Аналитическая беседа | Теперь давайте обратимся к творчеству Державина, в частности к стихотворению «Властителям и судиям». История создания Стихотворение является вольным переводом одного из псалмов, который Державин дополнил собственным возмущением по поводу власть придержащих. Написано оно было в 1870 году и, после больших усилий со стороны поэта, все же опубликовано – в газете “Санкт-Петербургский Вестник”. Державин был не только поэтом, но и государственным деятелем, который на протяжении многих лет занимал достаточно высокие должности. И такая деятельность показала ему все недостатки управленческой системы в Российской империи – а их было много. За годы своей службы Гавриил Романович утвердился в мысли, что системе необходимы кардинальные перемены – эта мысль и была им выражена в стихотворении “Властителям и судиям”. Таким образом, история создания этого стихотворения тесно связана с историческими и политическими реалиями его времени. Несмотря на то, что Державин был убежденным монархистом, его ода была воспринята придворными и самой императрицей, которая вообще-то благоволила поэту, как революционный призыв. И, несмотря на то, что поэт не вкладывал в свои строки идеи свержения существующего строя, просто высказывая накопившуюся горечь по поводу царящей несправедливости, в дальнейшем заданная им обличительная тенденция получила развитие в русской литературной традиции. Г.Р. Державин следует традиции, заложенной еще М.В. Ломоносовым: каждое четверостишие написано правильным четырехстопным ямбом. Поэт нигде не отступает от высокого стиля. Выразительное чтение 1 четверостишия Г.Р. Державина. Какое прилагательное ставит Г.Р. Державин рядом со словом богов? Цари и сильные мира сего уподоблялись богам. Почему Державин поставил слово земные рядом со словом боги? Чем обеспокоен поэт? Выразительное чтение 2 и 3 четверостиший. Какова интонация 2 и 3 четверостиший? Внимают ли вельможи обращениям автора? Выразительное чтение 4 четверостишия. Почему Г.Р. Держании употребляет в данном четверостишии слова мздою, злодействы, неправдой? Какие картины возникают в вашем воображении при чтении этих строчек: «Злодействы землю потрясают, // Неправда зыблет небеса»? Найдите в данном четверостишии восклицания, объясните их роль. Выразительное чтение 5 четверостишия. Что противопоставлено в данном четверостишии? Кто, по мнению Державина, является олицетворением государства? Возвышает его поэт или нет? Почему не возвышает? Выразительное чтение 6 четверостишия. Каков смысл сравнений «как с древ увядший лист падет», «как ваш последний раб умрет»? Выразительное чтение 7 четверостишия. Какие слова противопоставлены по смыслу в 7 строфе? Лексическая работа. Объяснить значение слов: правый, лукавый. Каков смысл обращения «Боже правых!» в последнем четверостишии? Какая просьба звучит в четверостишии? Возлагает ли поэт надежду на царя в восстановлении справедливости? Нарушил или не нарушил требования классицизма Державин, так изображая царя? Найдите элементы классицизма в стихотворении Г.Р. Державина. Рамки какого жанра были нарушены? Да. Это не ода, а стихотворение. На кого же поэт надеется, кто восстановит порядок и справедливость? В чём же идея стихотворения? В каких строках она выражена? Да Бог - это олицетворение совести и справедливости. Он покарает мздоимцев, вельможей, попирающих закон. Их долг – исполнять законы. Современно ли это стихотворение? Стихотворение звучит, как набат, как колокол, взывая к власть имущим - соблюдать закон, не обижать бессильных и слабых, служить честно государству. Языковой анализ текста. Самостоятельная работа в 3х группах. - Выпишите слова высокого стиля – старославянизмы. - Найдите риторические обращения, восклицания риторические вопросы. Почему их использовал поэт? - Найдите изобразительно-выразительные средства в тексте. Однако они выступают в качестве вспомогательных средств. Основными являются славянизмы, с помощью которых поэт делает свое стихотворение более торжественным, и риторические восклицания. Они играют очень важную роль в ткани произведения, придавая ему сходство с ораторской речью. Таким способом Державин привлекает внимание читателей. Теперь давайте обратимся с вами к следующему стихотворению Г.Р. Державина «Памятник». История написания Стихотворение «Памятник» было написано Державиным в 1795 году, когда 52-летний Гавриил Романович занимал должность президента Коммерц-коллегии в Петербурге. Он много сил отдавал работе на ответственном посту, однако никогда не забывал о столь любимой им поэзии. Произведение относится к зрелому этапу творчества поэта, когда он занялся подведением итогов не только своего литературного пути, но и всей жизни. Переосмысливая полученный опыт, Гавриил Романович пытался определить свое место в жизни, в обществе, в литературе. Во время своих размышлений придворный поэт обратил внимание на оду Горация, которая и вдохновила его на написание стиха «Памятник», ставшим, по сути, вольным толкованием одноименного произведения древнеримского поэта. В своем «Памятнике» Гораций поделился идеей величия истинного художника-творца. Тема бессмертия поэта и его литературных трудов была настолько близка Державину, что он стал одним из первых русских авторов, который начал воспевать собственный талант и поэтическую славу. Чтение стихотворения. Какова особенность интонации прочтения данного стихотворения? Какие слова непонятны в стихотворении Державина? Какова тема стихотворения? Какие черты биографии Державина нашли отражение в стихотворении? «Как из безвестности я тем известен стал…», «Что первый я дерзнул в забавном русском слоге о добродетелях Фелицы возгласить», « И истину царям с улыбкой говорить». 1 строфа. – С чем сравнивается памятник в стихотворении Державина? Почему именно с ними? Какую мысль помогает утвердить данные сравнения? А какие эпитеты использует Державин, говоря о памятнике? Поэт убежден, что сила поэзии могущественнее законов природы и времени. В каких строках об этом сказано? 2 строфа. – В чём видит Державин прочность славы? Как вы понимаете эти слова? Обратите внимание, как Державин прекрасно обыгрывает общность корня в словах «слава» и « славяне». Поэт понимает, что Россия - огромное многонациональное государство . Говоря о её бескрайних просторах, он, по словам литературоведа Д.Д.Благого, « с гордостью рисует картину своей посмертной славы среди многочисленных населяющих Россию народов». 3 строфа. - Какие места необъятной родины упоминает поэт в стихотворении? 4 строфа. - Что ставит поэт себе в заслугу? Почему поэтом выбран глагол «дерзнул»? На что осмелился поэт? Что требовал жанр оды? Почему с улыбкой? Подберите синонимы к этому слову (забавным). Создание « забавного русского слога», т.е. нового языкового стиля, который позволил раздвинуть рамки тогдашней поэзии, насытив её разговорной речью. Последняя строфа.- К кому обращены последние строфы стихотворения? Какое значение имеет это слово? К чему призывает Музу Державин? Понаблюдайте за лексикой последней строфы. Найдите слова высокого стиля. Для чего Державин их вводит в стихотворение? Что говорит Державин в своём стихотворении о своем творчестве? А в 1836 году русский поэт А.С. Пушкин напишет стихотворение «Памятник» и за основу возьмёт вольное переложение оды Горация Державиным. «Памятник» Г.Р. Державина станет пьедесталом «Памятнику» А.С. Пушкина. Обратимся к еще одному стихотворению Г.Р. Державина. Чтение «На смерть князя Мещерского». Тематически державинская ода сцепляла между собой два прямо противоположных начала: вечности и смерти. Для поэта они были не отвлеченными понятиями, – но явлениями бытия, касающимися каждого из его читателей. Человек является частью природы, и потому в масштабах мироздания он вечен, как вечна сама природа. Однако отдельное человеческое существование преходяще, кратковременно и конечно. И знатного, и ничтожного одинаково поджидает неизбежная смерть. Радостное ощущение жизни и трагическое переживание смерти объединены в оде глубоким и страстным лирическим чувством. Оно имеет сюжетные контуры. Умер князь Мещерский, близкий знакомый поэта. Его смерть, мрачная и неумолимая, поразила тем больше, что вся жизнь князя, "сына роскоши и нег", была "праздником красоты и довольства". Драматизм кончины многократно усилен противопоставлением этих полюсов. - О чем нас заставляют задуматься первые две строфы стихотворения? -О чем сожалеет лирический герой? -Какую тему поднимает автор в стихотворении? - Почему автор говорит «жизнь есть мгновенный дар»? -Актуальна ли эта тема в наше время? Всё стихотворение пронизано идеей: смерть неотвратима. Люди склонны не беспокоиться о будущем, стремиться к мелким наслаждениям. Но когда они сталкиваются с неизбежностью, то начинают скорбеть об упущенных возможностях. Поэт призывает не терзаться сожалениями, а принимать всё, что даёт судьба: Жизнь есть небес мгновенный дар; Устрой её себе к покою И с чистою твоей душою Благословляй судеб удар. | Прилагательное земных. Державин показывает, что метит не в царей, а прежде всего в не исполняющих свои гражданские обязанности вельмож и судий. Поэт обеспокоен тем, что земные боги щадят неправедных и злых. В указанных четверостишиях звучит речь гневного оратора, напоминающего неправедным судиям и вельможам о долге перед народом. Нет. Г.Р. Державин считает главной причиной злоупотреблений нарушение законов и взяточничество. Мзда, то есть взятки, поборы, закрывает глаза властителям, и они, «имея уши, не слышат, имея глаза, не видят». Державин предпочитает исторически конкретные обвинения, нежели указание на нравственно-духовное состояние души творящих неправду. Возникает картина землетрясения, бури. Мир разрушается. Мир природы параллелен миру человека. Если законы нравственности нарушены, то миру грозит гибель. Законы нравственности столь же непреложные, как и законы природы. Земные боги знают о том, что происходит в народе, но почему-то не пытаются помочь, не выполняют своих обязанностей. Поэт противопоставляет то состояние, в котором призваны находиться властители, впрочем, как и вообще каждый человек, тому состоянию, в котором они находятся по своим свойствам и склонностям. Царь. Нет. Он не выступает против несправедливости, не защищает закон. Цари такие же люди, как и их рабы. Правый – лукавый. Правый, значит праведный, несущий правду, добро, поступающий правильно. Лукавый – склонный к козням, интригам; коварный. Обращение «Боже правых!» это мольба к грядущему Спасителю людей и Победителю лукавого (дьявола). В четверостишии звучит просьба покарать лукавых. Нет. Нарушил. Для стихотворения Г.Р.Державина свойственно обращение к общественной проблематике, утверждение идей просвещенного абсолютизма, патриотизма, гражданственности, стремления запечатлеть существенные стороны жизненного явления, деление героев на положительных и отрицательных. Оды. На Бога (последняя строфа). Ваш долг есть: сохранять законы, На лица сильных не взирать, Без помощи, без обороны Сирот и вдов не оставлять. Да. Оно звучит современно, потому что коррупция есть в нашей стране. В России введена Программа борьбы с коррупцией в разных её проявлениях. Сам президент РФ В.В. Путин отслеживает реализацию этой программы. Сонме, доколе, рёк, взирать, исторгнуть, не внемлют, мзда, очеса, зыблет, мнил, древ, внемли. Риторический вопрос: Доколе, рек, доколь вам будет \Щадить неправедных и злых? Риторические восклицания: Не внемлют! видят – и не знают!; И вы подобно так падете, \Как с древ увядший лист падет! \И вы подобно так умрете, \Как ваш последний раб умрет! Риторические обращения: Цари! Я мнил, вы боги властны; Воскресни, боже! боже правых! Риторические фигуры придают большую выразительность тексту, наполняют его драматизмом, подчеркивают важность выраженной мысли. Эпитеты – “последний раб”, “увядший лист”, “земные боги”. Сравнения – “как с древ увядший лист падет”, “вы умрете, как ваш последний раб умрет”. Прочитано с неторопливой торжественной интонацией. Тлен — гниение, разрушение, распад. Доколь — до тех пор, пока. Славянов род — здесь: русских людей. Вселенна — Вселенная. Чтить — чувствовать и проявлять глубокое уважение к кому-либо . От Белых вод до Чёрных - от Белого моря до Чёрного. Рифей — название Уральских гор. Народах неисчетных — имеется в виду большое количество народов, национальностей, населявших территорию России. Возгласить — сказать. Добродетель — положительное нравственное качество человека. Фелица — героиня оды Г.Р. Державина «Фелица», посвященной Екатерине П. В оде императрица выведена под именем персонажа сказки, написанной самой Екатериной для маленького внука, будущего Александра I. Чело - лоб. Роль творчества, тема назначения поэта и поэзии. Державин родился в небогатой семье, и известность ему принесла ода «Фелица», восхвалявшая императрицу Екатерину II. “металлов выше он и тверже пирамид”. (Крепость, вечность) Памятник – это творение, оставляемое потомкам, поэтому сравнение с пирамидами, металлом подразумевает переносный смысл. Все это помогает утвердить мысль о важности творчества, о бессмертии художественных произведений. «Чудесный, вечный». «Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный, И времени полёт его не сокрушит». « И слава возрастёт моя, не увядая, Доколь славянов род вселенна будет чтить». Прочность славы видит в уважении к Отечеству, считает себя национальным русским поэтом. Белое, Черное моря, Волга, Дон, Нева, Урал, Рифей. «Что первый я дерзнул в забавном русском слоге…». 1.Дерзать-осмеливаться на что-нибудь. 2.Смело стремиться к чему-нибудь благородному, высокому, новому. «Что первый я дерзнул в забавном русском слоге О добродетелях Фелицы возгласить». Говорить о величии монархов, прославлять их дела, создавать некий «парадный образ». Державин говорит о добродетелях Фелицы-Екатерины II. Он видит свою заслугу в том, что сохранял человеческое достоинство, искренность. Он один из немногих, кто позволял себе прямо критиковать те или иные поступки царицы, вельмож. Поэтому Державин смотрит на поэта как на служителя и на поборника истины. Шутка-главная стилистическая особенность новой поэзии Д.) Державин говорил: « Будучи поэт по вдохновению, я должен был говорить правду; политик или царедворец по услужению моему при дворе, я принуждён был закрывать истину иносказанием и намёками». Державин видит свою заслугу и в том, что сделал русский слог « забавным». Весёлым, простым, острым. К музе. Муза - Богиня - покровительница искусств и наук. Муза - Источник поэтического вдохновения. Муза - Само вдохновение, творчество. «И презрит кто тебя, сама тех презирай» Державин не надеется на единодушное одобрение современников. «Непринуждённою рукой неторопливой Чело твоё зарёй бессмертия венчай» Муза его и на пороге бессмертия сохраняет черты воинственности и величия. Возгордясь, чело, венчай, презрит. Для создания интонации торжественности. Державин говорит о значимости своего творчества для России, для русских. Первые две строфы заставляют нас задуматься о том, что человек не может жить вечно. Рано или поздно мы все уходим из этого мира. Герой сожалеет о том, что и его молодость уже ушла, что не сильно нежит красота, не столько восхищает радость, не столько легкомыслен ум, не столько он благополучен. Тему жизни и смерти. Автор говорит так потому, что жизнь быстротечна, нужно наслаждаться ей, чтобы потом не сожалеть о том, что ты прожил ее бессмысленно. Тема жизни и смерти актуальна во все времена. | Личностные: - нравственно-этического оценивания (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор). Регулятивные: - организовать свою деятельность в соответствии с целевой установкой; - выполнять пробные учебные действия; - выдвигать предположения на основе имеющихся знаний и доказывать их; - выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала; - осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя; - делать выводы по результатам работы. Познавательные: - ориентироваться в учебнике; - извлекать обходимую информацию из текста; - структурировать учебный материал, выделять в нем главное; - устанавливать причинно-следственные связи; - анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления; - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного. Коммуникативные: - строить монологическую и диалогическую речь; - слушать и понимать речь других; - с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - высказывать и обосновывать свою точку зрения. |