть в нашей стране. В России введена Программа борьбы с коррупцией в разных её проявлениях. Сам президент РФ В.В. Путин отслеживает реализацию этой программы.







Сонме, доколе, рёк, взирать, исторгнуть, не внемлют, мзда, очеса, зыблет, мнил, древ, внемли.


Риторический вопрос: Доколе, рек, доколь вам будет

\Щадить неправедных и злых?


Риторические восклицания: Не внемлют! видят – и не знают!; И вы подобно так падете,

\Как с древ увядший лист падет!

\И вы подобно так умрете,

\Как ваш последний раб умрет!


Риторические обращения: Цари! Я мнил, вы боги властны; Воскресни, боже! боже правых!


Риторические фигуры придают большую выразительность тексту, наполняют его драматизмом, подчеркивают важность выраженной мысли.


Эпитеты – “последний раб”, “увядший лист”, “земные боги”.

Сравнения – “как с древ увядший лист падет”, “вы умрете, как ваш последний раб умрет”.






































Прочитано с неторопливой торжественной интонацией.



Тлен — гниение, разрушение, распад. Доколь — до тех пор, пока. Славянов род — здесь: русских людей. Вселенна — Вселенная. Чтить — чувствовать и проявлять глубокое уважение к кому-либо . От Белых вод до Чёрных - от Белого моря до Чёрного. Рифей — название Уральских гор. Народах неисчетных — имеется в виду большое количество народов, национальностей, населявших территорию России. Возгласить — сказать. Добродетель — положительное нравственное качество человека. Фелица — героиня оды Г.Р. Державина «Фелица», посвященной Екатерине П. В оде императрица выведена под именем персонажа сказки, написанной самой Екатериной для маленького внука, будущего Александра I. Чело - лоб.


Роль творчества, тема назначения поэта и поэзии.


Державин родился в небогатой семье, и известность ему принесла ода «Фелица», восхвалявшая императрицу Екатерину II.




“металлов выше он и тверже пирамид”.


(Крепость, вечность) Памятник – это творение, оставляемое потомкам, поэтому сравнение с пирамидами, металлом подразумевает переносный смысл.


Все это помогает утвердить мысль о важности творчества, о бессмертии художественных произведений.


«Чудесный, вечный».


«Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,

И времени полёт его не сокрушит».



« И слава возрастёт моя, не увядая,

Доколь славянов род вселенна будет чтить».


Прочность славы видит в уважении к Отечеству, считает себя национальным русским поэтом.












Белое, Черное моря, Волга, Дон, Нева, Урал, Рифей.


«Что первый я дерзнул в забавном русском слоге…».


1.Дерзать-осмеливаться на что-нибудь. 2.Смело стремиться к чему-нибудь благородному, высокому, новому.

«Что первый я дерзнул в забавном русском слоге

О добродетелях Фелицы возгласить».


Говорить о величии монархов, прославлять их дела, создавать некий «парадный образ». Державин говорит о добродетелях Фелицы-Екатерины II. Он видит свою заслугу в том, что сохранял человеческое достоинство, искренность. Он один из немногих, кто позволял себе прямо критиковать те или иные поступки царицы, вельмож. Поэтому Державин смотрит на поэта как на служителя и на поборника истины.


Шутка-главная стилистическая особенность новой поэзии Д.) Державин говорил: « Будучи поэт по вдохновению, я должен был говорить правду; политик или царедворец по услужению моему при дворе, я принуждён был закрывать истину иносказанием и намёками». Державин видит свою заслугу и в том, что сделал русский слог « забавным».


Весёлым, простым, острым.






К музе.


Муза - Богиня - покровительница искусств и наук. Муза - Источник поэтического вдохновения. Муза - Само вдохновение, творчество.



«И презрит кто тебя, сама тех презирай» Державин не надеется на единодушное одобрение современников.

«Непринуждённою рукой неторопливой

Чело твоё зарёй бессмертия венчай»

Муза его и на пороге бессмертия сохраняет черты воинственности и величия.


Возгордясь, чело, венчай, презрит.



Для создания интонации торжественности.


Державин говорит о значимости своего творчества для России, для русских.









































Первые две строфы заставляют нас задуматься о том, что человек не может жить вечно. Рано или поздно мы все уходим из этого мира.

Герой сожалеет о том, что и его молодость уже ушла, что не сильно нежит красота, не столько восхищает радость, не столько легкомыслен ум, не столько он благополучен.

Тему жизни и смерти.

Автор говорит так потому, что жизнь быстротечна, нужно наслаждаться ей, чтобы потом не сожалеть о том, что ты прожил ее бессмысленно.

Тема жизни и смерти актуальна во все времена.


Личностные:

- нравственно-этического оценивания (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор).

Регулятивные:

- организовать свою деятельность в соответствии с целевой установкой;

- выполнять пробные учебные действия;

- выдвигать предположения на основе имеющихся знаний и доказывать их;

- выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;

- осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;

- делать выводы по результатам работы.

Познавательные:

- ориентироваться в учебнике;

- извлекать обходимую информацию из текста;

- структурировать учебный материал, выделять в нем главное;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления;

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.

Коммуникативные:

- строить монологическую и диалогическую речь;

- слушать и понимать речь других;

- с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- высказывать и обосновывать свою точку зрения.


Синтез

Итак, ребята, сейчас я попрошу вас письменно ответить на вопрос: как вы поняли, в чем новаторство поэзии Г.Р. Державина? Как сильно он отошел от классицистической оды?

Письменно отвечают на вопрос, сдают листочки.

Личностные:

- нравственно-этического оценивания (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор).

Регулятивные:

- соотносить цели урока с результатами работы;

- анализировать и осмыслять свои достижения;

- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно усвоить.

Познавательные:

- систематизировать, обобщать изученное, делать выводы.

Коммуникативные:

- строить монологическое высказывание;

- отвечать на вопросы учителя;

- слышать и понимать речь других.

Домашняя работа

Выразительное чтение оды «Бог». Наизусть на выбор: «Властителям и судиям», «Памятник».

Записывают домашнее задание.

Личностные:

- выработка смыслообразования;

- ценностно-смысловая ориентация.

Регулятивные:

-прогнозировать предстоящую работу;

Познавательные:

- поиск необходимой информации в тексте.

Коммуникативные:

- владение диалогической и монологической формами речи.