СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Географическое положение и очертание берегов Южной Америки"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Географическое положение и очертание берегов Южной Америки"»

Тема: Географическое положение и очертание берегов

Южной Америки


Цели урока:

1. Обучающая - закреплять навыки работы по определению географического положения материка.

- практиковать определение географических координат, расстояний в градусах и километрах.

2. Развивающая - развивать и закреплять навыки самостоятельной работы с картами

- использовать карты нужного содержания в зависимости от учебных задач;

- находить черты сходства и различия в ГП южных материков, закреплять влияние физико-географического положения материка на его природу;

- развивать умения работы с книгой, статистическими материалами, дополнительной литературой.

3. Воспитывающая – воспитывать географическую культуру.


Оборудование: физическая карта Южной Америки, портреты путешественников, атласы, контурные карты, тетради, мультимедийное оборудование.


Методы: беседа, рассказ, работа по карте, практическая работа


Ход урока


  1. Орг момент. Отметить отсутствующих, проверить готовность к уроку.


  1. Изучение новой темы:


Согласно теории литосферных плит на Земле когда-то был один материк, окруженный океаном. Как он назывался? (Паспае). Со временем на нем возникли глубинные разломы и образовалось два континента – в Южном полушарии Гондвана, а в Северном – Лаврапея. Впоследствии и эти материки были разбиты новыми разломами. Образовались современные континенты и новые океаны.

Вы уже изучили Африку и Австралию, сегодня мы приступаем к изучению нового материка.

- Перечислите материки по мере убывания.

- Какие материки относятся к южным (Южная Америка, Австралия, Антарктида)

Стихотворение

Во многих странах побывали,

И каждая к себе манит.

Маршрут сменили мы недавно,

Пред нами - южный материк.

Вы много потеряете, поверъте,

Нe встретив на материке

В высоких Андах лам печальных,

Пираний кровожадных, на реке.

Вы не услышите шум леса.

И рокот водопада там, в горах

Колибри — крошечную птичку -

Вы не заметите в садах.

И зря сидеть за школьной книгой,

Вам скажет каждый ученик,

Кто не мечтает побывать здесь,

Тот не увидит материк.


План изучения материка


План географического положения материка


Прежде чем приступить к изучению нового материала, необходимо вспомнить, что такое географическое положение материка, и предложить учащимся определить географическое положение Южной Америки, отметить, что общего в географическом положении Южной Америки и Африки и в чем отличия, какой материк ближе всего расположен к Южной Америке, обратить внимание на то, что Южная Америка является одним из материков части света Америка.


Практическая работа.


Учащиеся сравнивают площадь Южной Америки с площадью Африки, Антарктиды, Австралии. Потом они находят на стенной карте и обозначают на контурной карте крайние точки Южной Америки и надписывают координаты. Четыре ученика, вызванные поочередно, на классной доске записывают:

- северная точка — мыс Гальинас— 12° с. ш., 72° з. д.;

- южная точка — мыс Фроуард — 54° ю. ш., 71° з. д. (этот мыс находится в Магеллановом проливе на материке, мыс Горн расположен на острове);

- западная точка — мыс. Париньяс — 5° ю. т., 82° з. д.;

- восточная точка — мыс Кабу-Бранку — 7° ю. ш., 34° з. д.


Рассказ учителя с использованием мультимедиа учебника.


Закрепление:

Утверждения

1. этот материк пересекает экватор в северной его части

2. площадь материка составляет 18 млн. кв. км.

3. материк омывается водами Индийского океана.

4. отделяется от материка Северная Америка Панамским каналом.

5. самый холодный материк на земле.

6. крайняя южная точка материка - мыс Игольный (35ю.ш. 20в.д.)

7. отделяется от материка Антарктида Мозамбикским проливом.

8. этот материк похож на гроздь винограда.

9. на юге материка расположен остров Тасмания.

10. на севере материк омывается водами Карибского моря.


Рефлексия:

- Что нового мы сегодня узнали на уроке?

- Что вам больше всего понравилось

- Оцените свою работу на уроке.


Подведение итогов. Выставление оценок


Домашнее задание: стр. 166-168

Опережающее задание: Подготовить сообщение по теме «Исследование Южной Америки»





























Знакомство с береговой линией проходит в форме беседы по вопросам:

- какими океанами омывается Южная Америка?

- Какова степень изрезанности береговой линии Южной Америки и Африки?

- Океаны, моря, заливы, проливы, острова учащиеся отмечают на контурной карте.


Физкультминутка


Рассматривается картина «Магелланов пролив». Название «Огненная Земля» острову дал Магеллан в 1521 г. во время первого кругосветного плавания. Проходя по проливу, впоследствии названному именем Магеллана, мореплаватели видели на острове огни костров, которые жгли туземцы. Отсюда произошло и название. Затем учитель спрашивает: какие острова находятся к северу от Южной Америки? Какое море отделяет Большие Антильские острова от океана?

Название «Антильские» происходит от греческого слова «анти»— против, впереди, против материка. Это название утвердилось за островами с начала XVI в. Карибское море названо по имени индейцев-карибов.

Учитель обращает внимание учащихся на залив Ла-Плата и говорит, что глубокое, воронкообразное устье реки, расширяющееся к морю, называют эстуарием (в переводе с латинского «затопленное устье реки»). Само название Ла-Плата в переводе с испанского означает «Серебряная река».

Пролив Дрейка, отделяющий Южную Америку от Антарктиды, самый широкий на Земле (900 - 950 км). Назван по имени английского мореплавателя Ф. Дрейка, прошедшего этим проливом в 1578 г.

Об открытии и исследовании Южной Америки можно рассказать следующее:

Америка позже других частей света стала известна европейцам. Ученые доказывают, что еще в III в. до н. э. на берегах Америки побывали кельты. Но обычно первооткрывателем Америки считается Христофор Колумб!

Это было почти 500 лет назад. В это время европейцы вели большую торговлю с Индией. В Индии европейские купцы покупали пряности (перец, корицу, гвоздику и др.), которые в Европе высоко ценились.

Торговые пути проходили по суше от Средиземного моря через полуостров Малая Азия к Персидскому заливу. Турки (по их владениям проходили торговые пути) перестали пропускать европейских купцов через свои земли. Нужно искать морской путь в Индию. На поиски новых путей отправился смелый и опытный море­плаватель Христофор Колумб (вывешивается портрет). Он родился в Генуе в 1446 г. в семье ткача-суконщика; молодость провел в плавании по Средиземному морю и Атлантическому океану у берегов Европы. Его интересовали дальние страны, он мечтал о путешествиях.

Колумб был уверен, что Земля шарообразная. А коль это так, то путь в Индию может лежать не только на восток, через Малую Азию, но и на запад. За Атлантическим океаном, думал Колумб, лежит Азия. Ему казалось, что размеры земного шара гораздо меньше, чем на самом деле, и опасность пересечь океан не так уж велика. Свой план достичь Индию западным путем Колумб представил португальскому королю. Король отказал Колумбу в сна­ряжении рискованной экспедиции. Тогда Колумб обратился к королю Испании. Он упорно доказывал, что план его верен и что он откроет новый путь в богатую Индию. Убеждения и доказательства подействовали. Колумб получил три небольших корабля. Но появилось новое осложнение: матросы не желали плыть по неведомому океану. С трудом было набрано 90 человек. Наступил день отплытия.

3 августа 1492 г. корабли вышли из бухты.

«Море было спокойно и пустынно, дул попутный ветер. Так шли больше месяца. 15 сентября Колумб и его спутники увидели зеленую полосу. Но их радость скоро сменилась огорчением. Это была не долгожданная земля, а Саргассово море - гигантское скопление водорослей.

18 - 20 сентября моряки увидели стаи птиц, летевших на запад. «Наконец-то, - подумали моряки, - земля близко». Но и на этот раз путников ждало разочарование. Экипаж начал волноваться. Чтобы не пугать людей дальностью пройденного расстояния, Колумб преуменьшил в судовом журнале пройденный путь.

11 октября в десять часов вечера Колумб, жадно всматривавшийся в ночную мглу, увидел мерцавший вдалеке свет, а 12 октября 1492 г. под утро, еще при лунном свете, один из матросов переднего корабля крикнул: «Земля».

На кораблях убрали паруса. Утром путешественники увидели небольшой низменный остров, заросший пальмами. Вдоль берега по песку бежали голые люди с кожей медно-красного цвета. Колумб надел на латы алое платье и с королевским флагом в руках сошел на берег Нового Света. Это был остров Уотлинг из группы Багамских островов. Местные жители называли его Гуанахани, а Колумб назвал Сан-Сальвадором. Так была открыта Америка».

(Из «Хрестоматии» Н. А. Гвоздецкого и др.)


Колумб был счастлив. Он был уверен, что мечта его осуществилась и он открыл путь в Индию.

Жителей островов Колумб назвал индейцами. Они были высокого роста и ходили голыми, тела их были ярко разрисованы, а через ноздри продеты украшения — золотые палочки. В поисках золота Колумб и его спутники открыли еще несколько островов. Мореплаватели обменивались товарами с индейцами. Испанцы за яркие тряпки, осколки стекла, гвозди, кожаные ремни брали у индейцев золото, птиц, плоды тропических лесов. На острове Куба Колумб и его спутники впервые увидели табак, картофель и кукурузу, которые в Европе в то время еще не были известны. На острове Гаити Колумб оставил сорок человек гарнизона, а сам с остальными спутниками отправился в Европу. 15 марта 1493 г. мореплаватели вернулись на родину. Возвращение Колумба было пышно отпраздновано. А вскоре, 25 сентября 1493 г., Колумб отправился в новое плавание. На семнадцати кораблях было свыше 1500 человек. Все они мечтали скорее попасть на богатые острова «Индии», где их ждало золото и другое богатство.

Подойдя к берегам островов, открытых в первое путешествие, Колумб решил навестить гарнизон, оставленный им в марте 1493 г., но не нашел его. Оказывается, испанцы своей жестокостью и жадностью так восстановили против себя индейцев, что однажды ночью индейцы напали на крепость, сожгли ее, а испанцев убили.

Летом 1498 г. Колумб отправился в третье плавание, во время которого он подошел к берегам Южной Америки. В 1502 г. Колумб совершил четвертое плавание. Его корабли пристали к центральной части материка со стороны Карибского моря. Испанцы и на этот раз увидели у индейцев золотые украшения. Предполагавшееся обилие золота, а также пышная тропическая растительность побережья, по-видимому, и дали испанским завоевателям повод назвать местность «Коста-Рика», т. е. «Богатый берег». А в 1506 г. Колумб умер, убежденный, что земли, открытые им, относятся к Юго-Восточной Азии. (В процессе рассказа о плаваниях Колумба учащиеся рассматривают рис. 68 и 69 учебника, где указаны маршруты путешествий.) И только последующими путешественниками было установлено, что Колумб открыл дотоле неизвестную часть света — Новый Свет, названную впоследствии Америкой, по имени итальянского мореплавателя Америго Веспуччи. Впервые он дал описание и карту стран Южной Америки (Венесуэлы и Бразилии) в сочинении «Четыре плавания».

В последующие годы было отправлено немало новых экспедиций из Европы в Америку. Их организовывали не столько для изучения и исследования нового материка, сколько с целью захвата огромных богатств (золота и серебра). Могущественные морские державы в те годы — Испания и Португалия — завоевывали огромные территории в Южной Америке и превращали их в колонии.


  1. Закрепление

  1. Что привлекало завоевателей в Южной Америке?

  2. Кто из ученых исследовал материк? В чем их заслуги?

  3. Сравните географическое положение Африки и Южной Америки. В чем видите сходство и различие?

  4. Назовите и покажите на карте новые объекты, о которых вы узнали.


  1. Домашнее задание



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!