Комитет Администрации Заринского района по образованию и делам молодежи
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Новодраченинская средняя общеобразовательная школа»
Заринского района Алтайского края
Согласовано Заместитель директора по УВР МКОУ «Новодраченинская сош» _________ О.В. Доблер 28 августа 2020 г. | Утверждаю Директор МКОУ «Новодраченинская сош» ___________ А.Е. Гавшин Приказ № 133 от 31 августа 2020 г |
Рабочая программа по географии
по общеобразовательной программе основного общего образования
для учащихся 8 класса на 2020-2021 учебный год
срок реализации 1 год
Разработана на основе авторских программ основного общего образования по географии. 5-9 классы. Авторы И.И. Баринова, В.П. Дронов, И.В. Душина, В.И. Сиротин Рабочие программы. География. 5-9 классы. Учебно-методическое пособие/ сост. С.В. Курчина.- 4 издание, стереотип. Москва Издательство «Дрофа» 2015 г.
Разработал
учитель географии и биологии
высшей квалификационной категории
Гавшин А.Е.
Новодраченино
2020
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе:
На основе авторских программ основного общего образования по географии. 5-9 классы. Авторы И.И. Баринова, В.П. Дронов, И.В. Душина, В.И. Сиротин Рабочие программы. География. 5-9 классы. Учебно-методическое пособие/ сост. С.В. Курчина.- 4 издание, стереотип. Москва Издательство «Дрофа» 2015 г.
Примерная программа основного общего образования по географии (ФГОС) [Электронный ресурс]: Российское образование. Федеральный портал – Режим доступа http://window.edu.ru, свободный;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования от 2004 г [Электронный ресурс]: Российское образование. Федеральный портал – Режим доступа http://window.edu.ru, свободный;
География России. 8–9 классы. Методическое пособие (И. И. Баринова, В. Я. Ром) М. Дрофа 2009 [Электронный ресурс] сайт издательства Дрофа – Режим доступа www.drofa.ru/for-users/teacher/vertical/metod5-9/, свободный.
Общая характеристика учебного предмета:
Курс «География России» занимает центральное место в системе школьной географии. Особая его роль определяется тем, что помимо научно-ознакомительных функций он сильнейшим образом влияет на становление мировоззрения и личностных качеств учащихся. Курс «География России» завершает блок основного общего образования в средней школе.
Г л а в н ы е ц е л и данного курса — формирование целостного представления об особенностях природы нашей Родины, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и культуре своей страны и населяющих ее народов, выработка умений и навыков адаптации и социально-ответственного поведения в российском пространстве, развитие географического мышления.
О с н о в н ы е з а д а ч и курса — формирование географического образа своей страны, представления о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового (глобального) географического пространства; показать практическое значение изучения взаимосвязей всех явлений и процессов в нашей стране, а также географических аспектов важнейших социально-экономических проблем России и ее регионов; формирование необходимых практических умений и навыков самостоятельной работы с различными источниками географической информации; создание образа своего родного края.
Формы и методы работы:
Основными формами организации учебного процесса в курсе географии 5 класса являются урок, экскурсии и наблюдения в природе, а также домашняя работа.
Типы уроков: комбинированный, урок изучения нового материала, итоговый и обобщающий уроки, урок-практикум, проектно-исследовательский урок.
Описание места учебного предмета:
На изучение географии в 8 классе отводится 70 часов, т. е. 2 часа в неделю.
Учебник продолжает классическую линию учебников, выпускаемых издательством «Дрофа».
Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса:
осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях( житель планеты земля, гражданин Российской Федерации, житель своего региона);
осознание выдающейся роли и места России как части мирового географического пространства;
осознание единства географического пространства России как среды обитания всех населяющих ее народов, определяющих общность их исторических судеб;
осознание целостности географической среды во взаимосвязи природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
осознание значимости и общности глобальных проблем человечества и готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современности.
Предметные результаты освоения учебного предмета
Учащийся должен уметь:
называть различные источники географической информации и методы получения географической информации;
определять географическое положение России;
показывать пограничные государства, моря, омывающие Россию;
определять поясное время;
называть и показывать крупные равнины и горы;
выяснять с помощью карт соответствие их платформенным и складчатым областям;
показывать на карте и называть наиболее крупные месторождения полезных ископаемых;
объяснять закономерности их размещения;
приводить примеры влияния рельефа на условия жизни людей, изменений рельефа под влиянием внешних и внутренних процессов;
делать описания отдельных форм рельефа по картам;
называть факторы, влияющие на формирование климата России;
определять характерные особенности климата России;
иметь представление об изменениях погоды под влиянием циклонов и антициклонов;
давать описания климата отдельных территорий;
с помощью карт определять температуру, количество осадков, атмосферное давление, количество суммарной радиации и т. д.;
приводить примеры влияния климата на хозяйственную деятельность человека и условия жизни;
называть и показывать крупнейшие реки, озера;
используя карту, давать характеристику отдельных водных объектов;
оценивать водные ресурсы;
называть факторы почвообразования;
используя карту, называть типы почв и их свойства;
объяснять разнообразие растительных сообществ на территории России, приводить примеры;
объяснять видовое разнообразие животного мира;
называть меры по охране растений и животных;
показывать на карте основные природные зоны России, называть их;
приводить примеры наиболее характерных представителей растительного и животного мира;
объяснять причины зонального и азонального расположения ландшафтов;
показывать на карте крупные природно-территориальные комплексы России;
приводить примеры взаимосвязей природных компонентов в природном комплексе;
показывать на карте крупные природные районы России;
называть и показывать на карте географические объекты (горы, равнины, реки, озера);
давать комплексную физико-географическую характеристику объектов;
отбирать объекты, определяющие географический образ данной территории;
оценивать природные условия и природные ресурсы территории с точки зрения условий труда и быта, влияния на обычаи и традиции людей;
приводить примеры рационального и нерационального использования природных ресурсов регионов;
выделять экологические проблемы природных регионов;
объяснять влияние природных условий на жизнь, здоровье и хозяйственную деятельность людей;
объяснять изменение природы под влиянием деятельности человека;
объяснять значение географической науки в изучении и преобразовании природы, приводить соответствующие примеры.
Содержание программы
ЧТО ИЗУЧАЕТ ФИЗИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ РОССИИ (1 ч)
Что изучает физическая география России. Зачем следует изучать географию своей страны? Знакомство с учебником, атласом.
НАША РОДИНА НА КАРТЕ МИРА (6 ч)
Географическое положение России. Россия — самое большое государство мира. Крайние точки России. Границы России. Особенности географического положения России.
Моря, омывающие берега России. Физико-географическая характеристика морей. Ресурсы морей. Экологические проблемы морей.
Россия на карте часовых поясов. Местное время. Часовые пояса на территории России. Реформа системы исчисления времени в России.
Как осваивали и изучали территорию России. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. Походы русских в Западную Сибирь. Географические открытия XVI — начала XVII в. Открытия нового времени (середина XVII— XVIII в.). Открытия XVIII в. Исследования XIX—XX вв.
Современное административно-территориальное устройство России. Федеральные округа и их столицы. Субъекты Федерации: края, области, города федерального подчинения; национально-территориальные образования.
Практические работы. 1. Характеристика географического положения России. 2. Определение поясного времени для различных пунктов России.
Дискуссия. Тема «Огромные пространства России: благо или помеха в развитии страны?»
Предметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
называть различные источники географической информации и методы получения географической информации;
определять географическое положение России;
показывать пограничные государства, моря, омывающие Россию;
определять поясное время.
Раздел I. Особенности природы и природные ресурсы России (18 ч)
РЕЛЬЕФ, ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ И МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ (4 ч)
Особенности рельефа России. Крупные формы рельефа России и их размещение.
Геологическое строение территории России. Строение литосферы. Основные этапы геологической истории формирования земной коры. Тектонические структуры нашей страны. Связь основных форм рельефа со строением литосферы.
Минеральные ресурсы России. Распространение полезных ископаемых. Минерально-сырьевая база России. Экологические проблемы, связанные с добычей полезных ископаемых.
Развитие форм рельефа. Процессы, формирующие рельеф. Древнее оледенение на территории России. Деятельность текучих вод. Деятельность ветра. Деятельность человека. Стихийные природные явления, происходящие в литосфере. Геологическое строение, рельеф и минеральные ресурсы родного края.
Практические работы. 3. Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры.
КЛИМАТ И КЛИМАТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ (4 ч)
От чего зависит климат нашей страны. Климатообразующие факторы, определяющие климат России. Влияние географического положения на климат. Циркуляция воздушных масс. Циклоны и антициклоны. Изменение погоды под влиянием циклонов и антициклонов. Влияние подстилающей поверхности.
Распределение тепла и влаги на территории России.
Распределение тепла на территории нашей страны. Распределение осадков на территории нашей страны.
Разнообразие климата России. Типы климатов России: арктический, субарктический; умеренно континентальный, континентальный, резко континентальный, муссонный климат умеренного пояса. Определение по синоптической карте особенностей погоды для разных пунктов. Составление прогноза погоды.
Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы. Влияние климата на жизнь и деятельность человека. Агроклиматические ресурсы. Благоприятные климатические условия. Неблагоприятные климатические явления. Климат родного края.
Практические работы. 4. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков на территории страны. 5. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны.
ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ И ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ (3 ч)
Разнообразие внутренних вод России. Значение внутренних вод для человека. Зависимость рек от рельефа. Вличние климата на реки. Стихийные явления, связанные с реками.
Озера, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота. Крупнейшие озера России. Происхождение озерных котловин. Верховые и низинные болота. Важность сохранения водно-болотных угодий. Роль подземных вод в природе и жизни человека. Виды подземных вод. Границы распространения многолетней мерзлоты в России, причины ее образования. Особенности освоения территорий с многолетней мерзлотой.
Водные ресурсы. Роль воды в жизни человека. Водные ресурсы. Влияние деятельности человека на водные ресурсы и меры по их охране и восстановлению. Стихийные явления, связанные с водой.
Дискуссия. Тема «Вода – уникальный ресурс, который нечем заменить…»
Почвы и почвенные ресурсы (3ч)
Образование почв и их разнообразие. Образования почв. Основные свойства почв. Разнообразие почв.
Закономерности распространения почв. Типы почв России: арктические, тундрово-глеевые, подзолистые, дерново-подзолистые, серые лесные, черноземы, темно-каштановые, каштановые, светло-каштановые.
Почвенные ресурсы России. Значение почвы для жизни и деятельности человека. От чего нужно охранять почву? Роль мелиораций в повышении плодородия почв. Охрана почв. Почвы родного края.
Практические работы. 6. Выявление условий почвообразования основных типов почв (количество тепла, влаги, рельеф, растительность). Оценка их плодородия.
РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ЖИВОТНЫЙ МИР.
БИОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ (4 ч)
Растительный и животный мир России. Растительный и животный мир. Основные типы растительности России. Разнообразие животного мира России.
Биологические ресурсы. Особо охраняемые природные территории (ООПТ). Роль живых организмов в жизни Земли. Роль растительного и животного мира в жизни человека. Заповедники и национальные парки России. Растительный и животный мир родного края.
Природно-ресурсный потенциал России. Природные условия России. Природные ресурсы. Особенности размещения природных ресурсов.
Практические работы. 7. Составление прогноза изменений растительного и животного мира при изменении других компонентов природного комплекса. 8. Определение роли ООПТ в сохранении природы России.
Предметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
называть и показывать крупные равнины и горы;
выяснять с помощью карт соответствие их платформенным и складчатым областям;
показывать на карте и называть наиболее крупные месторождения полезных ископаемых;
объяснять закономерности их размещения;
приводить примеры влияния рельефа на условия жизни людей, изменений рельефа под влиянием внешних и внутренних процессов;
делать описания отдельных форм рельефа по картам;
называть факторы, влияющие на формирование климата России;
определять характерные особенности климата России; иметь представление об изменениях погоды под влиянием циклонов и антициклонов;
давать описания климата отдельных территорий;
с помощью карт определять температуру, количество осадков, атмосферное давление, количество суммарной радиации и т. д.;
приводить примеры влияния климата на хозяйственную деятельность человека и условия жизни;
называть и показывать крупнейшие реки, озера;
используя карту, давать характеристику отдельных водных объектов;
оценивать водные ресурсы;
называть факторы почвообразования;
используя карту, называть типы почв и их свойства; объяснять разнообразие растительных сообществ на территории России, приводить примеры;
объяснять видовое разнообразие животного мира;
называть меры по охране растений и животных.
Раздел II. Природные комплексы России (36 ч)
ПРИРОДНОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ (6 ч)
Разнообразие природных комплексов России. Разнообразие природных территориальных комплексов (ПТК). Физико-географическое районирование. ПТК природные и антропогенные.
Моря как крупные природные комплексы. Особенности природных комплексов морей на примере Белого моря. Ресурсы морей.
Природные зоны России. Природная зональность. Природные зоны нашей Родины: арктические пустыни, тундра, лесотундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, лесостепи, степи, полупустыни и пустыни.
Высотная поясность. Влияние гор на другие компоненты природы и человека. Высотная поясность. Зависимость «набора» высотных поясов от географического положения и высоты гор.
Практические работы. 9. Сравнительная характеристика двух природных зон России (по выбору). 10. Объяснение принципов выделения крупных природных регионов на территории России.
ПРИРОДА РЕГИОНОВ РОССИИ (30 ч)
Восточно-Европейская (Русская) равнина. Особенности географического положения. История освоения. Особенности природы Русской равнины. Природные комплексы Восточно-Европейской равнины. Памятники природы равнины. Природные ресурсы равнины и проблемы их рационального использования.
Кавказ — самые высокие горы России. Географическое положение. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Кавказа. Особенности природы высокогорий. Природные комплексы Северного Кавказа. Природные ресурсы. Население Северного Кавказа.
Урал — «каменный пояс Русской земли». Особенности географического положения, история освоения. Природные ресурсы. Своеобразие природы Урала. Природные уникумы. Экологические проблемы Урала.
Западно-Сибирская равнина. Особенности географического положения. Особенности природы Западно-Сибирской равнины. Природные зоны Западно-Сибирской равнины. Природные ресурсы равнины и условия их освоения.
Восточная Сибирь: величие и суровость природы. Особенности географического положения. История освоения Восточной Сибири. Особенности природы Восточной Сибири. Климат. Природные районы Восточной Сибири. Жемчужина Сибири — Байкал. Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения.
Дальний Восток — край контрастов. Особенности географического положения. История освоения. Особенности природы Дальнего Востока. Природные комплексы Дальнего Востока. Природные уникумы. Природные ресурсы Дальнего Востока, освоение их человеком.
Практические работы. 11. Оценка природных условий и ресурсов одного из регионов России. Прогнозирование изменений природы в результате хозяйственной деятельности. 12. Характеристика взаимодействия природы и общества на примере одного из природных регионов.
Творческие работы. • Разработка туристических маршрутов по Русской равнине: по памятникам природы; по национальным паркам; по рекам и озерам. • Подготовка презентации о природных уникумах Северного Кавказа. • Разработка туристических маршрутов по разным частям Урала: Северному, Среднему, Южному.
Дискуссии. Темы: «Что мешает освоению природных богатств Западно-Сибирской равнины?»; «Докажите справедливость слов М. В. Ломоносова “Российское могущество прирастать Сибирью будет...”».
Предметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
показывать на карте основные природные зоны России, называть их;
приводить примеры наиболее характерных представителей растительного и животного мира;
объяснять причины зонального и азонального расположения ландшафтов;
показывать на карте крупные природно-территориальные комплексы России;
приводить примеры взаимосвязей природных компонентов в природном комплексе;
показывать на карте крупные природные районы России;
называть и показывать на карте географические объекты (горы, равнины, реки, озера);
давать комплексную физико-географическую характеристику объектов;
отбирать объекты, определяющие географический образ данной территории;
оценивать природные условия и природные ресурсы территории с точки зрения условий труда и быта, влияния на обычаи и традиции людей;
приводить примеры рационального и нерационального использования природных ресурсов регионов;
выделять экологические проблемы природных регионов.
Раздел III. Человек и природа (б ч)
Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. Благоприятные условия для жизни и деятельности людей. Освоение территорий с экстремальными условиями. Стихийные природные явления и их причины. География стихийных явлений. Меры борьбы со стихийными природными явлениями.
Воздействие человека на природу. Общественные потребности, удовлетворяемые за счет природы. Влияние деятельности человека на природные комплексы. Антропогенные ландшафты.
Рациональное природопользование. Охрана природы. Значение географического прогноза.
Россия на экологической карте. Источники экологической опасности. Контроль за состоянием природной среды.
Экология и здоровье человека. Уровень здоровья людей. Ландшафты как фактор здоровья.
География для природы и общества. История взаимоотношений между человеком и географической средой. Научно-техническая революция: благо или причины экологического кризиса.
Практические работы. 13. Сравнительная характеристика природных условий и ресурсов двух регионов России. 14. Составление карты «Природные уникумы России» (по желанию). 15. Характеристика экологического состояния одного из регионов России.
Предметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
объяснять влияние природных условий на жизнь, здоровье и хозяйственную деятельность людей;
объяснять изменение природы под влиянием деятельности человека;
объяснять значение географической науки в изучении и преобразовании природы, приводить соответствующие примеры.
Метапредметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
ставить учебные задачи;
вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи;
выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи;
планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями;
оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями;
классифицировать информацию в соответствии с выбранными признаками;
сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам;
систематизировать информацию;
структурировать информацию;
формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации;
владеть навыками анализа и синтеза;
искать и отбирать необходимые источники информации;
использовать информационно-коммуникационные технологии на уровне общего пользования, включая поиск, построение и передачу информации, презентацию выполненных работ на основе умений безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий и сети Интернет;
представлять информацию в различных формах (письменной и устной) и видах;
работать с текстом и внетекстовыми компонентами: составлять тезисный план, выводы, конспект, тезисы выступления, переводить информацию из одного вида в другой (текст в таблицу, карту в текст и т. п.);
использовать различные виды моделирования, исходя из учебной задачи;
создавать собственную информацию и представлять ее в соответствии с учебными задачами;
составлять рецензии, аннотации;
выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении;
вести дискуссию, диалог;
находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.
Личностные результаты обучения
Учащийся должен обладать:
российской гражданской идентичностью: патриотизмом, уважением к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознанием своей этнической принадлежности, знанием истории, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоением гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; чувством ответственности и долга перед Родиной;
ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования;
целостным мировоззрением, соответствующим современному уровню развития науки и общественной практики;
гражданской позицией к ценностям народов России, готовностью и способностью вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
пониманием ценности здорового и безопасного образа жизни, правилами индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях;
основами экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления.
При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применением следующих педагогических технологий обучения:
проблемного обучения,
технологии развития критического мышления через чтение и письмо,
ИКТ
Внеурочная деятельность по предмету предусматривается в форме индивидуально-групповых занятий.
В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, топографические и географические диктанты, работы с контурными картами. Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.
Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:
Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.
Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.
Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ .
Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал).
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ГЕОГРАФИЯ. ПРИРОДА РОССИИ. 8 КЛАСС
(2 ч в неделю, всего 70 ч, из них 2 ч резерва)
Дата | Наименование темы | Кол-во часов | Примечание |
Что изучает физическая география России (1 ч) |
| Что изучает физическая география России | 1 | |
Наша Родина на карте мира (6 ч) |
| Географическое положение России. Практическая работа №1 Характеристика географического положения России | 1 | |
| Моря омывающие берега России. | 1 | |
| Россия на карте часовых поясов. Практическая работа №2 Определение поясного времени для различных пунктов России | 1 | |
| Как осваивали и изучали территорию России | 1 | |
| Современное административно-территориальное устройство России | 1 | |
| Обобщение знаний по теме «Наша Родина на карте мира» | 1 | |
Раздел 1. Особенности природы и природные ресурсы России (18 ч) |
Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы (4 ч) |
| Особенности рельефа России | 1 | |
| Геологическое строение территории России | 1 | |
| Минеральные ресурсы России | 1 | |
| Развитие форм рельефа | 1 | |
Климат и климатические ресурсы (4 ч) |
| От чего зависит климат нашей страны | 1 | |
| Распределение тепла и влаги на территории России. Разнообразие климата России. Практическая работа №4 Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков на территории страны. | 2 | |
| Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы. Практическая работа №5. Оценка основных климатических показателей Алтайского края | 1 | |
Внутренние воды и водные ресурсы (3 ч) |
| Разнообразие внутренних вод России | 1 | |
| Озера, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота | 1 | |
| Водные ресурсы. Роль воды в жизни человека | 1 | |
Почвы и почвенные ресурсы (3 ч) |
| Образование почв и их разнообразие | 1 | |
| Закономерности распространения почв. Практическая работа №6 Выявление условий почвообразования основных типов почв (количества тепла, влаги, рельеф, растительность). Оценка их плодородия | 1 | |
| Почвенные ресурсы России | 1 | |
Растительный и животный мир. Биологические ресурсы (4 ч) |
| Растительный и животный мир России. Практическая работа №7 Составление прогноза изменений растительного и животного мира при изменении других компонентов природного комплекса | 1 | |
| Биологические ресурсы. Особо охраняемые природные территории (ООПТ). Практическая работа №8 Определение роли ООПТ в сохранении природы России | 1 | |
| Природно-ресурсный потенциал России | 1 | |
| Обобщение знаний по разделу «Особенности природы и природные ресурсы России» | 1 | |
Природные комплексы России (36 ч) |
Природное районирование (6 ч) |
| Разнообразие природных комплексов России | 1 | |
| Моря как крупные природные комплексы | 1 | |
| Природные зоны России | 1 | |
| Разнообразие лесов России | 1 | |
| Безлесные зоны на юге России. Практическая работа №9 Сравнительная характеристика двух природных зон России. Практическая работа №10 Объяснение принципов выделения крупных природных регионов на территории России | 1 | |
| Высотная поясность | 1 | |
Природа регионов России (30 ч) |
| Восточно-Европейская (Русская) равнина | 1 | |
| Особенности географического положения. История освоения Русской равнины | 1 | |
| Особенности природы Русской равнины | 1 | |
| Природные комплексы Восточно-Европейской равнины | 1 | |
| Памятники природы Русской равнины | 1 | |
| Природные ресурсы Русской равнины и проблемы их рационального использования | 1 | |
| Кавказ- самые высокие горы России. Географическое положение | 1 | |
| Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Кавказа | 1 | |
| Особенности природы высокогорий Кавказа | 1 | |
| Природные комплексы Северного Кавказа | 1 | |
| Природные ресурсы. Население Северного Кавказа | 1 | |
| Урал – «каменный пояс Русской земли». Особенности географического положения, история освоения | 1 | |
| Природные ресурсы Урала | 1 | |
| Своеобразие природы Урала | 1 | |
| Природные уникумы Урала | 1 | |
| Экологические проблемы Урала | 1 | |
| Западно-Сибирская равнина. Особенности географического положения | 1 | |
| Особенности природы Западно-Сибирской равнины | 1 | |
| Природные зоны Западно-Сибирской равнины | 1 | |
| Природные ресурсы Западно-Сибирской равнины и условия их освоения | 1 | |
| Восточная Сибирь: величие и суровость природы. Особенности географического положения | 1 | |
| История освоения Восточной Сибири | 1 | |
| Особенности природы Восточной Сибири. Климат | 1 | |
| Природные районы Восточной Сибири | 1 | |
| Жемчужина Сибири - Байкал | 1 | |
| Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения | 1 | |
| Дальний Восток – край контрастов. Особенности географического положения. История освоения | 1 | |
| Особенности природы Дальнего Востока | 1 | |
| Природные комплексы Дальнего Востока. Природные уникумы | 1 | |
| Природные ресурсы Дальнего Востока, освоение их человеком | 1 | |
| Обобщение знаний по разделу «Природные комплексы России». Практическая работа №11 Оценка природных условий и ресурсов Алтайского края. Практическая работа №12 Характеристика взаимодействия природы и общества Алтайского края | 1 | |
Раздел 3. Человек и природа (6 ч) |
| Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. Практическая работа №13 Сравнительная характеристика природных условий и ресурсов двух регионов России | 1 | |
| Воздействие человека на природу | 1 | |
| Рациональное природопользование. Практическая работа №14 Составление карты «Природные уникумы России» | 1 | |
| Россия на экологической карте. Экология и здоровье человека. Практическая работа №15 Характеристика экологического состояния Алтайского края | 1 | |
| География для природы и общества | 1 | |
| Обобщение знаний по разделу «Человек и природа» | 1 | |
Резерв (3 ч) |
| Обобщение и контроль знаний по курсу География России. Природа | 3 | |
Перечень учебно-методического комплекта и материально-технического обеспечения образовательного процесса:
Учебник. Баринова И.И. География России. 8 кл. – М.: Дрофа, 2015.
Баринова И.И. География России. 8 кл .:Рабочая тетрадь.
Жижина Е.А. Универсальные поурочные разработки по географии: Природа России: 8 класс. – М.: ВАКО, 2009. – 352 с. – (В помощь школьному учителю).
Баринова И.И. География России. 8 кл: Рекомендации к планированию уроков по учебнику И.И. Бариновой «География России. Природа». – М.: Дрофа, 2012. – 112 с.
География. 8 кл.: атлас. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2010.
Контурные карты. География 8 класс.
Электронное приложение к учебнику.
Дополнительная литература:
1.В.Г. Чернова. География в таблицах и схемах. – СПб.: ООО «Виктория плюс», 2013. – 96 с.
2.Старкова О.В. Географический атлас для детей. Мир и человек / О.В. Старкова. – Москва: Издательство АСТ, 2015. – 80 с.: карты, ил.
3.Экзерцева Е.В. Кроссворды для школьников. География / Художники Н.В. Кирильчева, В.Н. Куров – Ярославль: «Академия развития», 1998. – 128 с., ил. (Серия: «Учиться надо весело»)
4.Контрольно-измерительные материалы. География: 8 класс / Сост. Е.А. Жижина. – М.: ВАКО, 2012. – 112 с. – (Контрольно-измерительные материалы).
5.Петрова Н.Н. Тесты по географии. 6-10 классы: Метод. Пособие. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 1998. – 128 с.
6.Воронин В.В. География Самарской области. – 2-е изд. – Самара: ГОУ СИПКРО, 2006. – 280 с.
7.Атлас мира. – М.:БЕЛЛСИ: Астрель: АСТ, 2009. – 80 с.: карты.
8.Колесник И.В. География России. 8 класс. – Саратов: Лицей, 2013. – 64 с.
9.Бенькович Т.М., Бенькович Д.Л. Опорные конспекты в обучении географии России: 8 кл.: Кн. Для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1997. – 127 с.
ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ ПРОГРАММЫ