СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

География фгос ооо

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

рп

Просмотр содержимого документа
«География фгос ооо»

Комитет Администрации Заринского района по образованию и делам молодежи

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Новодраченинская средняя общеобразовательная школа»

Заринского района Алтайского края


Согласовано

Заместитель директора по УВР

МКОУ «Новодраченинская сош»

_________ О.В. Доблер

28 августа 2020 г.

Утверждаю

Директор МКОУ «Новодраченинская сош»

___________ А.Е. Гавшин

Приказ № 133

от 31 августа 2020 г




Рабочая программа по географии

по общеобразовательной программе основного общего образования

для учащихся 8 класса на 2020-2021 учебный год

срок реализации 1 год



Разработана на основе авторских программ основного общего образования по географии. 5-9 классы. Авторы И.И. Баринова, В.П. Дронов, И.В. Душина, В.И. Сиротин Рабочие программы. География. 5-9 классы. Учебно-методическое пособие/ сост. С.В. Курчина.- 4 издание, стереотип. Москва Издательство «Дрофа» 2015 г.





Разработал

учитель географии и биологии

высшей квалификационной категории

Гавшин А.Е.






Новодраченино

2020

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе:

  1. На основе авторских программ основного общего образования по географии. 5-9 классы. Авторы И.И. Баринова, В.П. Дронов, И.В. Душина, В.И. Сиротин Рабочие программы. География. 5-9 классы. Учебно-методическое пособие/ сост. С.В. Курчина.- 4 издание, стереотип. Москва Издательство «Дрофа» 2015 г.

  2. Примерная программа основного общего образования по географии (ФГОС) [Электронный ресурс]: Российское образование. Федеральный портал – Режим доступа http://window.edu.ru, свободный;

  3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования от 2004 г [Электронный ресурс]: Российское образование. Федеральный портал – Режим доступа http://window.edu.ru, свободный;

  4. География России. 8–9 классы. Методическое пособие (И. И. Баринова, В. Я. Ром) М. Дрофа 2009 [Электронный ресурс] сайт издательства Дрофа – Режим доступа www.drofa.ru/for-users/teacher/vertical/metod5-9/, свободный.

Общая характеристика учебного предмета:

Курс «География России» занимает центральное место в системе школьной географии. Особая его роль определяется тем, что помимо научно-ознакомительных функций он сильнейшим образом влияет на становление мировоззрения и личностных качеств учащихся. Курс «География России» завершает блок основного общего образования в средней школе.

Г л а в н ы е ц е л и данного курса — формирование целостного представления об особенностях природы нашей Родины, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и культуре своей страны и населяющих ее народов, выработка умений и навыков адаптации и социально-ответственного поведения в российском пространстве, развитие географического мышления.

О с н о в н ы е з а д а ч и курса — формирование географического образа своей страны, представления о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового (глобального) географического пространства; показать практическое значение изучения взаимосвязей всех явлений и процессов в нашей стране, а также географических аспектов важнейших социально-экономических проблем России и ее регионов; формирование необходимых практических умений и навыков самостоятельной работы с различными источниками географической информации; создание образа своего родного края.

Формы и методы работы:

Основными формами организации учебного процесса в курсе географии 5 класса являются урок, экскурсии и наблюдения в природе, а также домашняя работа.

Типы уроков: комбинированный, урок изучения нового материала, итоговый и обобщающий уроки, урок-практикум, проектно-исследовательский урок.

Описание места учебного предмета:

На изучение географии в 8 классе отводится 70 часов, т. е. 2 часа в неделю.

Учебник продолжает классическую линию учебников, выпускаемых издательством «Дрофа».

Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса:

  • осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях( житель планеты земля, гражданин Российской Федерации, житель своего региона);

  • осознание выдающейся роли и места России как части мирового географического пространства;

  • осознание единства географического пространства России как среды обитания всех населяющих ее народов, определяющих общность их исторических судеб;

  • осознание целостности географической среды во взаимосвязи природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

  • осознание значимости и общности глобальных проблем человечества и готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современности.

Предметные результаты освоения учебного предмета

Учащийся должен уметь:

  • называть различные источники географической инфор­мации и методы получения географической информации;

  • определять географическое положение России;

  • показывать пограничные государства, моря, омывающие Россию;

  • определять поясное время;

  • называть и показывать крупные равнины и горы;

  • выяснять с помощью карт соответствие их платформен­ным и складчатым областям;

  • показывать на карте и называть наиболее крупные место­рождения полезных ископаемых;

  • объяснять закономерности их размещения;

  • приводить примеры влияния рельефа на условия жизни людей, изменений рельефа под влиянием внешних и внут­ренних процессов;

  • делать описания отдельных форм рельефа по картам;

  • называть факторы, влияющие на формирование климата России;

  • определять характерные особенности климата России;

  • иметь представление об изменениях погоды под влиянием циклонов и антициклонов;

  • давать описания климата отдельных территорий;

  • с помощью карт определять температуру, количество осадков, атмосферное давление, количество суммарной ра­диации и т. д.;

  • приводить примеры влияния климата на хозяйственную деятельность человека и условия жизни;

  • называть и показывать крупнейшие реки, озера;

  • используя карту, давать характеристику отдельных вод­ных объектов;

  • оценивать водные ресурсы;

  • называть факторы почвообразования;

  • используя карту, называть типы почв и их свойства;

  • объяснять разнообразие растительных сообществ на тер­ритории России, приводить примеры;

  • объяснять видовое разнообразие животного мира;

  • называть меры по охране растений и животных;

  • показывать на карте основные природные зоны России, называть их;

  • приводить примеры наиболее характерных представите­лей растительного и животного мира;

  • объяснять причины зонального и азонального распо­ложения ландшафтов;

  • показывать на карте крупные природно-территориальные комплексы России;

  • приводить примеры взаимосвязей природных компонен­тов в природном комплексе;

  • показывать на карте крупные природные районы России;

  • называть и показывать на карте географические объекты (горы, равнины, реки, озера);

  • давать комплексную физико-географическую характе­ристику объектов;

  • отбирать объекты, определяющие географический образ данной территории;

  • оценивать природные условия и природные ресурсы тер­ритории с точки зрения условий труда и быта, влияния на обычаи и традиции людей;

  • приводить примеры рационального и нерационального использования природных ресурсов регионов;

  • выделять экологические проблемы природных регионов;

  • объяснять влияние природных условий на жизнь, здо­ровье и хозяйственную деятельность людей;

  • объяснять изменение природы под влиянием деятельнос­ти человека;

  • объяснять значение географической науки в изучении и преобразовании природы, приводить соответствующие примеры.



Содержание программы

ЧТО ИЗУЧАЕТ ФИЗИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ РОССИИ (1 ч)

Что изучает физическая география России. Зачем следует изучать географию своей страны? Знакомство с учебником, атласом.

НАША РОДИНА НА КАРТЕ МИРА (6 ч)

Географическое положение России. Россия — самое большое государство мира. Крайние точки России. Границы России. Особенности географического положения России.

Моря, омывающие берега России. Физико-географиче­ская характеристика морей. Ресурсы морей. Экологические проблемы морей.

Россия на карте часовых поясов. Местное время. Часовые пояса на территории России. Реформа системы исчисления времени в России.

Как осваивали и изучали территорию России. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. Походы рус­ских в Западную Сибирь. Географические открытия XVI — начала XVII в. Открытия нового времени (середина XVII— XVIII в.). Открытия XVIII в. Исследования XIX—XX вв.

Современное административно-территориальное устрой­ство России. Федеральные округа и их столицы. Субъекты Федерации: края, области, города федерального подчине­ния; национально-территориальные образования.

Практические работы. 1. Характеристика географического положения России. 2. Определение поясного времени для различных пунктов России.

Дискуссия. Тема «Огромные пространства России: благо или помеха в развитии страны?»

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

называть различные источники географической инфор­мации и методы получения географической информации;

определять географическое положение России;

показывать пограничные государства, моря, омывающие Россию;

определять поясное время.

Раздел I. Особенности природы и природные ресурсы России (18 ч)

РЕЛЬЕФ, ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ И МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ (4 ч)

Особенности рельефа России. Крупные формы релье­фа России и их размещение.

Геологическое строение территории России. Строение литосферы. Основные этапы геологической истории форми­рования земной коры. Тектонические структуры нашей страны. Связь основных форм рельефа со строением литосферы.

Минеральные ресурсы России. Распространение полез­ных ископаемых. Минерально-сырьевая база России. Эколо­гические проблемы, связанные с добычей полезных ископае­мых.

Развитие форм рельефа. Процессы, формирующие рельеф. Древнее оледенение на территории России. Деятельность текучих вод. Деятельность ветра. Деятельность человека. Стихийные природные явления, происходящие в литосфере. Геологическое строение, рельеф и минеральные ресурсы родного края.

Практические работы. 3. Объяснение зависимости располо­жения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры.

КЛИМАТ И КЛИМАТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ (4 ч)

От чего зависит климат нашей страны. Климатооб­разующие факторы, определяющие климат России. Влияние географического положения на климат. Циркуляция воздушных масс. Циклоны и антициклоны. Изменение погоды под влиянием циклонов и антициклонов. Влияние подсти­лающей поверхности.

Распределение тепла и влаги на территории России.

Распределение тепла на территории нашей страны. Распре­деление осадков на территории нашей страны.

Разнообразие климата России. Типы климатов России: арктический, субарктический; умеренно континентальный, континентальный, резко континентальный, муссонный кли­мат умеренного пояса. Определение по синоптической карте особенностей погоды для разных пунктов. Составление прогноза погоды.

Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы. Влияние климата на жизнь и деятельность человека. Агроклиматические ресурсы. Благоприятные климати­ческие условия. Неблагоприятные климатические явления. Климат родного края.

Практические работы. 4. Определение по картам закономер­ностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков на территории страны. 5. Оценка основных климатических по­казателей одного из регионов страны.

ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ И ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ (3 ч)

Разнообразие внутренних вод России. Значение вну­тренних вод для человека. Зависимость рек от рельефа. Вличние климата на реки. Стихийные явления, связанные с реками.

Озера, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота. Крупнейшие озера России. Происхождение озерных котловин. Верховые и низинные болота. Важность со­хранения водно-болотных угодий. Роль подземных вод в природе и жизни человека. Виды подземных вод. Границы распространения многолетней мерзлоты в России, причины ее образования. Особенности освоения территорий с много­летней мерзлотой.

Водные ресурсы. Роль воды в жизни человека. Водные ресурсы. Влияние деятельности человека на водные ресурсы и меры по их охране и восстановлению. Стихийные явления, связанные с водой.

Дискуссия. Тема «Вода – уникальный ресурс, который нечем заменить…»

Почвы и почвенные ресурсы (3ч)

Образование почв и их разнообразие. Образования почв. Основные свойства почв. Разнообразие почв.

Закономерности распространения почв. Типы почв Рос­сии: арктические, тундрово-глеевые, подзолистые, дерново­-подзолистые, серые лесные, черноземы, темно-каштановые, каштановые, светло-каштановые.

Почвенные ресурсы России. Значение почвы для жизни и деятельности человека. От чего нужно охранять почву? Роль мелиораций в повышении плодородия почв. Охрана почв. Почвы родного края.

Практические работы. 6. Выявление условий почвообразова­ния основных типов почв (количество тепла, влаги, рельеф, растительность). Оценка их плодородия.


РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ЖИВОТНЫЙ МИР.

БИОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ (4 ч)

Растительный и животный мир России. Раститель­ный и животный мир. Основные типы растительности Рос­сии. Разнообразие животного мира России.

Биологические ресурсы. Особо охраняемые природные территории (ООПТ). Роль живых организмов в жизни Земли. Роль растительного и животного мира в жизни человека. Заповедники и национальные парки России. Растительный и животный мир родного края.

Природно-ресурсный потенциал России. Природные условия России. Природные ресурсы. Особенности размеще­ния природных ресурсов.

Практические работы. 7. Составление прогноза изменений растительного и животного мира при изменении других компонентов природного комплекса. 8. Определение роли ООПТ в сохранении природы России.

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

называть и показывать крупные равнины и горы;

выяснять с помощью карт соответствие их платформен­ным и складчатым областям;

показывать на карте и называть наиболее крупные место­рождения полезных ископаемых;

объяснять закономерности их размещения;

приводить примеры влияния рельефа на условия жизни людей, изменений рельефа под влиянием внешних и внут­ренних процессов;

делать описания отдельных форм рельефа по картам;

называть факторы, влияющие на формирование климата России;

определять характерные особенности климата России; иметь представление об изменениях погоды под влиянием циклонов и антициклонов;

давать описания климата отдельных территорий;

с помощью карт определять температуру, количество осадков, атмосферное давление, количество суммарной ра­диации и т. д.;

приводить примеры влияния климата на хозяйственную деятельность человека и условия жизни;

называть и показывать крупнейшие реки, озера;

используя карту, давать характеристику отдельных вод­ных объектов;

оценивать водные ресурсы;

называть факторы почвообразования;

используя карту, называть типы почв и их свойства; объяснять разнообразие растительных сообществ на тер­ритории России, приводить примеры;

объяснять видовое разнообразие животного мира;

называть меры по охране растений и животных.

Раздел II. Природные комплексы России (36 ч)

ПРИРОДНОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ (6 ч)

Разнообразие природных комплексов России. Разно­образие природных территориальных комплексов (ПТК). Физико-географическое районирование. ПТК природные и антропогенные.

Моря как крупные природные комплексы. Особенности природных комплексов морей на примере Белого моря. Ре­сурсы морей.

Природные зоны России. Природная зональность. При­родные зоны нашей Родины: арктические пустыни, тундра, лесотундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, лесостепи, степи, полупустыни и пустыни.

Высотная поясность. Влияние гор на другие компоненты природы и человека. Высотная поясность. Зависимость «на­бора» высотных поясов от географического положения и вы­соты гор.

Практические работы. 9. Сравнительная характеристика двух природных зон России (по выбору). 10. Объяснение принципов выделения крупных природных регионов на тер­ритории России.

ПРИРОДА РЕГИОНОВ РОССИИ (30 ч)

Восточно-Европейская (Русская) равнина. Особен­ности географического положения. История освоения. Осо­бенности природы Русской равнины. Природные комплексы Восточно-Европейской равнины. Памятники природы рав­нины. Природные ресурсы равнины и проблемы их раци­онального использования.

Кавказ — самые высокие горы России. Географическое положение. Рельеф, геологическое строение и полезные ис­копаемые Кавказа. Особенности природы высокогорий. Природные комплексы Северного Кавказа. Природные ре­сурсы. Население Северного Кавказа.

Урал — «каменный пояс Русской земли». Особенности географического положения, история освоения. Природные ресурсы. Своеобразие природы Урала. Природные уникумы. Экологические проблемы Урала.


Западно-Сибирская равнина. Особенности географиче­ского положения. Особенности природы Западно-Сибирской равнины. Природные зоны Западно-Сибирской равнины. Природные ресурсы равнины и условия их освоения.

Восточная Сибирь: величие и суровость природы. Осо­бенности географического положения. История освоения Восточной Сибири. Особенности природы Восточной Сиби­ри. Климат. Природные районы Восточной Сибири. Жемчу­жина Сибири — Байкал. Природные ресурсы Восточной Си­бири и проблемы их освоения.

Дальний Восток — край контрастов. Особенности гео­графического положения. История освоения. Особенности природы Дальнего Востока. Природные комплексы Дальне­го Востока. Природные уникумы. Природные ресурсы Даль­него Востока, освоение их человеком.

Практические работы. 11. Оценка природных условий и ре­сурсов одного из регионов России. Прогнозирование измене­ний природы в результате хозяйственной деятельности. 12. Характеристика взаимодействия природы и общества на примере одного из природных регионов.

Творческие работы. • Разработка туристических маршрутов по Русской равнине: по памятникам природы; по националь­ным паркам; по рекам и озерам. • Подготовка презентации о природных уникумах Северного Кавказа. • Разработка ту­ристических маршрутов по разным частям Урала: Северно­му, Среднему, Южному.

Дискуссии. Темы: «Что мешает освоению природных богатств Западно-Сибирской равнины?»; «Докажите спра­ведливость слов М. В. Ломоносова “Российское могущество прирастать Сибирью будет...”».

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

показывать на карте основные природные зоны России, называть их;

приводить примеры наиболее характерных представите­лей растительного и животного мира;

объяснять причины зонального и азонального распо­ложения ландшафтов;

показывать на карте крупные природно-территориальные комплексы России;

приводить примеры взаимосвязей природных компонен­тов в природном комплексе;

показывать на карте крупные природные районы России;

называть и показывать на карте географические объекты (горы, равнины, реки, озера);

давать комплексную физико-географическую характе­ристику объектов;

отбирать объекты, определяющие географический образ данной территории;

оценивать природные условия и природные ресурсы тер­ритории с точки зрения условий труда и быта, влияния на обычаи и традиции людей;

приводить примеры рационального и нерационального использования природных ресурсов регионов;

выделять экологические проблемы природных регионов.

Раздел III. Человек и природа (б ч)

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. Благоприятные условия для жизни и деятельнос­ти людей. Освоение территорий с экстремальными условия­ми. Стихийные природные явления и их причины. Геогра­фия стихийных явлений. Меры борьбы со стихийными при­родными явлениями.

Воздействие человека на природу. Общественные потреб­ности, удовлетворяемые за счет природы. Влияние деятель­ности человека на природные комплексы. Антропогенные ландшафты.

Рациональное природопользование. Охрана природы. Значение географического прогноза.

Россия на экологической карте. Источники экологичес­кой опасности. Контроль за состоянием природной среды.

Экология и здоровье человека. Уровень здоровья людей. Ландшафты как фактор здоровья.

География для природы и общества. История взаимоот­ношений между человеком и географической средой. Науч­но-техническая революция: благо или причины экологи­ческого кризиса.

Практические работы. 13. Сравнительная характеристика природных условий и ресурсов двух регионов России. 14. Со­ставление карты «Природные уникумы России» (по жела­нию). 15. Характеристика экологического состояния одного из регионов России.

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

объяснять влияние природных условий на жизнь, здо­ровье и хозяйственную деятельность людей;

объяснять изменение природы под влиянием деятельнос­ти человека;

объяснять значение географической науки в изучении и преобразовании природы, приводить соответствующие примеры.


Метапредметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

ставить учебные задачи;

вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи;

выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи;

планировать и корректировать свою деятельность в соот­ветствии с ее целями, задачами и условиями;

оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями;

классифицировать информацию в соответствии с выбран­ными признаками;

сравнивать объекты по главным и второстепенным при­знакам;

систематизировать информацию;

структурировать информацию;

формулировать проблемные вопросы, искать пути реше­ния проблемной ситуации;

владеть навыками анализа и синтеза;

искать и отбирать необходимые источники информа­ции;

использовать информационно-коммуникационные тех­нологии на уровне общего пользования, включая поиск, по­строение и передачу информации, презентацию выполнен­ных работ на основе умений безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий и сети Интернет;

представлять информацию в различных формах (пись­менной и устной) и видах;

работать с текстом и внетекстовыми компонентами: сос­тавлять тезисный план, выводы, конспект, тезисы выступ­ления, переводить информацию из одного вида в другой (текст в таблицу, карту в текст и т. п.);

использовать различные виды моделирования, исходя из учебной задачи;

создавать собственную информацию и представлять ее в соответствии с учебными задачами;

составлять рецензии, аннотации;

выступать перед аудиторией, придерживаясь определен­ного стиля при выступлении;

вести дискуссию, диалог;

находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.


Личностные результаты обучения

Учащийся должен обладать:

российской гражданской идентичностью: патриотизмом, уважением к Отечеству, прошлому и настоящему многона­ционального народа России; осознанием своей этнической принадлежности, знанием истории, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоением гуманистических, демократиче­ских и традиционных ценностей многонационального рос­сийского общества; чувством ответственности и долга перед Родиной;

ответственным отношением к учению, готовностью и спо­собностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории об­разования;

целостным мировоззрением, соответствующим совре­менному уровню развития науки и общественной практики;

гражданской позицией к ценностям народов России, го­товностью и способностью вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

коммуникативной компетентностью в общении и со­трудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общест­венно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

пониманием ценности здорового и безопасного образа жизни, правилами индивидуального и коллективного без­опасного поведения в чрезвычайных ситуациях;

основами экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления.

При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применением следующих педагогических технологий обучения:

  • проблемного обучения,

  • технологии развития критического мышления через чтение и письмо,

  • ИКТ

Внеурочная деятельность по предмету предусматривается в форме индивидуально-групповых занятий.

В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, топографические и географические диктанты, работы с контурными картами. Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.

Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:

Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.

Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.

Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ .

Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал).

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ГЕОГРАФИЯ. ПРИРОДА РОССИИ. 8 КЛАСС

(2 ч в неделю, всего 70 ч, из них 2 ч резерва)

Дата

Наименование темы

Кол-во часов

Примечание

Что изучает физическая география России (1 ч)


Что изучает физическая география России

1


Наша Родина на карте мира (6 ч)


Географическое положение России. Практическая работа №1 Характеристика географического положения России

1



Моря омывающие берега России.

1



Россия на карте часовых поясов. Практическая работа №2 Определение поясного времени для различных пунктов России

1



Как осваивали и изучали территорию России

1



Современное административно-территориальное устройство России

1



Обобщение знаний по теме «Наша Родина на карте мира»

1


Раздел 1. Особенности природы и природные ресурсы России (18 ч)

Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы (4 ч)


Особенности рельефа России

1



Геологическое строение территории России

1



Минеральные ресурсы России

1



Развитие форм рельефа

1


Климат и климатические ресурсы (4 ч)


От чего зависит климат нашей страны

1



Распределение тепла и влаги на территории России. Разнообразие климата России. Практическая работа №4 Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков на территории страны.

2



Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы. Практическая работа №5. Оценка основных климатических показателей Алтайского края

1


Внутренние воды и водные ресурсы (3 ч)


Разнообразие внутренних вод России

1



Озера, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота

1



Водные ресурсы. Роль воды в жизни человека

1


Почвы и почвенные ресурсы (3 ч)


Образование почв и их разнообразие

1



Закономерности распространения почв. Практическая работа №6 Выявление условий почвообразования основных типов почв (количества тепла, влаги, рельеф, растительность). Оценка их плодородия

1



Почвенные ресурсы России

1


Растительный и животный мир. Биологические ресурсы (4 ч)


Растительный и животный мир России. Практическая работа №7 Составление прогноза изменений растительного и животного мира при изменении других компонентов природного комплекса

1



Биологические ресурсы. Особо охраняемые природные территории (ООПТ). Практическая работа №8 Определение роли ООПТ в сохранении природы России

1



Природно-ресурсный потенциал России

1



Обобщение знаний по разделу «Особенности природы и природные ресурсы России»

1


Природные комплексы России (36 ч)

Природное районирование (6 ч)


Разнообразие природных комплексов России

1



Моря как крупные природные комплексы

1



Природные зоны России

1



Разнообразие лесов России

1



Безлесные зоны на юге России. Практическая работа №9 Сравнительная характеристика двух природных зон России. Практическая работа №10 Объяснение принципов выделения крупных природных регионов на территории России

1



Высотная поясность

1


Природа регионов России (30 ч)


Восточно-Европейская (Русская) равнина

1



Особенности географического положения. История освоения Русской равнины

1



Особенности природы Русской равнины

1



Природные комплексы Восточно-Европейской равнины

1



Памятники природы Русской равнины

1



Природные ресурсы Русской равнины и проблемы их рационального использования

1



Кавказ- самые высокие горы России. Географическое положение

1



Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Кавказа

1



Особенности природы высокогорий Кавказа

1



Природные комплексы Северного Кавказа

1



Природные ресурсы. Население Северного Кавказа

1



Урал – «каменный пояс Русской земли». Особенности географического положения, история освоения

1



Природные ресурсы Урала

1



Своеобразие природы Урала

1



Природные уникумы Урала

1



Экологические проблемы Урала

1



Западно-Сибирская равнина. Особенности географического положения

1



Особенности природы Западно-Сибирской равнины

1



Природные зоны Западно-Сибирской равнины

1



Природные ресурсы Западно-Сибирской равнины и условия их освоения

1



Восточная Сибирь: величие и суровость природы. Особенности географического положения

1



История освоения Восточной Сибири

1



Особенности природы Восточной Сибири. Климат

1



Природные районы Восточной Сибири

1



Жемчужина Сибири - Байкал

1



Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения

1



Дальний Восток – край контрастов. Особенности географического положения. История освоения

1



Особенности природы Дальнего Востока

1



Природные комплексы Дальнего Востока. Природные уникумы

1



Природные ресурсы Дальнего Востока, освоение их человеком

1



Обобщение знаний по разделу «Природные комплексы России». Практическая работа №11 Оценка природных условий и ресурсов Алтайского края. Практическая работа №12 Характеристика взаимодействия природы и общества Алтайского края

1


Раздел 3. Человек и природа (6 ч)


Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. Практическая работа №13 Сравнительная характеристика природных условий и ресурсов двух регионов России

1



Воздействие человека на природу

1



Рациональное природопользование. Практическая работа №14 Составление карты «Природные уникумы России»

1



Россия на экологической карте. Экология и здоровье человека. Практическая работа №15 Характеристика экологического состояния Алтайского края

1



География для природы и общества

1



Обобщение знаний по разделу «Человек и природа»

1


Резерв (3 ч)


Обобщение и контроль знаний по курсу География России. Природа

3


Перечень учебно-методического комплекта и материально-технического обеспечения образовательного процесса:

  • Учебник. Баринова И.И. География России. 8 кл. – М.: Дрофа, 2015.

  • Баринова И.И. География России. 8 кл .:Рабочая тетрадь.

  • Жижина Е.А. Универсальные поурочные разработки по географии: Природа России: 8 класс. – М.: ВАКО, 2009. – 352 с. – (В помощь школьному учителю).

  • Баринова И.И. География России. 8 кл: Рекомендации к планированию уроков по учебнику И.И. Бариновой «География России. Природа». – М.: Дрофа, 2012. – 112 с.

  • География. 8 кл.: атлас. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2010.

  • Контурные карты. География 8 класс.

  • Электронное приложение к учебнику.

Дополнительная литература:

1.В.Г. Чернова. География в таблицах и схемах. – СПб.: ООО «Виктория плюс», 2013. – 96 с.

2.Старкова О.В. Географический атлас для детей. Мир и человек / О.В. Старкова. – Москва: Издательство АСТ, 2015. – 80 с.: карты, ил.

3.Экзерцева Е.В. Кроссворды для школьников. География / Художники Н.В. Кирильчева, В.Н. Куров – Ярославль: «Академия развития», 1998. – 128 с., ил. (Серия: «Учиться надо весело»)

4.Контрольно-измерительные материалы. География: 8 класс / Сост. Е.А. Жижина. – М.: ВАКО, 2012. – 112 с. – (Контрольно-измерительные материалы).

5.Петрова Н.Н. Тесты по географии. 6-10 классы: Метод. Пособие. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 1998. – 128 с.

6.Воронин В.В. География Самарской области. – 2-е изд. – Самара: ГОУ СИПКРО, 2006. – 280 с.

7.Атлас мира. – М.:БЕЛЛСИ: Астрель: АСТ, 2009. – 80 с.: карты.

8.Колесник И.В. География России. 8 класс. – Саратов: Лицей, 2013. – 64 с.

9.Бенькович Т.М., Бенькович Д.Л. Опорные конспекты в обучении географии России: 8 кл.: Кн. Для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1997. – 127 с.

























ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ ПРОГРАММЫ

Дата

Тема

Причина