СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Гендерные стереотипы в системе образования

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

научная статья на тему "Гендерные стереотипы в образовании"

Просмотр содержимого документа
«Гендерные стереотипы в системе образования»

УДК 159.922.6

Бакытов Тынчтыкбек Бакытович -

КГУ им. Арабаева,

Кафедра психологии, магистрант

науч. рук. К.М.Кожогелдиева –

к.психол.н., доцент

Bakytov Tynchtykbek Bakytovich

KSU I. Arabaeva, Department of Psychology,

master's student

scientific supervisor K.M. Kojogeldieva-

candidate of psychological sciences,

assistant professor


Гендерные стереотипы в системе образования

Билим берүү системасындагы гендердик стереотиптер

Gender stereotypes in the education system

Аннотация: Данная статья рассматривает проблему гендерных стереотипов в системе образования. Гендерные стереотипы являются предвзятыми представлениями о том, какими должны быть мужчины и женщины, и часто приводят к неравенству полов. В контексте образования гендерные стереотипы могут оказывать негативное влияние на выбор профессии, уровень учебных достижений, участие в научных и технических областях, а также на поведение и взаимодействие учеников и учительского состава. Статья основывается на современных исследованиях и подробно анализирует механизмы формирования и усиления гендерных стереотипов в системе образования. Она обсуждает роль учебников, учителей, школьной среды и социокультурного контекста в переосмыслении гендерных ролей и стереотипов.

В статье предлагаются стратегии и рекомендации для снижения гендерных стереотипов в образовательной среде. Упоминается необходимость разработки более полноценных и разнообразных учебных материалов, вовлечение педагогов в обучение и осознанность гендерных вопросов, а также создание безопасного и поддерживающего учебного окружения для всех учеников.

В заключении статьи подчеркивается важность преодоления гендерных стереотипов в системе образования для создания равноправной и инклюзивной среды, способствующей развитию потенциала каждого ученика, независимо от их пола. Такие усилия имеют потенциал привести к улучшению равенства полов в образовании и способствовать долгосрочному социальному прогрессу.

Ключевые слова: гендерное равенство, гендер, стереотипы, сексизмы, гендерное измерение, гендерный подход, гендерная экспертиза.


Аннотация. Аннотация: Бул макалада билим берүү тутумундагы гендердик стереотиптер маселеси каралат. Гендердик стереотиптер эркектер менен аялдар кандай болушу керек деген алдын ала түшүнүктөр жана көбүнчө жыныстык теңсиздикке алып келет. Билим берүү контекстинде гендердик стереотиптер кесип тандоого, окуудагы жетишкендиктердин деңгээлине, илимий жана техникалык тармактарга катышууга, окуучулар менен мугалимдердин жүрүм-турумуна жана өз ара аракеттенүүсүнө терс таасирин тийгизиши мүмкүн. Макала изилдөөлөргө негизделип, билим берүү тутумундагы гендердик стереотиптерди калыптандыруу жана бекемдөө механизмдерин кеңири талдайт. Ал гендердик ролдорду жана стереотиптерди кайра чечмелөөдө окуу китептеринин, мугалимдердин, мектеп чөйрөсүнүн жана социалдык-маданий контексттин ролун талкуулайт.

Макалада билим берүү чөйрөсүндө гендердик стереотиптерди азайтуу боюнча стратегиялар жана көрсөтмөлөр сунушталат. Толугураак жана ар түрдүү окуу материалдарын иштеп чыгуу, педагогдорду гендердик маселелерди окутууга жана маалымдуулукка тартуу, ошондой эле бардык окуучулар үчүн коопсуз жана колдоочу окуу чөйрөсүн түзүү зарылдыгы айтылды.

Макаланын корутундусунда билим берүү системасында гендердик стереотиптерди жеңүүнүн маанилүүлүгү, жынысына карабастан ар бир окуучунун потенциалын өнүктүрүүгө көмөктөшүүчү тең укуктуу жана инклюзивдүү чөйрөнү түзүү баса белгиленет. Мындай аракеттер билим берүүдө жыныстардын тең укуктуулугун жакшыртууга алып келет жана узак мөөнөттүү социалдык прогресске өбөлгө түзөт.

Түйүндү сөздөр: гендердик теңчилик, гендер, стереотиптер, сексизм, гендердик өлчөм, гендердик мамиле, гендердик экспертиза.


Abstract: This article examines the problem of gender stereotypes in the education system. Gender stereotypes are preconceived ideas of how men and women should be, and often lead to gender inequality. In the context of education, gender stereotypes can have a negative impact on career choices, levels of academic achievement, participation in scientific and technical fields, and student and teacher behavior and interaction. This article draws on current research and analyzes in detail the mechanisms by which gender stereotypes are formed and reinforced in the educational system. It discusses the role of textbooks, teachers, school environments, and sociocultural contexts in redefining gender roles and stereotypes.

The article offers strategies and recommendations for reducing gender stereotypes in the educational environment. Mention is made of the need to develop more comprehensive and diverse learning materials, to involve educators in teaching and gender awareness, and to create a safe and supportive learning environment for all students.

The article concludes by emphasizing the importance of overcoming gender stereotypes in the education system to create an equitable and inclusive environment that fosters the potential of every student, regardless of their gender. Such efforts have the potential to lead to improved gender equality in education and promote long-term social progress.

Key words: gender equality, gender, stereotypes, sexisms, gender measurement, gender mainstreaming, gender expertise.

Гендерные стереотипы — это распространенные в обществе представления о личностных качествах и поведенческих моделях мужчин и женщин, гендерной специфике социальных ролей, представления о маскулинности и феминности. Понятие «гендер» относительно исторических рамок появилось совсем недавно, однако уже имеет множество определений, точек зрения и богатую предысторию. Необходимо отметить, что понятия «пол» и «гендер», которые на первый взгляд кажутся похожими, на самом деле не являются тождественными. Современная социология и психология различает эти два понятия. «Гендер» как научный термин появился в начале 1970-х гг. Учёный из США Р. Столлер на конгрессе психоаналитиков в Стокгольме впервые упомянул такое явление, как социальный пол, или, иными словами, гендерное самосознание [1, с.18]. Термин «гендер» появился в трудах российских психологов в конце 90-х годов прошлого века Под гендером понимается социальный пол, формирующийся под влиянием социокультурных факторов, полоролевых ожиданий и отношений, выдвигаемых обществом. Гендерные стереотипы как один из видов социальных стереотипов связаны с нормами, выработанными обществом и индивидуальным опытом человека. Изучению гендерных стереотипов в отечественной науке посвящено значительное число работ (Кабалевская 2012; Ткачева 2020). Установлено, что женщины и мужчины часто программируют свое поведение в соответствии с принятыми в обществе стереотипами феминности-маскулинности.

Гендер – это продукт социума и культуры. Он также является фундаментом в процессе психического и социального становления каждой личности.

О гендере и его нормах мы узнаем через воспитание родителей и учителей, общение со сверстниками, средства массовой информации, художественную литературу и кино. Этот процесс можно назвать гендерной, или полоролевой, социализацией. Гендерная социализация – это процесс общественного конструирования, во время которого человек узнает о понятиях «мужского», «женского», моделях поведения и нормах, которые соответствуют каждому из понятий. По мнению И.С. Клёциной, в процесс гендерной социализации входят: идентификация, гендерные схемы, со- циальные ожидания, социальные подкрепления, понимание социально-половой роли [2, с.3].

Гендерные стереотипы являются общепринятыми представлениями о том, какими должны быть мужчины и женщины в обществе. Они проникают в различные сферы жизни, включая систему образования. Прочно став частью образовательной системы гендерные стереотипы негативно влияют на обучающихся, на выбор предметов, карьерных путей и ожидания успеха в образовании, они также могут ограничивать возможности развития и самореализации учащихся, особенно девочек и молодых женщин.

Анализ исследований, посвященных изучению гендерных проблем в сфере образования Каркищенко Е.А., показал, что в педагогической среде имеет место широкое распространение гендерных стереотипов, которые педагогами транслируются школьникам на уроках в процессе преподавания, при организации профориентационной работы, на специализированных внеурочных занятиях, в процессе повседневного межличностного общения с учащимися. Общаясь с мальчиками и девочками, юношами и девушками педагоги комментируют их поступки, оценивают их действия, высказывают замечания, опираясь на стереотипные, несовременные нормы мужского и женского ролевого поведения [3, с.63-68].

В процессе анализа публикаций о гендерных проблемах в деятельности педагогов были выделены три группы гендерных стереотипов, имеющих наибольшее распространение в сфере школьного образования [4, с.130-137]. Это следующие группы стереотипов:

  Стереотип о множественных существенных различиях в психологических характеристиках школьников раз- ного пола, которые влияют на их процесс обучения, поэтому эти различия педагоги должны учитывать, обучая мальчиков и девочек.

  Стереотип о полоспецифичных интересах и профессиональных предпочтениях мужчин и женщин.

  Стереотип о принципиальных различиях в содержании мужских и женских семейных ролей, поэтому мальчиков и юношей надо готовить к роли «добытчика», а девочек и девушек – к роли матери и заботливой жены.

Рассмотрим подробнее выделенные группы гендерных стереотипов, присущих педагогам.

Первая группа гендерных стереотипов – стереотипы о множественных существен-ных различиях в психологических характеристиках школьников разного пола, которые необходимо учитывать в процессе обучения. В основе этого стереотипа лежит убеждение о существовании особого, исключительно «мужского» или «женского» ума или стиля мышления, под которые надо подстраивать учебно-воспитательный процесс. Например, с точки зрения педагогов, разделяющих это стереотипное мнение, обучая мальчиков, следует опираться на их высокую поисковую активность и сообразительность, а при обучении девочек надо детализировать и четко структурировать информацию, активно использовать наглядность. Неуспехи в учебе у девочек часто объясняются отсутствием способностей, тогда как плохие отметки у мальчиков связывают с недостатком трудолюбия. Через трансляцию такого гендерного стереотипа происходит недооценка способностей девочек и неадекватная оценка причин учебных неуспехов мальчиков.

Вторая группа гендерных стереотипов

– это стереотипы о полоспецифичных интересах и профессиональных предпочте- ниях мужчин и женщин. В период школьного обучения определяются увлечения и профессиональные интересы, формируется профессиональное самоопределение, конкретизируются предпочтения в плане будущей профессиональной деятельности. По-прежнему широко распространены убеждения в том, что интересы, увлечения и профессиональная карьера в большей мере обусловлены полом, а не индивидуально-психологическими характеристиками личности [1, с.121-132]. Это следующие группы стереотипов:. Другими словами, для мальчиков естественен интерес к математике, физике, информатике, физкультуре, а девочкам больше подходит увлечение гуманитарными предметами, поэтому профориентация должна проводиться с учетом пола школьников, т. е. мальчиков надо ориентировать на типично мужские профессии, а девочек – на женские.

Таким образом, гендерный стереотип о том, что пол человека, а не его интересы и способности, определяет профессио- нальную направленность, не способствует индивидуализации профессионального выбора. Девочки не поощряются к занятиям естественно-научными дисциплинами и подготовке к STEM-профессиям, а мальчики слабо стимулируются к занятиям и профессиям, считающимися типично женскими, например, профессиям, связанным с воспитанием и обучением детей. Такая ситуация порождает у школьников сомнения в своих возможностях при выборе профессионального пути, формирует заниженную самооценку, нереалистичные ожидания и психологическое неблагополучие в процессе профессиональной деятельности.

Третья группа распространенных гендерных стереотипов связана с ориентацией юношей и девушек на разные семейные роли. Содержание женской семейной роли в соответствии с этим гендерным стереотипом, прежде всего, предполагает выполнение повседневных домашних обязанностей и самореализацию в материнстве. Стереотипная модель семейной роли для мужчин связана преимущественно с материальным обеспечением, нивелируя значение других сторон семейной жизни, например, отцовства 6. с.82-86.

Современное общество несовместимо с жесткой гендерной поляризацией и стратификацией ролевого поведения мужчин и женщин. Дифференцировать по половому признаку содержание образования, не изменив системы общественного разделения труда, невозможно, а методы обучения тесно связаны с его содержанием 7. с. 51–65.

Принципы гендерного подхода в сфере образования позволяют рассматривать вариативные методы работы с обучающимися, расширяя репертуар поведения для мальчиков и девочек, юношей и девушек, осуществляя обучение и воспитание с позиций взаимопонимания и взаимодополнения 7. с. 98-100.

Вариативные методы образовательной среды подразумевают нестереотипный (эгалитарный) подход в педагогической деятельности, при котором становятся важными принципы равенства и актуализируется такое важное понятие, как «равенство возможностей», а мальчики и девочки, юноши и девушки получают возможность приобретения позитивного опыта взаимодействия.

Учебники играют важную роль в формировании гендерных стереотипов в образовательной среде. Во-первых, содержание учебников может отражать и поддерживать традиционные гендерные роли и стереотипы, представляя определенные профессии, роли и интересы как преимущественно мужские или женские. Например, учебники по наукам и технике могут в большей степени акцентировать внимание на мужской преемственности, тогда как предметы, связанные с гуманитарными науками, могут представляться как более подходящие для женщин.

Во-вторых, язык и формулировки, используемые в учебниках, могут также способствовать формированию гендерных стереотипов. Например, использование мужского рода как универсального (например, "учитель" вместо "учительница" или «милиционер», «депутат», «мастер» ) может усиливать представление о мужском доминировании в определенных сферах.

Кроме того, выбор и представление исторических и литературных материалов в учебниках может создавать и поддерживать гендерные стереотипы. Если в учебниках преобладают истории и биографии мужчин, а женщины представлены в основном в роли подчиненных или незначительных фигур, это может создавать впечатление о неравенстве достижений и вклада женщин в различных областях.

Исходя из проведенного анализа предлагаются следующие стратегии и рекомендации для снижения гендерных стереотипов в образовательной среде:

учебники

  • для борьбы со стереотипами в учебниках важно внимательно отслеживать и анализировать содержание и язык, использованный в них;

  • разработчики учебников должны стремиться к созданию более балансированного и разнообразного материала свободного от стереотипов. В свою очередь это поможет создать более инклюзивную и равноправную образовательную среду, способствующую развитию потенциала всех учеников, независимо от их пола;

учителя

  • включить в перечень тем курсов повышения квалификации вопросы по гендеру;

  • разработать методические материалы для курсов повышения квалификации по гендерным вопросам;

  • привлекать гендерных специалистов для преподавания курсов повышения квалификации;

Литература

  1. Данилова, Е.Е. (2017) Представления школьных учителей о психологических особенностях учащихся разного пола. Science Time, No 2 (38), c. 121–132.

  2. Клёцина И.С. Гендерная социализация. СПб., 1998. С. 42.

  3. Каркищенко, Е.А. (2013) Гендерные установки современной школы: декларация патриархатного подхода или путь к гендерной педагогике? Вестник Центра международного образования Московского государственного университета. Филология. Культурология. Педагогика. Методика, No 2, c. 63–68.

  4. Каменская, Е. Н., Дыхан, Л. Б., Пижугийда, В. В. (2017) Изучение влияния гендерных стереотипов на деятельность педагогов. Проблемы современного педагогического образования, No 57-2, c. 130–137.

  5. Ключко, О. И., Татюшева, Е. И. (2012) Гендерная асимметрия жизненных перспектив у школьников разного возраста. Гуманитарные науки иобразование, No 1 (9), c. 82–86.

  6. Кон, И. С. (2011) Три в одном: сексуальная, гендерная и семейная революции. Журнал социологии и социальной антропологии, т. XIV, No 1(54), с. 51–65.

  7. Шишлова Е.Э. Гендер как инновационный научный и философский дискурс // Вестник МГИМО-Университета. 2013. No 1. С. 148.

  8. Шустова, Л. П. (2009) Подготовка педагогов к гендерному образованию и воспитанию детей. Современные проблемы науки и образования, No 2, с. 98-100.

  9. Ramya Subrahmanian, Gender Equality in Education: Definitions and Measurements, 2003, Background Paper UNESCO GMR 2003 - 043