Степанова Алла Евгеньевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Крючковская СОШ»
Предмет: литература
Класс: 9
УМК Коровиной В.Я. Учебник - Литература. 9 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв.- М.: Просвещение, 2010 г
Уровень обучения: базовый
Тема урока: Г.Р.Державин. Жизнь и творчество. «Властителям и судиям».Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации. Философское стихотворение «Река времён в своём стремленьи…»
Ода в творчестве Державина «Фелица» (Гражданская поэзия Державина).
Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1час
Место урока в системе уроков по теме: 10
Цель урока: достичь образовательных результатов
Личностные: формировать умение ориентироваться в системе моральных норм и ценностей; прививать устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;
Метапредметные:
регулятивные УУД:
уметь самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями; осуществлять анализ и синтез;
познавательные УУД: уметь самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста; пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным, воспринятого на слух;
– излагать содержание прочитанного текста подробно, сжато, выборочно;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения.
коммуникативные УУД: .: уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы; уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
Предметные: ознакомить обучающихся с жизнью и творчеством Г.Р.Державина; гражданской лирикой поэта; совершенствовать навыки анализа поэтического текста эпохи классицизма; на примере жизни и творчества Г.Р.Державина воспитывать уважение к личности поэта как гражданина, духовно-нравственную культуру.
Прогнозируемые результаты: обучающиеся должны знать теоретико-литературные понятия; определять основные темы и проблемы изучаемого произведения; уметь анализировать изучаемое произведение.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков
Содержание урока
1. Организационный этап
2. Проверка домашнего задания. Актуализация опорных знаний.
Чтение наизусть отрывков из оды М.В.Ломоносова «Ода на день восшествия…»
-Можем ли отнести оду Ломоносова к гражданской лирике? Аргументируйте ответ.
3.Мотивация учебной деятельности.
- Сегодня на уроке мы продолжим разговор о литературе эпохи классицизма и об одном из лучших ее представителей. 18 век провозгласил идею служения Отечеству, исполнения гражданского долга каждым человеком, начиная от монарха и заканчивая последним солдатом.
Одним из таких людей, душу свою отдававшим за интересы государства и общества на всяком поприще, на котором ему доводилось пребывать, и был Гавриил Романович Державин.
-Что вы знаете о жизни и творчестве этого поэта? (выступления обучающихся о жизни и творчестве поэта, сопровождаемые презентацией) (домашнее индивидуальное задание)
Задание. Слушая одноклассников, сформулируйте ответ на вопрос: «Какие черты определяют личность Г.Р.Державина?» (Ответы учеников)
4. Формулирование проблемы и цели урока
-Можно ли Г.Р.Державина назвать истинным сыном Отечества, гражданином?
- А как поэт может бороться за правду, проявить свою гражданскую позицию?
-Какую поэзию мы назовем гражданской? (Поэзию, выражающаую не личные чувства человека, а утверждающую высокие гражданские идеалы (служение Отечеству, народу, долг гражданина, борьба со всем негативным)
-Сформулируйте тему урока (Гражданская поэзии Г.Р.Державина)
-А какие произведения гражданской лирики поэта можете назвать?
-- Значит, какова цель нашего урока?
( познакомиться с гражданской лирикой Державина)
5. Работа над темой урока
1).Ознакомление с одой Державина «Фелица»
-Чтобы понять Державина-гражданина, давайте обратимся к его раздумьям о мире, власти, долге человека.
-С каким произведением Державина вы самостоятельно работали дома?
-Какова основная тематика и проблематика оды «Фелица»? (сообщение, индивидуальное задание)
Вывод: Каков идеал человеческого достоинства и гражданского служения?
2).Аналитическая работа с текстом стихотворения «Властителям и судиям»
- Ярким примером гражданской лирики Державина является и стихотворение «Властителям и судиям», которое чуть не стало причиной изгнания и опалы. Данное стихотворение - смелая поэтическая разработка 81-го псалма – так называюся библейские песнопения, составляющие Псалтырь – одна из книг Ветхого Завета, авторство песен приписывают царю Давиду.
А. Прослушивание оды «Властителям и судиям» в актёрском исполнении. Обучающиеся следят по тексту учебника, отмечают непонятные слова
Анализ первичного восприятия
-Подумайте, почему Екатерина II, прочитав это стихотворение, пришла в ярость?
- Каков пафос произведения? (обличительный, гневный)
Б.Словарная работа
Земных богов, во сонме, доколе, рек, без обороны, покрыты мздою очеса, мнил, страстны, карай лукавых
В. Беседа по тексту произведения
-В чем своеобразие этого произведения? Как бы вы определили его жанр и почему?
-Кого осуждает поэт? В чем? Почему непримирим в своих суждениях к «властителям и судиям»?
-Каков должен быть долг земных богов, властителей и судей?
-Надеется ли поэт на исправление пороков власть имущих?
-Найдите строки, в которых отразилась личность самого поэта. Охарактеризуйте идейное содержание этих строк.
Г.Работа в парах
Прочитайте Псалом 81:
«Бог стал в сонме богов;
среди богов произнёс суд.
Доколе будете вы судить неправедно
и оказывать лицеприятие нечестивым?
Давайте суд бедному и сироте;
угнетённому и нищему оказывайте справедливость.
 | | Давайте суд бедному и сироте; угнетенному и нищему оказывайте справедливость; |
 | | избавляйте бедного и нищего; исторгайте его из руки нечестивых. |
 | | Не знают, не разумеют, во тьме ходят; все основания земли колеблются. |
 | | Я сказал: вы - боги, и сыны Всевышнего - все вы; |
 | | но вы умрете, как человеки, и падете, как всякий из князей. |
 | | Восстань*, Боже, суди землю, ибо Ты наследуешь все народы. |
Задание: сопоставьте оду с Псалмом 81. Что нового вносит Державин в текст своего произведения? (идея возмездия)
Вывод
- Какие строки стихотворения соответствуют гражданской и нравственной позиции поэта?
Обобщение учителя: Державин первый в своей поэзии затронул тему неправедности сильных мира сего, и сделал это в новаторской форме: оды-сатиры. А для этого нужно быть достаточно смелым. Чтобы так открыто восстать против произвола властей.
6. Подведение итога урока:
-В чем, по-вашему, проявилась высокая гражданственность и поэтический талант Державина?
7. Рефлексия
- Вернемся к цели урока ( знакомство с произведениями гражданской тематики в поэзии Державина).
-Достигли вы поставленной цели?
-С какими стихотворениями мы познакомились?
-Актуально ли стихотворение «Властителям и судьям» сегодня? Свой ответ аргументируйте.
-Как вы оцениваете свою работу на уроке?
8.Домашнее задание.
1.Наизусть «Властителям и судиям»
2.Вспомните стихотворение Державина «Река времен в своем стремленье…» и подумайте, каков ответ поэта на вопрос о смысле жизни.