МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«МИШКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» СТАРОДУБСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
243267 Брянская область, Стародубский район, село Мишковка, ул.Центральная, д.28А
тел: 8(48348)94546
________________________________________________________________________________________
РАССМОТРЕНО на педагогическом совете МБОУ «Мишковская СОШ» Протокол № 1 от 29. 08.2018 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора МБОУ «Мишковская СОШ» по УВР __________ Бердникова В.А. 29.08.2018 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «Мишковская СОШ» __________ Мисливец Е.Н. 29.08.2018г. | | | | |
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«География Брянского края»
для 6 класса
МБОУ «Мишковская СОШ»
на 2018-2019 учебный год.
Составитель:
учитель географии
Василенко Т.С.
с.Мишковка, 2018 г.
Для ФГОС НОО, ФГОС ООО (1-8 классы)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Геогарфия Брянского края» для 6 класса МБОУ «Мишковская СОШ» на 2018-2019 учебный год разработана в соответствии с Положением о рабочей программе учебного предмета, в условиях реализации ФГОС
Рабочая программа обеспечена следующими пособиями:
1. Л.М. Ахромеев, И.В. Шарапаев, В.Т. Демихов, Ю.Г.Данилов. География родного края 6класс.Брянск., «Курсив», 2012-учебник.
2. География Брянской области 6 класс. Под общ.ред. Л.М. Ахромеева. Изд-во товарищество «Дебрянск», Брянск 1995.
3. География Брянской области 9 класс. Под ред. Л.М. Ахромеева. Изд-во товарищество «Дебрянск», Брянск 1995.
4 .Ахромеев Л. (ред.) Природа Брянской области, Брянск: Курсив, 2012.
5. В.И. Сельчуков Растения Брянской области. Приокское книжное издательство, Брянск – 2008
6. М.Т. Лавров Животный мир Брянской области. Приокское книжное издательство, Брянск – 2008
7. Н.З.Харитонов, Е.С. Глебов Редкие и охраняемые животные и растения Брянской области, Приокское книжное издательство, Брянск – 2008
8. Интернет – ресурсы: материалы с сайтов
http://russia.rin.ru;
http://coolreferat.com/288148;
9. Официально публикуемые в СМИ справочные и статистические данные.
10. Атлас Брянской области, школьные атласы для 8 и 9 кл. различных изданий
11. Настенные карты Брянской области и России
12. Дополнительная литература
Рабочая программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю).
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностные
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
3) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и обществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
4) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
5) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
6)развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2)умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3)умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4)владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
5) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
6)смысловое чтение;
7)умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
8)умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
Предметные
Ориентироваться в источниках географической информации (картографические, статистические , текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам; выявлять недостающую, взаимодополняющую и /или противоречивую географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках;
2) представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;
3)использовать различные источники географической информации (картографические,
статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: выявление географических зависимостей и закономерностей на основе результатов наблюдений, на основе анализа, обобщения и интерпретации географической информации объяснение географических явлений и процессов (их свойств, условий протекания и географических различий); расчет количественных показателей, характеризующих географические объекты, явления и процессы; составление простейших географических прогнозов; принятие решений, основанных на сопоставлении, сравнении и/или оценке географической информации;
Оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития
Объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;
Приводить примеры взаимодействия природы и общества в пределах отдельных
территорий
Оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных территорий России;
Использовать знания об особенностях компонентов природы России и ее отдельных территорий, об особенностях взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Содержание курса:
Введение – 3 ч.
ФГП Брянской области, соседние государства и области. Преимущества и недостатки ФГП.
Краеведческий практикум № 1 «ФГП Брянской области».
Геологическое строение и рельеф-5 ч.
Особенности геологического строения. Полезные ископаемые. Современный рельеф области, максимальная и минимальная высоты.
Краеведческий практикум № 2 «Полезные ископаемые Брянской области».
Краеведческий практикум № 3 «Построение профиля рельефа Брянской области».
Погода и климат- 6 ч.
Климатообразующие факторы области (показатели климата). Описание сезонов года и погоды в своём населённом пункте.
Краеведческий практикум № 4 «Построение климатограммы Брянской области»
Краеведческий практикум № 5 «Составление таблицы «Сезоны года»
Краеведческий практикум № 6 «Дневник наблюдения за погодой»
Внутренние воды – 4 ч.
Крупные реки области, озёра, искусственные водоёмы, причины формирования болот.
Краеведческий практикум № 7 «Описание водоема»
Биосфера – 5 ч.
Почвы области и их особенности. Наиболее распространённые растения и животные.
Краеведческий практикум № 8 «Построение профиля почв Брянской области»
Краеведческий практикум № 9 «Разнообразие биосферы»
Ландшафты и охраняемые территории – 4 ч.
Причины образования антропогенных ландшафтов. Охраняемые природные территории и объекты.
Краеведческий практикум № 10 «Презентации «Естественные и антропогенные ландшафты»
Краеведческий практикум № 11 «Заповедники и заказники Брянской области»
Экология- 4 ч.
Современная экологическая обстановка. Взаимодействие природы и общества.
Краеведческий практикум № 12 «Составление картосхемы Брянской области».
Население- 2 ч.
Население. Крупные города области.
Краеведческий практикум № 13 «Население»
Современная Брянщина – 2 ч
Современная Брянщина. Обобщение.
Формы организации деятельности:
1.Групповая.
2.Индивидуальная.
3.Индивидуально – групповая.
4. Обобщающая беседа.
Виды деятельности:
1. Поисковая деятельность.
2. Практическая деятельность
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№ урока | № урока в теме | Дата урока по плану | Дата урока по факту | Тема раздела, урока | Коли-чество часов | примечание |
Введение – 3 ч. |
1. | 1. | | | Введение | 1 | |
2. | 2. | | | Физико-географическое положение | 1 | |
3. | 3. | | | Краеведческий практикум № 1 «ФГП Брянской области» | 1 | |
Геологическое строение и рельеф-5 ч. |
4. | 1. | | | Особенности геологического строения | 1 | |
5 | 2. | | | Полезные ископаемые | 1 | |
6. | 3. | | | Краеведческий практикум № 2. «Полезные ископаемые Брянской области». | 1 | |
7. | 4. | | | Рельеф. | 1 | |
8. | 5. | | | Краеведческий практикум № 3 «Построение профиля рельефа Брянской области». | 1 | |
Погода и климат- 6 ч. |
9. | 1. | | | Особенности климата | 1 | |
10. | 2. | | | Краеведческий практикум № 4 «Построение климатограммы Брянской области». | 1 | |
11. | 3. | | | Сезоны года | 1 | |
12. | 4. | | | Краеведческий практикум № 5 «Составление таблицы «Сезоны года» | 1 | |
13. | 5. | | | Особенности погоды | 1 | |
14. | 6. | | | Краеведческий практикум № 6 «Дневник наблюдения за погодой» | 1 | |
Внутренние воды – 4 ч. |
15. | 1. | | | Реки | 1 | |
16. | 2. | | | Озера и искусственные водоемы | 1 | |
17. | 3. | | | Болота и подземные воды | 1 | |
18. | 4. | | | Краеведческий практикум № 7 «Описание водоема» | 1 | |
Биосфера – 5 ч. |
19. | 1. | | | Почвы | 1 | |
20. | 2. | | | Краеведческий практикум № 8 «Построение профиля почв Брянской области» | 1 | |
21. | 3. | | | Растительный мир | 1 | |
22. | 4. | | | Животный мир | 1 | |
23. | 5. | | | Краеведческий практикум № 9 «Разнообразие биосферы» | 1 | |
Ландшафты и охраняемые территории – 4 ч. |
24. | 1. | | | Естественные и антропогенные ландшафты | 1 | |
25. | 2. | | | Краеведческий практикум № 10 «Презентации «Естественные и антропогенные ландшафты» | 1 | |
26. | 3. | | | Охраняемые природные территории и объекты | 1 | |
27. | 4. | | | Краеведческий практикум № 11 «Заповедники и заказники Брянской области» | 1 | |
Экология- 4 ч. |
28. | 1. | | | Современная экологическая обстановка | 1 | |
29. | 2. | | | Взаимодействие природы и общества | 1 | |
30. | 3. | | | Экологические проблемы | 1 | |
31. | 4. | | | Краеведческий практикум № 12 «Составление картосхемы Брянской области» | 1 | |
Население- 2 ч. |
32. | 1. | | | Население и города | 1 | |
33. | 2. | | | Краеведческий практикум № 13 «Население» | 1 | |
Современная Брянщина – 2 ч |
34. | 1. | | | Итоговая аттестация | 1 | |
35. | 2. | | | Современная Брянщина. Обобщение | 1 | |