СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Гармония жизни - в нравственности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Гармония жизни - в нравственности.»

Гармония жизни – в нравственности.


  1. Мозговой штурм

Учащимся предлагается кроссворд с ключевым словом «нравственность».


1.Умение проникнуться чужим страданием и горем, соединенное с желанием помочь в его преодолении.(сострадание)
2. Качество личности, которое проявляется в отношении к трудовой деятельности. Оно характеризуется степенью проявляемого усердия, старания человека.(трудолюбие)

3. Когда люди содействуют, помогают, дарят возможность почувствовать себя счастливее, увереннее.(доброта)

4. Качество, характеризующее поведение человека. Оно основывается на внимании, доброжелательности, уважении к людям.(вежливость)

5.Качество личности человека, требующее от него проявления принципиальности, правдивости, верности принятым обязательствам, искренности.(честь)

6. Способность человека к осуществлению нравственного самоконтроля.(совесть)

7. Умение человека контролировать свои поступки, действовать сообразно своим целям, несмотря на трудности и препятствия.(выдержанность)

8.Принцип поведения человека, основанный на сочувствии, сострадании и готовности делать добрые дела.(милосердие)

9. Это качество характера человека, проявляющееся в умении адекватно оценивать свои личностные качества и не выпячивать их перед другими людьми.(скромность)
10. Качество, характеризующее человека и его действия .Такой человек честен с собой и другими людьми.(искренность)
11. Чувство глубокой привязанности к кому-либо или чему- либо.(любовь)

12. Нравственное чувство, которое отражает внутреннее достоинство человека, самодостаточность и независимость личности.(гордость)

13. Качество, характеризующее отношение человека к другим людям в повседневном поведении.(верность)

14. Степень проявления вежливости человека по отношению к другим людям.(тактичность)

2. Что же такое нравственность?
Находим определение в толковом словаре Ожегова:

«Нравственность – внутренние духовные качества человека, которыми руководствуется человек, правила поведения, определяемые этими качествами».


3.Беседа

Существует мнение, что многие нравственные идеалы прошлого сегодня несовременны.

1. Скажите, может быть нравственность современна или несовременна?

В результате беседы дети приходят к выводу, что нравственность- это вечное понятие, это то, что существовало во все времена.

Существуют идеалы нравственности, сложившиеся в веках.

Учащиеся приводят примеры литературных произведений, которые уже изучались на уроках.

Милосердие и гуманизм в «Станционном смотрителе»А.С.Пушкина, «Судьбе человека» М.А.Шолохова, честь и совесть в «Капитанской дочке»А.С.Пушкина, самопожертвование, любовь в людям в «Старухе Изергиль» М.Горького, добро и сострадание в «Бедных людях» Л.Н.Толстого.


Просмотр эпизодов фильмов, где затрагиваются вопросы морали.

2.Скажите, какими духовными качествами, на ваш взгляд, должен обладать нравственный человек?
Дети называют уважение к людям, такт, деликатность, терпимость, совесть.

1. В чём проявляется уважение? Приведите примеры.

2. Что значит проявить такт, деликатность? Приведите примеры.

3.Что такое терпимость в отношении с людьми?

4. Продолжите фразы: «Относись к другим так…», «Как аукнется…», «Что посеешь…»

5. Что такое совесть? В чём проявляется совесть? Приведите примеры.


С категорией совести связано понятие добра.
6.Что такое доброта? Какого человека мы называем добрым?


Л.Н.Толстой утверждал, что человек, делающий другим добро, умеющий сопереживать, готовый протянуть руку помощи в трудную минуту, чувствует себя счастливым и делает счастливыми других.


4. Обсуждение жизненных ситуаций.


Детям предлагаются различные жизненные ситуации. Нужно обсудить, как бы они поступили, оказавшись в каждой из них?

Ситуация 1

Одна особа известна как сплетница, ябеда. Вы и большинство ваших одноклассников ее терпеть не можете. Однажды ваши одноклассники договорились проучить ее – побить. Как вы поступите? Вы присоединитесь; не будете вмешиваться или расскажете об этом кому-нибудь.

Ситуация 2

В вашем классе произошел случай. Жестоко избили хорошего, но слабого физически мальчишку за то, что он не поддержал предложение сбежать с урока. Вы видели ,кто бил, но в ответ на предложение выдать хулиганов вы промолчали.

Что вы сделаете дальше? 

Ситуация 3

Вы случайно нашли сертификат на приобретение дорогой вещи …

А) Попытаетесь найти того, кто его потерял.

Б) Побежите к прилавку – вы столько о ней мечтали.

В) Сомневаетесь в его действительности, боитесь неприятностей.

Г) В растерянности не знаете, что с ним делать. 


Ситуация 4

 Во время каникул, когда вы собрались ехать отдохнуть, классный руководитель неожиданно попросил помочь привести в порядок учебный кабинет. Как вы поступите?

а. Скажите, что согласны помочь, и отложите свой отъезд;

б. Соберете ребят и вместе с ними сделаете всю работу за один день;

в. Пообещаете выполнить работу после возвращения;

г. Посоветуете привлечь на помощь того, кто остается в городе;

д. Или...


Ситуация 5

 Вам дали поручение, которое вам не по душе, но его выполнение срочно необходимо коллективу. Как вы поступите?

а. Добросовестно выполните поручение;

б. Привлечете к выполнению поручения товарищей;

в. Попросите дать вам другое, более интересное для вас поручение;

г. Найдете повод для отказа;

д. Или...


Ситуация 6.

 Вы случайно услышали, как группа одноклассников высказывала справедливые , но неприятные замечания в ваш адрес. Как вы поступите?

а. Постараетесь объяснить ребятам свое поведение;

б. Переведете разговор в шутку, но постараетесь поскорее исправить те недостатки, о которых шла речь;

в. Сделаете вид, что ничего не слышали;

г. Скажете ребятам, что они сами не лучше вас, особенно потому, что говорят о вас в ваше отсутствие;

д. Или ...


Ситуация 7

 Вы стали свидетелем того, как один человек незаслуженно обидел другого. Как вы поступите?

а. Потребуете от обидчика извинений в адрес пострадавшего;

б. Разберетесь в причинах конфликта и добьетесь его устранения;

в. Выразите соболезнования тому, кого обидели;

г. Сделаете вид, что вас это не касается;

д. Или ...


Ситуация 8.

 Случайно, не желая того, вы нанесли небольшой ущерб или причинили зло другому человек. Как вы поступите?

а. Сделаете все возможное для устранения зла, ущерба;

б. Извинитесь, объясните пострадавшему, что не хотели этого;

в. Постараетесь, чтобы никто не заметил нанесенного вами ущерба, сделаете вид, что вы не виноваты;

г. Свалите вину на того, кто пострадал: пусть не лезет, сам виноват;

д. Или...


Нравственные ценности помогают сделать человеку выбор между хорошим и плохим, добрым и злым, полезным и вредным.

 Моральный выбор порой бывает очень мучительным, часто не бесспорным. Два фактора влияют на этот выбор: общественное мнение и личные убеждения. Человек живет в обществе, поэтому ему небезразлично, что о нем думают окружающие. Общественное мнение оказывает влияние на поступки человека, но надо помнить, что мнение большинства нередко бывает ошибочным. Поэтому, принимая решение, человек прежде всего опирается на свои внутренние убеждения, на свое личное понимание долга, справедливости.


5. Выводы.

Милосердие делает человека чище и добрее, потому что проявляется на основе уважения к человеку, чувства сострадания и сопричастности с ним. Оно направлено на самоуважение личности. Только доброта, милосердие, уважение и любовь к ближнему способны изменить нашу жизнь к лучшему. Нравственность- это одно из условий продолжения жизни , жизни счастливой , гармоничной.


6. Учащиеся читают стихотворения поэтов о совести, чести.(Н.Рыленков «Совесть»)