Открытый урок природоведения в 5 классе
Тема: Галактики. Световой год.
Цель урока: формирование представлений у учащихся о строении Вселенной.
Задачи:
образовательные: повторить, обобщить и систематизировать учебный материал по теме "Вселенная”, обеспечить связь с предыдущими темами; формирование у учащихся представлений о Галактике, ее составе, расстояниях между звездами, измеряемых с помощью астрономической единицы длины – светового года,
развивать познавательный интерес к изучаемым вопросам, формировать общеучебные умения и навыки (работу с дополнительной литературой), умение самостоятельно работать, извлекать нужную информацию, анализировать и систематизировать
воспитательные и развивающие: формировать межпредметные связи, воспитывать потребность любить и уважать природу, привитие навыков коммуникативного общения, развитие культуры речи.
Оборудование: аншлаги со словами: астрономия, галактика, световой год;
цинк, серная кислота, пробирки;
карточки для самостоятельной работы;
изображения галактик, печатные тексты «Виды галактик»,таблицы,
портрет Магеллана, карта маршрута;
кроссворд «Галактика», карточки с домашним заданием,
цветные кружки (голубые, желтые, красные)
Ход урока.
Повторение ранее изученного материала.
Звездное небо было первой Великой Книгой, которую люди учились читать и понимать. А потом, много лет спустя, появилась наука о звездах и других светилах, которая называется астрономия. Наука развивалась и многие тайны Вселенной, которые она хранила, разгаданы. Сегодня мы узнаем некоторые из них.
А теперь давайте вспомним то, что мы уже знаем.
- На какие две группы делят планеты?
- Назовем эти планеты с помощью стихотворения
По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз - Меркурий,
Два - Венера,
Три - Земля,
Четыре - Марс.
Пять - Юпитер,
Шесть - Сатурн,
Семь - Уран,
За ним - Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
Автор:Аркадий Хайт
С
ерная кислота + цинк выделение газа водорода
- Что такое выделяется?
- Может быть его кто-то из вас назовет?
Так выделяется газ водород в земных условиях, а в космическом пространстве его огромное количество. Им, гелием и твердыми частичками – межзвездной пылью заполнено межзвездное пространство. Межзвездное вещество является тем материалом, из которого образуются новые звезды и планеты.
- Назовите планеты, состоящие из водорода.
- В чём состоит главное отличие Земли от других планет?
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо...
Береги свою планету -
Ведь другой, похожей, нету!
Автор: Роман Сеф
- Назовите естественный спутник Земли.
- Какая звезда самая главная в жизни каждого человека?
-Внимание, на горизонте космического корабля “хвостатое чудовище”. Как вы объясните это явление?
Звезды – это гигантские пылающие шары.
Солнце неподвижно.
Ядро кометы газообразное.
Метеориты – это упавшие на Землю космические тела.
Комета –это световое явление.
Плутон – самая дальняя планета Солнечной системы.
Планеты-гиганты имеют твердую поверхность.
Наше Солнце – это желтый гигант.
На Луне есть моря.
Все планеты земной группы расположены близко к Солнцу.
Правильные ответы: 1, 4, 6, 9, 10
Оценка «5» - 5 правильных ответов,
«4» - 4, «3» - 3, «2» - 2 и менее правильных ответов.
2. Подготовка к изучению нового материала.
Демонстрация слайдов с изображением Галактик.
-Что вы увидели?
-Как вы догадались, что это Галактики?
- Какие Галактики вы знаете?
Почему вы знаете Галактику Млечный путь?
Наша Галактика – это Млечный Путь, протянувшийся подобно ожерелью из драгоценных камней от одного края неба до другого. Долгое время природа Млечного Пути оставалась неизвестной. Ученые думали, что это сияние в воздухе нашей планеты. Только в 1609 году Галилео Галилей с помощью телескопа обнаружил, что Млечный Путь состоит из множества звезд. . Ученые считают, что наша Галактика возникла 12 млрд. лет назад. Галактика Млечный Путь “мчится” в космическом пространстве с огромной скоростью.
Скорость нашей Галактики – 1 млн. 500 тыс. км в час.
Скорость Солнечной системы вокруг Галактики – 800 тыс. км в час.
Один оборот Солнечной системы вокруг Галактики – 200 млн. лет”.
Чёрный бархат неба
Звёздами расшит.
Светлая дорожка
По небу бежит.
От края и до края
Стелется легко,
Как будто кто-то пролил
По небу молоко.
Но нет, конечно, в небе
Ни молока, ни соку,
Мы звёздную систему
Свою так видим сбоку.
Так видим мы Галактики
Родной далёкий свет -
Простор для космонавтики
На много тысяч лет.
Автор: Римма Алдонина
Сформулируйте тему урока.
- Какова же будет главная цель нашего урока?
А результатом нашего урока будет таблица.
Итак, давайте запишем: Галактика – это огромное скопление звезд, звездная система.
В Галактику входят все те звезды, которые мы видим невооруженным глазом, и в телескоп. В телескоп видно и скопление слабых, далеких звезд, и скопление ярких, близких звезд.
Кажется, как огромна, как необъятна наша Галактика, но она – лишь небольшая часть Вселенной. Сегодня известно, что существуют миллиарды галактик. Галактики различны по форме, размерам, составу, удаленности от нашей Галактики
На столах у каждой группы лежат раздаточные материалы и учебники. Каждая группа изучает свой вид галактики и заполняет таблицу.
Название галактики | Расположение звезд в галактике | Расстояние между звездами в галактике |
| | |
| | |
| | |
| | |
Расстояние между звездами так велико, что его неудобно измерять в километрах. Поэтому астрономы пользуются особой единицей длины – это световой год.
-Как вы поняли, что такое световой год?
Световой год – это путь, который проходит свет за один год.
Скорость света – 300 тысяч километров в секунду.
За год свет преодолевает 10 триллионов километров.
Среднее расстояние между звездами около 5 световых лет (т. е. примерно 50 трлн. лет).
-С именем какого путешественника связано название галактики?
п
ортугальский и испанский мореплаватель . Командовал экспедицией, совершившей первое известное кругосветное путешествие. Открыл пролив, позже названный его именем, став первым европейцем, проследовавшим из Атлантического океана в Тихий.
Ближайшие к нам галактики – Большое и Малое Магеллановы Облака. Они расположены от нас на расстоянии 150 тыс. световых лет. Обе эти галактики меньше нашей. Их можно увидеть невооруженным глазом в Южном полушарии.
Первое дошедшее до нас описание наблюдений Магеллановых Облаков принадлежит Пигафетте, спутнику и историографу Магеллана в первом кругосветном путешествии. Когда в 1519—1522 гг. корабли Магеллана шли по южным водам Атлантического, а затем Тихого и Индийского океанов, Пигафетта обратил внимание на стоящие высоко в небе, неуклонно сопровождавшие Экспедицию две сияющие туманности и описал их.
В Большом Облаке наблюдается почти пять тысяч сверхгигантов высокой светимости. Каждый из них излучает энергии больше, чем 10 000 солнц.
Размеры Малого Магелланова Облака примерно в четыре раза меньше, чем Большого.
Работа в парах. Кроссворд «Галактики»3 минуты
Начало формы
Конец формы
1. Год, в течение которого свет проходит определённое расстояние.
2. Какой прибор помогает астрономам наблюдать за далёкими планетами.
3. Беловатая полоса на небе, состоящая из множества звёзд.
4. Огромное скопление звёзд. Звёздная система.
Д
омашнее задание.
Написать наш космический адрес для других обитателей Вселенной:
_
_____________________________________
______________________________________
______________________________________
______________________________________
Объяснить, что же больше: Вселенная или Галактика?
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
Бесконечная Вселенная
Наша Галактика Млечный путь
Солнечная система
Планета Земля
Сейчас нам предстоит создать свою галактику. Для этого вам нужно оценить свою работу на уроке. У каждой группы на столах лежат кружки (звезды) разного цвета.
Самые горячие звезды.
Новый материал понятен, со всеми заданиями справился, урок понравился.
Менее горячие звезды. Температура которых составляет до 6 000 градусов.
Новый материал нужно еще раз осмыслить, задания по пройденному материалу не вызвали затруднений, урок понравился. Или новый материал понятен, был малоактивен на уроке.
Самые холодные звезды с температурой 3000 градусов.
Новый материал усвоил плохо, задания вызывали затруднения, требовалась
помощь одноклассников, урок был бесполезный и неинтересный.