Бинарный урок (музыка + литература)
на тему "Ф.Шопен. Гармонии задумчивый поэт".
(Открытый урок в 5 классе)
Цель урока: Глубже осознать значимость музыкального искусства для творчества поэтов и писателей; Расширить представления учащихся о творчестве Ф.Шопена.
Задачи:
Образовательная: рассмотреть связь музыки и литературы на основе стихов А.Граши, Л.Озерова, С.Витвицкого и произведений Ф.Шопена; выявить особенности музыкального языка композитора.
Развивающая: развивать внимание, мышление, певческие способности учащихся.
Воспитательная: воспитывать эмоциональный отклик на музыку и художественно-образное мышление учащихся.
Планируемые результаты для ученика:
Личностные
Ученик научится эмоционально воспринимать музыку Ф.Шопена, понимать ценность его творчества для мировой музыкальной культуры.
Ученик получит возможность научиться сопереживать, развивать музыкальный вкус и отзывчивость на музыку.
Личностные
Ученик научится эмоционально воспринимать музыку Ф.Шопена, понимать ценность его творчества для мировой музыкальной культуры.
Ученик получит возможность научиться сопереживать, развивать музыкальный вкус и отзывчивость на музыку.
Метапредметные
Личностные
Ученик научится проводить самооценку в процессе рефлексии, проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии музыки;
Ученик получит возможность научиться воплощать в различных видах музыкально-творческой деятельности знакомые литературные и зрительные образы.
Познавательные
Ученик научитсяоперировать отдельными специальными музыкальными терминами в пределах изучаемого курса; находить в учебнике необходимую информацию, выделять главную мысль.
Ученик получит возможность научиться анализировать и обобщать многообразие связей музыки и литературы, самостоятельно исследовать творческие биографии композиторов и исполнителей.
Регулятивные
Ученик научится объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей, определять и формулировать тему и проблему урока.
Ученик получит возможность научиться проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями.
Коммуникативные
Ученик научится сотрудничать со сверстниками в процессе исполнения музыкального произведения, работать в группе, в паре.
Ученик получит возможность научиться излагать своё мнение в монологе, полилоге, аргументируя его и подтверждая фактами.
Понятийный аппарат : Основные понятия, изучаемые на уроке:
темп, агогика, фермата, динамика, динамические оттенки, мазурка, вальс, полонез, этюд, ноктюрн, прелюдия.
Опорные понятия, термины:
лирическое стихотворение, инструментальная музыка, жанры, миниатюра.
Оборудование: Компьютер, проектор, интерактивная доска, фортепиано.
Музыкальный материал: Произведения Ф.Шопена:
Полонез A-dur (фрагмент);
Прелюдия №7 Es-dur, Прелюдия №20 с-moll;
Вальс №7 h-moll (фрагмент);
Мазурка №1 B-dur (фрагмент);
Этюд №12 «Революционный» (фрагмент);
Ноктюрн f-moll (фрагмент)
«Желание» на сл. С.Витвицкого.
Виды деятельности: Хоровое пение, пластическое интонирование, слушание музыки, дирижирование, анализ музыкального произведения, поиск и обработка информации.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Тип урока : открытый
ХОД УРОКА:
Организационный блок:
Создание условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс.
Музыкальное приветствие. Распевание.
Распределение на 4 группы, организация рабочего пространства.
Мотивационный блок:
Учитель. Ребята, послушайте музыкальный фрагмент. Знакома ли вам эта музыка? Определите жанр произведения и автора музыки.
Звучит фрагмент Полонеза A-durФ.Шопена.
Учащиеся узнают знакомое им произведение и называют композитора.
Учитель. В каком характере звучит этот полонез, и какие чувства в нём выражены?
Ученики. Торжественно, горделиво, уверенно. Шопен выразил в этой музыке гордость за свою отчизну, которую очень любил.
Учитель. Верно. Именно этот полонез стал музыкальным символом его родины. А какая страна является родиной композитора?
Ученики. Польша. Ф.Шопен – великий польский композитор.
Учитель. А что вы ещё знаете о Шопене?
Ученики. Вынужден был покинуть родину, страдал, умер на чужбине. Любимый инструмент – фортепиано.
Учитель. Прежде чем мы продолжим разговор о Ф.Шопене, я предлагаю вам прочитать в учебнике стихотворение польского поэта А.Граши «Горсть земли». О чем говорится в этом стихотворении? Обратите внимание, как его автор называет Ф.Шопена.
Ученики. Это стихотворение о Шопене, о его трагической судьбе.
Учитель. По прочтении этого стихотворения возникает важный вопрос, который должен обозначить проблему и стать главным вопросом нашего урока.
Я предлагаю каждой группе сформулировать свой вариант проблемного вопроса и предложить классу.
Группы вносят свои предложения, и после корректировки учащиеся записывают
главный вопрос урока (проблему урока):
Почему Ф.Шопена называли поэтом? В чём значимость его творчества?
Учитель. Итак, почему Шопена называли поэтом? Ведь он писал музыку, а не стихи. Каким образом мы сможем ответить на этот вопрос?
Ученики. Нам необходимо больше узнать о жизни и творчестве композитора, а главное, послушать и проанализировать как можно больше его произведений.
Учитель. Конечно, но сначала сформулируем тему нашего урока. И поможет нам в этом поэтические строки А.Граши.
Каждая группа вносит своё предложение, и после корректировки класс формулирует и записывает
тему урока: «Гармонии задумчивый поэт!»
Информационный блок:
Учитель. Итак, нам необходима информация о жизни и творчестве Ф.Шопена. Для этого вам необходимо выполнить групповые задания.
Учитель предлагает каждой группе пройти по ссылкам (даются ссылки) и найти следующую информацию:
1 группа. Краткая биографическая справка о Ф.Шопене.
2 группа. Многообразие инструментальных жанров в творчестве Ф.Шопена. Фортепианные миниатюры.
3 группа. Инструментальные жанры: прелюдия, ноктюрн, этюд.
4 группа. Инструментальные жанры: полонез, мазурка, вальс. После ознакомления с информационным материалом представители от каждой группы сообщают сведения классу.
Практический блок:
Учитель. Следующий этап нашей работы называется «Музыкальный калейдоскоп». Мы послушаем 7 фрагментов из уже знакомых вам (по 4 классу) фортепианных произведений Ф.Шопена. Пьесы будут звучать не все сразу, а блоками по 2-3 фрагмента. Наша задача – определить произведения, проанализировать и сравнить музыкальные образы, характер музыки и средства музыкальной выразительности. При этом мы будем заполнять на интерактивной доске сравнительную таблицу. Эту же таблицу каждый из вас может найти, пройдя по ссылке (даётся ссылка в dnevnik.ru) и по желанию заполнить её самостоятельно.
(В ситуации отсутствия планшетов у детей, можно раздать каждому заранее распечатанные бланки таблиц для заполнения).
Анализируя каждое произведение Шопена необходимо постоянно отмечать сходство его музыки с поэтической речью (тонкая фразировка, нюансы, агогика и т.д.).
Учитель. Приступаем к первому блоку.
Звучат фрагменты:
Учащиеся определяют названия, вспоминают некоторые сведения о данных произведениях, заполняют таблицу на интерактивной доске и каждый индивидуально.
Примерная таблица:
1 блок
Жанр Произведение | Характер, настроение | Особенности муз.языка |
Ноктюрн f-moll | Лирический, мечтательный; созерцание, размышление, спокойное повествование | Мелодия волнообразная, без скачков, тонкая фразировка постоянно изменяющиеся темп и динамика |
Этюд №12 | Взволнованность, гнев, возмущение, негодование, отчаяние | Бурные стремительные пассажи в быстром темпе, громкая динамика, пунктирный ритм, призывные интонации. |
Общие черты | Написаны для фортепиано; Подвижная динамика, темповые отклонения. Сходство с поэтической речью. |
Учитель. Приступаем ко второму блоку.
Звучат 2 прелюдии:
Учащиеся определяют жанр, заполняют таблицу на интерактивной доске и каждый индивидуально.
Примерная таблица:
2 блок
Жанр Произведение | Характер, настроение | Особенности муз. языка |
Прелюдия №7 | Светлая, нежная, лирическая, грациозная, танцевальная, мечтательная | Скачкообразная мелодия, пунктирный ритм, форма периода (2 предложения, 4 фразы) |
Прелюдия №20 | Мрачная, траурная, напряжённая. Скорбь, сосредоточен-ность, трагичность. | Тяжёлые аккорды, медленный темп, контраст в динамике (ff -pp), пунктирный ритм. |
Общие черты | Написаны для фортепиано, один жанр, тонкая фразировка. Сходство с поэтической речью. |
После работы над 2 блоком, учитель предлагает учащимся ещё раз послушать Прелюдию №7 и продирижировать, выделяя жестами 3 долю, тонкую фразировку и «живое дыхание» музыки.
Учитель. Приступаем к третьему блоку. Он состоит из трёх фрагментов. Над этим блоком вы будете работать по группам
Звучат 3 произведения:
Полонез A-dur
Мазурка №1 B-dur
Вальс №7 h-moll
Учащиеся определяют жанр, заполняют таблицу сообща в каждой группе, после чего сверяют результат перед классом, дополняя сведения.
Примерная таблица:
3 блок
Жанр Произведение | Характер, настроение | Особенности муз.языка | |
Полонез A-dur | Празднично, торжественно решительно, горделиво, как пламенная речь оратора | Призывные интонации, аккордовый склад, упругий ритм, мажорный лад, трёхдольность | |
Мазурка №1 B-dur | Лёгкая, блестящая, грациозная, порхающая | Взлетающая вверх мелодия, выделение 3 доли, темповое и динамическое разнообразие | |
Вальс №7 h-moll | Плавность, мечтательность, взволнованность, лёгкое кружение | Вьющаяся мелодия, трёхдольная пульсация, нарастание звучности и затихание | |
Общие черты | Написаны для фортепиано, танцевальные жанры, тонкая фразировка, близость к фольклору. Сходство с поэтической речью. |
После работы над 3 блоком, учитель предлагает учащимся прочитать ещё одно стихотворение, написанное под впечатлением музыки Ф.Шопена – «Вальс» Л.Озерова.
Учитель. Какому произведению посвятил поэт свои строки? Что значит для него эта музыка?
Ученики. Это стихотворение посвящено Вальсу №7 Ф.Шопена, музыка которого стала целым миром, открытым в «сплетенье нотных строк».
Учитель. С чем сравнивает Л.Озеров музыку Ф.Шопена?
Учащиеся зачитывают сравнительные словосочетания из стихотворения: «как вешний ветерок», «как трепетанье птичьих крыл», «как мир, который я открыл», «как облако в голубизне», «как родничок в траве», «как сон, что вижу наяву», «как весть о том, что я живу…»
Учитель. Ребята, теперь вы понимаете, какое большое значение имела музыка Ф.Шопена для поэтов А.Граши и Л.Озерова. Именно в ней они черпали своё вдохновение. Но чем же музыка Ф.Шопена была им так близка?
Ученики. В музыке Ф.Шопена выражены чувства, настроения, мысли и мечты, близкие многим людям.
Учитель предлагает исполнить песню «Желание» на сл.С.Витвицкого. Во время работы над песней ребята отмечают сходство с мазуркой, близость интонаций к польскому фольклору, добиваются правильной фразировки, соблюдая тонкости агогики и нюансов.
Учитель. Ребята, мы видим, что музыка Шопена очень многогранна: произведения разных жанров, многообразие музыкальных образов. Но что объединяет все эти произведения? Посмотрите на нашу таблицу и определите характерные черты музыки композитора.
После согласования в группах приходят к общему выводу:
Почти все произведения написаны для фортепиано
Одухотворённость, яркое выражение чувств и настроений
Близость к польскому фольклору
Выразительность музыкального языка (тонкая фразировка, разнообразие динамических оттенков и частые изменения темпа).
Все эти черты сближают музыку с поэзией.
Учитель. Правильно. Значит, теперь мы сможем ответить на главный вопрос нашего урока: «Почему Ф.Шопена называли поэтом?»
ВЫВОД:
Музыка Ф.Шопена одухотворённая, чувственная, постоянно изменяется, как бы дышит, и похожа на живую поэтическую речь.
Закрепление и применение новых знаний и способов действий:
ЗАДАНИЕ:
Выбрать произведения Ф.Шопена для озвучивания стихотворений:
А.Граши «Горсть земли»
Л.Озеров «Вальс»
Задание выполняется по группам. Каждая группа предлагает свой вариант озвучивания.
Самоконтроль учащихся во время работы в группах. Коррекция.
Рефлексия урока:
Какие произведения сегодня у нас звучали на уроке?
Что можете сказать о выполнении задания?
В чем вы испытывали затруднения?
Поделиться своими впечатлениями предлагается в рабочей тетради.
Домашнее задание: на выбор
1.- составить кроссворд «Жанры фортепианной музыки в творчестве Ф.Шопена»
2. – написать небольшое сочинение «Мир, который я открыл» в Word (о наиболее понравившемся произведении Ф.Шопена)
3. – подготовить в группе музыкально-литературную композицию «Гармонии задумчивый поэт» (чтение стихов с презентацией в PowerPoint из 10 слайдов с фотографиями, репродукциями и звуковыми файлами).
Литературные источники:
Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская. УМК «Музыка» 5 класс
Мильштейн, Я. И. Очерки о Шопене / Я.И. Мильштейн. - М.: Музыка, 1987.
Слонимский Сергей - О новаторстве Шопена. - СПб, 2010
Томашевский М. - Шопен. Человек, творчество, резонанс - М. Музыка, 2011
https://biography.wikireading.ru/230118
Литературные источники:
Асафьев Б. Путеводитель по концертам: Словарь наиболее необходимых терминов и понятий. – М., 1978.
Гильченок Н. Слушаем музыку вместе. – СПб, 2006.
Г.П. Сергеева., Е.Д. Критская /Музыка: 5 кл: учебник для общеобраз. организаций/М.: Просвещение, 2014.