© Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), №9(17), 2012
www.sisp.nkras.ru
УДК 159.922.766
ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ СТРУКТУРЫ ЗАЩИТНОГО
ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ
УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ
Колосова Т.А.
Проблема эффективной адаптации и социализации подростков с
умственной отсталость является актуальной в течение нескольких последних
десятилетий. Первоначально, при создании вспомогательных школ перед
специалистами стоял вопрос обучаемости умственной отсталых, овладение имиучебными, а в дальнейшем, профессиональными навыками. Однако, работ, посвященных изучению личности умственно отсталого подростка, его
адаптационного потенциала, самооценки и самоидентификации в середине и
конце прошлого века было явно недостаточно. К числу работ, посвященных
изучению личности умственно отсталого подростка, его поведения,
адаптационных механизмов относятся работы Д.Н. Исаева (Исаев, 2012), Е.С.
Иванова и Л.М. Шипицыной (Шипицына Л.М., Иванов Е.С., 1992), Н.Л.
Коноваловой (Коновалова Н.Л., 2000).
К числу малоизученных психологических феноменов у детей и подростков с
умственной отсталостью относятся и защитные механизмы, включающие в себя сознательные и бессознательные способы поведения. К ним относятся
стратегии копинг-поведения и механизмы психологической защиты. Это
связано как с трудностью и масштабностью изучения данных феноменов, так и недостаточным диагностическим аппаратом, валидным для умственно
отсталых. Тем не менее, изучение и понимание структуры защитного поведения умственно отсталого подростка имеет практическую направленность, в частности, дает возможность создания модели психологической помощи в стрессовой ситуации. Умственно отсталый подросток оказывается в большей степени уязвим, по сравнению с нормально развивающимся сверстником, в силу частого непонимания социальной ситуации, неумения эффективно справляться со стрессом, неадекватным поведением в ситуации фрустрации.
Чтобы справиться с возросшим числом конфликтов внешнего и
внутреннего плана, иметь способность противостоять дезорганизации
психики и поведения, избегать социальных конфликтов и напряженности,
подростки прибегают к использованию различных типов механизмов
психологической защиты и соответствующие формы совладающего
поведения.
Цель данной работы состояла в попытке изучения структуры
защитного поведения умственно отсталых подростков в аспекте их
адаптационных возможностей. В настоящей статье рассмотрены межполовые
различия совладающего поведения и механизмов психологической защиты у
подростков с умственной отсталостью.
В исследовании прияли участие 165 подростков с умственной
отсталостью в возрасте от 11 до 16 лет (102 мальчика и 63 девочки). У всех
подростков легкая степень умственной отсталости. Показатели интеллекта в
пределах от 58 до 67 баллов по шкале Векслера.
Исследование проводилось при помощи следующих методик: карта
наблюдений Стотта, фрустрационный тест Розенцвейга (детский вариант),
опросник копинг-стратегий для детей школьного возраста, рисуночная
методика «Человек под дождем», методика Дембо-Рубинштейн, методика Рене Жиля.
Карта наблюдений Стотта направлена на изучение школьной дезадаптации, мы посчитали возможность ее применения в более широком контексте, т.к. учебная деятельность и школьное окружения являются наиболее значимыми для изученного контингента.
Результаты исследования.
Достоверных различий поведения в ситуации фрустрации и уровня
школьной дезадаптации между умственно отсталыми девочками и мальчиками выявлено не было. Мы предполагаем, что умственно отсталые подростки в ситуации фрустрации ведут себя одинаково, независимо от пола. У умственно отсталых подростков, как мальчиков, так и девочек часто встречаются импунитивные реакции – фрустрирующая ситуация рассматривается ими какнезначительное препятствия, осознание фрустрации как таковой не происходит.
Подобная реакция на фрустрацию связана с недостаточной критичностью,
непониманием социальной ситуации, неспособностью предвидеть последствия фрустрирующей ситуации.
Достоверно чаще (p
девочками используют стратегии совладания по типу отрицания, решения
проблемы, агрессивного поведения и стремления к расслаблению. С одной
стороны это указывает на расширенный репертуар совладающего поведения у мальчиков с умственной отсталостью по сравнению с девочками. С другой
стороны – мальчики достоверно чаще прибегают к социально неодобряемым
стратегиям поведения, таким как агрессивное реагирование и отрицание
наличия проблемы. Как показало настоящее исследование в структуре
защитного поведения умственно отсталых мальчиков доминирующей
стратегией разрешения конфликтов являются стратегии агрессивного
поведения, которые выступают как наиболее часто используемые и как
помогающие стратегии решения конфликтной ситуации. В частности,
проведенные корреляционный анализ позволил установить наличие
положительных взаимосвязей стратегий агрессивного поведения с признаками«отношением к отцу», «препятственно-доминантные реакции», «тревожность по отношению к детям», «асоциальность» и «уверенность в себе, самооценка».
Можно предположить, что умственно отсталые мальчики, наиболее часто
прибегающее к стратегии совладающего поведения по типу агрессивность,
испытывают тревожность по отношению к детям, у них отмечается
асоциальное поведение. Данные симптомокомплексы дезадаптации характерны для умственно отсталых подростков. Также выявлена связь между стратегиямиагрессивного поведения и неблагоприятным социальным окружением. Можнопредположить, что неблагоприятные социальные условия воспитания таких подростков приводят к появлению у них повышенной враждебности поотношению к сверстникам и взрослым, эмоциональной напряженности инестабильности поведения. Неблагоприятные условия приводят и кнедостаточному формированию социальной нормативности у подростков сумственной отсталостью. Прибегание преимущественно к стратегиям агрессивного поведения может быть обусловлено механизмом социальногонаучения. Как правило, в своих семьях подростки данной категории наблюдают агрессивные модели поведения, недостаточная критичность умственно отсталых подростков не позволяет им правильно оценивать ситуации и использовать другие, социально приемлемые стратегии поведения. В своюочередь частый выбор агрессивных копингов приводит к снижениюадаптационных возможностей подростков с умственной отсталостью.
Положительная корреляция стратегий агрессивного поведения с
признаком «отношение к отцу» подтверждает положение о наличии механизма социального научения: агрессивные модели поведения, принятые в семьях изученных умственно отсталых подростков и демонстрируемые отцом вызывают полное одобрение со стороны детей. Положительное отношение к отцу и низкая критичность мышления не позволяют умственно отсталому мальчику адекватно оценить поведение отца, с одной стороны, и использовать в качестве совладания адаптивные стратегии поведения. Интересна положительная корреляция стратегий агрессивного реагирования с признаком«препятственно-доминантные реакции». Умственно отсталые подростки, часто использующие стратегии агрессивного реагирования испытывают определенные трудности во фрустрирующей ситуации – любое, даже незначительное препятствие рассматривается ими как нечто страшное,
непреодолимое; подросток акцентирует внимание на существующей проблеме, длительно и тяжело ее переживает. Это подтверждается данными,
полученными в результате проведения методики «Человек под дождем». В
рисунках «Человек под дождем» умственно отсталые мальчики рисовали
тяжелые капли дождя, в некоторых рисунках дождь практически закрывал весь лист. В рисунках умственно отсталых мальчиков достоверно чаще встречались тяжелые тучи, лужи и грязь, практически отсутствовало солнце. Подобное восприятие фрустрирующей ситуации умственно отсталыми мальчиками приводит к внутреннему напряжению, требующего немедленного выхода, и как следствие, способы агрессивного реагирования оказываются в ситуации напряжения наиболее эффективными с точки зрения умственно отсталого подростка. Стратегии агрессивного реагирования позволяют снять напряжение немедленно, сиюминутно, другой вопрос, что это не всегда является социально приемлемым способом реагирования. В структуре защитного поведения умственно отсталых мальчиков наблюдается положительная корреляция стратегий агрессивного реагирования с признаком «уверенность в себе»,чтоуказывает на восприятие агрессивных мальчиков себя как уверенных и сильных.
Стратегии агрессивного реагирования положительно взаимосвязаны со
стратегиями отрицания. Для данного типа стратегий совладания характерно
само отрицание наличия какой-либо проблемы и вместо поиска решения или
социальной поддержки выбираются формы поведения такие, например, как
«пойду гулять», «буду есть и пить», «лягу спать». Анализируя корреляционную плеяду стратегий отрицания, можно выделить наличие положительных взаимосвязей данных стратегий с признаками «закрытость», «уход в себя», «эмоциональная нестабильность», «невротические симптомы». Стратегииотрицания свойственны нерешительным, робким, закрытым для общенияподросткам. В силу своей нерешительности и замкнутости умственно отсталые мальчики, часто использующие стратегии отрицания, боятся искатьсоциальную поддержку, обратиться за помощью к сверстникам или взрослым.
Проявления эмоциональной лабильности приводят к тому, что умственно
отсталый подросток выбирает наиболее легкий способ решения проблемы, какему кажется, т.е. просто ее не замечает.
В структуре защитного поведения умственно отсталых девочек
наблюдается существенная разница по сравнению с мальчиками. Стратегии
агрессивного реагирования положительно коррелируют с признаками
«недоверие ко взрослым», «тревожность по отношению к детям»,
«невротические симптомы», «уверенность в себе, самооценка» и
«экстрапунитивные реакции». Можно предположить, что умственно отсталые девочки, часто использующие стратегии агрессивного поведения, являются достаточно тревожными, испытывают недоверие к людям, у них могут наблюдаться невротические проявления, но при этом сами себя они оценивают как уверенных в себе. Подобное противоречие характерно применительно не только к умственно отсталым подросткам. Среди подростков и взрослых людей с нормальным интеллектом нередко встречаются тревожные люди, компенсирующие свою тревогу агрессивным поведением. Агрессивное поведение часто носит личностно-защитный характер, когда подросток применяет агрессию до начала конфликта. Например, на вопрос учителя «Почему у тебя распущены волосы?», девочка сразу начинает хамить и огрызаться. Положительная взаимосвязь стратегий агрессивного реагирования с признаком «экстрапунитивные реакции» указывает на ожидаемое разрешение фруструющей ситуации другим лицом. При этом, если ситуация затянулась и не разрешается должным образом, умственно отсталая девочка может реагировать достаточно агрессивно, требуя немедленного решения проблемы.
Стратегии совладания по типу отрицания положительно коррелируют с
признаками «стратегии фантазирования», «отношение к отцу», «отношение к
родителям, как супружеской чете», «невротические проявления» и
отрицательно – с признаками «стратегии агрессивного реагирования»,
«общительность» и «характер, самооценка». Для умственно отсталых девочек,часто прибегающих стратегиям отрицания, характерным является
использование и стратегий фантазирования – в ситуации фрустрации подростку проще уйти в мир фантазий, чем пытаться решить проблему или найти поддержку со стороны близких. Это подтверждают и данные методики
«Человек под дождем» - в рисунках девочек наблюдалась оторванность фигуры человека под дождем от земли, стремление улететь от проблем. Мы можем говорить о взаимосвязи сознательного и бессознательного использования отрицания умственно отсталыми девочками в стрессовой ситуации.
Положительная корреляция стратегий отрицания с признаком
«невротические проявления» указывает на повышенную тревожность девочек, что отражается отрицательным образом на их самооценке своего характера. Они считают, что у них «дурной» характер, с ними сложно договориться, они упрямы. Вероятно, подобная самооценка навязана взрослыми. Подростковый возраст протекает достаточно тяжело, часто поведением управляет не здравый смысл, а гормоны, и подростку, а тем более, умственно отсталому, бывает очень тяжело справиться с гневом, обидой, другими негативными эмоциями.
Это и приводит к проявлениям «дурного» характера. В некотором роде мы
наблюдаем замкнутый круг – с одной стороны умственно отсталые девочки,
прибегающие к отрицанию, тревожны, малообщительны и них выявлена
заниженная самооценка, им сложно найти контакт к с ровесниками, так и со
взрослыми, а с другой – использование непродуктивной стратегии отрицания вситуации совладания приводит в неэффективной адаптации.
Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать выводы:
1. В структуре защитного поведения умственно отсталых мальчиков и
девочек обнаружена существенная разница: мальчики в большей степени
используют широкий репертуар совладающего поведения, в структуре их
защитного поведения присутствуют и бессознательные способы
реагирования. Для девочек в большей степени характерно принижение
значимости стрессовой ситуации, как исчезающей, преодолимой со
временем; поведенческий репертуар копинговых стратегий не так
разнообразен как у мальчиков.
2. Достоверных различий в способах поведения во фрустрирующей
ситуации между мальчиками и девочками с умственной отсталостью
выявлено не было.
3. Существуют различия в структуре стратегий агрессивного реагирования
между мальчиками и девочками. Девочки отличаются повышенной
тревожностью, нерешительностью, агрессивные проявления выступают в
роли защитного поведения. Для мальчиков характерна уверенность в
себе, но при этом тяжелое отношение к фрустриующей ситуации.
Агрессивное поведение позволяет снять накопившееся внутреннее
напряжение.
4. Стратегии отрицания достоверно чаще используются мальчиками.
Стратегии отрицания характерны для замкнутых, нерешительных и
тревожных подростков, независимо от пола.
Список литературы
1. Исаев Д.Н. Пубертатный и постпубертатный возраст лиц с
умственной отсталостью //Психология детей с нарушениями интеллектуального
развития. Ред. Л.М.Шипицына. М. Академия. 2012. С. 165-178.
2. Коновалова Н.Л. Предупреждение нарушений в развитии личности
при психологическом сопровождении школьников. СПб., 2000.
3. Шипицына Л. М., Иванов Е. С. Нарушения поведения учеников
вспомогательной школы. Великобритания, 1992.
© Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), №9(17), 2012
www.sisp.nkras.ru
References
1. Isaev D.N. Pubertatnyj i postpubertatnyj vozrast lic s umstvennoj
otstalost'ju. Psihologija detej s narushenijami intellektual'nogo razvitija [Collection
of articles Psychology of children with violations of intellectual development].
Мoscow, 2012. pp. 165-178.
2. Konovalova N.L. Preduprezhdenie narushenij v razvitii lichnosti pri
psihologicheskom soprovozhdenii shkol'nikov [The prevention of violations in
personality development at psychological support of school students]. SanktPeterburg,
2000.
3. Shipicyna L. M., Ivanov E. S. Narushenija povedenija uchenikov
vspomogatel'noj shkoly [Violations of behavior of pupils of auxiliary school].
Velikobritanija, 1992.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Колосова Татьяна Александровна, директор Центра дополнительного
образования НОУ «Институт специальной педагогики и психологии», кандидат психологических наук НОУ «Институт специальной педагогики и психологии» ул. Большая Озерная, 92 «А», г. Санкт-Петербург, 191002, Россия [email protected]
Рецензент:
Посохова Светлана Тимофеевна, Первый проректор, профессор, доктор
психологических наук, НОУ «Институт специальной педагогики и психологии»