СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Гендерные особенности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Реферат "Гендерные особенности детей"

Просмотр содержимого документа
«Гендерные особенности»

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное бюджетное образовательное учреждение профессионального образования

«Севастопольский педагогический колледж имени П.К. Менькова»











РЕФЕРАТ

На тему: «Гендерные особенности младших школьников»













Выполнила:

студентка группы НК-15-1

Рыбальченко Елена Сергеевна

Проверила: Островная Д.В.





Севастополь, 2017



Содержание



ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………….3

Глава 1.  Гендерные особенности мальчиков и девочек в младшем школьном возрасте……4-5

Глава 2. Сущность гендерного подхода в воспитании…………………………………………6-7

Заключение…………………………………………………………………………………………..8

Список использованных источников………………………………………………………………9











































ВВЕДЕНИЕ

Изучение гендерных особенностей, т.е. особенностей пола и его роли в воспитании детей младшего школьного возраста в настоящее время является одной из значимых социально-педагогических задач. Актуальность связана с тем, что к началу школьной жизни дети уже сознательно усваивают нормы поведения, права и обязанности. Дети стремятся к самоутверждению в ходе осуществления ролевого поведения, поэтому именно в начальной школе нужно формировать представления о социальных ролях. 

Актуальность данной проблемы представляется, имеющимися противоречиями: объективной необходимостью воспитания девочек и мальчиков с учетом их половых различий и недостаточным вниманием к этой проблеме современной системы образования; желанием воспитателей использовать разные технологии и разработки гендерного воспитания и неумением, в силу неподготовки, их использовать в практике; различными подходами к разработкам и понятию гендерного воспитания и отсутствием необходимых рекомендаций к тем или иным разработкам и технологиям. Проблема также заключается в нахождении условий, которые могут обеспечить эффективность гендерного воспитания младших школьников. Еще одна проблема, которая подтверждает актуальность - это определение конкретных задач и целей гендерного подхода в воспитании. Она заключается в том, что в настоящее время происходят кардинальные изменения содержания мужских и женских ролей, изменяются господствующие гендерные стереотипы.

 Сейчас считается, что в определенном возрасте ребенок должен обладать определенными знаниями, умениями и навыками, но пол ребенка при этом не учитывается. В нашем обществе до недавнего времени существовала патриархальная форма полового воспитания, когда мужчина осуществлял роль добытчика и защитника, а женщина роль хранительницы домашнего очага и занималась воспитанием детей. Сейчас же стираются грани между ролями мужчин и женщин, так как детей воспитывают, в общей сложности, на основе правила «все равны». Такое четкое разделение ролей уступило место такому явлению как адрогиния – совмещение в индивиде маскулинных и фемининных черт, т.е. женских и мужских особенностей. Выходом из этой ситуации может послужить гендерное воспитание. В школах необходимо осуществлять именно поло-ролевое воспитание, а не просто общее воспитание детей. Его суть – в овладении культурой, адекватной модели поведения, в правильном понимании роли мужчин и женщин в обществе. В школу приходят дети уже со свойственными им психологическими особенностями (особенности мышления, речи, восприятия и т.д.) и также разные по своему биологическому возрасту, с разным характером. В то время как школа готовится к приему всех детей, а не к приему отдельно мальчиков и девочек, т. е. в современных школах все усреднено. Школа реализует приемы и методы обучения и воспитания на всех детях, не учитывая гендерные особенности. Однако, многие ученые говорят о влиянии половой принадлежности ребенка на процесс воспитания, и считают, что пол – это основной фактор успешности процесса воспитания. И учителя чувствуют разницу и стараются действовать по-разному по отношению к мальчикам и девочкам.





 Глава 1. Гендерные особенности мальчиков и девочек в младшем школьном возрасте

 Младший школьный возраст это период от 7 до 10-11 лет. В 6-7 лет ребенок попадает в новую среду, т.е. в новую социальную ситуацию развития.

У младшего школьника социальная ситуация характеризуется освоением нового пространства (школа), сменой распорядка дня, вхождением в новый коллектив сверстников, меняется стиль отношений (появляется учитель, который требует соблюдения некоторых норм), формирование нового отношения к ребенку в семье, как к ученику. Такая ситуация ужесточает условия жизни ребенка. (В.С. Мухина)

 В этих условиях у ребенка происходит социализация. «Социализация – процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм и культурных ценностей, позволяющих ему активно и компетентно участвовать в жизни общества. Социализация проходит у мальчиков и девочек по-разному. У девочек лучше получается выражать свои внутренние переживания и происходящее в окружающем мире, поэтому, как правило, у девочек меньше коммуникативных трудностей. На мальчиков же со стороны общества идет большее давление, в силу стереотипов, сложившихся в обществе. Также пример мужской социальной роли в некотором плане отдалён от детей. Так как дети приобретают навыки и знания с помощью подражания, то в семье дети видят, в основном, что только мама выполняет работу по дому, и не имеют возможности наблюдать общественные и профессиональные функции отца. Поэтому дети не видят проявления традиционных мужских качеств, принятых в обществе. Имеет место и такое явление как феминизация, т.к. сейчас происходит увеличение числа неполных семей.

 Система образования по большей части подходит девочкам, т.к. она требует усидчивости, дисциплины и прилежания, что противоречит мужской природе. Об этом свидетельствуют исследования, в результате которых выяснилось, что в обычной жизни нет возможности выражать маскулинные черты и поэтому у мальчиков чаще встречается девиантное поведение. Проблема социализации девочек состоит в том, что современная и традиционная роль женщин в обществе не совпадает. И традиционная роль женщины не очень привлекательна (женщина ниже мужчины по социальному статусу, у нее меньше возможностей для самореализации), и результаты зарубежных исследований говорят о том, что старшем школьном возрасте число девочек, которые выбирают мужские роли в играх большее, чем число мальчиков, выбирающих женские роли.

В старшем дошкольном возрасте происходит становление гендерной идентичности. Уже в 5- 6 лет, если спрашивать мальчика «Кем ты будешь, когда вырастешь – мамой или папой?», то он ответит, что будет папой и может аргументировать свой ответ, это относится и к девочкам.

 Существуют различия в готовности мальчиков и девочек к школе. Исследования свидетельствуют о том, что девочки подготовлены лучше, т.к. девочки лучше развита способность к общению, лучше сформирована произвольность общения и поведения, у них больший объем пространственно-зрительной памяти, более высокий уровень работоспособности, лучшее понимание учебной задачи.

Также девочки уже знают, что такое учебная деятельность и разграничивают ее и игровую деятельность.(град 72-74) А вот мальчики ходят в школу не только, чтобы учится, но и играть.

Девочки лучше запоминают расположение вещей, мелкие детали, лучше противоположного пола сосредоточиваются в непривычной обстановке (например, в шумном месте), могут делать несколько дел одновременно, у женского пола лучше выносливость.

 Мальчики, как правило, лучше разбираются в математике, лучше справляются с заданиями на внимание, память. У мужского пола лучше развито трехмерное мышление, т.е. мальчики могут представить, например, нарисованную геометрическую фигуру в объеме, могут вращать ее в разном направлении. Такое мышление как правило сформировано у мальчиков уже к 7 годам.

 У девочек обычно выше успеваемость ( в совместной школе), и различия в отметках незначительные, у мальчиков же разброс в отметках может составлять 3 балла. Среди девочек много отличниц и Л. Волынская говорит о том, что интеллектуально сильные девочки носят ярлык психической ненормальности: у них низкая самооценка, плохо осознаваемое недоверие к себе, поэтому они и отличницы, чтобы скрыть это обстоятельство и быть выше в своих глазах и окружающих. Девочки отличницы таковые есть, потому что стараются быть прилежными и послушными, как им говорят, а это качества, которые ведут к пассивности и безынициативности, из-за этого могут возникать проблемы в общении с противоположным полом.

Д. Хартли изучал отношение школьников к поведению своих сверстников. В итоге выяснилось, что мальчики оценивают поведение других только в положительных тонах, а свое – и в положительных и отрицательных. Девочки же свое поведение оценивают как положительное, а поведение мальчиков как отрицательное. [2 с. 154]

Дети дошкольного возраста осознают себя в соответствии со своей половой принадлежностью и дают характеристику другим детям. Обычно девочки называют других девочек хорошими, добрыми, прилежными, а мальчиков хулиганами. Мальчики, в свою очередь, называют девочек плаксами, а мальчиков смелыми, сильными и др. (град. 61)

Обучение, как бы оно не считалось общим, все равно рассчитано по большей части на девочек, так как среди воспитателей в детском саду, учителей в школах мужчин очень мало, в основном это женщины. Они лучше чувствуют, что необходимо девочкам, поэтому основное внимание приходится именно на женский пол.









 

Глава 2. Сущность гендерного подхода в воспитании

Поло-ролевой подход реализуется через организацию учебно-воспитательного процесса. Мальчикам, независимо от способностей, предлагаются больше естественных наук, а девочкам – гуманитарных. Гендерный подход предполагает воспитание и образование детей на основе их биологических характеристик и социального пола. В рамках этого подхода девочек воспитывают как будущих матерей, хозяек, а мальчиков мужественные как будущих защитников и добытчиков. В школе сейчас делятся уроки труда для детей. Девочки – вяжут, шьют, готовят, а мальчики пилят, строгают и т.п.

 Существует закономерность, заключающаяся в том, что мужчины это агрессивные, доминирующие, активные, независимые, мудрые и неэмоциональные, и типичный мужской образ – это социально неорганичный стиль поведения, рациональные способности. А женщины обладают такими качествами как, эмоциональность, нежность, зависимость.

Сторонники раздельного обучения обосновывают свою позицию следующим: дети в совместных классах перенимают у друг друга общие черты (девочки у мальчиков и наоборот); у мальчиков и девочек различается головной мозг (у мальчиков, как правило, развито левое полушарие, поэтому им нужны эксперименты и доказательства, а у девочек левое, и знания они воспринимают через эмоции); процесс полового созревания лучше проходит в однополом классе, т.к. это помогает избежать насмешек со стороны противоположного пола; возможно, что девочки и мальчики перестают уважать противоположный пол, и эти стереотипы они несут в будущую взрослую жизнь; более высокая успеваемость класса по некоторым предметам.

Противники, в свою очередь, приводят такие аргументы: в раздельных классах разные предметы, и это говорит о том, что профессии делят на женские и мужские, т.е. ограничивают в выборе; дети также различаются по психотипу и если, например, в классе будет мальчик в доминирующим правым полушарием, а в классе построено на том, что основное полушарие – левое (и наоборот), то ребенок, скорее всего, станет изгоем; во многих семьях родители много работают и мало времени уделяют детям, поэтому школа, это так называемый, «институт жизни», где дети учатся выстраивать отношения и со свои полом и с противоположным.

Учителя, родители и все окружающие обычно тоже подходят к воспитанию с точки зрения поло-ролевого подхода, это подтверждает, что если мальчик и девочка получают одинаковые оценки, то все равно их оценивают по разному. При профильном обучении в школе, мальчиков ориентируют больше на информационные технологии, а девочек на более спокойные виды деятельности (например, вязание). Это не очень хорошо влияет на девочек, которые от природы наделены лидерскими качествами и организаторскими способностями, тогда такое стереотипное воспитание отрицательно влияет на развитие личности ребенка.

Сущность гендерного подхода заключается в проявлении ребенком гендерной идентичности. С этой точки зрения гендерная идентичность пластична и разнообразна, а не одинакова для всех женщин и мужчин.

Поэтому задача поло-ролевого подхода заключается в создании условий, которые помогут ребенку самостоятельно самореализовываться с учетом гендерных характеристик.

Для более четкого понимания, в чем же сущность гендерного подхода, можно сравнить поло-ролевой и гендерный подходы. Гендерный подход: воспитание происходит в духе выбора своей гендерной принадлежности, ориентир на нейтрализацию различий между полами, поощрение деятельности, которая соответствует интересу человека, возможность отступления от традиционных патриархальных моделей устройства общества. Поло-ролевой подход: подчеркивание различий между полами, жесткий выбор половой идентичности, поощрение деятельности, которая традиционно соответствует полу, поведение согласно половой принадлежности, жесткие гендерные модели, осуждение отступления от патриархальных моделей устройства общества.

 Таким образом, цель гендерного подхода – это изменение традиционных ограничений развития личности, создание условий для самореализации способностей детей. Это требует разработки новых способов научения 

В настоящий момент в обществе происходит изменение традиционных социальных ролей, об этом свидетельствует, как считают многие из социологов, число разводов (около 500). Исследователи говорят, что это происходит из-за смешения, размывания рамок мужских и женских ролей, а это идет из детства. Из этого следует, что необходимо осуществлять поло-ролевое воспитание. Но с другой стороны необходимо уделять внимание саморазвитию и самоактуализации личности, и необходимо учитывать личностные и психофизиологические особенности учеников. В школах в данный момент, учителя готовятся встречать не отдельно мальчиков и девочек, а именно детей. Поэтому в России основой для гендерного воспитания может послужить раздельно-параллельное обучение детей (в обычной школе) и раздельное обучение в специальных школах.



























Заключение

Гендерное воспитание – это особенности, связанные с признаками половой принадлежности.

 Итак, гендерные особенности младших школьников: социализация происходит у девочек легче, т.к. у них меньше коммуникативных трудностей, они лучше выражают свои эмоции, чувства и мысли. На мальчиков идет давление со стороны общества из-за сложившихся традиционных стереотипов. Девочки также лучше подготовлены к школе, это объясняется тем, что у них больший объем пространственно-зрительной памяти, более высокий уровень работоспособности, лучшее понимание учебной задачи. Успеваемость также выше у девочек, т.к. школа больше ориентирована на девочек, потому что преобладает число женщин среди учителей, а они лучше понимают состояние девочек в классе. Девочки усидчивые, обычно, уже понимают, что в школу они приходят учиться, а не играть, а мальчики часто приносят в школу игрушки и играют с ними на уроке. Разное отношение детей к сверстникам, девочки описывают друг друга как прилежных, добрых, а мальчиков, как правило, как хулиганов. Мальчики говорят, что девочки плаксы, а других мальчиков описывают как хороших, смелых и т.п.

В настоящий момент в обществе происходит смена стереотипов, и это влияет на развитие подрастающего поколения. Это свидетельствует о необходимости дальнейшего изучения сложившейся проблемы и «реабилитации» категории пола в психологии.

 

 

 

 























Список использованных источников



 1. Ян Амос Коменский. Избранные педагогические сочинения. М., Учпедгиз, 1955, стр. 161-376.

2. Агеев В.С. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов /В.С. Агеев// Вопросы психологии. – 1987.-№2.- с. 152-157.

3. словарь по книге «психология человека от рождения до смерти»/ Под общей редакцией А.А. Реана, 2002 г

4. Еремеева В. Д. Хризман

Мальчики и девочки – два разных мира. – Санкт-Петербург, (изд.) 2001 – 97 стр.

5. Практико-ориентировочный проект: «Начальное образование мальчиков и девочек в России: Гендерный подход» Костюченко Л. В., Белова М. Е. (электр рес) режим доступа http…

6. Каманина Светлана Владимировна

Методическая разработка «Системное решение проблемы формирования гендерной культуры младших школьников»

7. Гендерный подход при подготовке к обучению в шкое М. Н. Терещенко.

8. Словарь Мищеряков, Зинченко

9. Градусова Гендерная педагогика

10. Джуринский история педагогики.