Просмотр содержимого документа
«"Гармоничное развитие личности ребёнка в системе духовно-нравственного воспитания"»
«Гармоничное развитие личности ребёнка
в системе духовно-нравственного воспитания»
Выполнила: Грязнова Т.М.
Воспитатель МАДОУ №113г.Улан-Удэ
Что такое гармонично-развитые люди – это люди в которых сочетаются различные таланты и черты характера, их отличает любознательность, им всё интересно. Так как же развить и воспитать гармоничную личность в системе духовно-нравственного воспитания? Воспитание гармонично-развитой личности в системе духовно-нравственного воспитания является главной и важной задачей в современной образовательной системе. В дошкольном образовании ребёнок формируется под влиянием окружающего мира, он начинает понимать и принимать нравственные основы жизни. И если ребёнку с ранних лет привить идеалы нравственности и духовности, развить главные жизненные ценности, если ребёнок научится различать полезное и вредное для себя, то он вырастит гармонично-развитой личностью.
Одно из важных мест в воспитании детей занимает духовно-нравственное воспитание. Во все времена детям с семьи прививались нравственные нормы поведения: доброжелательное отношение со сверстниками; с окружающими; честность и справедливость; доброта; скромность. Так же проходило формирование нравственных чувств: радости, благодарности, сострадания, сочувствия. Главное, что воспитание надо начинать с раннего возраста, именно в этот период ребёнок очень внимательно ко всему прислушивается и буквально всё «впитывает» в себя. Духовно-нравственное воспитание всегда ассоциируется с православием, потому что раньше церковь и воспитание детей были взаимосвязаны. В наше время материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о главных жизненных ценностях. Задача педагога и родителей состоит в организации правильного процесса усвоения этих понятий. В процессе духовно-нравственного воспитания у детей расширяются знания о семье, о родных и близких, прививаются навыки доброжелательных отношений к сверстникам, формируются формы коллективной деятельности, формируются основные принципы: «уклонись от зла и сотвори благо», «возлюби ближнего своего». Обучающие задачи – связаны с механизмом познания и направлены на развитие нравственного сознания. Воспитательные задачи – обеспечивают развитие у ребёнка чувства любви и уважения к Родине, своему народу, своей культуре. Развивающие задачи – формируют внутренний мир и направлены на развитие нравственной позиции. Духовно-нравственное воспитание не может быть быстрым, это очень длительный, постепенный процесс, в котором могут быть и успехи, и поражения, т.к. на личность ребёнка влияет много факторов: семья, окружающая среда, информационные системы, наклонности самого ребёнка. Надо работать над формирование духовно-нравственного поведения ребёнка. Это поведение предполагает появление способности отказаться от того, что хочется во имя духовно-нравственной ценности нежелательного поступка т.е.: преодоление внутреннего конфликта. Преодоление этого конфликта в положительную сторону приносит особую радость. Эта духовная радость даёт силы в следующий раз поступить так же. На примерах взрослый может показать детям что эти поступки полезны и очень приятны. Например: откликнуться на призыв о помощи взрослого (что-то принести, унести, протереть, вымыт), участие в полезных делах (помочь одеть малышей, убрать мусор, защитить животного, отдать игрушки другим детям).
Духовно-нравственное воспитание учит радоваться тому, что ребёнок смог оказать помощь другому, доставил кому-то радость. Для правильного выбора содержания форм и методов духовно-нравственного воспитания в конечном итоге зависит успех всего воспитания. А результатом должно стать целостное, гармоничное развитие духовно-нравственной личности ребёнка.