СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Географические способы представления информации в формировании метапредметных результатов в обучении географии.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представление разных графических способов информации и перевод их в текстовую на уроках географии с 5 по 9 класс. Данная разработка Друговой Елены Николаевны представлена на муниципальном этапе конференции  "Современные подходы к образованию в условиях реализации ФГОС" и опубликована в сборнике материалов научно-практической конференции педагогических работников системы образования.

Просмотр содержимого документа
«Географические способы представления информации в формировании метапредметных результатов в обучении географии.»

Географические способы представления информации в формировании метапредметных результатов в обучении географии. Другова Елена Николаевна, МОУ Карачихская СШ ЯМР, учитель географии первой квалификационной категории.


Сегодня школа стремительно меняется, пытаясь попасть в ногу со временем. Поэтому важно не столько дать обучающимся как можно больше конкретных предметных знаний, а вооружить учеников способами действий для самостоятельного получения знаний, используя разные источники географической информации. Оказавшись в центре инновационных технологий, мы убеждаемся, что в настоящее время актуальны технологии, которые стимулируют превращение процесса развития личности обучающегося в процесс саморазвития. В условиях ФГОС учителя ставят задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, формирование универсальных учебных действий и компетенций. Реализации задач в полной мере способствует системно-деятельностный подход в обучении.

В современном обществе постоянно увеличивается объем и скорость появления новой информации. Это требует от учащихся более эффективных навыков работы с книгой, справочниками и другими источниками, включая ресурсы сети Интернет

Для эффективной работы с большими объёмами информации современным школьникам необходимо уметь выделять главное, умение анализировать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы. Выстраивать план действий и так далее.

Большое внимание уделяю на занятиях составлению схем по тексту, так как это является переводом информации из одной знаковой системы в другую. Эта работа может выполняться индивидуально, в парах, в группах. Например, по теме Температура воздуха» и т.д. Угол падения солнечных лучей -- температура воздуха – давление. Также отвожу большое количество времени на заполнение таблиц, как пример работы над формированием понятий. Например, тема «Развитие географических знаний о Земле» Путешественник. Годы. Географические открытия

Часто использую схематические способы представления информации, как ментальные карты, листы опорных сигналов (конспектов), схемы Фишбоун, логическую структуру учебной информации в форме графа, кластеры. Графические схемы являются мощным визуальным инструментом для развития перечисленных умений и навыков. Использование графического структурирования информации дает ряд преимуществ в работе учителя. Учебный материал представляется наглядно, за счет чего выделяются ключевые понятия и логические связи между ними. Снижаются трудности усвоения темы школьником, связанные с возрастающим объемом информации, получаемым в школе. Например, климатологические знания в школьном курсе географии отличаются сложностью, комплексностью и представлены в основном теоретическим текстом: понятиями, причинно-следственными связями, закономерностями. Это можно представить в виде графической модели - кластера, которая показывает смысловые части темы и обеспечивает логическую структуру её понятий. (Приложение 1)

Кластер – педагогическая технология, которая способствует развитию вариантности мышления, учит устанавливать всесторонние связи и отношения изучаемой темы (понятие, явление, событие). 

1. Выписывается ключевое слово;

2. Записываются слова и предложения по теме;

3. Происходит разделение материала на отдельные блоки;

4. Устанавливаются и выражаются графически логические связи

между блоками.

Графическое структурирование информации позволяет учителю: во-первых, не только наглядно представить обучающимся учебный материал по теме; во-вторых, уменьшить объём информации необходимой для запоминания, за счёт выделения ключевых понятий и логических связей между ними. С использованием графических схем можно представить целиком учебный материал по теме. В 9 классе при изучении экономических районов использую схему Фишбоун (Приложение 2 ) и логическую систему в форме графа ( Приложение 3 ).

«Фишбоун» что в переводе с английского означает рыбий скелет.  Один из оригинальных способов работы при изучении нового материала. Суть его довольно проста и интересна для учеников, позволяет организовать как индивидуальную, так и парную работу. Голова рыбки – вопрос или главное понятие темы, верхние косточки –основные понятия темы, нижние косточки – суть понятий, хвост – вывод или ответ на вопрос. Все записи должны быть краткими, представлять собой ключевое слово или фразу, отражающие суть.

Когда информация представлена графически, легче генерировать новые идеи, формулировать проблемы; повышается мотивация, иногда легче запоминаются графические образы;

В процессе достижения метапредметных результатов освоения основной образовательной программы на уроке можно реализовать деятельностный подход через смысловое чтение и умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Например при изучении темы «Атмосфера и её строение» в 6 классе можно использовать ЛОК (логический опорный конспект) ( Приложение 4). Рисунком изображается верхняя и нижняя границы атмосферы, стрелками вниз изображена сила земного притяжения. Кружками разного диаметра показано изменение плотности воздуха с высотой и отмечено изменение температуры воздуха с высотой.

О роли схем логических связей в обучении географии писал еще Н.Н.Баранский, подчеркивая, что схемы «научают выделять главное и основное, приучают отыскивать и устанавливать логические связи, существенно помогают ученикам усваивать урок». Опорные конспекты помогают  управлять познавательной деятельностью школьников, развивают умения самостоятельной работы, индивидуальные способности, а также помогают школьникам осуществлять самоконтроль за результатами учебной работы.

С помощью графических схем можно обобщать и систематизировать учебный материал. Так, при закреплении темы « Строение Атмосферы»,

когда материал по теме уже пройден можно привести всё изученное в опорную схему, предусматривающую раскрытие сути понятий, расширение познаний, связей между её элементами. Это систематизированный вариант описательного ЛОК, основная цель которого дальнейшее осмысление, запоминание материала и долгосрочное сохранение в памяти.

(Приложение 5) Основные требования к нему:

Содержание главного материала и всех существенных признаков.

Структурность. Лаконичность. Наглядность. Доступность (понятный любому ученику).

Для формирования универсальных учебных действий от педагога требуется умение использовать методические приемы, активизирующие познавательную деятельность учеников, развивающие творческую личность.

Литература:

1.Гейлер А.Ф. Графические способы представления информации в формировании метапредметных результатов обучения географии.

https://infourok.ru/graficheskie-sposobi-predstavleniya-informacii-pri-formirovanii-metapredmetnih-rezultatov-v-obuchenii-geografii-1131595.html

2.Ментальная карта экономический район

https://yandex.ru/images/search?pos=0&img_url=https%3A%2F%2Fstudme.org%2Fhtm%2Fimg%2F16%2F2290%2F9.png&text=%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B0%20%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D1%80%D0%B0%D0%B9%D0%BE%D0%BD&lr=16&rpt=simage&source=wiz









Приложение 2 Фишбоун «Дальний Восток – край контрастов»

















Приложение 5. ЛОК по теме «Строение и значение атмосферы»