Тема урока: Воды океана. Движение вод океана. Течения
Цели урока: раскрыть причины кругового движения поверхностных вод, дать представление об общей схеме поверхностных течений в Мировом океане.
Формироватьинтерес к естественным наукам, расширение кругозора учащихся.
Познавательные УУД: уметь определять возможные источники сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность
Регулятивные УУД: Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Коммуникативные УУД: уметь определять понятия, строить умозаключения и делать выводы
Личностные УУД: формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики
Тип урока: комбинированный
Оборудование: учебник И. Алексеев. География 5-6, карта мира физическая, видеоролик «Течения в океане», телевизор, карты атласа
Ход урока
Организационный момент
Взаимные приветствия учителя и обучающихся; проверка готовности обучающихся к уроку; проверка отсутствующих, организация внимания
Актуализация
1.От чего зависит температура вод океана?
2.Какой океан самый холодный. почему?
3.Какой океан самый теплый, почему?
Мотивация
«В океане есть река…Она не пересыхает в самые сильные засухи и не выходит из берегов даже при самых сильных наводнениях. Её берега и ложе их холодной воды, а её стремнина из теплой. Истоком ей служит Мексиканский залив, а устьем – Арктический океан. Нигде в мире больше нет более величественного теплого потока вод.»
Да, море никогда не бывает однообразно. Оно бывает спокойно и ласково, и тогда по его поверхности бегут плавные волны. Оно бывает грозно и страшно, когда бушует шторм. Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
Определяем тему и цели урока.
IV Приобретение новых знаний
1. Так что же такое течение?
Океанические течения – это (горизонтальное перемещение воды в океане на большие расстояния.)
3.Типы течений
(Необходимо обратить внимание обучающихся на то, что ещё одной главной причиной является неодинаковая плотность воды.
Теплые течения. Как обозначены на карте?
«Гольфстрим» переводится как течение залива северной части Атлантического океана. «Нигде в мире больше нет такого величественного потока» - так писал о Гольфстриме в середине 19в. известный американский океанограф и метеоролог Мори. У берегов Америки его называют Гольфстрим. Скорость течения 10 км/час. Ширина от 75 до 120 км, а глубина 700м. Подсчитано, что все реки Земного шара вместе взятые несут в 10 раз меньше воды, чем Гольфстрим. Возникновение «Бутылочной почты»
Холодные течения.Течение Западных ветров. Каким цветом обозначено это течение?
- Попробуйте объяснить, почему образуются теплые и холодные течения? Есть ли закономерность в их размещении?
(Работая с атласом, обучающиеся приходят к выводу. На планете существуют два потока течений: один теплый (легкие воды) - от экватора к полюсам – в поверхностных слоях океана, другой холодный (тяжелые воды) - от полюсов к экватору – в глубине. Вблизи экватора холодные воды начнут подниматься вверх, так как теплые воды уходят из экваториальной области на север.)
4. А теперь найдите закономерности циркуляции течений.
– Посмотрите на Тихий океан. Сравните направления течений в северном и южном полушариях.- Морские течения образуют в океанах замкнутые круги. Движение воды в этих кругах в Северном полушарии происходит по часовой стрелке, а в Южном – против.
Как раз на направление течений по часовой и против часовой стрелки оказывает влияние вращение Земли вокруг своей оси. Этот закон вывел учёный Кариолис. Это закон физики и вы его будете изучать в старших классах.
Все ли течения бывают ветровыми?
Если поток воды встречает препятствие (сушу или поднятие рельефа дна) он делится, огибая препятствие с разных сторон. Течение так же, если встречает препятствие, чаще всего разделяется на два сточных течения
– При столкновении течения Западных ветров, которое является ветровым течением, образуется одно сточное течение, а течение Западных ветров продолжает двигаться дальше. Но есть случаи, когда ветровое течение в результате столкновения с материком перестает существовать, а вместо него образуются два сточных течения. Найдите примеры на карте. (Калифорнийское и Аляскинское, Восточно-Австралийское и Межпассатное, Куросио и Межпассатное.)
· Основной причиной образования является ветер (общая циркуляция атмосферы).
Свойства воды. Дело в том, что океанские воды обладают различными свойствами (плотность, солёность, температура). Особенно сильно заметно изменение свойств воды при увеличении глубины её залегания. Всё это приводит к циркуляции воды в океане. Ярким тому примером являются океанские течения и подводные водопады.
2.Значение течений (Эти поступательные движения воды играют огромную роль в жизни Мирового океана. Они способствуют обмену вод, перераспределению тепла, изменению берегов, переносу льдов, а также оказывают большое влияние на циркуляцию атмосферы и на климат различных частей Земли.)
-Они влияют на распределение температуры воды в океане.
-Перемешивают воды
-Из глубины поднимаются глубинные воды, обогащенные питательными веществами.
-Глубинные воды богаты рыбой
-Нагнетание воды приводит к её опусканию и таким образом на глубину опускается кислород.
7.Говоря об океанических течениях мне кажется, будет весьма полезно узнать особенности течения нашего родного моря.
О каком море я говорю? (Черное)
К бассейну какого океана оно относится (Атлантического)
Течения Черного моря
Главное течение Черного моря - Основное Черноморское Течение. Оно направлено против часовой стрелки и образует два заметных кольца («очки Книповича», такое название связано с русским гидрологом Николаем Книповичем, который описал это течение). Течение очень изменчиво. В прибрежных водах Черного моря образуются вихри противоположной направленности – антициклонические течения.
А кто любит летом купаться в море? Водные процедуры очень полезны, но знайте, что море таит опасность
Тайны Черного моря
Купаясь в Черном море следует знать о существовании местного черноморского течения - «тягун». В мире подобное явление называется РИП.
Чаще всего это течение образуется во время шторма у песчаных берегов. Вода, набегающая на берег, возвращается обратно не равномерно, а струями по образовавшимся в песчаном дне руслам.
Попасть в струю тягуна опасно: может унести в открытое море. Чтобы выбраться из тягуна, нужно плыть не прямо к берегу, а под углом, чтобы уменьшить сопротивление отступающей воды.
Работа в парах.
- Какие течения обнаружили в Тихом океане?
- Какие течения в Индийском океане?
- Какие течения в Атлантическом океане?
- Какие течения прослеживаются во всех трех океанах?
- Какие это течения по происхождению? (ветровые)
V Закрепление
Практическая работа №1.Обозначение на к/к гидрологических объектов.(обучающая).Продолжение.
Найдите на карте и нанесите на к/к течения: Гольфстрим, Канарское, Перуанское, Лабрадорское, течение Западных ветров, Куросио.
- образование Перуанского стокового течения. При столкновении течения Западных ветров, которое является ветровым течением, образуется одно стоковое течение, а течение Западных ветров продолжает двигаться дальше.
Но есть случаи, когда ветровое течение в результате столкновения с материком перестает существовать, а вместо него образуются два стоковых течения. Найдите примеры на карте и покажите (Калифорнийское и Аляскинское, Куросио и Межпассатное.
А сейчас, мы проведем "Географические исследования”
1) У Филиппинских островов моряки нашли в океане бутылку, в которой была записка. Потерпевшие крушение просили о помощи. Проникшая в бутылку вода, уничтожила некоторые буквы и цифры и вместо точного указания места, сохранились только следующие обрывки: 150 ш. 1450 в. Определить место крушения корабля и объяснить маршрут перемещения записки.
2) Самолет, летевший из Англии в Америку, упал в море на 300с.ш. и 700з.д.
Лётчик в резиновой лодке долго плыл на северо-восток и был подобран на корабль на 360с.ш. и 500з.д.
а) Определить место падения самолёта, путь лётчика в резиновой лодке, место встречи с кораблём.
б) Объяснить перемещение лётчика на северо-восток.
3) В какой части Атлантического океана на 500-600с.ш. вода теплее: у берегов Северной Америки или у берегов Европы? Объяснить свой ответ
4) На побережье Тихого океана Южной Америки находится самая засушливая пустыня мира Атакама. Объясните её образование?
1.Что оказывает наибольшее влияет на образование течений в океане
А) постоянные ветры
Б) землетрясения
В) притяжение Луны
2. Какие бывают течения
А) теплые
Б) холодные
В) теплые и холодные
3. Какие течения начинаются у экватора
А) теплые
Б) холодные
В) теплые и холодные
4. На что влияют океанические течения
А) на формирование климата
Б) на формирование рельефа дна океана
В) на вращение Земли
5.Назовите самое большое холодное течение
А) Гольфстрим
Б) Течение Западных ветров
В) Перуанское течение
VI. Рефлексия.
-Какое значение лично для тебя имеют знания, полученные сегодня?
-Какие вопросы у вас вызвали затруднение?
-Довольны ли вы результатами своей работы?
смогу применить полученные знания..
VII. Итог урока.
Достигли цели урока?
Выставление оценок
VIII. Домашнее задание. .
1 уровень. Прочитать § 32, стр. 107 - 108
2 уровень. Прочитать § 32, стр. 107 - 108 2) Описать физико-географическое положение течения Гольфстрим или Перуанского по плану:
.
Просмотр содержимого документа
«Урок "Воды океана. Движение вод океана. Течения" 6 класс»
Тема: Гидросфера – водная оболочка Земли
Предмет: география
Класс: 6
Дата
Тема урока: Воды океана. Движение вод океана. Течения
Цели урока: раскрыть причины кругового движения поверхностных вод, дать представление об общей схеме поверхностных течений в Мировом океане.
Формироватьинтерес к естественным наукам, расширение кругозора учащихся.
Познавательные УУД: уметь определять возможные источники сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность
Регулятивные УУД: Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Коммуникативные УУД: уметь определять понятия, строить умозаключения и делать выводы
Личностные УУД: формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики
Тип урока: комбинированный
Оборудование: учебник И. Алексеев. География 5-6, карта мира физическая, видеоролик «Течения в океане», телевизор, карты атласа
Ход урока
Организационный момент
Взаимные приветствия учителя и обучающихся; проверка готовности обучающихся к уроку; проверка отсутствующих, организация внимания
Актуализация
1.От чего зависит температура вод океана?
2.Какой океан самый холодный. почему?
3.Какой океан самый теплый, почему?
Мотивация
«В океане есть река…Она не пересыхает в самые сильные засухи и не выходит из берегов даже при самых сильных наводнениях. Её берега и ложе их холодной воды, а её стремнина из теплой. Истоком ей служит Мексиканский залив, а устьем – Арктический океан. Нигде в мире больше нет более величественного теплого потока вод.»
Да, море никогда не бывает однообразно. Оно бывает спокойно и ласково, и тогда по его поверхности бегут плавные волны. Оно бывает грозно и страшно, когда бушует шторм. Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
Определяем тему и цели урока.
IV Приобретение новых знаний
1. Так что же такое течение?
Океанические течения – это (горизонтальное перемещение воды в океане на большие расстояния.)
3.Типы течений
(Необходимо обратить внимание обучающихся на то, что ещё одной главной причиной является неодинаковая плотность воды.
Теплые течения. Как обозначены на карте?
«Гольфстрим» переводится как течение залива северной части Атлантического океана. «Нигде в мире больше нет такого величественного потока» - так писал о Гольфстриме в середине 19в. известный американский океанограф и метеоролог Мори. У берегов Америки его называют Гольфстрим. Скорость течения 10 км/час. Ширина от 75 до 120 км, а глубина 700м. Подсчитано, что все реки Земного шара вместе взятые несут в 10 раз меньше воды, чем Гольфстрим. Возникновение «Бутылочной почты»
Холодные течения.Течение Западных ветров. Каким цветом обозначено это течение?
- Попробуйте объяснить, почему образуются теплые и холодные течения? Есть ли закономерность в их размещении?
(Работая с атласом, обучающиеся приходят к выводу. На планете существуют два потока течений: один теплый (легкие воды) - от экватора к полюсам – в поверхностных слоях океана, другой холодный (тяжелые воды) - от полюсов к экватору – в глубине. Вблизи экватора холодные воды начнут подниматься вверх, так как теплые воды уходят из экваториальной области на север.)
4. А теперь найдите закономерности циркуляции течений.
– Посмотрите на Тихий океан. Сравните направления течений в северном и южном полушариях.- Морские течения образуют в океанах замкнутые круги. Движение воды в этих кругах в Северном полушарии происходит по часовой стрелке, а в Южном – против.
Как раз на направление течений по часовой и против часовой стрелки оказывает влияние вращение Земли вокруг своей оси. Этот закон вывел учёный Кариолис. Это закон физики и вы его будете изучать в старших классах.
Все ли течения бывают ветровыми?
Если поток воды встречает препятствие (сушу или поднятие рельефа дна) он делится, огибая препятствие с разных сторон. Течение так же, если встречает препятствие, чаще всего разделяется на два сточных течения
– При столкновении течения Западных ветров, которое является ветровым течением, образуется одно сточное течение, а течение Западных ветров продолжает двигаться дальше. Но есть случаи, когда ветровое течение в результате столкновения с материком перестает существовать, а вместо него образуются два сточных течения. Найдите примеры на карте. (Калифорнийское и Аляскинское, Восточно-Австралийское и Межпассатное, Куросио и Межпассатное.)
Основной причиной образования является ветер (общая циркуляция атмосферы).
Свойства воды. Дело в том, что океанские воды обладают различными свойствами (плотность, солёность, температура). Особенно сильно заметно изменение свойств воды при увеличении глубины её залегания. Всё это приводит к циркуляции воды в океане. Ярким тому примером являются океанские течения и подводные водопады.
2.Значение течений (Эти поступательные движения воды играют огромную роль в жизни Мирового океана. Они способствуют обмену вод, перераспределению тепла, изменению берегов, переносу льдов, а также оказывают большое влияние на циркуляцию атмосферы и на климат различных частей Земли.)
-Они влияют на распределение температуры воды в океане.
-Перемешивают воды
-Из глубины поднимаются глубинные воды, обогащенные питательными веществами.
-Глубинные воды богаты рыбой
-Нагнетание воды приводит к её опусканию и таким образом на глубину опускается кислород.
7.Говоря об океанических течениях мне кажется, будет весьма полезно узнать особенности течения нашего родного моря.
О каком море я говорю? (Черное)
К бассейну какого океана оно относится (Атлантического)
Течения Черного моря Главное течение Черного моря - Основное Черноморское Течение. Оно направлено против часовой стрелки и образует два заметных кольца («очки Книповича», такое название связано с русским гидрологом Николаем Книповичем, который описал это течение). Течение очень изменчиво. В прибрежных водах Черного моря образуются вихри противоположной направленности – антициклонические течения.
А кто любит летом купаться в море? Водные процедуры очень полезны, но знайте, что море таит опасность
Тайны Черного моря
Купаясь в Черном море следует знать о существовании местного черноморского течения - «тягун». В мире подобное явление называется РИП.
Чаще всего это течение образуется во время шторма у песчаных берегов. Вода, набегающая на берег, возвращается обратно не равномерно, а струями по образовавшимся в песчаном дне руслам.
Попасть в струю тягуна опасно: может унести в открытое море. Чтобы выбраться из тягуна, нужно плыть не прямо к берегу, а под углом, чтобы уменьшить сопротивление отступающей воды.
Работа в парах.
- Какие течения обнаружили в Тихом океане?
- Какие течения в Индийском океане?
- Какие течения в Атлантическом океане?
- Какие течения прослеживаются во всех трех океанах?
- Какие это течения по происхождению? (ветровые)
V Закрепление
Практическая работа №1.Обозначение на к/к гидрологических объектов.(обучающая).Продолжение.
Найдите на карте и нанесите на к/к течения: Гольфстрим, Канарское, Перуанское, Лабрадорское, течение Западных ветров, Куросио.
- образование Перуанского стокового течения. При столкновении течения Западных ветров, которое является ветровым течением, образуется одно стоковое течение, а течение Западных ветров продолжает двигаться дальше.
Но есть случаи, когда ветровое течение в результате столкновения с материком перестает существовать, а вместо него образуются два стоковых течения. Найдите примеры на карте и покажите (Калифорнийское и Аляскинское, Куросио и Межпассатное.
А сейчас, мы проведем "Географические исследования”
1) У Филиппинских островов моряки нашли в океане бутылку, в которой была записка. Потерпевшие крушение просили о помощи. Проникшая в бутылку вода, уничтожила некоторые буквы и цифры и вместо точного указания места, сохранились только следующие обрывки: 150 ш. 1450 в. Определить место крушения корабля и объяснить маршрут перемещения записки.
2) Самолет, летевший из Англии в Америку, упал в море на 300с.ш. и 700з.д.
Лётчик в резиновой лодке долго плыл на северо-восток и был подобран на корабль на 360с.ш. и 500з.д.
а) Определить место падения самолёта, путь лётчика в резиновой лодке, место встречи с кораблём.
б) Объяснить перемещение лётчика на северо-восток.
3) В какой части Атлантического океана на 500-600с.ш. вода теплее: у берегов Северной Америки или у берегов Европы? Объяснить свой ответ
4) На побережье Тихого океана Южной Америки находится самая засушливая пустыня мира Атакама. Объясните её образование?
1.Что оказывает наибольшее влияет на образование течений в океане
А) постоянные ветры
Б) землетрясения
В) притяжение Луны
2. Какие бывают течения
А) теплые
Б) холодные
В) теплые и холодные
3. Какие течения начинаются у экватора
А) теплые
Б) холодные
В) теплые и холодные
4. На что влияют океанические течения
А) на формирование климата
Б) на формирование рельефа дна океана
В) на вращение Земли
5.Назовите самое большое холодное течение
А) Гольфстрим
Б) Течение Западных ветров
В) Перуанское течение
VI. Рефлексия.
-Какое значение лично для тебя имеют знания, полученные сегодня?
-Какие вопросы у вас вызвали затруднение?
-Довольны ли вы результатами своей работы?
смогу применить полученные знания..
VII. Итог урока.
Достигли цели урока?
Выставление оценок
VIII. Домашнее задание. .
1 уровень. Прочитать § 32, стр. 107 - 108
2 уровень. Прочитать § 32, стр. 107 - 108 2) Описать физико-географическое положение течения Гольфстрим или Перуанского по плану: