СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ СТРУКТУРЫ ЗАЩИТНОГО ПОВЕДЕНИЯ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ по Колосовой Т.А.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье представлен анализ защитного поведения у подростков с легкой умственной отсталостью в зависимости от гендерной принадлежности. Проводится изучение структуры защитного поведения в контексте адаптационного потенциала личности подростков с умственной отсталостью. В частности, рассматривается взаимосвязь защитного поведения личности и реакций на фрустрацию и девочек, и мальчиков с умственной отсталостью. В статье проводится анализ частоты встречаемости и доминирования копинг- стратегий у подростков с умственной отсталостью, влияния репертуара используемых стратегий на процесс адаптации.

Просмотр содержимого документа
«ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ СТРУКТУРЫ ЗАЩИТНОГО ПОВЕДЕНИЯ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ по Колосовой Т.А.»

© Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), №9(17), 2012

 www.sisp.nkras.ru

УДК 159.922.766

ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ СТРУКТУРЫ ЗАЩИТНОГО

ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ

УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ

Колосова Т.А.

Проблема эффективной адаптации и социализации подростков с

умственной отсталость является актуальной в течение нескольких последних

десятилетий. Первоначально, при создании вспомогательных школ перед

специалистами стоял вопрос обучаемости умственной отсталых, овладение имиучебными, а в дальнейшем, профессиональными навыками. Однако, работ, посвященных изучению личности умственно отсталого подростка, его

адаптационного потенциала, самооценки и самоидентификации в середине и

конце прошлого века было явно недостаточно. К числу работ, посвященных

изучению личности умственно отсталого подростка, его поведения,

адаптационных механизмов относятся работы Д.Н. Исаева (Исаев, 2012), Е.С.

Иванова и Л.М. Шипицыной (Шипицына Л.М., Иванов Е.С., 1992), Н.Л.

Коноваловой (Коновалова Н.Л., 2000).

К числу малоизученных психологических феноменов у детей и подростков с

умственной отсталостью относятся и защитные механизмы, включающие в себя сознательные и бессознательные способы поведения. К ним относятся

стратегии копинг-поведения и механизмы психологической защиты. Это

связано как с трудностью и масштабностью изучения данных феноменов, так и недостаточным диагностическим аппаратом, валидным для умственно

отсталых. Тем не менее, изучение и понимание структуры защитного поведения умственно отсталого подростка имеет практическую направленность, в частности, дает возможность создания модели психологической помощи в стрессовой ситуации. Умственно отсталый подросток оказывается в большей степени уязвим, по сравнению с нормально развивающимся сверстником, в силу частого непонимания социальной ситуации, неумения эффективно справляться со стрессом, неадекватным поведением в ситуации фрустрации.

Чтобы справиться с возросшим числом конфликтов внешнего и

внутреннего плана, иметь способность противостоять дезорганизации

психики и поведения, избегать социальных конфликтов и напряженности,

подростки прибегают к использованию различных типов механизмов

психологической защиты и соответствующие формы совладающего

поведения.

Цель данной работы состояла в попытке изучения структуры

защитного поведения умственно отсталых подростков в аспекте их

адаптационных возможностей. В настоящей статье рассмотрены межполовые

различия совладающего поведения и механизмов психологической защиты у

подростков с умственной отсталостью.

В исследовании прияли участие 165 подростков с умственной

отсталостью в возрасте от 11 до 16 лет (102 мальчика и 63 девочки). У всех

подростков легкая степень умственной отсталости. Показатели интеллекта в

пределах от 58 до 67 баллов по шкале Векслера.

Исследование проводилось при помощи следующих методик: карта

наблюдений Стотта, фрустрационный тест Розенцвейга (детский вариант),

опросник копинг-стратегий для детей школьного возраста, рисуночная

методика «Человек под дождем», методика Дембо-Рубинштейн, методика Рене Жиля.

Карта наблюдений Стотта направлена на изучение школьной дезадаптации, мы посчитали возможность ее применения в более широком контексте, т.к. учебная деятельность и школьное окружения являются наиболее значимыми для изученного контингента.

Результаты исследования.

Достоверных различий поведения в ситуации фрустрации и уровня

школьной дезадаптации между умственно отсталыми девочками и мальчиками выявлено не было. Мы предполагаем, что умственно отсталые подростки в ситуации фрустрации ведут себя одинаково, независимо от пола. У умственно отсталых подростков, как мальчиков, так и девочек часто встречаются импунитивные реакции – фрустрирующая ситуация рассматривается ими какнезначительное препятствия, осознание фрустрации как таковой не происходит.

Подобная реакция на фрустрацию связана с недостаточной критичностью,

непониманием социальной ситуации, неспособностью предвидеть последствия фрустрирующей ситуации.

Достоверно чаще (p

девочками используют стратегии совладания по типу отрицания, решения

проблемы, агрессивного поведения и стремления к расслаблению. С одной

стороны это указывает на расширенный репертуар совладающего поведения у мальчиков с умственной отсталостью по сравнению с девочками. С другой

стороны – мальчики достоверно чаще прибегают к социально неодобряемым

стратегиям поведения, таким как агрессивное реагирование и отрицание

наличия проблемы. Как показало настоящее исследование в структуре

защитного поведения умственно отсталых мальчиков доминирующей

стратегией разрешения конфликтов являются стратегии агрессивного

поведения, которые выступают как наиболее часто используемые и как

помогающие стратегии решения конфликтной ситуации. В частности,

проведенные корреляционный анализ позволил установить наличие

положительных взаимосвязей стратегий агрессивного поведения с признаками«отношением к отцу», «препятственно-доминантные реакции», «тревожность по отношению к детям», «асоциальность» и «уверенность в себе, самооценка».

Можно предположить, что умственно отсталые мальчики, наиболее часто

прибегающее к стратегии совладающего поведения по типу агрессивность,

испытывают тревожность по отношению к детям, у них отмечается

асоциальное поведение. Данные симптомокомплексы дезадаптации характерны для умственно отсталых подростков. Также выявлена связь между стратегиямиагрессивного поведения и неблагоприятным социальным окружением. Можнопредположить, что неблагоприятные социальные условия воспитания таких подростков приводят к появлению у них повышенной враждебности поотношению к сверстникам и взрослым, эмоциональной напряженности инестабильности поведения. Неблагоприятные условия приводят и кнедостаточному формированию социальной нормативности у подростков сумственной отсталостью. Прибегание преимущественно к стратегиям агрессивного поведения может быть обусловлено механизмом социальногонаучения. Как правило, в своих семьях подростки данной категории наблюдают агрессивные модели поведения, недостаточная критичность умственно отсталых подростков не позволяет им правильно оценивать ситуации и использовать другие, социально приемлемые стратегии поведения. В своюочередь частый выбор агрессивных копингов приводит к снижениюадаптационных возможностей подростков с умственной отсталостью.

Положительная корреляция стратегий агрессивного поведения с

признаком «отношение к отцу» подтверждает положение о наличии механизма социального научения: агрессивные модели поведения, принятые в семьях изученных умственно отсталых подростков и демонстрируемые отцом вызывают полное одобрение со стороны детей. Положительное отношение к отцу и низкая критичность мышления не позволяют умственно отсталому мальчику адекватно оценить поведение отца, с одной стороны, и использовать в качестве совладания адаптивные стратегии поведения. Интересна положительная корреляция стратегий агрессивного реагирования с признаком«препятственно-доминантные реакции». Умственно отсталые подростки, часто использующие стратегии агрессивного реагирования испытывают определенные трудности во фрустрирующей ситуации – любое, даже незначительное препятствие рассматривается ими как нечто страшное,

непреодолимое; подросток акцентирует внимание на существующей проблеме, длительно и тяжело ее переживает. Это подтверждается данными,

полученными в результате проведения методики «Человек под дождем». В

рисунках «Человек под дождем» умственно отсталые мальчики рисовали

тяжелые капли дождя, в некоторых рисунках дождь практически закрывал весь лист. В рисунках умственно отсталых мальчиков достоверно чаще встречались тяжелые тучи, лужи и грязь, практически отсутствовало солнце. Подобное восприятие фрустрирующей ситуации умственно отсталыми мальчиками приводит к внутреннему напряжению, требующего немедленного выхода, и как следствие, способы агрессивного реагирования оказываются в ситуации напряжения наиболее эффективными с точки зрения умственно отсталого подростка. Стратегии агрессивного реагирования позволяют снять напряжение немедленно, сиюминутно, другой вопрос, что это не всегда является социально приемлемым способом реагирования. В структуре защитного поведения умственно отсталых мальчиков наблюдается положительная корреляция стратегий агрессивного реагирования с признаком «уверенность в себе»,чтоуказывает на восприятие агрессивных мальчиков себя как уверенных и сильных.

Стратегии агрессивного реагирования положительно взаимосвязаны со

стратегиями отрицания. Для данного типа стратегий совладания характерно

само отрицание наличия какой-либо проблемы и вместо поиска решения или

социальной поддержки выбираются формы поведения такие, например, как

«пойду гулять», «буду есть и пить», «лягу спать». Анализируя корреляционную плеяду стратегий отрицания, можно выделить наличие положительных взаимосвязей данных стратегий с признаками «закрытость», «уход в себя», «эмоциональная нестабильность», «невротические симптомы». Стратегииотрицания свойственны нерешительным, робким, закрытым для общенияподросткам. В силу своей нерешительности и замкнутости умственно отсталые мальчики, часто использующие стратегии отрицания, боятся искатьсоциальную поддержку, обратиться за помощью к сверстникам или взрослым.

Проявления эмоциональной лабильности приводят к тому, что умственно

отсталый подросток выбирает наиболее легкий способ решения проблемы, какему кажется, т.е. просто ее не замечает.

В структуре защитного поведения умственно отсталых девочек

наблюдается существенная разница по сравнению с мальчиками. Стратегии

агрессивного реагирования положительно коррелируют с признаками

«недоверие ко взрослым», «тревожность по отношению к детям»,

«невротические симптомы», «уверенность в себе, самооценка» и

«экстрапунитивные реакции». Можно предположить, что умственно отсталые девочки, часто использующие стратегии агрессивного поведения, являются достаточно тревожными, испытывают недоверие к людям, у них могут наблюдаться невротические проявления, но при этом сами себя они оценивают как уверенных в себе. Подобное противоречие характерно применительно не только к умственно отсталым подросткам. Среди подростков и взрослых людей с нормальным интеллектом нередко встречаются тревожные люди, компенсирующие свою тревогу агрессивным поведением. Агрессивное поведение часто носит личностно-защитный характер, когда подросток применяет агрессию до начала конфликта. Например, на вопрос учителя «Почему у тебя распущены волосы?», девочка сразу начинает хамить и огрызаться. Положительная взаимосвязь стратегий агрессивного реагирования с признаком «экстрапунитивные реакции» указывает на ожидаемое разрешение фруструющей ситуации другим лицом. При этом, если ситуация затянулась и не разрешается должным образом, умственно отсталая девочка может реагировать достаточно агрессивно, требуя немедленного решения проблемы.

Стратегии совладания по типу отрицания положительно коррелируют с

признаками «стратегии фантазирования», «отношение к отцу», «отношение к

родителям, как супружеской чете», «невротические проявления» и

отрицательно – с признаками «стратегии агрессивного реагирования»,

«общительность» и «характер, самооценка». Для умственно отсталых девочек,часто прибегающих стратегиям отрицания, характерным является

использование и стратегий фантазирования – в ситуации фрустрации подростку проще уйти в мир фантазий, чем пытаться решить проблему или найти поддержку со стороны близких. Это подтверждают и данные методики

«Человек под дождем» - в рисунках девочек наблюдалась оторванность фигуры человека под дождем от земли, стремление улететь от проблем. Мы можем говорить о взаимосвязи сознательного и бессознательного использования отрицания умственно отсталыми девочками в стрессовой ситуации.

Положительная корреляция стратегий отрицания с признаком

«невротические проявления» указывает на повышенную тревожность девочек, что отражается отрицательным образом на их самооценке своего характера. Они считают, что у них «дурной» характер, с ними сложно договориться, они упрямы. Вероятно, подобная самооценка навязана взрослыми. Подростковый возраст протекает достаточно тяжело, часто поведением управляет не здравый смысл, а гормоны, и подростку, а тем более, умственно отсталому, бывает очень тяжело справиться с гневом, обидой, другими негативными эмоциями.

Это и приводит к проявлениям «дурного» характера. В некотором роде мы

наблюдаем замкнутый круг – с одной стороны умственно отсталые девочки,

прибегающие к отрицанию, тревожны, малообщительны и них выявлена

заниженная самооценка, им сложно найти контакт к с ровесниками, так и со

взрослыми, а с другой – использование непродуктивной стратегии отрицания вситуации совладания приводит в неэффективной адаптации.

Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать выводы:

1. В структуре защитного поведения умственно отсталых мальчиков и

девочек обнаружена существенная разница: мальчики в большей степени

используют широкий репертуар совладающего поведения, в структуре их

защитного поведения присутствуют и бессознательные способы

реагирования. Для девочек в большей степени характерно принижение

значимости стрессовой ситуации, как исчезающей, преодолимой со

временем; поведенческий репертуар копинговых стратегий не так

разнообразен как у мальчиков.

2. Достоверных различий в способах поведения во фрустрирующей

ситуации между мальчиками и девочками с умственной отсталостью

выявлено не было.

3. Существуют различия в структуре стратегий агрессивного реагирования

между мальчиками и девочками. Девочки отличаются повышенной

тревожностью, нерешительностью, агрессивные проявления выступают в

роли защитного поведения. Для мальчиков характерна уверенность в

себе, но при этом тяжелое отношение к фрустриующей ситуации.

Агрессивное поведение позволяет снять накопившееся внутреннее

напряжение.

4. Стратегии отрицания достоверно чаще используются мальчиками.

Стратегии отрицания характерны для замкнутых, нерешительных и

тревожных подростков, независимо от пола.

Список литературы

1. Исаев Д.Н. Пубертатный и постпубертатный возраст лиц с

умственной отсталостью //Психология детей с нарушениями интеллектуального

развития. Ред. Л.М.Шипицына. М. Академия. 2012. С. 165-178.

2. Коновалова Н.Л. Предупреждение нарушений в развитии личности

при психологическом сопровождении школьников. СПб., 2000.

3. Шипицына Л. М., Иванов Е. С. Нарушения поведения учеников

вспомогательной школы. Великобритания, 1992.

© Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), №9(17), 2012

 www.sisp.nkras.ru

References

1. Isaev D.N. Pubertatnyj i postpubertatnyj vozrast lic s umstvennoj

otstalost'ju. Psihologija detej s narushenijami intellektual'nogo razvitija [Collection

of articles Psychology of children with violations of intellectual development].

Мoscow, 2012. pp. 165-178.

2. Konovalova N.L. Preduprezhdenie narushenij v razvitii lichnosti pri

psihologicheskom soprovozhdenii shkol'nikov [The prevention of violations in

personality development at psychological support of school students]. SanktPeterburg,

2000.

3. Shipicyna L. M., Ivanov E. S. Narushenija povedenija uchenikov

vspomogatel'noj shkoly [Violations of behavior of pupils of auxiliary school].

Velikobritanija, 1992.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Колосова Татьяна Александровна, директор Центра дополнительного

образования НОУ «Институт специальной педагогики и психологии», кандидат психологических наук НОУ «Институт специальной педагогики и психологии» ул. Большая Озерная, 92 «А», г. Санкт-Петербург, 191002, Россия [email protected]

Рецензент:

Посохова Светлана Тимофеевна, Первый проректор, профессор, доктор

психологических наук, НОУ «Институт специальной педагогики и психологии»