«Гамлет» — «пьеса на все века».
Общечеловеческое значение героев. Образ Гамлета.
Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века».
Цель: повторить содержание трагедии «Гамлет»,
формировать УУД при изучении темы;
развивать навыки характеристики действующих лиц,
научить составлять синквейна для лаконичной характеристики героев,
воспитывать интерес к творчеству Шекспира и желание творить
самостоятельно.
Ход:
1. Беседа с элементами пересказа эпизодов трагедии:
- Что является завязкой пьесы? (Появление Призрака отца Гамлета)
- Зачем он явился? (Требует отмщения за свою смерть).
- Как сообщение Призрака повлияло на Гамлета? (Он в ужасе и растерянности от такого подлого убийства).
- Готов Гамлет к мести? (Сначала – нет, так как он юн и верит в любовь, честность и справедливость).
- Как понять монолог Гамлета «Быть или не быть?» (Не быть – значит, умереть, не мстить, не превращаться самому в убийцу… А быть – значит, отомстить убийце отца, наказать подлость…)
- Сколько героев погибло в данной трагедии? (8).
2. Дискуссия по проблемному вопросу:
- Гамлет – благородный мститель или подлый убийца?
(Полоний заколот Гамлетом по ошибке, потому что Принц думал, что за ковром – Клавдий.
-Офелия сошла с ума, не совместив в своей головке любовь к отцу и к его убийце Гамлету. Будучи в таком состоянии, она утонула, не понимая, что тонет.
-Лаэрт хотел убить отравленной шпагой Гамлета, чтобы отомстить за смерть отца и сестры, но сам погиб от своей же шпаги, так как в поединке соперники обменялись шпагами).
-Гертруда выпила вино с ядом, предназначенное Клавдием для Гамлета.
- Бывшие друзья Гамлета, Розенкранц и Гильденстерн везли письмо, в котором был смертный приговор Гамлету, и знали об этом, а потому сами поплатились жизнью, так как Принц подменил письмо.
- И лишь Клавдий, который и оказался виновным во всех этих смертях, был заколот Гамлетом сознательно).
3. Составление синквейна – характеристики героев трагедии.
Например, из повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».
Тарас Бульба
Решительный, мужественный,
Сражается, вдохновляет, спасает.
Убил сына из-за его измены.
Патриот.
Гамлет
Страстный, решительный,
Страдает, притворяется, мстит,
Конфликт Принца и «расшатавшегося века».
Борец!
Офелия,
Послушная, несопротивляющаяся,
Любит, покоряется, не понимает,
Сходит с ума из-за смерти отца.
Цветок.
Полоний,
Подлый, подстрекающий,
Подслушивает, советует, выслуживается,
Погибает, как крыса, заколотый Гамлетом,
Царедворец.
Клавдий,
Жестокий, тщеславный,
Притворяется, хитрит, лжёт.
Убил брата и женился на вдове.
Властолюбец.
Гертруда,
Нетерпеливая, жаждущая,
Любит, доверяет, не понимает,
Вышла замуж за убийцу мужа.
Самка.
Розенкранц и Гильденстерн,
Зависимые, слабые,
Трусят, притворяются, лгут,
Из-за трусости отправляют на смерть друга,
Предатели.
Лаэрт,
Нежный, любящий,
Доверяет, защищает, мстит,
Попал в сети, расставленные для Гамлета,
Боец.
Вывод. Многие из героев притворяются, лгут, не понимают, что происходит на самом деле.
- Каково же ваше отношение к каждому из них? (Дети отвечают, что одних они жалеют, других – презирают).
Задание: написать синквейн о трагедии «Гамлет» или о Шекспире.
Например.
Трагедия «Гамлет»
Интересная, философская,
Интригует, захватывает, волнует.
Заставляет размышлять о жизни и смерти.
Классика.
Шекспир
Талантливый, знаменитый.
Показывает, тревожит, учит.
Влияет на ум и сердце читателя.
Мудрец.
Д/З: подготовить инсценировку понравившегося явления.