СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 18.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Гендерное воспитание детей на музыкальных занятиях"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Гендерную культуру у детей необходимо формировать, начиная с дошкольного возраста.

Просмотр содержимого документа
«"Гендерное воспитание детей на музыкальных занятиях"»



Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сада № 14 г. Лузы Кировской области

Гендерное воспитание дошкольников

в музыкальной непосредственной деятельности

Музыкальный руководитель:

Шувалова Римма Наильевна

Гендерное воспитание дошкольников в музыкальной непосредственной деятельности (НОД)

Музыкальная НОД в образовательной программе детского сада является обязательными наряду с математикой, развитием речи, окружающим миром. Музыка, как и любое другое искусство, способно воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно-эстетическим переживаниям, к активному мышлению. Дошкольное детство — пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного. Это тот возраст, когда ребенок начинает стремительно развиваться интеллектуально, психически, психологически и, что очень важно — социально. К сожалению, очень часто в наши дни можно замечать, как педагоги и родители стараются развивать свое чадо в первую очередь в интеллектуальном направлении, реже — в физическом, эстетическом, и часто совсем не задумываются о социальном развитии ребенка. Нередко у нынешних детей совершенно нет свободного времени просто поиграть друг с другом, приобрести необходимый опыт общения, а отсюда проблема: нынешние девочки не любят брать в игру мальчишек и наоборот. Может быть, это от того, что у современных детей отсутствует четкая модель мужского и женского поведения?
Вопрос гендерного воспитания в наши дни становится все более актуальным.

Гендер (от «Gender») — социально-биологическая характеристика, с помощью которой люди дают определения понятиям «мужчина» и «женщина».
Гендерная роль («Gender role») — набор ожидаемых образцов поведения (норм) для мужчин и женщин.


Гендерную культуру у детей необходимо формировать, начиная с дошкольного возраста. Музыкальному руководителю тоже необходимо развивать музыкальные способности детей, используя свои знания о гендерном различии детей, помогать осознавать себя представителями того пола, к какому они принадлежат. К тому же на музыкальных занятиях у педагога есть масса возможностей подчеркнуть самые привлекательные черты детей противоположного пола. Так, все основные части музыкального занятия: музыкально-ритмические движения, пение, слушанье музыки, танцевальная деятельность, игра на музыкальных инструментах и музыкально-дидактическая игра — следует проводить с учетом гендерных различий.

Пение. Неоценимую помощь в решении задачь воспитания детей с учетом их гендерных особенностей оказывает народный фольклор (потешки, пестушки, дразнилки поговорки, народные игры). Используя их можно познакомить в воспитании девочек и мальчиков.

В репертуар старших дошкольников можно включить следующие песни: «Из чего же, сделаны наши девчонки?» Ю.Чичкова, «Папа может» В.Шаинского, «Капитан» З.Роот, «Мама» В.Гаврилина, «Маленькая мама» Г.Струве и др.

Также при разучивании песен и их закреплении, можно применять следующие приемы:

-исполнение песни по куплетно, например: девочки первый куплет, мальчики – второй, все вместе – 3 куплет;

-в частушках подбирать тему для мальчиков и девочек; «стенка на стенку».


Хореография. В танцевальной деятельности, особенно в парных танцах, тоже необходимо подчеркивать отличительные движения девочек и мальчиков. При разучивании танцев (вальс. Полька. Кадриль) мальчики овладевают навыками ведущего партнера, у девочек делаем акцент на мягкости движений, легкости, изяществе.

- приглашение на танец исходит от кавалера, мальчик, как настоящий рыцарь, встает на одно колено, или с поклоном головы и подает руку девочке, а она обходит мальчика легкими шажками, мальчик держит крепко свою руку на поясе, а девочка «показывает юбочку».

- после танца мальчик провожает девочку на место. В танцевальных движениях девочек следует поощрять плавность, легкость, пластичность, а в движениях мальчиков — строгость и четкость;

- мальчики разучивают движения, требующие мужской силы, ловкости (солдаты, ковбои, наездники), у девочек (куклы, конфетки, хороводы цветов)

Так же можно подобрать танцевальные композиции только для мальчиков или только для девочек, разучивая их как сюрприз на празднике.

Подчеркнуть гендерные особенности на музыкальных занятиях помогут музыкальные игры. Такие, как, например, «Жуки и бабочки», «Роботы и звездочки», «Птички и автомобили», где роль жуков, роботов и автомобилей отводится мальчикам, а роль бабочек, звездочек и птичек — девочкам. Передавая музыкальные образы, движения у мальчиков должны быть соответствующими — четкими и тяжелыми, а у девочек — воздушными, легкими, нежными, плавными.

Музыкальные игры с предметами (с лентами, флажками, султанчиками, мячами).

-девочки, услышав свое музыкальное проведение, танцуют с лентами, а мальчики под свою маршевую, бодрую музыку исполняют движения с флажками;

-выполняя марш, мальчики шагают если поднят синий (зеленый) флажок, а девочки шагают когда поднят розовый (желтый);

-во время вальса: мальчики берут красные (синие) платочки, а девочки желтые (розовые);

-во время марша: мальчики играют на барабанах, а девочки на бубнах.

Проводить подобные игры можно с различными предметами, чтобы движения детей четко отличались бы друг от друга, а не были бы чем-то усредненным.


Слушание музыки может быть тоже организовано с учетом формирования гендерной идентичности.

-можно послушать часть «Карнавала животных» К.Сен-Санса «Лебедь», а затем попросить девочек подвигаться под эту замечательную музыку, а мальчиков — понаблюдать за движениями девочек и выбрать самую плавную, нежную лебедушку. На следующей НОД можно прослушать произведение из того же цикла, например, «Вступление и королевский марш льва» и попросить мальчиков изобразить львов, а девочкам выбрать самого важного и мужественного Царя Зверей.

-готовясь к праздникам «День Защитника Отечества» и «8 Марта» дети сами могут выбрать песни и танцы, которые подходят для праздника мальчиков и для праздника девочек.



Еще одной составляющей музыкальной деятельностью является игра на детских музыкальных инструментах, к ней тоже можно подойти, опираясь на гендерные особенности детей:

- партию большого барабана логичней было бы отдать представителю сильного пола, а партию треугольника и колокольчика лучше доверить девочкам;

- если девочки и мальчики играют на одних и тех же инструментах, то хвалить и поощрять можно за разные проявления. Мальчиков — за решительность, точность, девочек — за легкость, тонкость исполнения;

- с начало играют на инструментах девочки, а затем мальчики.


В театрализованной деятельности дети так же овладевают традиционными свойствами личности: мужественности у мальчиков и женственности у девочек при инсценировании сказок, стихов, сценок с использованием костюмов (мужских и женских).



Вот так, развивая музыкальные способности детей, открывая им чудесный мир музыки, хореографии, театра, музыкальный руководитель может использовать свои знания о гендерном различии детей, помогая осознавать себя представителями того пола, к  какому они принадлежат.

Подавая образцы настоящего мужского и женского поведения, мы создаем те условия, которые необходимы маленькому человеку для успешного социального развития; помогаем нынешним девочкам стать женственными, нежными, заботливыми, любящими матерями и женами, а мальчикам — порядочными, надежными мужьями, не боящимися ответственности, отцами, и настоящими защитниками Отечества.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс