

Здравствуйте,
уважаемые родители!
Начало обучения в школе — это не только учеба, новые знакомые и впечатления. Это новая среда и необходимость подстраиваться под новые условия деятельности, включающие в себя физические, умственные, эмоциональные нагрузки для детей.
В данном выпуске мы поможем вам определить, успешно ли ваш ребенок адаптировался к школе. Вы узнаете о таких понятиях как адаптация и дезадаптация, и о путях ее коррекции.
Адаптация к школе — это процесс привыкания к новым школьным условиям.
Составляющими данного периода являются физиологическая адаптация и социально-психологическая адаптация.
Чтобы привыкнуть к новой среде, ребёнку необходимо время — и это не две недели и даже не месяц. Специалисты отмечают, что первичная адаптация к школе продолжается от 2 месяцев до полугода.
В этот период некоторые дети могут быть очень шумными, крикливыми, без удержу носится по коридорам, отвлекаться на уроках, даже могут вести себя развязно с учителями: дерзить, капризничать.
По статистическим данным - более 90% первоклассников с удовольствием идут в школу и хотят учиться. Но всего спустя месяц таких детей остается 75%.
Статистика свидетельствует: по некоторым исследованиям 60% детей к концу первой четверти худеют!
Школа №
.
Мира, 65
Дата выхода бюллетеня
Часть 1, выпуск 1

здравствуй, школа!
Тревожность за своего маленького ученика знакома практически каждому родителю первоклассника. Необходимо получить грамотные ответы на самые волнующие вопросы. Об этом рассказала детский педагог – психолог Ольга Ячменева.
Интервью с педагогом – психологом об адаптации первоклассников

— Сколько в среднем, как показывает Ваш опыт работы, длится период адаптации первоклассников к школе? Какие факторы влияют на это?
Период адаптации первоклассников может продолжаться от 2 месяцев до полугода. Это зависит от индивидуальных особенностей ребенка, состояния его здоровья. На успешность адаптации детей влияют частые простудные заболевания, которым многие родители не придают особого значения. Нельзя недооценивать роль семейных взаимоотношений в успешной адаптации. Плохое родительское воспитание, безусловно, является фактором риска.
— Можно ли по завершении первой четверти говорить о том, что малыши адаптировались к своей новой роли?
По окончании первой четверти процесс адаптации завершается в среднем у 25-30% ребят. В конце полугодия примерно 60% детей обладают адекватной формой адаптации.
— С какими именно сложностями приходится сталкиваться первоклассникам в период адаптации? 
С первых дней в роли ученика он встречается с многочисленными трудностями, которые должен преодолевать: это освоение нового школьного пространства; выработка нового режима дня; вхождение в новый, коллектив сверстников; принятие множества ограничений и установок, регламентирующих поведение; установление взаимоотношений с учителем; построение новой гармонии отношений в домашней, семейной ситуации.
С какими трудностями сталкиваются родители и учителя в первые годы обучения ребенка?
Хроническая неспешность
В практике нередки случаи, когда трудности адаптации ребенка в школе связаны с ОТНОШЕНИЕМ родителей к школьной жизни ребенка.
Причины, приводящие к неспешности:
Недостаточная подготовленность ребенка к школе
Тревожность, которая сформировалась в дошкольном возрасте под влиянием семейных отношений, семейных конфликтов.
Завышенные ожидания родителей.
Уход от деятельности
Ребенок сидит на уроке и в то же время как бы отсутствует, не выполняет задания учителя. Такое бывает часто с детьми, которые не получают внимания, любви и заботы со стороны родителей.
Как помочь?
1. Внимание к ребенку: больше наблюдать, меньше воспитывать.
2. Дать возможность ребенку развернуть во вне деятельность воображения: творческая деятельность.
Негативистская демонстративность
Характерна для детей с высокой потребностью во внимании со стороны взрослых. Здесь будут жалобы на поведение ребенка. Взрослые наказывают, но парадоксальным образом: те формы обращения, которые взрослые используют для наказания, оказываются для ребенка поощрением.
Внимание в любой форме - безусловная ценность для ребенка, которой лишен родительской ласки, любви, понимания, приятия.

«Ребенок ленится»
Причины:
сниженная потребность познавательных мотивов;
мотивация избегания неудач;
общая замедленность темпа деятельности, связанная с особенностями темперамента;
высокая тревога как глобальная проблема неуверенности в себе, тоже иногда расценивается родителями как лень.



Насколько успешно привыкает ребенок к новым условиям, поможет понять небольшое тестирование. Эта анкета для родителей по адаптации первоклассников выявит, есть ли у ребенка проблемы со школой и нужна ли ему помощь.
Охотно ли идет ребенок в школу?
неохотно (ДА);
без особой охоты (ВДА);
охотно, с радостью (А);
затрудняюсь ответить.
Вполне ли приспособился к школьному режиму?
пока нет (ДА);
не совсем (ВДА);
основном, да (А);
затрудняюсь ответить.
Переживает ли свои учебные успехи и неуспехи?
скорее нет, чем да (ДА);
не вполне (ВДА);
в основном да (А);
затрудняюсь ответить.
Часто ли ребенок делится с Вами школьными впечатлениями?
иногда (ВДА);
довольно часто (А);
затрудняюсь ответить.
Нуждается ли ребенок в Вашей помощи при выполнении домашних заданий?
довольно часто (ДА);
иногда (ВДА);
не нуждается в помощи (А);
затрудняюсь ответить.
Как ребенок преодолевает трудности в работе?
перед трудностями сразу пасует (ДА);
обращается за помощью (ВДА);
старается преодолевать сам, но может отступить (ВДА);
настойчив в преодолении трудностей (А);
затрудняюсь ответить.
Часто ли ребенок жалуется на товарищей по классу?
довольно часто (ДА);
бывает, но редко (ВДА);
такого практически не бывает (А);
затрудняюсь ответить.
Справляется ли ребенок с учебной нагрузкой без перенапряжения?
нет (ДА);
скорее нет, чем да (ВДА);
скорее да, чем нет (А);
затрудняюсь ответить.

Подсчитайте количество выбранных вариантов в скобках. Наибольшая цифра характеризует уровень адаптации:
Будите малыша спокойно и ласково, пусть его день начинается с вашей улыбки.
Не торопитесь, помните, что правильно рассчитать время — это ваша обязанность, не нужно подгонять ребенка.
Обязательно дайте позавтракать первокласснику, даже если в школе предусмотрено питание.
Никогда не прощайтесь с ребенком словами предупреждения.
Не встречайте ребенка вопросом, что он сегодня получил.
Будьте внимательны к малышу, если видите, что он хочет с вами чем-то поделиться — выслушайте. А если не высказывает желания обсуждать пройденный день — не заставляйте.
Не садитесь за уроки сразу после учебного дня.
Во время выполнения упражнений делайте небольшие паузы, чтобы ребенок мог немного отдохнуть.
Решайте возникающие педагогические проблемы без ребенка, при необходимости советуйтесь с учителем или психологом.
Заканчивайте день позитивно.




М. Лэйни «Мой ребёнок — интроверт
»
«Для детей-интровертов нахождение в классе может быть по-настоящему мучительным. Шум со всех сторон, зрительные раздражители, чужие люди, с которыми нужно общаться. Но самое главное — в школе нет ни подходящего места, ни времени, чтобы побыть наедине и «подзарядить батарейки».
М. Селигман «Ребёнок-оптимист
»
«Объясните ребенку, что мысли, а не неблагоприятные факторы, порождают чувства. Растолкуйте, что такое внутренний голос. Важно донести до ребенка: «разговаривать с собой» абсолютно нормально. Предложите ему вспомнить неприятные ситуации. Спросите, что он думал в те моменты.
Растолкуйте ребенку, что формулировки, которые он произносит про себя, определяют его настроение».

Д. Готтман, Д. Деклер «Эмоциональный интеллект ребёнка
»
«В 7-12 лет ваш ребенок впервые входит в большие социальные группы. Не удивляйтесь, когда он окажется под влиянием сверстников. Вы увидите, что он изо всех сил старается не попадать в неловкие ситуации. Важнее всего в жизни для него станет одобрение одноклассников. Он начнет волноваться по поводу типа рюкзака, стиля одежды и мнения своих новых друзей.»
П. Бронсон, Э. Мерримен «Мифы воспитания
»
«Во-первых, старайтесь хвалить детей не за ум, а за то, что они хорошо поработали и приложили много усилий. Эксперименты показали, что дети, которых хвалят за интеллектуальные способности, сильнее боятся позора, поэтому избегают сложных задач. А когда им не удается справиться с чем-либо, их наполняет чувство тревоги и неуверенности в себе.»
Мамы и папы первоклассников!
В эти игры вы можете играть с детьми дома:

Назови одним словом
Игра проводится с предметными картинками, либо с игрушками. Смысл упражнения – научить ребенка правильно использовать обобщающие слова. Взрослый выкладывает на стол картинки, и просит назвать их одним словом. Например,
лиса, заяц, волк, медведь – животные;
кровать, стул, диван, кресло; - мебель;
сосна, ель, ива, клен – деревья и т.п.

Назови три предмета
Эта игра развивает у ребенка словесно – логическое мышление. Ведущий (вначале взрослый, а затем – кто-то из детей) называет слово (например, мебель) и бросает мяч одному из играющих, тот должен назвать три предмета, которые можно назвать одним этим словом (например, стул, стол, кровать). Кто ошибся, платит фант.

Задание на внимание
Ребенку предлагают нарисовать 10 (для начала можно меньше) треугольников (или любых других фигур) и закрасить, например, вторую, седьмую и девятую фигуры (или любые другие по порядку).
Графический диктант
Для упражнения нужен тетрадный лист в клетку и карандаш. Первое время для ребенка желательно поставить точки, чтобы он знал, откуда начинать узор. Перед началом упражнения пусть ребенок покажет, где у него правая и где левая рука. Объясните ребенку, что вы будете диктовать ему узоры, а он будет рисовать по маленьким клеточкам.
Волшебный мешочек
В мешочек помещают мелкие предметы различной формы. Ребенку предлагают опустить руку в мешочек, выбрать предмет и определить его на ощупь. Затем он достает предмет из мешочка, рассматривает его и рассказывает о нем: на какую фигуру он похож.
Вначале в мешочек помещают простые геометрические фигуры, а затем более сложные – предметы и игрушки, которые ребенок отгадывает, обследуя их форму на ощупь.
Рукоделие Коллекционирование
Путешествия Спорт
Увлечение животными «Исторические» хобби